Контрольная работа по русскому языку для 8 класса на тему Повторение изученного в конце года


Контрольная работа по русскому языку для учащихся 8 класса в рамках повторения изученного в конце года
А1. В каких словах буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
1) съязвил
2) якорь
3) жёлтый
4) бьют
А2. В каком слове количество звуков и букв не совпадают?
1) живется
2) чёрный
3) обезьяна
4) разъезд
А3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) и...бежать, ни…падающий, ра…веселый;
2) пр…забавный, пр…следовать, пр…рекание;
3) об…грать, раз…скать, за…скивающий;
4) в…южный, под…езжая, с…ёмка;
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Достав из кармана спички,
1) мой собеседник зажёг свечу;
2) продолжился рассказ моего собеседника;
3) свет свечи заполнил комнату;
4) мне пришлось долго искать свечку на полке;
А5. В каком предложении нужно поставить тире?
1) Прекрасное это символ морального добра.
2) Умение признавать ошибки свойственно далеко не всем.
3) Луч как бархат.
4) Жизнь прекрасна и удивительна!
А6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Изредка срывался ветер (…) и тогда листья летели шумным дождём, щекотали лицо.
1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
А7. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Извилистая тропинка (1) обогнула большой песчаный карьер (2) изборожденный следами шин и гусениц (3) и вывела на просторную плоскую луговину.
1) 1 – выделяется причастный оборот;
2) 2 – выделяется деепричастный оборот;
3) 2, 3 – выделяется причастный оборот;
4) 1, 3 – выделяется деепричастный оборот.
А8. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую.
1) Очень хорош и красив чистый сосновый бор.
2) Слышно было мерное дыхание спящих да треск горящих в костре сучьев.
3) Яркие вспышки возникали то сверху то внизу то справа то слева от меня.
4) В этой семье всегда любили не только кошек но и собак.
А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Деревенские избы мужиков тоже (1) разумеется (2) были срубами на диво. Даже колодец (3) к удивлению Чичикова (4) был сделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы и корабли.
1) 1, 2;
2) 3, 4;
3) 1, 3;
4) 1, 2, 3, 4.
Прочитайте текст и выполните задания части В и С.
В.1) Мать родилась в сибирской деревне. 2) С детства большой радостью стали для нее родные леса, поля и всё живое в них. 3) Сколько нужды и горя выпало на долю матери, потерявшей семерых взрослых детей! 4) И всё же глаза её оставались незамутненными до глубокой старости, свидетельствующими о душевной ясности, лицо свежим, свободным от морщин. 5) Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям. 6) Лицо матери, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к радости, к деянию добра. 7) Я был убежден, что мать обладала особым талантом доброты и обостренным ощущениям природы, которые она всё время бессознательно пыталась привить нам, детям. 8) Слова матери глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны души, оберегали нас от тысячи тысяч пагубных соблазнов, бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником. 9) Немало людей, дети, живут злобой, корыстью, завистью, - говорила она. – Не радуются ни весне, ни птичьему звону, и оттого глаза у них мутные, тусклые, а душа больная. 10) Слепцы они, а со слепого какой же спрос? 11) А как сделать, чтобы всем жить было радостно, она не знала. 12) И видела источник радости и исцеляющей силы в окружающей её природе. 13) Любовь к природе, радостное любование ею было заложено в ней от рождения, как в певчей птице. 14) Мать не представляла иной силы, способной так чудодейственно окрылять человеческую душу, и поражалась, как другие не понимают этого.
(По Е. Пермитину).
В1. Какая основная мысль звучит в тексте?
1) Необходимо беречь природу, заботиться о ней.
2) Природа дает силу человеку и окрыляет его душу.
3) По-настоящему наслаждаться природой можно только в лесу.
4) Чем дольше наслаждаешься окружающей природой, тем больше получаешь сил и энергии.
В2. Выпишите из третьего предложения однородные члены предложения.
В3. Выпишите из третьего предложения обособленное определение.
В4. Выпишите из шестого предложения сравнительный оборот.
В5. Выпишите из шестого предложения грамматическую основу.
В6. Среди 10-12 предложений укажите неполное предложение.
В7. Выпишите из седьмого предложения уточнение.

С. Напишите небольшое по объему сочинение – рассуждение (не менее 80 слов) на тему «Природа и внутренний мир человека», привлекая информацию из прочитанного текста. Выразите свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов.