Планирование факультативного курса От морали к закону

Понятие справедливости соединяет в себе правовые нормы и нравственные начала.
Для лучшего понимания права и его норм необходимо рассмотреть, что отличает право от норм морали и что их связывает. Между правом и моралью существует тесная связь, в морали право получает нравственную опору. И  право, и мораль опираются на справедливость как на меру и критерий своих норм.
Нормы морали предлагают идеал человеческого поведения, нравственную цель. Право не может оторваться от жизни, от экономических и культурных условий.
Право регулирует поступки людей. Мораль чистоту мыслей и чувств. Нормам права подчиняется все население. Исполнение норм права  обеспечивается государством, исполнение норм морали совестью.
Мораль и право поддерживают друг друга. Именно с точки зрения морали формируются  ценностные критерии правовой деятельности, право оценивается как справедливое или несправедливое.
Право, в конечном итоге, законодательное закрепление позитивных и негативных норм поведения. Нравственные начала закреплялись в праве: уважение личности, ниспровержение рабства, крепостничества, равноправие для всех. Правовая система требует известного смягчения в применении к жизни. В судебных решениях часто  отвлеченная правда закона смягчается действием милости  по отношению к конкретным случаям. Особенно ярко это проявляется в отношении несовершеннолетних.
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок может быть основан на праве. Но воспитание правового сознания должно начинаться с усвоения нравственных ценностей и норм в семье, школе, общении со  сверстниками. Усвоение норм морали и нравственности происходит, по существу, на всех уроках  школьной программы. Это, так называемое, обыденное правосознание. Задача учителя права или преподавателя элективных курсов по праву состоит в том, «чтобы поднять уровень обыденного сознания до теоретического, и затем в определенных случаях, посредством профильного обучения, ввести в сферу профессионального уровня». (Морозова С.А. Методика преподавания права в школе, М., 2004.)
Цели:
показать на основе работы с правовыми документами, что нормы морали и нравственности существуют в тесном единстве с нормами права;
правовая система требует смягчения в своем применении к жизни;
право в свою очередь также влияет на мораль, что делает жизнь общества более устойчивой;
донести до юных граждан, что профессия юриста – моральна.
Задача: формирование правосознания как совокупности представлений людей о праве с точки зрения морали, нравственности и законодательных актов.
Курс рассчитан на учащихся 9–11 классов, изучающих право и обществознание. Кроме того, он может быть использован для проведения факультативных занятий в 8 классе. Предполагаемый ЭК предусматривает различные формы занятий: учебные лекции, дискуссии, коллективное обсуждение вопросов, подготовка сообщений. Программа сориентирована на активную самостоятельную работу учащихся, что способствует формированию умений и навыков, необходимых для продолжения образования в вузах, а также для успешной адаптации в современном обществе. Курс рассчитан на 28 часов. Возможно провести курс за 14 часов, 17 часов. Занятия 1–7 можно использовать как самостоятельные по курсу: «Граждановедение. 7 кл.» или в качестве лабораторных занятий по курсу истории – 6, 7, 8 классы.
Содержание курса:
Занятие № 1. Мораль. Этика. Обычаи. Традиции. (2 часа)
Лекция знакомит с данными понятиями. Первые правила поведения – религиозные. Учащимся предлагается работа с Библейскими заповедями. На обсуждение выносится вопрос:»Почему сохранились обычаи?».
Домашнее задание: составить синквейн «Мораль».
Занятие № 2. От обычая к праву. (1 час)
Как возникло право. Первые законы древнейших государств мира. Общее и различное между понятиями. Учащиеся работают с фрагментами законов шумерского царя УР-ХАММУ, вавилонского царя ХАММУРАПИ, законами царя МАНУ.
Группа получает фрагменты документов и вопросы к ним:
1. Из какого закона ваш фрагмент? 2. Назовите страну, где действовал этот закон. 3. Дайте краткую характеристику наказаний. 4. Самый строгий закон. 5. Возможно ли говорить о нормах морали и нравственности в данных законах?
Домашнее задание: составить синквейн  «Закон».
Занятие  № 3. Первые письменные правила поведения на Руси и России. (3 часа)
Занятие рассчитано на 3 часа. Работа в группах с документами: «Поучения», «Домострой», «Юности честное зерцало». Учащиеся работают с вопросами к документам. С первого занятия собирается материал для написания эссе:  «Появление первых письменных правил поведения – прогресс или регресс?»
Домострой
Форма урока: лабараторно-практическое занятие.
Цель: составить картину русского быта, нравов, обычаев, характерных для XVI столетия.
Учащиеся по ходу чтения источника заполняют таблицу, либо обсуждение проходит устно.
Вопросы для анализа:
Результат работы

1. Каково место церкви в жизни русского человека?
 

2. Каковы взгляды на природу царской власти?
 

3. Педагогические взгляды авторов «Домостроя»
 

4. Семейные отношения
 

5. Отношение к слугам
 

6. Уровень хозяйства России
 

7. Православные обряды
 

Дополнительные вопросы:
1. Почему «Домострой»  является ценным историческим источником для изучения целой эпохи развития русского общества? 2. Что вы считаете актуальным до сегодняшнего дня? 3. В чем разница между современным понятием «домострой» и тем смыслом, который вкладывали в него наши предки?
«Поучения» Владимира Мономаха – первая попытка регламентировать отношения в обществе.
Цель:
Продолжить и закрепить навыки работы с документами.
Показать на примере документа, что Русь стремится к объединению на моральной основе.
Показать роль личности в истории на примере В.Мономаха.
Вопросы  для обсуждения:
Кому предназначал свое Поучение В.Мономах? Что дало ему право написать его?  Можно ли Поучение назвать исповедью? В это время в Киевской Руси определились представления о нравственном княжеском идеале с точки зрения христианских требований. Как раскрывает поучение этические обязанности князя: – долг перед отечеством – народом – своей дружиной – церковью – семьей – братьями-князьями
В.Мономах пишет свое завещание в молитвенном состоянии духа. Какими тремя добрыми делами избавляется человек от врагов и побеждает их. Найдите эти слова в тексте. Выделите княжеские и общечеловеческие характеристики  князя. Какие идеи Поучения актуальны сегодня? Определите жанр Поучения. Какое наставление могут написать ваши родители вам? Как вы считаете, плодотворен ли сегодняшний урок? Оставил ли он след в ваших сердцах? Выразите свое отношение к князю.
Юности честное зерцало
Цель: изменения правил и норм поведения в XVIII веке в ходе Петровских реформ.
Сравнение с «Домостроем» XVI века. Сходство и отличие. Учащиеся работают по вопросам, поставленных к документу?
Занятие № 4. Право древней Руси. (1 час)
Лекция. Работа с фрагментом документа «Русская правда»по вопросам:
Таблица: «Русская правда»
Выводы
Законы русские

1. В судебнике сохранились традиции родовой мести.
 

2. Юридически оформлено деление на свободных и несвободных
 

3. Среди свободного населения закрепляется социальное (правовое) неравенство
 

4. Законы запрещают частную собственность (какую)
 

5. В экономике Древней Руси преобладало сельское хозяйство (назовите занятия)
 

6 Феодальной вотчине противостоит сельская община
 

7. Выводы
 

Домашнее задание: выделить нормы морали в данном документе.
Занятие № 5.  Право русского централизованного государства. (1 час)
Краткий рассказ о «Судебниках», «Соборном уложении». Отличие их от «Русской правды». Нормы морали в данных документах. Учитывались ли обычаи и традиции в данных документах? Краткое знакомство с фрагментами «Соборного уложения».
Занятие № 6.  Право Российской империи. (2 часа)
Свод законов Российской империи(1832). Судебная реформа (1864). В качестве обсуждения предлагается вопрос:  «Присяжные заседатели «за» и «против»».
Домашнее задание: нормы морали в законах Российской империи.
Занятие № 7.  Обобщение материала по темам № 1–6. (1 час)
Составление смыслового плана: «Отражение норм морали в правовых документах» (Имеются в виду документы, рассмотренные на прошедших занятиях)
Занятие № 8.  Отражение норм морали в Конституции РФ. (2 часа)
Сообщение или лекция учителя о первых Конституциях страны и зарубежных стран. Большая часть занятия посвящена работе с документом. Возможно, уместно остановиться на главе № 2.Учащиеся должны осознавать, что Конституционные нормы закреплены в правовых документах, принятых в дальнейшем.
Домашнее задание: Какие статьи я бы добавил в основной закон страны?
Занятие № 9.  Отражение норм морали в УК РФ. (2 часа)
На занятии обратить внимание учащихся на статьи: 59, 6, 7, 14 раздел 7 УК РФ 37, 39, 41. Возможна дискуссия или обсуждение вопроса: «Цели наказаний?», «Деяния, не являющиеся преступлением», «Смертная казнь – «за» и «против»».
Домашнее задание: как проблема досуга влияет на преступления.
Занятие № 10.  Отражение норм морали в Семейном кодексе. (2 часа)
Нравственные основы семьи. Нужна ли сейчас семья современному человеку. Доверие или брачный контракт. Работа с документом. Кратко, используя ПОПС-формулу, выразить отношение к семье. Составить свой семейный кодекс.
Занятие № 11.   Отражение норм морали в трудовом праве. (2 часа)
Несовершеннолетние в системе правовых отношений. Работа с документом. Обратить внимание на статьи, касающиеся несовершеннолетних. Практическая работа по вопросам, составленных преподавателем. Используя знания, полученные на занятиях, составить трудовой договор на готовом бланке.
Занятие № 12.  Отражение норм морали в ГК РФ. (2 часа)
Понятие чести, достоинства, свободы. Работа с документом. Попытаться составить кластер по теме занятий ЭК. Выделить основные, с точки зрения учащихся, нормы морали и нравственности, отразить в схеме и далее указать соответствующие законы, где они нашли отражение. Возможно, каждый составит свой кластер. Далее их можно сравнить и вывести общую схему.
Занятие № 13.  Отражение норм морали в других правовых документах. (2 часа)
Лекция со «стопами». Составление тезисов.
Занятие № 14. Заключительное занятие. (1 час)
Заполнение анкеты: «Я». «ДЕЛО», «МЫ».
Домашнее задание: кратко изложить свои взгляды на данный курс
Анкета:
«Дело»
А. получил прочные знания Б.  Усвоил материал частично. В. Мало понял. Необходимо еще поработать.
«Я»: Как я работал, удовлетворен ли я своей работой?
А. Со всеми заданиями справился Б. Допустил ошибки В. Не справился.
«Мы»:  Как работала  группа?
А. Совместно разбирали задания. Б. Не все активно участвовали в обсуждении. В. Работа была неинтересная.
Мои пожелания учителю:
Занятие № 15. Презентация курса. (3 часа)
Литература:
1.  Детская библия. 2.  Суворова Н.Г. Основы правовых знаний: Методическое пособие, – М., 2004. 3.  Набатова Н.Г. Конспекты уроков для учителя истории 6–7 кл., – М., 2004. 4.  Конституция РФ. 5.  УК РФ 6.  Семейный кодекс. 7.  Трудовой кодекс. 8. Гражданский кодекс. 9. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе, – М., 2004.
Содержание
Количество часов и методов обучения


Лекции
Групповая работа
Рефлексия
Дискуссия
Контроль
Итого

1. Мораль,этика.
Обычаи.Традиции.
1
10 библейских
Заповедей.Вы-
Делить заповеди религионого содержания и светского.
Почему сохранились обычаи.
Связь между половицами и поговорками и обычаями.
Составить синквейн «Мораль»
2

2. От обычая к праву.

Записать цепочку исторических фактов,предществующих появлению государства и законов.
Работа с фрагментами древнейших законов:Законы царей Ур-Намму,Хаммурапи,Ману
Обычай и закон.Общее и различное.
Какой из трех законов наиболее строгий.
Составить синквейн: «Закон»
1

3. Первые письменные правила поведения в России.

«Поучения» Вл.Мономаха.
«Домострой»
«Юности честное зерцало».
Работа с данными документами в группах.
Закономерность появления письменных правил поведения.
Появление такого рода правил: прогресс или регресс. Эссе.
3

4.Право Древней Руси.
1
Работа с фрагментом «Русской правды» по вопросам.
Таблица,тезисы из прочитанного: что сказано о собственности,Договорах,Семье,Уголовных отношениях.
Нормы морали в данном документе. Тезисы.
1

5.Право русского
Централизованного гос-ва

Работа с фрагментами из
Документа:
«Соборное уложение»
Отличие «Русской правды» от «Судебников»
Нормы морали в данном документе. Тезисы.
1

6. Право Российской империи.
1

Присяжные заседатели.За и против.
Нормы морали в документах
Российской империи.Тезисы.
2

7. Отражение норм морали в правовых документах.
1


Обобщение материала занятий 1-6.по теме: «Отражение норм морали в правовых документах»
Смысловой план.
2

8.Отражение норм морали в Конституции РФ

Работа с документом.(Конституция РФ)

Какие статьи я бы добавил
В основной закон страны?
2

9.Отражение норм морали в УК РФ

Работа с документом(УК РФ)
Смертная казнь:за и против.
Эссе: «Проблема досуга и преступления»
2

10.Отражение норм морали в Семейном кодексе.

Работа с документом(Семейный кодекс)
ПОПС-формула:семья.
Мое отношение к браку.Тезисы.
2

11. Отражение норм морали в трудовом праве.

Несовершеннолетние в системе трудовых отношений.Практическая работа.
Работать или учиться?
Попытаться составить трудовой договор.
2

12. Отражение норм морали в ГК РФ.

Работа с документом(ГК РФ)

Составление кластера по теме: «Отражение норм морали в законах»
2

13. Отражение норм морали в других правовых документах.
1


В ходе лекций учащиеся составляют конспект или тезисный план.
2

14.Заключительное занятие.



Анкета:
«Я», «ДЕЛО», «МЫ».Мои пожелания учителю.

Сочинение : «Чем полезен данный курс?»

1


cђ Заголовок 315