Конспект урока литературного чтения 1 класс В.Бианки Первая охота


МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературного чтения в 1 классе
Тема урока
Произведения В.В.Бианки.
"Первая охота"
Урок подготовила и провела:
учитель начальных классов
Костелова М.В.
2016-2017 уч.годУМК «Школа России»
Тема урока: Произведения В.В. Бианки. "Первая охота"
Цель:
Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.
Задачи:
1. Познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки.
2. Развивать умение анализировать рассказ.
3. Совершенствовать умение находить выразительные средства языка.
4. Расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, пересказывать текст на основе опорных слов.
Универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные: формировать умение читать и отвечать на вопросы к тексту, умение вести наблюдение с целью изучения окружающего мира.
Коммуникативные: формировать умение выражать свои мысли, используя различные средства общения в соответствии с конкретной ситуацией.
Личностные: формировать действие нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.Регулятивные: формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Оборудование:
1. Портрет В.В. Бианки.(А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, К.И.Чуковского)
2. Выставка книг (произведения В.Бианки)
3. Компьютерная презентация.
Ход урока
I Мотивация к учебной деятельности
1.Прозвенел звонок
Начинается урок.
2. Настрой на учебную деятельность
- Ребята, давайте проверим, а готовы ли мы к уроку.
У. Руки?
Д. На месте!
У. Ноги?
Д. На месте!
У. Спина?
Д. Прямая!
У.Учебник?
Д. На парте.
- Молодцы. К уроку мы готовы.
- А как мы настраиваемся на урок?
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- И настроение у нас у всех? (показывают карточки – «индикатор» настроения), отличное, мы готовы к новым открытиям.
II Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.Актуализация знаний
Мы урок наш начинаем
Что учили – вспоминаем.
- С творчеством какого замечательного писателя мы познакомились на прошлом уроке? (К.И. Чуковский)
- Что интересного о Корнее Ивановиче Чуковском вы запомнили?
- Какие произведения Чуковского вы знаете? («Телефон», «Муха–Цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище» и другие.)
- А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в викторине по произведениям К.И.Чуковского. По картинке отгадайте, из какого произведения эти герои, а затем прочитайте отрывок из этого произведения. Задание понятно?
- Внимание на экран («Муха-цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Краденое солнце», «Айболит», «Путаница» - читают по ролям в учебнике)
- Молодцы, справились с заданием.
III Этап постановки проблемы
– Ребята, а давайте вспомним, с какими ещё писателями мы познакомились на уроках литературного чтения (узнаем их по фотографии).
- Внимание на экран. Это… (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, К.И.Чуковский)
- Какие произведения этих авторов мы читали?
- А это? (фото В.Бианки)
- А хотите узнать, как зовут этого писателя и познакомиться с его произведениями?
- Это, ребята, замечательный писатель, Виталий Валентинович Бианки.
- Как вы думаете, о ком и о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о писателе В.Бианки и его произведениях)
- Совершенно верно. Итак, тема урока «Произведения В.Бианки»
IV Построение проекта выхода из затруднения
- А теперь, ребята, давайте попробуем сформулировать цель урока: - познакомиться с творчеством В.Бианки, героями его произведений.
- Чему будем учиться? (выразительно читать, работать с текстом)
V Реализация построенного проекта
1) Знакомство с писателем и его творчеством.
Виталий Валентинович Бианки родился в г.Петербурге, его папа был учёным. В семье было три сына. В квартире, где жил Виталий Валентинович, был настоящий музей: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбками, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток. Папа учил Виталия узнавать птиц по виду, по голосу, учил разгадывать тайны зверей скрытые от человека. Интересные наблюдения писатель отразил в своих книгах.
- А вот о ком и чём писал Бианки, вы сейчас мне скажете сами.
- Внимание на экран. Назовите одним словом. (растения, животные)
- Итак, Бианки писал о растениях и животных. А в какую одну большую группу можно объединить все растения и животных? (природа)
- Правильно, Виталий Валентинович Бианки писал о природе.
2) Выставка книг
- Бианки написал около 300 книг.
Посмотрите, сколько замечательных книг (Выставка книг на доске).
Эти книги из нашей школьной библиотеки.
- Это «Синичкин календарь», «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Кто чем поёт?», «Хвосты», «Лис и мышонок», «Сказки о животных» и самая увлекательная его книга «Лесная газета» и многие-многие другие.
Физкультминутка для глаз
VI Включение в систему знаний и первичное закрепление
1 Работа по учебнику
- Ребята, а теперь давайте откроем учебники на с.98 и прочитаем о В.Бианки.
(читают самостоятельно)
- Так о чём писал Бианки в своих произведениях? (о родной природе, о жизни зверей и птиц, о деревьях и травах).
2)Знакомство с произведением В.Бианки «Первая охота»
- Ребята, на уроках чтения мы будем часто встречаться с героями произведений В.Бианки.
- А сейчас давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике.
- О ком мы будем сегодня читать? (о ящерице и щенке)
- Давайте прочитаем название рассказа («Первая охота»)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе?
3)Первичное восприятие текста
- Ребята, сейчас я вам прочитаю произведение «Первая охота», вы внимательно послушайте, а потом ответите на вопрос «Почему именно так автор назвал свой рассказ?»
- Задание понятно?
(чтение текста учителем)
- Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ?
- А как бы вы назвали этот рассказ? («Неудачная охота» и др.)
4)Словарная работа
- Ребята, когда, вы слушали рассказ, все ли слова вам были понятны?
- Как вы понимаете слово «ящерка»? (ящерица – пресмыкающееся, небольшое животное с удлинённым телом и длинным хвостом; тело покрыто мелкой роговой чешуёй)
- Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как они выглядят? Что вы о них знаете?
- А кто знает, какую особенность имеют ящерицы? (в минуту опасности, и чтобы сохранить себе жизнь, ящерица отбрасывает хвост)
- Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).
(подкрался, ухватился, извернулась)
«подкрался» - подошёл тихонько, незаметно
«извернулась»- ловко повернулась
- Все эти слова я нашла в словаре С.И. Ожегова (показ словаря). Это толковый словарь, который объясняет значение слов русского языка.
Физкультминутка (подвижная)
5)Вторичное восприятие текста
- Прочитайте самостоятельно текст ещё раз. Читайте внимательно, готовимся работать с текстом.
6)Работа с текстом (выборочное чтение)
- Что делала ящерка в начале рассказа? (1 предложение).
- Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (2 предложение).
- Как повела себя ящерка? (извернулась)
- Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделился и остался в зубах у щенка).
- Давайте прочитаем, как об этом сказано в тексте (3 предложение)
- Что сделал щенок, когда понял, что произошло? (4 предложение)
- А ящерка? (6 предложение)
- Как вы думаете, удачной ли была охота щенка на ящерку? (неудачной, щенок не догнал ящерку)
- Почему охота щенка была неудачной? (щенок охотился первый раз и не всё сделал правильно.)
- Какие действия щенка были правильными? (щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке. - А что произошло потом? (потом он резко прыгнул)
- Какое действие было неправильным? (неправильно было то, что щенок схватил ящерку за хвост)
- Как вы думаете, чего не хватило щенку, чтобы охота прошла удачно? (опыта, он охотился на ящерку в перый раз и не знал, что у неё отделяется хвост)
- Совершенно верно, ребята. И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений.
- Кто из героев рассказа вам больше всего понравился? Почему?
- А у кого дома есть маленький щенок?
- Как нужно относиться к животным? (заботиться, защищать)
- Чему учат произведения В.Бианки? (любить природу)
- А почему нужно любить природу? (Потому что природа – это наша Родина)
VII Рефлексия
- Ребята, наш урок подошёл к концу. Над какой темой мы сегодня работали? («Произведения В.Бианки»)
- С каким произведением познакомились? («Первая охота»)
- Чему учились на уроке? (выразительно читать, работать с текстом)
- Вам было интересно работать?
- Что-то новое для себя вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Хорошо. Поделитесь своими новыми знаниями и открытиями дома с родителями. Я думаю, им тоже будет интересно.
- Оцените каждый свою работу на уроке.
- Те ребята, которые довольны своей работой на уроке поднимите желтую сигнальную карточку; те, которые считают, что им нужно больше стараться – зеленую, а те ребята, которые считают, что они на уроке плохо работали - красную карточку.- Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.