Программа дополнительного образования Общая физическая подготовка

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Ярославский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Московский государственный университет путей сообщения»





УТВЕРЖДАЮ
УТВЕРЖДАЮ*


Заместитель директора филиала по СПО директор железнодорожного техникума

______________________ А.Х Сайфулин (подпись)
Руководитель структурного подразделения МГУПС (МИИТ) (должность и наименование подразделения по штатному расписанию или сокращенное наименование по уставу МГУПС (МИИТ)



__________ Инициалы, фамилия
подпись


"____" ____________ 201___ г..
"____" ________________ 20__ г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА



ОФП
(Общая физическая подготовка)







2014

Организация разработчик дополнительной общеобразовательной программы: Ярославский филиал МИИТ федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» (МГУПС (МИИТ)).

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, приказа Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", «Положение о дополнительном образовании студентов" в Ярославском филиале МИИТ и предназначена для осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программ для студентов Ярославского филиала МИИТ.




Разработчик дополнительной общеразвивающей программы:
Майкова Елена Александровна – руководитель физического воспитания _____________

Дополнительная общеразвивающая программа согласована:

Заместитель директора техникума
по учебно-производственной работе ______________ Н.В. Замурий

Руководитель физического воспитания ______________ Е.А. Майкова
«___»__________20___г.












© Ярославский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения»
С целью использования дополнительной общеобразовательной программы обращаться по телефону (4852) 44-19-23, 44-99-36, 49-56-69
СОДЕРЖАНИЕ

13 TOC \o "1-1" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc402426458" 141. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 13 PAGEREF _Toc402426458 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc402426459" 142. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 13 PAGEREF _Toc402426459 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc402426460" 143. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc402426460 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc402426461" 144. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 13 PAGEREF _Toc402426461 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc402426462" 145. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc402426462 \h 14121515
15
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вид образования
Дополнительное образование
Подвид дополнительного образования – дополнительное образование детей и взрослых (дополнительное образование студентов)
Под дополнительным образованием студентов понимается целенаправленный сущностно-мотивированный процесс обучения и воспитания, позволяющий студенту приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально.
Дополнительное образование студентов – это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, и является составной частью основной профессиональной образовательной программы по специальности.

Вид дополнительной образовательной программы
Дополнительная общеразвивающая программа (подвид дополнительных общеобразовательных программ).

Направленность программы
Направленность образовательных программ – это совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы (класса) образовательных программ. Направленность реализуемых дополнительных общеразвивающих программ определяется в сфере той или иной образовательной области или профессиональной деятельности. При этом предметно-тематическая или типодеятельностная образовательных запросов студентов находится за пределами федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Физкультурно-оздоровительная направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.
Профессионального и личностного самоопределения направлена на расширение и углубление знаний и умений в области изучаемых учебных дисциплин, а также на поиск и нахождение обучающимся личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой творческой, учебной, социально значимой, трудовой и будущей профессиональной деятельности.

Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы
Данная программа необходима для
-осуществления физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы, направленной на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности.
В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор студента, интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей. Программа разработана для желающих заниматься в секции ОФП на основе современных научных данных и практического опыта тренеров и является отображением единства теории и практики. А так же на основе материала, который занимающиеся изучают на занятиях физической культуры в филиале.
В отличие от типовой программы, программа по общей физической подготовке дополнена с учетом интересов занимающихся (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Программой осуществляется ознакомление с теннисом, бадминтоном. Девушки по выбору занимаются аэробикой. Включено большое количество подвижных игр, что позволяет большую часть занятий проводить на улице. Возможность подбора пары для спортивных игр.



Уровень освоения программы
Углубленный уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.

Цели и задачи программы – ожидаемые результаты
В результате освоения программы обучающийся должен уметь:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
представлять занятия в секции как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;

находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

В результате освоения программы обучающийся должен знать:
-правила пожарной безопасности;
-историю развития атлетизма в России;
-правила страховки и самостраховки;
- санитарно-гигиенические требования;
-гигиену, закаливание, режим дня, питание;
- роль физической культуры в укреплении и закаливании человека;
-краткие сведения о строении и функциях организма;
- об анатомическом строении человека;
-как формировать осанку с помощью отягощений;
-физиологию спортивной тренировки;
-основы методики силовой подготовки;
-методику планирования самостоятельных занятий;
-врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи при травмах;
-влияние различных факторов на проявление силы мышц;
-оборудование мест занятий и инвентарь.



Формы предъявления результативности
Итоговая аттестация проводится на этапе завершения обучения по программе на основании результатов промежуточной аттестации и выпускной работы. Выпускная работа проводится в форме: зачёта, который предусматривает проведение теоретического и практического занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.




Способы определения результативности программы
Педагогическое наблюдение.
Педагогический анализ результатов тестирования, зачётов, участия учащихся в соревнованиях, активности обучающихся на занятиях и т.п.
-контрольные задания и тесты
-ведение журнала учета посещаемости занятий

Система оценивания
В ходе любой формы аттестации предусматривает безотметочный вариант - зачет, незачет.

Продолжительность обучения по программ
Программа рассчитана на 24 часа

Режим занятий
Занятия проводятся по 2 часа 1 раз в неделю по расписанию, которое составляется диспетчером учебной части и утверждается заместителем директора филиала по СПО- директором железнодорожного техникума: А.Х.Сайфулиным



Формы организации занятий
Форма организации занятий - групповая

Форма проведения занятий
Занятия проводятся в форме - практических занятий, тренировок, соревнований

По итогам успешного обучения в рамках дополнительного образования по общеразвивающим программам студенту выдается сертификат о дополнительном образовании.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п
Наименование
разделов и (или) тем
Учебная нагрузка обучающихся, часов
Форма
контроля



Общая трудоемкость
Самостоятельная работа
Обязательная






Всего
в том числе







Теория
Практика


1
2
3
4
5
6
7
8


Вводное учебное занятие







1
Теоретические занятия:





опрос

1.1
Основы знаний о физической культуре и ее развитие. Строение организма







1.2
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.







1.3
Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.







2
Практические занятия:
24ч

16ч

16ч
наблюдение

2.1
Гимнастика.







2.2
Легкая атлетика.







2.3
Подвижные игры.







2.4
Спортивные игры.
15ч

10ч

10ч


3
Контрольные испытания и соревнования.





тестирование


Итоговая аттестация





зачёт


Итого:
36ч
12ч
24ч

18ч



3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие
Теория. Формирование контингента обучающихся, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид.
Практика. Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки обучающегося.

Раздел 1. Теоретические занятия
Тема 1.1. Основы знаний о физической культуре и ее развитие. Строение организма.
Теория. О развитие физической культуры в современном обществе. История зарождения физической культуры. Физическая культура и спорт в системе общего и дополнительного образования.
О влияние физических упражнений на организм человека. Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья и работоспособности.
Формирование у обучающихся устойчивых мотиваций на ЗОЖ. Необходимость занятиями физической культурой.
О двигательном режиме дня. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом

Тема 1.2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.
Теория. Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений. Отдых и занятия физической культурой и спортом. Личная гигиена. Гигиена обуви и одежды. Закаливание и его значение для растущего организма ребенка. Техника безопасности при занятиях различными видами спорта на стадионе, в спортивном зале.

Тема 1.3. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.
Теория. Правила проведения соревнований. Места занятий. Спортивная площадка (стадион), спортивный зал, подсобные помещения: раздевалка, душ, комната для хранения инвентаря. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.



Раздел 2. Практические занятия
Тема 2.1.Гимнастика
Теория. Техника безопасности. Гимнастические снаряды. Способы страховки.
Практика.
Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, в парах, на гимнастической скамейке и т.д.
Акробатические упражнения. Упражнения на гимнастических снарядах. Лазание.
Силовые упражнения. Преодоление полосы препятствий по методу круговой тренировки.

Тема 2.2.Лёгкая атлетика
Теория. Основные фазы ходьбы и бега. Техника бега.
Прыжковая техника.
Техника метания.
Практика.
Ходьба и медленный бег. Кросс 300 - 500м. Бег на короткие дистанции до 30-60м. Бег на длинные дистанции. Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту, многоскоки. Метание мяча с места, на дальность, в цель. Специальные беговые упражнения. Старт высокий, низкий. Стартовый разгон.
Тема 2.3.Подвижные игры
Теория. Правила игры.
Практика.
“Взятие высоты”, “Салки”, “Борьба за мяч”, “Перестрелка” и т.д.
Эстафеты на месте, в движении, без предметов, с предметами.


Тема 2.4.Спортивные игры
2.4.1.Баскетбол
Теория. Тактика защиты, тактика нападения
Практика.
Стойки и перемещения. Индивидуальные и командные действия.
2.4.2.Бадминтон
Теория. Атака. Защита. Обманные движения. Система взаимодействия бок о бок. Система диагонального взаимодействия. Взаимодействие в линию.
Практика. Игра в парном разряде. Игра в одиночном разряде

2.4.3.Настольный теннис
Теория. Тактика парной игры. Подбор пар. Варианты тактики парной игры.

Практика.
Хват ракетки. Чередование и сочетание 2-3 различных приемов игры в быстром темпе по заданным квадратам. Сочетание сложных подач с защитными и атакующими ударами. Контрудары.



2.4.4.Футбол
Теория. Техника передвижения.
Виды обманных движений.
Правила игры.

Практика.
Бег по прямой, изменяя скорость и направление. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега.
Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой, внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема. Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы.
Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъема и внутренней стороной стопы. Правой и левой ногой поочередно. Обманные движения (финты). Обучение финтам: неожиданный рывок с мячом, во время ведения внезапная отдача мяча назад, откатывая его подошвой партнеру.
Отбор мяча. Перехват мяча. Командные действия.







Раздел 3. Контрольные испытания и соревнования.
Практика.
Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.



4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Общие требования
Реализация дополнительной общеразвивающей программы должна проходить в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области образования, нормативными правовыми актами, регламентирующими данные направления деятельности.
При обучении необходимо предусмотреть различные виды учебных занятий: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации и другие виды учебных занятий, используя при этом технические средства, способствующие лучшему теоретическому и практическому усвоению программного материала: видеофильмы, компьютеры, мультимедийные программы.
Для закрепления изучаемого материала рекомендуется проводить тестирование, а также практические занятия на специальном оборудовании.
При оценке качества подготовки слушателей необходимо широко использовать методологию экспертной оценки. Экспертные оценки - основаны на суждениях специалистов и выражаются в качественных оценках процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению.
Основные методические материалы следует размещать на электронном носителе для последующей выдачи обучающимся.

Материально-технические условия реализации программы
Ярославский филиал МИИТ располагает необходимой материально-технической базой для проведения всех видов занятий, предусмотренных учебным планом.
Реализация программы обеспечена наличием учебных кабинетов оборудованных средствами мультимедийного обучения для демонстрации презентационного материала всех видов учебных занятий.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.
Для реализации программы используются:

-спортивная форма и обувь на каждого занимающегося;
-спорт инвентарь: маты, мячи (баскетбольные, футбольные, теннисные, малые), гимнастические палки, шведская стенка, бревно, обручи, гимнастические скамьи, кегли, скакалки, ракетки для тенниса и бадминтона, воланы, футбольные ворота;
-технические средства обучения (телевизор, видео, проектор)
-физкультурный зал (зал 30 на 20,палубный, деревянный пол, разметка, стены ровные, без выступов, температура воздуха 16-18 градусов, достаточное освещение, вентиляция, шумоизоляция, достаточное количество спортивного оборудования), спортивный стадион.

Кадровое обеспечение образовательного процесса
Образовательный процесс по программе ведут преподаватели Ярославского филиала МИИТ и других образовательных организаций профессионального и дополнительного образования, а так же специалисты производственники, имеющие базовое высшее образование и опыт практической работы в соответствующей профессиональной сфере.

Информационное обеспечение образовательного процесса
Реализация программы обеспечена необходимым библиотечным фондом (печатными или электронными изданиями, включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания. По профилю программы имеются отечественные журналы:.

1. Барчукова Г. В. Теория и методика настольного тенниса. – М.,2006
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной подготовки спортсмена. - М.,1988
3. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.,1980
4. Голощапов Б.Р. История физической культуры. – М.,2009
5. Гришина Ю.И.Общая физическая подготовка. - М.,2010
6. Каганов Л.С. Развиваем выносливость. – М.,1990
7. Ловейко И.Д.Формирование осанки у учащихся. - М.,1982.
9. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний.- М.,2005.
10. Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика.- Ростов - на - Дону,2002.
11. Новиков Ю.Н. Физкультура или спорт. – М.,1996
12. Окунев О.Р. Бадминтон. – М.,2009


Во время обучения и самостоятельной подготовки студентам обеспечен доступ к сети Интернет.

Перечень рекомендуемых учебных изданий и Интернет-ресурсов
Электронная база нормативно-правовых и методических материалов по физической культуре /ЯФ МИИТ Ярославской области.
http://nsportal.ru/
5. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Формы аттестации
Оценка качества освоения программы включает процедуру определения соответствия индивидуальных образовательных достижений студентов требованиям программы и заказчика. Эта оценка осуществляется через входной контроль; текущую и итоговую аттестацию.
Входной контроль проводится на первом вводном занятии путем проведения собеседования, анкетирования или тестирования.
Текущая аттестация(текущий контроль усвоенных знаний и освоенных умений) проводится в процессе освоения слушателями программы в форме экспертного наблюдения, опроса и тестирования, а так же в процессе выполнения студентами индивидуальных заданий; практических, лабораторных, семинарских занятий; тренингов, деловых игр и т.п.
Итоговая аттестация проводится по результатам освоения программы. Содержание программы определяется в соответствии с поставленными целями и планируемыми результатами обучения. Формы и условия итоговой аттестации определяются Ярославским филиалом МИИТ доводятся до сведения слушателей в начале обучения.
Для текущей и итоговой аттестации разрабатываются оценочные материалы, которые предназначены для определения соответствия/несоответствия индивидуальных образовательных достижений слушателей основным показателям результата подготовки.
Аттестационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых знаний, умений и компетенций слушателя по соответствующему(им) виду(ам) профессиональной деятельности.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам освоившим часть программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения.

Внутренняя и или внешняя оценка качества
В процессе реализации программы может проводиться внутренняя и или внешняя оценка качества ее освоения в отношении:
соответствия программы установленным требованиям к ее структуре, порядку и условиям реализации;
соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления учебного процесса;
соответствия результатов освоения программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
способности преподавателя результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.
Эта оценка может проводиться в форме внутреннего мониторинга качества образования или внешней независимой оценка качества образования со стороны организации (предприятия) заказчика.









13PAGE 15


13PAGE 141615




Заголовок 1 Заголовок 515