Конспект урока обучение грамоте на тему: «Звуки [р], [р]. Буква Р. Звуки [в], [в]. Буква В»


Тема: «Звуки [р], [р']. Буква Р. Звуки [в], [в']. Буква В»
Цель: Учить дифференцировать звуки [В], [В‘]; [Р], [Р'] по твёрдости-мягкости, Познакомить с буквой В, в; Р, р.
Задачи:
Создать условия для усвоения новых звуков [р], [р'], [в], [в'] и их букв;
Содействовать развитию артикуляции, фонематического слуха, умения соотносить твердые и мягкие звуки, моделировать, развивать навыки читать слоги, слова и предложения; развитие творческих способностей, памяти, воображения, умения рассуждать;
Воспитывать аккуратность, прилежание в работе, бережное отношение к птицам.
Оборудование: демонстрационные карточки для письма, картинка вороны, рака, мимические лица, фишки для моделирования схемы. У детей: схемы для моделирования, карточка с большой буквой «Р», «В».
Тип урока: комбинированный, формирование новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока
Технология проведения Деятельность учителя Деятельность обучающегосяДиагностические задания каждого этапа урока (УУД)
I этап. Организационный момент (1') - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Вадимовна и сегодня урок проведу у вас я. Коммуникативные УУД,
Личностные УУД
II этап. Изучение нового материала (15')
1. Звуко – буквенный анализ.
2. Рассматривание рисунка на стр. 92. Работа над значением слов.
3. Анализ слов со звуками [ р ], [р'], их сравнение и характеристика.
4. Упражнение в чтение слов и слогов с буквой Р.
5. Моделирование схем индивидуально
6. Физминутка.
7. Рассмотрение рисунков, слого-звуковой анализ слов.
8. Анализ звуков [в], [в'], их сравнение и характеристика.9. Формирование фонематического восприятия
III этап. Закрепление изученного (10')
1.Письмо заглавных букв В, Р.
2. Пальчиковая гимнастика
3. Игра «Ребус»
4. Моделирование схем предложений
IV этап. Итог урока. Рефлексия деятельности(3') АЗБУКА
-Давайте откроем с вами учебник на странице 92. Рассмотрите картинку. Кто изображен?
Давайте скажем хором.
-Сколько слогов в этом слове?
-Ребята, давайте посмотрим на картинку. Кто отправился в поход?
-А как называется этот вид спорта?
-Тогда как называются такие спортсмены?
-Посмотрите, а чем заняты наши туристы?
-Давайте посмотрим на картинки ниже. Кто изображен на ней?
-Скажем слово по слогам. Произнесем согласный в слоге ри-Охарактеризуйте в данном слове звук [р']?
-Кто это? Скажем слово вместе
-Понаблюдаем
-Звонкий или глухой?
-Молодцы! А в слове рак, охарактеризуйте мне пожалуйста первый звук?
-Давайте прочитаем, ребята, слоги.
-Как читаются эти слоги, твердо или мягко?
-Какой слог читается мягко? Прочитайте
-На доске вы видите три слова, задание для каждого ряда. Составьте схемы к этим словам у себя на парте, а затем кто-то выйдет к доске и докажет, почему составил именно так.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
-Ребята, а вы заметили, у нас с вами гости.
( На доске картинка вороны). Она у нас появилась неспроста. Она нам поможет узнать о еще одной букве. Вы догадались какой?
-Давайте откроем страницу учебника 93 и рассмотрим картинку.
-Что в гнезде у вороны?
-Верно, ребята. Вороны очень любознательны. Они держатся очень близко от жилья человека и стараются все узнать и посмотреть. Но особенно они любят блестящие вещи и частенько их воруют у человека, а потом собирают у себя в гнезде.
-Чуть ниже вы видите две картинки. Разберем первое слово. Кто нарисован на этой картинке? Скажем слово.
Понаблюдаем за 1-м звуком. Произнесем.
Охарактеризуйте звук [в]?
-Хорошо! Какое второе слово?
-Назовите 1-ый звук.
Охарактеризуйте первый звук?
-Почему он мягкий?
-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Твердый - мягкий». Давайте и мы с вами поучимся различать эти звуки. Хлопните в ладоши, когда услышите твёрдый звук, погладьте ладошки, когда услышите мягкий звук.
-Ва-ве-ву-во-вя-ви-вё -Вода, веник, вилка, дерево, дверь, Вини-Пух, Волчонок
-Молодцы!
-Задание для каждого ряда. Составьте звуковую схему к следующим словам, а затем с доказательством расскажите, как вы это сделали:
ПИСЬМО
- Рассмотрите демонстрационные карточки. Какие буквы по шрифту? По размеру?
Моделирование буквы. Стр. 42
-Сколько элементов в букве?
-Из каких элементов состоит буква Р?
-Хорошо, давайте напечатаем ее у себя в тетрадочках:
-Давайте посмотрим на страничку 44, там у нас какая буква?
-Похожи ли эти буквы?
-Давайте ее тоже пропишем.
Пальчиковая гимнастика.
-Ребята, а вы заметили, что в наших тетрадочках тоже есть интересные задания. Вот, например, ребус.
Давайте это задание тоже выполним по рядам.
Ваша задача посмотреть на картинку и по первой букве составить зашифрованное слово.
-Молодцы, ребята! А теперь давайте с нашими отгаданными словами составим предложения. –Составим схему к предложению.
-Ребята, а вы уверены, что это предложения?
-Докажите мне, каковы признаки предложения?
-С какими звуками мы с вами сегодня познакомились?
-А буквами?
- С каким настроением работали? (покажите мне знаками)
-Кого похвалим?
-Я сегодня хочу похвалить …
Спасибо за урок!
До свидания! рак
1 слог
Папа и сын
туризм
туристы
ловят рыбу, собирают палочки для костра
турист
[р']
согласный, так как при произнесении язык образует преграду выходящему воздуху, мягкий
рак
р [р-р-р]
звонкий
согласный, твердый
Ра, ру, ро, ры, ри.
Твердо и мягко
РиТрус
Крот
Рисунок
ВэПуговицы, веер, сумочка.
Ворона
[в] [в-в-в]
Согласный, твердый
Вилка
[в'][в'-в']
Согласный, мягкий
После [в'] стоит и, она обозначает мягкость согласного
1-Вова
2-Вера
3-Вода
Печатные, письменные.
Большие и маленькие
2 элемента
1эл – прямая черта
2эл – черта с закруглением, похожа на полуовал
РРР рррВ
Да, их элементы повторяются, но у буквы В добавляется еще один полуовал
ВВВ ввв1ряд – роза
2ряд – рак
3 ряд - ворона
В вазе стояла красивая роза.
На речке плавает рак
Ворона сидит на дереве
Сигнал рукой: да
предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу
[р],[р'], [в], [в']
эР, ВэОтветы детей Личностные УУД
-стремление приобретать новые знания;
Коммуникативные УУД
- вступать в учебный диалог с учителем
-слушать и отвечать на вопросы
Познавательные УУД
- слушать и извлекать нужную информацию
Реализация здоровьесберегающих технологий
Регулятивные УУД
- действие по плану;
- сотрудничество с учителем
Познавательные УУД
- понимать информацию, представленную в изобразительной и устной форме
Коммуникативные УУД
-вступать в учебный диалог с учителем;
-осуществлять индивидуальную, самостоятельную деятельность с учетом поставленных задач
- работа в парах, оценка друг друга
Личностные УУД
-осваивать новые виды деятельности;
-осознавать трудности и стремиться к их преодолению
Регулятивные УУД
- вносить необходимые коррективы
Коммуникативные УУД
-осуществлять совместную деятельность в парах;
-отвечать на вопросы других, формулировать собственную точку зрения и уметь ее доказывать
Личностные УУД
Коммуникативные УУД