Статья Обучение школьников средствами народного прикладного искусства, устного народного творчества.

Обучение школьников средствами народного прикладного искусства, устного народного творчества.

Целью учителя всегда было не только обучение, но и воспитание детей. Воспитательные процессы должны присутствовать на любом уроке, будь то урок истории или математики, физики или литературы. В настоящее время необходимо как можно больше уделять внимание нравственному, этическому воспитанию школьников. Это связано, по мнению А.Новикова, академика Российской академии образования, прежде всего с современным упадком не только молодёжи, но и общества в целом. В настоящее время дети в основном подвержены влиянию окружающей действительности. Именно поэтому учителя должны как можно больше внимания уделять культурному развитию школьников, их нравственному воспитанию.
Одним из способов решения данной проблемы может послужить обращение к народной педагогике.
        Великий русский педагог К.Д.Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,- писал он,-  имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях». Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности.
В.А.Сухомлинский был уверен в том, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа.
Народная педагогика – это совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, убеждений, идей, навыков и приемов в области воспитания, отраженных в народном творчестве. Народное творчество следует рассматривать как широкое явление, потому что оно включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, традиции, обычаи, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, народный костюм, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Сохраняя многие изначальные черты, оно находится в постоянном развитии и обновлении, является как бы зеркалом своего времени. Особое место в народном творчестве занимает фольклор – действенное средство народной педагогики. В сказках, песнях, загадках, пословицах и поговорках отражаются нравы и обычаи, интересы и потребности, желания и воля народов, их стремление воспитать детей здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственно чистыми. Долгими вечерами слушали сказки, участвовали в исполнении песен, скороговорок, пословиц, поговорок, загадок. Пели народные песни, загадывали детям загадки, развивающие ум, сообразительность, воображение. В загадках (аллегорически-метафорических, описательно-повествовательных, числовых) обобщены познания, наблюдения людей над окружающей жизнью. Они являются средством развития находчивости, наблюдательности, остроумия. Через них дети познают реальную действительность в художественно образной, обобщающей, иносказательной, афористической форме.
Человек, любя свою культуру, понимает, что и в другой культуре всегда есть ценное и необходимое. Без доброго и уважительного отношения к «чужой» культуре создать цивилизованное общество практически невозможно.
Из поколения в поколение передаются проверенные временем моральные правила, ставшие общечеловеческими духовными ценностями. Умело используя россыпи народной мудрости: пословицы, поговорки, благопожелания, сказки, притчи, былины, приобщали детей к моральным нормам и учили гуманному отношению к людям, к миру.
В Российской Федерации воспитание подрастающего поколения осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого появляются различные проблемы, касающиеся детей и подростков. Нравственный беспредел, царящий в средствах массовой информации, ведет к упадку духовной культуры, потере всяких ценностей.
Данные обстоятельства обуславливают постановку и решение ряда задач духовного возрождения нации, России. В создавшейся ситуации чрезвычайно важно оживить художественные традиции, восстановить преемственность, трудовую и социально-культурную связь поколений. Все это возможно осуществить через народное декоративно-прикладное искусство.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Народное декоративно-прикладное искусство, как одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Оно способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.
От приобщения детей к искусству, и прежде всего народному, в решающей мере зависит формирование восприятия мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты.
Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают её духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение.
В программе по литературе важное место занимает изучение устного народного творчества, как памятника  народной педагогики. Обратимся к сказкам, загадкам, пословицам и поговоркам,  как средствам воздействия на личность ребёнка.
Мы знаем, что сказка - это кладезь мудрости и опыта наших предков. Из сказки мы можем почерпнуть очень многое для своей жизни: она не только наполняет наш внутренний мир, она помогает понять, что силы для преодоления любых трудностей есть в тебе самом. Она даёт почувствовать, что всё вокруг живое и о нём нужно бережно заботиться. Сказка учит реагировать на то, что встречается на пути и поэтому, когда ты рассчитываешь только на свои силы, к тебе непременно придёт  помощь как награда за внимание и заботу.
Так как в сказках заключена мудрость народная, на уроках литературы мало прочитать сказку, важно её понять и прочувствовать, прожить жизнь героев. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, сказки можно рисовать, сказки можно сочинять. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни. Самое главное, что сказки совершают  важную работу во внутреннем мире ребёнка.
        
        На поговорках и пословицах училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы и поговорки стали девизом в жизни великих людей. Народ высоко ценит пословицы и поговорки, потому что «в полой воде нет рыбы, в пословице нет лжи». В понимании  народов пословицы и поговорки выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советник и первый наставник.
        Лаконичность пословиц особенно важна для запоминания нравственных норм и правил. На уроках литературы учащиеся с удовольствием изучают пословицы и поговорки, стремятся использовать их в своей речи, а многие поговорки и пословицы стали неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. (О труде. Не трудиться, так и хлеба не добиться. Где труд, там и счастье. Слаще всех плодов _ плод труда. От безделья дурь наживается, в труде воля закаляется. Без хорошего труда нет плода. О Родине. Умереть можно, а изменить Родине нельзя. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.). Очень важно, чтобы учитель чаще стремился в общении использовать эти образные выражения, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Как примеры кратких и метких выражений поговорки и пословицы можно использовать и в целях развития речи детей на уроках литературы, приучая их запомнить и использовать как эпиграфы в сочинениях. Всё это вместе взятое, позволяет говорить о пословицах и поговорках как народных педагогических миниатюрах, в которых в известной степени нашло своё выражение народное представление о дидактических принципах воспитания и обучения человека.
В истории словесности нет точных указаний, когда загадка перешла к детям, стала объектом рассмотрения в процессе их обучения, но точно известно, то уже в XIX веке она параллельно бытовала в общении и взрослых, и детей, была введена в учебную литературу, что свидетельствовало о признании ее педагогической ценности и целесообразности.        
Педагогическая ценность загадок в том, что они знакомят ребенка " с радостью мышления", расширяют представление о мире, направляя внимание на отдельные предметы и явления и их " выдающиеся " признаки, побуждают глубже вникать в смысл словесных обозначений признаков тех или иных предметов и явлений, повышают способность к образному мышлению, развивают воображение. По-моему, решающую роль в поддержании интереса к данному жанру играют, с одной стороны, их занимательность, которая выражается в конкретности, доступности и красочности образов, звучности рифм, с другой, - стремление детей вступить в интересное общение, испытать других в мудрости.  
На каких же уроках литературы можно применить знания о народном прикладном искусстве? Использовать знания фольклора? Например, изучая поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Некрасов приводит читателя к мысли о том, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу. Только тогда тебя уважать будут, и сам себя уважать сможешь, станешь счастливой, успешной личностью.
«Русские песни, предания, пословицы, суеверные страхи, наконец, русские сказки, без сомнения, заслуживают большего внимания: они – память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности», – писал Н.А. Некрасов в одной из своих рецензий в 1841 году.
Семь мужиков отправляются на поиски счастливых людей. На своём пути встречают птичку-пеночку. Птица – символ счастья, символ свободы. Среди Славянских богов – птица Гамаюн –птица вещая; птица Счастья – Небесная Птица Феникс; богиня Зари рассветной – Алконост, изображена в образе сказочной птицы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Птицы счастья Птица подвесная. Авторы: А. и А. Гурины. 21 в.
Птиц начали изображать давно, известны палеолитические находки наскальной живописи. В мифологии народов разных стран встречается очень много различных птичьих образов. Причем эти образы могут быть прототипами реальных или фантастических птиц, или существ гибридной породы (Пегас, сирены, грифоны и т. д.). В славянской мифологии и русских сказках нам известны: Страх-Рах, Стратим-птица, Ноготь-птица, Ворон Воронович, Финист ясный сокол, жар-птица, сирины, берущие происхождение от древнегреческих сирен, алконосты.
   Образ птицы связан с образом мирового древа или древа жизни. Птица на мировом древе обозначает верх и противопоставляется низу – животным хтонического типа, прежде всего, змее; в других трактовках – противопоставляется – рыбам, у ряда сибирских народов – мамонтам.
Отражение такого противопоставления встречаем в сказочных мотивах: в награду за спасение птенцов на дереве (дубе) от змея Ворон Воронович, Ноготь-птица, Орел выносят героя из подземного царства, где он добыл живую воду, на землю. Распространены представления о птицах как тотемах, первопредках племени. Шаманы использовали когти, перья, крылья птиц, как свою атрибутику. В русском фольклоре встречаются превращения героев и героинь в птиц, и А. С. Пушкин перенес образ Царевны-лебеди из русских сказок. Известны русские обрядовые праздники встречи весны, связанные с прилетом первой весенней птицы; выпускание птиц на волю, печенье ритуальных птиц из теста «жаворонков». Из древних мифопоэтических представлений закрепились за многими птицами и различные характеристики. Сорока – воровка, распространение молвы, как и ворона; аист – плодородие, долголетие, предвещает рождение детей, как и цапля; голубь в ряде традиций выступает как символ души умершего, в христианстве – символизирует святой дух; индюк в ряде традиций выступает символом глупости, напыщенности; страус закрепился в русских традициях как сказочная птица, «мать всех птиц», Стратим-птица в древнерусской «Голубиной Книге» и т. д.
   Изображение птиц в Древней Руси берет свое происхождение с языческого прошлого. Известна [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с изображением мифического грифона. Грифоны встречаются и в белокаменной резьбе русских соборов. Птицы-сирины встречаются довольно часто как в резьбе по дереву, так и в росписях. Изображения птиц усматриваются и в народных вышивках. В народном искусстве птицы часто изображались в переплетении растительного орнамента. Если исходить из более древней языческой трактовки – символа мирового древа и птицы на нем. Если брать более позднюю, христианскую символику – то это птицы в райских кущах. В любом случае изображение птиц в вышивке ли, резьбе по дереву или росписи символизировало доброе начало, плодородие, несло в себе обережную функцию. Распространены солярные знаки с вписанными в них изображениями птиц в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Знакомясь с образцами народного искусства, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента, которые близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям.
Обучение школьников средствами народного прикладного искусства, устного народного творчества направлено на достижение следующих целей :
 развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
 воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
 освоение знаний о классическом и современном искусстве;
 ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
 овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
 формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Использование народной педагогики в процессе обучения школьников на уроках литературы занимает достаточно важное место. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования на уроках литературы.  
Использованные интернет ресурсы:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Птица подвесная, выполненная по авторской технологии. 21 в. Заголовок 115