Туризм и спортивное ориентирование в общеобразовательной школе Туризм и спортивное ориентирование в общеобразовательной школе




Тема: Туризм и спортивное ориентирование в
общеобразовательной школе

Цель:
- сформировать представление о туристско-краеведческой работе на базе образовательного учреждения;
- раскрыть основные формы и методы, используемые при организации туристско-краеведческой деятельности;
Задачи:
- создать представление о системе туристско-краеведческой деятельности на базе образовательного учреждения;
- ознакомить с нормативно-правовой документацией регламентирующей деятельность на территории РФ, Оренбургской области, муниципальных образованиях, в муниципальном образовательном учреждении;
- отработать практические умения и навыки в организации туристских мероприятий и ориентирования на местности;
Ожидаемые результаты: знания нормативно-правовой базы в организации туристско-краеведческой деятельности, распределения туристских должностей, навыков в подготовке туристского снаряжения к туристскому походу, ориентирования по сторонам горизонта и по компасу.
Оборудование: компьютер, экран для просмотра слайд - презентации, слайд проектор, карточки – задания по снаряжению, тетрадные листы в клетку, компас, контрольные призмы.
План занятия.
Что такое туризм?
Нормативно-правовые источники по туристско-краеведческой деятельности
Основные формы туристско-краеведческой деятельности образовательного учреждения
Организация туристских походов и распределение туристских должностей
Туристское снаряжение в походе
Ориентирование по сторонам горизонта и с помощью компаса
Туризм и взаимодействие общеобразовательных предметов
Заключение, выводы и рекомендации.

Вводная часть
1. Что такое туризм?
Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала 19 века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия.
Охота к перемене мест возникла ещё со времён Адама и Евы, и свойственна не только людям, но и всем живым Существам от вируса до слона. Организованные путешествия с целью знакомства с культурой и природой других народов существовали ещё в древнем мире. Так в 6 в. до н.э. древние греки и римляне совершали путешествия в Египет, где их привлекали древняя история, культура, необычная природа, великолепные египетские сооружения. Первым греческим туристом считается «отец истории» Геродот. Много путешествовали греки и по своей стране. Совершали далёкие путешествия к целебным источникам, а также к «святым местам». В целях познания природы учениками использовали походы и путешествия в своей деятельности педагоги.
Первые туристские объединения появлялись в разных странах и на разных континентах примерно в одно и тоже время (вторая половина 19 века). Они существовали в виде туристских клубов и союзов. Деятельность их заключалась в основном в организации путешествий с целью развлечения и отдыха. Следует отметить, что раньше туризм был доступен только представителям имущих классов, т.е. людям богатым. В России же туризм начинается со времени царствования Петра 1, который 12 февраля 1718 г. издал указ, предписывающий каждому докладывать царю обо всех любопытных находках.
В настоящее время туризм доступен каждому. Популярность его растёт с каждым годом. Сегодня путешествует не только молодёжь. На туристские тропы выходят люди зрелого и даже пожилого возраста. Очень популярным становится семейный туризм. Широкое развитие в последнее время получает детский самодеятельный туризм, представителями которого мы и являемся.

Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закалённого человека. Он играет важную роль для физического развития каждого. В результате занятий этим видом спорта происходит общее оздоровление организма, снимаются нервные перегрузки, укрепляются опорно-двигательный аппарат (кости, мышцы, сухожилия), сердечно-сосудистая и др. системы организма. Здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, вымокнуть под дождём. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта. Более того, туризм с его большими, но равномерно распределёнными нагрузками способствует излечению некоторых заболеваний.
Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных навыков, например, навык в правильной ходьбе. Сейчас многие люди буквально отучились ходить, проводя большую часть времени в автотранспорте или сидя за компьютером или телевизором. Он обладает многими другими подчас мелкими и незаметными навыками, которые в сумме делают человека приспособленным к жизни. Он понимает, какие дрова хороши, а какие не будут гореть. Умеет быстро и в любую погоду развести огонь, сварить пищу, правильно сориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починить порвавшуюся одежду или обувь.
В туристских походах оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, приобретённые на уроках географии, биологии, математики, астрономии, которые подчас усваиваются формально и остаются, по существу, обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению.
Туризм помогает в выборе будущей профессии.
В туристском походе вырабатывается умение преодолевать трудности. А эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Как правило, только усилия группы дают результат. Туризм учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, самодеятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи. Туризм является прекрасным средством познания красоты природы.
Ряд элементов туризма требует предварительного изучения, познания теории, а затем умения применять полученные знания в походных условиях.
Мы представляем интересы самодеятельного туризма. Популярность детского самодеятельного туризма растёт с каждым годом. У нас есть определённая программа, которую мы предлагаем вашему вниманию.

2. Нормативно-правовые источники
по туристско-краеведческой деятельности
- Закон РФ «Об образовании» (ред.1996 г)
-Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (принят Государственной думой РФ 04 октября 1996 г.)
- приказ Министерства просвещения СССР от 19 октября 1985 г. № 190 «О дальнейшем совершенствовании туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися общеобразовательных школ, педагогических училищ и студентами педагогических институтов »
- «Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» (Приложение 1 к приказу Министерства образования РФ от 13 июля 1992 г. № 293 )
- Примерное положение об организации туристско-краеведческой деятельности с учащимися школы
- Правила проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. Кодекс путешественника.
- Единая всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов (ЕВСКТМ)
- Методика категорирования маршрутов и классификация определяющих препятствий

3. Основные формы туристско-краеведческой деятельности образовательного учреждения
«Назовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей., стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.»
К.Д Ушинский

Учитель всегда находится в поиске тех видов деятельности, которые давали бы максимально возможный комплексный эффект в развитии ребенка. И многие педагоги, часто интуитивно, начинают заниматься туризмом.
Основными формами туристско-краеведческой деятельности в школе являются туристские прогулки, походы и слеты – соревнования.
Туристские прогулки заключаются в прохождении группой (классом) небольшого маршрута (протяженностью до 4 км) в городском лесопарке или пригородном лесном массиве без преодоления естественных препятствий. Они распространены в начальной школе. Это форма эффективной рекреации и оздоровления.
Туристские походы – вид образовательно-оздоровительной деятельности, способ прохождения маршрута (протяженностью от 4 км). Это массовая активная форма туристско-краеведческой деятельности, которая позволяет решать познавательные, воспитательные, коммуникативные, оздоровительные и спортивные задачи.
Туристско-краеведческие слеты, соревнования – массовые формы деятельности, ставящие своей целью приобщение к туризму и краеведению большого количества школьников и учителей, а также выявление лучших туристских коллективов школы. Распространенной практикой стало участие классных коллективов в общешкольных туристских слетах-соревнованиях и туристско-краеведческих слета, соревнованиях районного окружного, городского уровня. Слеты проводятся в природной среде. В их программу целесообразно включать прохождение командами туристского маршрута. Туристско-краеведческие выставки, вечера, конференции по их целевому назначению правильнее было бы относить к формам подведение итогов туристской деятельности, обобщения её результатов.
В школе можно выделить два основных направления туристско-краеведческой деятельности: массовый туризм и краеведение (туристско-краеведческая деятельность классов) и подготовка детско-юношеского актива по специальным профильным программам дополнительного образования в туристских группах и клубах.
Древняя мудрость гласит: ходить не вредно, вредно не ходить ! Оздоровительный эффект пешеходных прогулок переоценить невозможно. Основное в путешествии – ходьба.Нет более естественного вида двигательной активности, чем этот. Туристские походы устраняют, как минимум, два из пяти факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: гиподинамию и ожирение.
Все «против» туризма в школе можно свести к банальным «кадрам» и «средствам». Но ведь так было всегда. Однако среди руководителей школ и управленцев от образования находились и теперь находятся те, кто понимает, что развивать нужно виды деятельности детей, дающие максимальный комплексный эффект.
Какими же возможностями обладает туризм?
Во-первых, он позволяет ученику приобрести качества, необходимые ему для продолжения образования, учебной деятельности. Это владение новыми (помимо привычных в условиях классно-урочной системы) способами получения знаний о мире и о себе во время туристских прогулок и походов, сформированный интерес к продолжению изучения родного края.
Во-вторых, в туристской деятельности можно обучить школьников навыкам сотрудничества. Ведь само участие в походах в подростковом возрасте мотивировано потребностями детей в общении со сверстниками. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого – качества, которые участник туристского похода проявляет постоянно.
В-третьих, туризм имеет необходимый потенциал для развития лидерских задатков. Коллективный характер деятельности пробуждает у её участников интерес к жизни в коллективе сверстников. А участие в самоуправлении туристской группы – постоянную необходимость проявления ответственности.
В-четвертых, включение ученика в систематическую туристско-краеведческую деятельность на протяжении его обучения в школе способствует формированию у него готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья. В этом направлении можно дать ученику специальные знания по медицине, гигиене, физиологии, необходимые для профилактики заболеваний и травматизма, оказания первой доврачебной помощи, информацию о методах саморегуляции во время физических нагрузок. Туризм – деятельность, требующая проявления определенных качеств личности (целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, терпимости и др.), поэтому он становится условием формирования эмоционально-волевой регуляции, необходимой для разработки и реализации планов физического саморазвития. Потребность в определенных поступках, совершаемых в специально созданных условиях, порождает привычки, перерастающие затем в качества личности.
Достигаются же такие результаты за счет преодоления элементарных естественных препятствий, ходьбы пешком, активной деятельности по жизнеобеспечению в различных метеорологических и сезонных условиях. Участники похода учатся самовосприятию собственного физического состояния во время и после физических нагрузок.
В-пятых, школьный туризм и краеведение – действенные средства формирования у школьников уважительного отношения к выполнению обязанностей защитника Отечества. Ведь в походах можно посетить места боев, краеведческие музеи, памятные места, связанные с событиями военной истории Родины. Кроме того, готовность выпускника школы к реализации обязанностей защитника Отечества определяют знания и навыки по жизнеобеспечению в природной среде, полученные им в туристских похода во время преодоления естественных препятствий, организации походного быта, ориентирования. Полевые трудности, необходимость терпеть определенные лишения в связи с непогодой и физическими нагрузками развивают волевые качества, формируют уровень самоконтроля достаточный для ограничения собственных бытовых потребностей на время выполнения воинского долга.
В-шестых, в процессе туристских походов можно сформировать у учащихся готовность к природоохранной деятельности. Что же способствует этому? Смена ландшафтов, посещение природных памятников становятся основой восприятия ребенком значения живой природы для общества и каждого человека. Краеведческое исследование дает знания о негативном и позитивном воздействии общества на природную среду, необходимые для формирования собственной оценки фактов взаимодействия человека с его средой обитания.
Таким образом, учитель в туристско-краеведческой деятельности может решать педагогические проблемы: более прочное усвоение знаний за счет использования в преподавании краеведческого подхода, раскрытие интересов и склонностей своих воспитанников в процессе неформального общения в туристских походах, формирование классного коллектива, развитие у детей лидерских способностей.

4. Организация путешествия
15 основных туристских правил
(алгоритм подготовки, проведения и отчётности по любому туристскому мероприятию)

ПОДГОТОВКА

СТРАТЕГИЯ
Постановка (стратегической) задачи на поход, оценка сил, средств и времени и принятие (стратегического) решения на проведение похода. Комплектование «учебной» группы.

ТАКТИКА
Комплексное изучение района похода.

Организация питания (меню, рацион и раскладка продуктов)
Медицинское обеспечение похода (личная и групповая медаптечка)
Снаряжение (личное и групповое, общего и специального назначения)
Ремонтное обеспечение похода (личный и групповой ремнабор)
Финансовое обеспечение похода (смета похода)

Теоретическая подготовка (по организации ночёвок, ориентированию на местности и специальной подготовке)
Предпоходная тренировка (по организации ночёвок, ориентированию на местности и специальной подготовке)
ОФП (общефизическая подготовка)

Комплектование походной группы и распределение обязанностей в группе
Разработка маршрута похода
Обеспечение безопасности в походе

ПРОВЕДЕНИЕ
ТЕХНИКА
14.Проведение похода
ОТЧЁТ
15.Отчёт о походе (письменный и устный, полный и краткий, «арбузники», «гусятники», встречи, фотостенды и т.д.)

Туристские должности в походе
Вы собрались с группой совершить туристский поход или экскурсию. На один день, а может быть на все каникулы. Очень много дел предстоит сделать руководителю и участникам группы при подготовке к походу, в самом походе и после его окончания при подведении итогов. Педагогически целесообразно эту работу делать всей группой, распределив обязанности (должности) между участниками.
Распределение обязанностей между участниками и их работу по этим обязанностям можно рассматривать как важный инструмент педагогического влияния руководителя группы на детей.

При этом необходимо придерживаться следующих принципов:
каждый участник похода (экскурсии) должен иметь свой участок работы, свою должность;
работа по этой должности должна проводиться на всех этапах туристского цикла: при подготовке, проведении и подведении итогов похода;
одновременно использовать как туристские, так и краеведческие обязанности, направленные на развитие познавательных интересов личности;
используя как постоянные должности ( на все время туристского цикла), так и временные ( на небольшой отрезок времени), можно тем самым чередовать степень подчиненности участника. Так, постоянный командир группы или палатки может в какой-то день подчиняться как дежурный топограф главному топографу;
в итоге работы каждого участника должен быть получен конкретный (материальный) результат. Как правило, это может быть раздел туристского отчета о походе или экскурсии, а может быть и фотогазета, стенд в школе, реферат и т.д.
во время следующего туристского цикла проводить смену должности участников.

На этапе распределения обязанностей формируется организационная структура группы, последовательность работы и отдыха отделений. Группа разбивается на 3 4 отделения, которые возглавляются командирами. Каждое отделение по очереди в течение одного походного дня занимается определенным делом:
дежурит по кухне, готовит еду;
ведет группу по маршруту, составляет описание этого участка маршрута, корректирует карту;
ведет летопись (дневник, газету и т.п.) похода;
отдыхает.
Руководитель группы может использовать этап распределения туристских должностей для изучения личности ребенка и педагогического воздействия на участника. При этом можно участника авторитарно назначить на должность или демократично выбрать, а может быть, анархически пустить все на самотек кто кем захочет быть. Полезно при этом использовать анкеты, социометрические методы изучения межличностных отношений и совместимости.
Не следует забывать и тех, кто по состоянию здоровья, по своим возможностям и т.п. не идет в поход. Этих детей можно привлечь к подготовке и оформлению итогов похода.
Таким образом, полностью используя систему распределения туристских обязанностей в походе, предоставляя возможность детям проявить свою самостоятельность и активность, можно сформировать у них качества активной, ответственной, познающей окружающий мир личности.

Участникам туристского похода могут быть предложены следующие должности:
1. Командир группы
9. Главный краевед

2. Командир отделения (палатки)
10. Краевед по теме

3. Завхоз по питанию
11. Казначей

4. Завхоз по снаряжение
12. Ответственный за примуса

5. Реммастер
13. Главный фотограф

6. Медик
14. Метеоролог

7. Главный топограф
15. Редактор газеты (дневника)

8. Дежурный топограф








5.ТУРИСТСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

А знаете ли вы, что такое туристское снаряжение?
К снаряжению относятся все те предметы, которые туристы берут с собой, чтобы были созданы условия удобства и безопасности при прохождении маршрута. Важно, чтобы походное снаряжение было лёгким, удобным, прочным, безопасным, имело небольшие габариты и могло быть использовано в холод или жару, при большой влажности.
Снаряжение подразделяется на личное, групповое специальное. Из самого названия ясно, что личное снаряжение используется участником похода, служит только для его нужд, а групповое для нужд группы в целом. Специальное снаряжение требуется для выполнения специальных заданий (геологических, археологических, ботанических и т.д.). К специальному снаряжению относятся и предметы (личные и групповые), связанные со спецификой того или иного похода (накомарники, верёвки, репшнуры). Необходимость в таком снаряжении возникает при проведении сложных походов, поэтому пока о нём мы говорить не будем.


Личное снаряжение
Помните пословицу: «В походе и игла тяжела». Исходя из этого надо подбирать снаряжение. Подбирать так, чтобы не брать ничего лишнего (хотя есть и другая пословица: «Своя ноша не тянет»), но не забыть ничего необходимого.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Примерный список снаряжения

Личное снаряжение
1) рюкзак с непромокаемым вкладышем (c полиэтиленовым вкладышем-мешком);
2) одежда – головной убор от солнца с козырьком (платок), шерстяная шапочка, штормовка, куртка с капюшоном,
полиэтиленовая накидка от дождя,
ходовой костюм,
2 рубашки с длинным рукавом,
свитер или тёплая безрукавка,
тёплые брюки, тёплое бельё,
нижнее бельё – 2 пары,
перчатки и варежки (на зимний поход, поход в межсезонье),
простые (х/б) и шерстяные носки (по 3 пары),
купальный костюм (для летнего похода),
шорты, майки;
3) обувь основная – кеды (кроссовки), туристские ботинки; лыжные ботинки (для лыжного похода),
обувь запасная – резиновые сапоги или калоши;
4) личные спальные принадлежности – теплоизоляционный коврик, спальный мешок, надувной матрац;
5) личная посуда – термос (для однодневных-двухдневных походов), КЛМН (кружка, ложка, миска, нож);
6) письменные принадлежности: блокнот, ручка, карандаши;
7) предметы личной гигиены (туалетные принадлежности – мыло, полотенце, носовые платки, зубная щётка, зубная паста, полотенце для ног, туалетная бумага и т.д.);
8) личная медаптечка;
9) личный ремнабор – иголки, нитки, булавки, пуговицы;
10) спички, растопка (сухое горючее);
11) личные средства передвижения – велосипед или лыжи;
12) документы – паспорт (свидетельство о рождении), схема маршрута данного похода;
13) личные деньги;
14) компас;
15) фонарь;
16) хоба;
17) очки от солнца;
18) мешочки для посуды, белья, мелочей.





ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


Групповое снаряжение:

предметы для коллективного ночлега – палатки, коллективные спальные мешки;
предметы для приготовления и хранения пищи (в чехле) – вёдра туристские, таганки, примусы, горелки;
хозяйственный набор (клеёнка обеденная, рукавицы костровые, нож консервный, ножи кухонные в чехлах, половник, разделочная доска, тёрка, тара для продуктов – мешочки, спички и топливо в непромокаемой упаковке, кухонные салфетки и полотенца, моющее средство, хозяйственное мыло, губки и металлическая щётка);
предметы для заготовки топлива, оборудования кострового места – топоры, пилы, сапёрная лопата;
ремнабор;
медаптечка;
предметы для ориентирования на месте – компасы, карты, курвиметр, транспортир;
предметы для фото- и видео- съёмки: фотоаппараты, набор батареек, фотоплёнка, видеокамера, запасной аккумулятор;
письменные принадлежности – бумага для описания пути движения, ручки, карандаши;
фонарики карманные с набором батареек;
тенты для кухни, дров, рюкзаков;
безмен;
средства группового передвижения – байдарки, лодки, катамараны и т.д.;
документы группы – маршрутный лист или маршрутная книжка, командировочное удостоверение, разрешение на поход в заповедные зоны, проездные документы, паспорт руководителя похода;
общие деньги группы;
спортинвентарь (мячи, дорожные шашки, шахматы);
культинвентарь (гитара).

6.Ориентирование по сторонам горизонта и с помощью компаса.

Север. юг, восток и запад являются основными сторонами горизонта. Между ними находятся промежуточные стороны горизонта: северо-запад, северо-восток, юго-запад и юго-восток. Умение находить стороны горизонта называется ориентированием. Ориентироваться на местности можно разными способами: по Солнцу, по звездам, с помощью компаса, по некоторым особенностям окружающих местных предметов, то есть по местным признакам. При использовании всех этих способов определяют направление на север. Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, направо восток, а налево запад.
Для того чтобы определить точное направление на предмет, недостаточно знать, в какой стороне горизонта он находится. В таких случаях определяют азимут на предмет по компасу. Азимут – это угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке. При определении азимута сначала устанавливают компас так, чтобы темный конец его стрелки показывал на север. Затем на компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитывают от темного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.
Определение направлений по плану. При изображении направлений на плане условно считаются верхний край листа бумаги северным, нижний край - южным, правый – восточным, левый – западным. На листе слева чертиться стрелка острием вверх, над ней пишется буква С (север), а снизу – Ю (юг). Если на плане поставить точку и от неё провести линию вверх, то получится изображение направления на север; линия проведенная вниз, покажет направления на юг; вправо – на восток, влево – на запад. Между этими линиями могут быть показаны и промежуточные направления. Зная, как изображаются направления, можно определить направления на предметы, показанные на плане. Например, в каком направлении от поселка Елагино находится деревянный мост через овраг? Для выполнения этого задания надо найти центр поселка. Мост расположен снизу от центра, то есть к югу от поселка Елагино.
Как определить направление изогнутых линий, таких как река, дорога, границы угодий? Для этого их надо разделить на прямые отрезки и определить направления этих отрезков.

7.Туризм и взаимодействие общеобразовательных предметов.

На занятиях по туризму и в туристских походах оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, приобретённые на уроках географии, биологии, математики, астрономии, которые подчас усваиваются формально и остаются, по существу, обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению.
Схема взаимодействия дополнительного образования с предметами
школьного образовательного стандарта

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Формирование всесторонне-развитой личности

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








8.Заключение, выводы и рекомендации.

Туризм как форма активного и дополнительного образования полезен всем детям, каждому учащемуся. Мало сказать - полезен, он необходим развивающейся личности, ибо, как сказал Гёте: «Без странствий не создается ни одна индивидуальность». Поэтому за годы учебы каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школой должна быть дана некоторая порция туризма. Но обычно небольшая часть детей в школе, независимо от подхода администрации и учителей, проявляет особый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес
школа не может оставлять без внимания.
Таким образом, в школе должно быть два разных туризма: один в ранге обязательного для всех классов («классный туризм») – минимальный по объему, другой для любителей путешествовать в виде занятий по интересам в кружках («кружковой туризм»). Оба эти туризма в школе сильно различаются между собой по многим параметрам: объёму перемещений, регулярности, сложности, формам мероприятий и, конечно по контингенту детей.
Объективно педагогический потенциал школьного туризма, если иметь в виду весь комплекс его форм и видов, и, прежде всего, доминанту – походы очень велик. Однако на деле коэффициент полезного педагогического действия туризма зависит не столько от его «природных» свойств, сколько от подхода к нему организатора, от их умения и опыта в этой области, персональной концепции и профессиональной подготовки. А поэтому следует коллективно выработать и внедрить в сознание учителей единый, правильный подход к школьному туризму.


Литература


География


История


Математика


ОБЖ


Физическая
культура


Экология


Биология


ТУРИЗМ


ТУРИЗМ


ПЕДАГОГИКА


ПСИХОЛОГИЯ



ђ Заголовок 1 Заголовок 2ђ Заголовок 315