Деятельность социального педагога школы в профессиональной ориентации учащихся

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И
ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КАБИНЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ








ТЕМА ПРОЕКТА
Деятельность социального педагога школы в профессиональной ориентации учащихся



















Выполнила: Плотникова Л.А.
Социальный педагог Архиповской средней школы
Мендыкаринского района
Проверила: Мирошникова Л.И.












Костанай,2007

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Решить проблему, профессионального выбора человека призвана профориентация.
Профессиональная профориентация- оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, т.е. в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соответствует потребностям и возможностям человека и запросам рынка труда.
Актуальность темы: Проблема профориентации носит актуальный характер, в связи с новыми социально-экономическими условиями в РК и быстро изменяющимся рынком труда. Большинство выпускников школе не имеют ясной жизненной перспективы. Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо:
ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях которые она предъявляет человеку,
Знать себя, а именно свои индивидуальные способности, интересы, возможности и особенности.
Проблема:
1) осуществление выбора профессии по принципу ее престижности, не учитывая собственные способности.
2) резкая смена приоритетов в профессиональной сфере общества, осложняющая социально-профессиональную адаптацию молодежи.
3) недостаток квалифицированных специалистов в самых актуальных для общества сферах: здоровье, образование, социальная защита.
Цель: уточнить представление о теоретико-методическим особенностях и приемах профориентации.
Задачи:
ознакомление с научно- методической литературой по причинам профориентации среди учащихся в работе социального педагога;
изучение видов и форм профессионально-ориентационной работы с учащимися ;
анализ деятельности социального педагога в изучении проблем профессионально-ориентационной работы с учащимися;
синтез моделей деятельности социального педагога в профессиональной ориентации подростков;
компоновка моделей деятельности социального педагога в профориентации учащихся;
оформление проекта деятельности социального педагога в профессионально-ориентационной работе с учащимися.
Объект: профессиональное самоопределение учащихся.
Предмет: деятельность социального педагога в профориентации учащихся.
Гипотеза: Если подробнее изучить теоретические и методические приемы профессионального самоопределения учащихся, то возможно повышение эффективности применения навыков, знаний, умений в деятельности социального педагога, так как повысится образовательный и профессиональный уровень социального педагога.
Форма: учебно-методическая
Модель1
Составляющие
профориентации 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Модель2
Профессионального
самоопределения
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Модель3
Виды и формы деятельности социального педагога в профориентации учащихся




Модель4
Функционирование системы профориентации





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Модель5
Модель деятельности социального педагога
в профориентации
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Система профориентации учащихся- это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения учащихся в интересах личности и общества.

Профессиональная ориентация является целостной системой, состоящей из взаимосвязанных компонентов: просвещение, профконсультация, профадаптация, развитие интересов, склонностей учащихся в различных видах деятельности(познавательной, трудовой, коммуникативной) и осознанного самостоятельного выбора.
Профпросвещение предусматривает вооружение учащихся определенным набором знаний об особенностях профессии, условиях правильного выбора одной из них, формирование мотивированных профессиональных намерений в основе которых лежит осознание потребностей общества и психофизических особенностей личности.
Важность этого компонента с социальной точки зрения заключается в том, что благодаря ему расширяются рамки свободы выбора профессии (самостоятельный выбор), чем больше знает о видах производства и профессиях, об условиях труда, о том где можно обучиться той или иной специальности, тем осознание будет его выбор.
Не менее значимым компонентом является развитие интересов и склонностей личности к той или иной профессии. Оно осуществляется через предварительную профессиональную диагностику. В процессе профдиагностики изучают особенности личности, склонности, профессиональные намерения, профнаправленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья. В школе профдиагностика является составляющей профконсультации.
Профконсультации имеют своей целью установление соответствия индивидуальных особенностей со специфическими требованиями профессии.
Завершающим компонентом профориентации, является профадаптация- это активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, особенностям специальности.
Успешность профадаптации- главный критерий правильного выбора профессии оценка эффективности всей профориентационной работы .
Адекватный выбор профессии и устойчивая мотивация к избранной деятельности способствует успешной адаптации молодых специалистов в избранной профессии.
В свою очередь успех профсамоопределения учащихся зависит от эффективности деятельности специалистов оказывающих помощь старшеклассникам на этапе выбора профессии.
Такая помощь осуществляется через систему профориентационных мероприятий в рамках профильных классов общеобразовательных учреждений.
Модель профсамоопределения предполагает:
- наличие ценностно-нравственной основы самоопределения
- знание о выбираемых целях
- представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям
- знание путей и способов преодоления внешних и внутренних препятствий.
Таким образом решение проблем профсамоопределения учащихся предполагает сформированность у школьника:
-внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению корректировке и реализации перспектив своего развития.
- готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Свою деятельность социальный педагог осуществляет совместно со школьным психологом классными руководителями профконсультантами- специалистами служб занятости населения.
В работе по различным направлениям определился круг видов и форм профориентационной работы.
К видам можно отнести такую деятельность:
- оказание помощи в развитии профессиональных качеств
- определение качеств личности
- соотношение качеств личности с требованиями профессии
- помощь в принятии решения
Формы деятельности делятся на ознакомительную работу с помощью, которой осуществляется профпросвещение и профвоспитание учащихся:
- встречи со специалистами ПТУ,колледжей
- организация экскурсий на предприятия
- профинформационные уроки
- тематические,устные журналы.
Существуют формы профориентации, активизирующие деятельность учащихся по подготовке к выбору профессии. К ним относится деятельность, где сами учащиеся проявляют свою активность, т.е. организация и проведение классных часов, подготовка рефератов, сочинений, участие в работе кружков и клубов по интересам, проведение ролевых и интерактивных игр.
Эффективное функционирование системы профориентации может осуществляется только при сочетании трех основных компонентов:
- потребность общества в кадрах
Здесь учитывается знание профессиональной среды, путей и средств достижения целей, потребности рынка труда;
- определение интересов личности
Это личные цели и ценности, профессиональные склонности индивида;
- оценивание своих способностей, профессионально важных качеств личности, здоровье, умения, которые определяют профессиональную пригодность и возможности личности.
В совмещении этих трех компонентов получается профориентированная личность, осуществившая самостоятельный выбор профессии. Это является целью деятельности социального педагога в профориентации.






В осуществлении своей деятельности социальный педагог использует определенный круг форм и видов профориентационной работы- это рассказы о профессиях, экскурсии на предприятия, приглашение специалистов на классные часы, организация круглых столов.
Социальный педагог в процессе беседы может проводить осуществление учащихся с профессиями по такому плану:
- общие сведения о профессии
- производственное содержание профессии
- условия работы и требования профессии к человеку
- система подготовки к профессии.
Непросто измерить и оценить особенности памяти, внимания, желаний, способностей человека, в то же время потребности профориентации требуют точных знаний о таких свойствах человека.
Школьная деятельность лишь в какой-то степени моделирует условия труда, поэтому не все профессионально важные качества и особенности могут быть проявлены.
На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профнаправленность, мотивы выбора профессии, черты характера.
Помощь в решении данного вопроса может оказать метод ранжирования, где становится ясно значимость качеств личности, занятий. Также это использование анкетирования, опросников, тестирований и различные методы изучения самооценки.
Результаты диагностического исследования позволяет определить направленность дальнейшей совместной деятельности психолога, социального педагога, классных руководителей с учащимися, их родителями.
Параллельно с изучением индивидуальных особенностей ведется работа по пополнению информационной базы учеников и их родителей в разновидностях профессий, их значимости на рынке труда, представляет информацию о правилах поступления.
В школе оформляются стенды, где вывешиваются описания конкретных профессий их требования к личности, права и обязанности.
Также организуется работа педагогических советов, консилиумов, родительских групп и родительских собраний.
В ходе посреднической деятельности социальный педагог решает следующие вопросы:
- организация выезда специалистов ПТУ, колледжей для информирования учащихся
- организуются круглые столы, где родители и учащиеся могут получить ответы на интересующие их вопросы
-организуются родительские лектории по вопросам профориентации.
Главным в работе социального педагога является создание оптимальных условий для соотношения трех составляющих условий выбора: хочу, могу, надо.
В достижении положительного результата зависит эффективность работы социального педагога.





Глоссарий
Профориентация-это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Профпросвещение- это ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.
Профсамоопределение- это самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон и сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии, образа жизни.
Профконсультация- оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.
Профадаптация- это система мер, способствующая профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Способности- индивидуально-психологические особенности, свойства, качества личности, которые являются базовыми условиями рационально- успешного выполнения им определенного вида деятельности.



















Критерий 1

Личностно-смысловое отношение учащихся к выбору профессии
Показатели:
- оценка учащимися роли изучаемого предмета в планах на будущее:
Количество детей, которые конкретно определились в планах на будущее;
Количество детей , интересующихся информацией о конкретной профессии;

- непосредственный интерес к профессии:
Количество учащихся, которые определились в выборе предметов ЕНТ;
Количество детей постоянно занимающихся определенным видом деятельности;
- оценка учащимися социальной значимости конкретной профессии:
Количество учащихся осознающих нужность, востребованность данной профессии;
Соотношение учащихся , которые оценивают значимость или незначимость профессии.
Критерий 2

Значимость социально-педагогической деятельности в профессиональном просвещении
Показатели:
- профессиональный отбор учащихся, которые способны освоить какую-либо профессию:
Количество внеурочных занятий с привлечением специалистов, профконсультантов;
Количество детей, занятых в летний период;
- выявление интересов и способностей к той или иной профессии:
Соотношение выборов учащихся между техническим и естественно-научным направлением;
Количество детей, занимающихся в кружках по интересам ;
-профессиональное просвещение:
Количество классных часов по проблемам профориентации;
Оснащенность информационной базы













Список используемой литературы:

Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М.,1990.
Профессиональная ориентация школьников/Сост. В.С. Емельянов.-Стерлимак,1995.
Смирнова Е.Е.На пути к выбору профессии.-КАРО,2003.
Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: уч.пособие- М. :Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2005.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение./М.,Воронеж, 1996.
Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи.-М.,1993.
Профессиональная работа со школьниками в современных условиях/ Сост. И.И.Беседина.-Саратов,1995.
































Лист экспертной оценки

№п/п
Критерии
Само
оценка

Оценка внутри группы
Оценка преподавателей

1
Личностно-смысловое отношение учащихся к выбору профессии



1
2

2
оценка учащимися роли изучаемого предмета в планах на будущее
Количество детей, которые конкретно определились в планах на будущее Количество детей, интересующихся информацией о конкретной профессии





3
- непосредственный интерес к профессии:






Количество учащихся, которые определились в выборе предметов ЕНТ;
Количество детей постоянно занимающихся определенным видом деятельности;
- оценка учащимися социальной значимости конкретной профессии:
Количество учащихся осознающих нужность, востребованность данной профессии;
Соотношение учащихся, которые оценивают значимость или не значимость профессии.


Значимость социально-педагогической деятельности в профессиональном просвещении
Показатели:
- профессиональный отбор учащихся, которые способны освоить какую-либо профессию:
Количество внеурочных занятий с привлечением специалистов, профконсультантов;
Количество детей, занятых в летний период;
- выявление интересов и способностей к той или иной профессии:
Соотношение выборов учащихся между техническим и естественно-научным направлением;
Количество детей, занимающихся в кружках по интересам ;
-профессиональное просвещение:
Количество классных часов по проблемам профориентации;
Оснащенность информационной базы





































Профессиональная

ориентация

Профес-
сиональная адаптация

Профес-
сиональное просвеще
ние


Профессиональное самоопределение

Профес-
сиональная
консультация

Развитие интересов, склонностей учащихся в различных видах профессиональной деятельности

Осознанный самостоятель-ный выбор

цели

Ценностно-нравствен
ные ориентиры

Пути и способы преодоления

Препят
ствия

Мотивация к деятельности

Самостоятельный выбор профессионального и жизненного пути

Профориентация

профсамоопределение

Выбор профессии

Индивидуальные особенности

Требования профессии

Сопоставление требований и индивидуальных особенностей

Деятельность социального педагога

формы

виды

ознакомительные

активизирующие

Проведение классных часов

Кружки, клубы

Игры, упражнения

Показ обучающих фильмов

информационная

экскурсии

Беседы с представителями ПТУ, колледжей, лицеев

Помощь в развитии профессиональных качеств

Определение качеств личности

Соотношение качеств личности с требованиями профессии

Помощь в принятии решении

способности

Интересы личности

Потребность общества в кадрах

Модель деятельности социального педагога

Помощь в самоопределении

Психологический компонент

Образовательный компонент

Посреднический компонент

- Обучать специальным умениям, навыкам общения, рефлексии, самоанализа
- сформировать социальные знания о видах профессий


- диагностика
- коррекция
- консультирование
- просвещение


- информирование учащихся и родителей по вопросам выбора будущей профессии
- организация совместных действий учащихся, родителей, учителей с целью соотнесения планов учащихся с ожиданиями родителей
- координирование усилий учащихся для реализации личной профессиональной перспективы

Ориентация учащихся в мире профессий

Диагностика индивидуальных особенностей и отслеживание динамики развития личности в процессе обучения

Работа с другими субъектами деятельности по оказанию социально-педагогической помощи в процессе профсамоопределения



15