Презентация Приемы работы с текстом при подготовке к сжатому изложению


Приемы работы с текстом при подготовке к сжатому изложению Проверяемые навыки и уменияправильно вопринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;отбирать в исходном тексте главное;сокращать текст разными способами;грамотно, логично излагать свои мысли. Виды речевой деятельности Слушание Письмо Приемы работы с текстом, развивающие навык слушания 1. Текст называется «Дружба». Как вы думаете, название дано по теме или главной мысли? Каким может быть его содержание? Дружба  Дружба – это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом. Для дружбы нужно очень многое, прежде всего взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет. Конечно, друг может совершать ошибки. Но ведь все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это не принципиально. Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима. - Какие утверждения соответствуют содержанию текста?А)Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом.Б) Уважать своего друга – значит считаться с его мнением и признавать все его черты.В) Друг не может совершать ошибки.Г) Для дружбы важны общие нравственные ценности.Д) Общие интересы или увлечения принципиальны для дружбы.  – Какие слова с корнем друг-/друж- употреблены в прослушанном тексте? (Дополните этот ряд).  – Составьте сложное предложение (сложносочиненное, сложноподчинённое с двумя придаточными) на основе прослушанного текста. 1.1. Прослушайте текст и постарайтесь определить, чему соответствует название: теме текста или основной мысли? Быть взрослым – значит отвечать за кого-то ещё Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым? Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых. Но в целом, самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других. Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек. - Как по-другому можно озаглавить текст?  – Восстановите последовательность предложений в тексте: А) Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки.Б) Есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми.В) Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки.Г) Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.Д) Самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других. Е) Быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё.  (Возможен пересказ)  — Составьте сложноподчинённое предложение с придаточным следствия. 2. Прослушайте текст. Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов. И всё же нельзя уверенно сказать, что подобная общность определяет дружбу, ведь могут подружиться люди разных профессий. Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Дружба - равенство и сходство. Но в то же время дружба - это неравенство и несходство. Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая слабому, неопытному, молодому другу, познаёт свою силу, зрелость. Другой, слабый, познает в друге свой идеал, силу, опыт, зрелость. Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах. Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках. Заполните пропуски (вставьте недостающие слова).  Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей (…) судьбы, одной профессии, (…) помыслов. И всё же нельзя уверенно сказать, что (…) общность определяет дружбу, ведь могут подружиться люди (…) профессий. Могут ли дружить два (…) характера? Конечно! Дружба - равенство и сходство. Но в то же время дружба - это неравенство и несходство. Друзья всегда (…) друг другу, но не всегда друзья (…) от дружбы поровну. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе (…) опытом. Один, помогая слабому, (…) , молодому другу, познаёт свою силу, зрелость. Другой, слабый, (…) в друге свой идеал, силу, опыт, зрелость. Так, один в дружбе (…) , другой радуется подаркам. Дружба (…) на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах. Друг тот, кто (…) твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя (…) тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках. Закончите предложения. Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей..... И всё же нельзя уверенно сказать, что подобная общность определяет дружбу, ведь….. Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Дружба – равенство и сходство. Но в то же время дружба – это... Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья..... Один дружит и дарит свой опыт, другой..... Один, помогая слабому, неопытному, молодому другу, познаёт..... Другой, слабый, познает в друге..... Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется..... Друг тот, кто утверждает твою..... Друг тот, кто любя разоблачает тебя... Приемы работы с текстом, развивающие навык письма 1. Упражнения, направленные на формирование умения выделять существенное, необходимое в содержании с точки зрения темы и главной мысли текста и умения отличать существенное от второстепенных подробностей, деталей. Первая задача, которая должна быть решена в сжатом изложении, – определить и суметь выделить главное, существенное в содержании (без этого не может быть данного рассказа). Текст с пропусками ключевых слов На нашей планете есть …, где человек под дождём остаётся … . Это неудивительно, потому что и дождь тоже … . Чаще всего такое … природы наблюдается в…, где воздух необычайно … и …. Дождь … здесь …, а если это и бывает, то дождевые капли …, не … земли. Видно, как идёт дождь, но, стоя под дождём, не … его. Это и есть … . Сухой дождь На нашей планете есть места, где человек под дождём остаётся совершенно сухим. Это неудивительно, потому что и дождь тоже…сухой. Чаще всего такое чудо природы наблюдается в пустынях, где воздух необычайно сух и горяч. Дождь выпадает здесь очень редко, а если это и бывает, то дождевые капли испараются, не достигнув поверхности земли. Видно, как идёт дождь, но, стоя под дождём, не чувствуешь его. Это и есть необыкновенный сухой дождь   На нашей планете есть …, где человек под дождём остаётся … . Это неудивительно, потому что и дождь тоже … . Чаще всего такое … природы наблюдается в…, где воздух необычайно … и …. Дождь … здесь …, а если это и бывает, то дождевые капли …, не … земли. Видно, как идёт дождь, но, стоя под дождём, не … его. Это и есть … . 2. Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца). Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными. Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность. Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. (123 слова) Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными. Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность. Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. (123 слова) 3. Определение детализирующей, объясняющей части абзаца. Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными. Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность. Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. (123 слова) 4. Сокращение предложения, абзаца за счет исключения деталей, подробностей. 5. Расширение, развертывание предложения (микротекста) путем введения деталей, подробностей, объяснений, раскрытия содержания обобщающего слова и т. д. Увеличьте объём текста в три (два) раза, расширив его содержание.  Польза чтения книг очевидна. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Книги оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время. Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно. Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону. (по материалам Интернета) 168 слов 6. Подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям. Прочитайте текст. Сжато, в одном предложении, запишите ГЛАВНУЮ информацию, содержащуюся в тексте.  В содержание многих слов русского языка может входить оценка – положительная или отрицательная. Об одном и том же человеке можно сказать, что он разведчик, если он добывает информацию о нашем враге, и шпион, если он добывает информацию о нас для нашего врага, об одном и том же состоянии общества можно сказать, что это стабильность, если это состояние нам нравится, и застой, если это состояние нам не нравится. Наличие оценочного элемента в слове обязывает употреблять это слово тогда и только тогда, когда необходимо дать оценку какой-либо ситуации, её участникам. В содержание многих слов русского языка может входить оценка – положительная или отрицательная. Об одном и том же человеке можно сказать, что он разведчик, если он добывает информацию о нашем враге, и шпион, если он добывает информацию о нас для нашего врага, об одном и том же состоянии общества можно сказать, что это стабильность, если это состояние нам нравится, и застой, если это состояние нам не нравится. Наличие оценочного элемента в слове обязывает употреблять это слово тогда и только тогда, когда необходимо дать оценку какой-либо ситуации, её участникам.     В содержание многих слов русского языка может входить положительная или отрицательная оценка, и это обязывает употреблять такое слово только тогда, когда необходимо дать оценку какой-либо ситуации, её участникам. 7. Упражнения, направленные на выявление языковых средств для сжатой передачи текста. Основное внимание учителя должно быть обращено на обогащение речи учащихся средствами обобщенной передачи. Начинать можно с практического ознакомления учеников со средствами обобщения, которыми располагает русский язык, а далее связать эту работу с изучаемым грамматическим материалом. Например, учитель объясняет ученикам, что есть слова с более общим и широким значением («вместительные») и слова, обозначающие отдельные предметы, признаки, действия, составляющие эти широкие значения. Одновременно учащиеся учатся классифицировать предметы, признаки, действия, т. е. практически получают представление о родовидовых отношениях. В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература. Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя. Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. – Все / разные виды искусства оказывают влияние на нашу жизнь.  Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. - Неправильно видеть в произведениях разных авторов только средство получения удовольствия.  Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. – Мы нередко обращаемся к искусству, чтобы отдохнуть и развлечься.  Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. – Сами создатели (авторы) строят произведения так, чтобы поддержать наше любопытство. По материалам вебинара «Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ» Шкляевой Е.Л.