Внеклассное мероприятие «Что посеешь, то и пожнешь»

Разработка внеклассного мероприятия на тему:
«Что посеешь , то пожнешь».
Цели: Активизировать словарный запас учащихся , развивать познавательную деятельность, осуществлять жизненную связь: развивать речь ,память, логическое мышление и внимание учащихся: научить уважать людей, воспитывать бережное отношение к старшим:
Оборудование: презентация, карточки, иллюстрации.
Форма проведения: урок-презентация с элементами игровой технологии.

Ход урока.

І. Организационный момент.
Психологический настрой: на доске аппликация (Солнышко)
Мы за партой дружно встали, друг на друга посмотрели.
Улыбнулись солнышке, взяли солнышко в ладошки,
Оно тепло подарит нам всем, и станет мир еще добрей.
Пять, шесть – тихо сесть.

ІІ.Вступительное слово учителя.
«Вся семья вместе - так душа вместе» - гласит русская народная пословица. «И бедный дом отца родного Милее нам дворца чужого» -говорят о родном доме казахи. Действительно, родной дом, семья – это начало жизни человека: Недаром говорят: «Бог создал семью».
- А что вы знаете о своей семье?
- А какая ваша семья?
- В чем заключается ваша забота о родителях?
Все вы ,ребята знаете и уважаете своих родителей, но они уважаемы и любимы не только в своей семье, у них есит работа, коллектив, в котором они трудятся, где они занимаются любимым делом. Поэтому семья важна в жизни каждого человека.

ІІІ. Раскрытие понятия «Толерантность».
Толерантность – способность сопереживать другим, воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, и быть терпеливым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и другого народов; уважительное отношение к другим людям, независимого от пола, вероисповедения,образа жизни.

І^.Обряды и традиции.
1. Наречие ребенка. Когда в молодой семье появляется малыш бабушка , дедушка или самый старший из родственников дает ему имя. Они наклоняются к уху малыша и говорят три раза: - твое имя!
Наречение ребенка Выбор имени для новорожденного - дело серьезное и ответственное. Кто же должен давать имя ребенку? Что за вопрос, конечно родители. Хорошо, если родители солидарны в выборе имени, а если нет? А бывает так, что к спору подключаются еще бабушки и дедушки, предлагают свои варианты. Так может разыграться целая семейная драма, и ребенок некоторое время остается неназванным. Встречается мнение о том, что имя нельзя придумывать до рождения, или его держат в тайне даже от близких родственников. А существуют ли традиции наречения имени? Часто мы слышим поздравления с именинами, с днём рождения. Есть ли различия в понятиях «день рождения» и «именины»?

2.Суйыншы. С_йінші - cуйыншы - вознаграждение за радостную весть Когда произносят суйыншы , все сразу понимают, что человек пришел с хорошей новостью. А тому, кто приносит известие, надо обязательно подарить подарок.
У казахов, человек, принесший радостную весть, восклицает: «С_йінші!» это возглас о сообщении радостной вести. Первый, кто сообщит радостную весть, обязательно награждается подарком. Нет ничего предосудительного или неприличного в том, что вы попросите «С_йінші» за благую весть, так как у казахов, это считается проявлением искренней радости и благожелательности.

3.Жеты ата. Жети ата" ("Жеты ата") – в переводе означает "семь поколений". Согласно казахскому обычаю "Жети ата"("Жеты ата") все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений предков и запрещает браки внутри рода.

4.Обычаи определение возраста.
Козы жасы - возвраст ягненка 10-13 лет В 10 лет мальчики пасут ягнят. Поэтому этот возвраст считается возврастом ягненка.
Jой жасы - возвраст овцы 13-20 лет. После 13 лет мальчикам доверяли пасти овец.
ЖылKы жасы – возвраст лошади 25-40лет. После 25 лет джигиты пасли лошадей.
Патша жасы –царский возвраст 40 лет. В это время можно доверить управлять народом, считают казахи. Обычно в этом возврастеуже полно видно мужество, мудрость и красноречие.

5. Шашу
Шашу – осыпание. Во время радостного события (свадьба, сватовство и т.д.) на виновников торжества бросают конфеты или деньги. Дети с радостью собирают разбросанные конфеты. Казахи верят, что сладости, подобранные во время «Шашу»

6. Тысау кесу Резание пут.
Из традиционных детских обрядов у казахов наиболее интересным был тусау кесу (разрезание пут). Ребенку начинающему ходить перевязывали ноги черно-белым шерстяным шнуром, который затем перерезала многодетная, энергичная, подвижная женщина, передавая ему тем самым свои качества. Разрезанный шнур затем сжигали. Тусау кесу (разрезание пут) очень символичен:для ребенка как бы открывалась новая жизнь, а черно-белый шнур символизировал жизнь с ее непостоянством, впереди было много испытаний и
их надо пройти достойно.



^. Легенда - приблизительный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] понятия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] о происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа  обычно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях. Легенды делят на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Легенды, как правило, были [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Учитель рассказывает о легенде в котором говорится о том, как дети сбрасывали своих стариковсо скал по приказу хана.


^І. Рефлексия.
Сегодня мы познакомились традициями и обычаями казахского народа, с тем, что есть люди с различными мнениями, образом жизни. Нужно научиться понимать и соблюдать традиции и обычия,любить и уважать своих родителей.По мере помогать.И если в семье, в школе учат быть толерантным к окружающим людям, то и вам будет такое же отношение. Жизнь, как бумеранг – как отнлсишься к людям, так и к вам будут относиться. Ведь не зря говорят «Что посеешь- то и пожнешь».
Я нисколько не сомневаюсь в том, что вы будете относиться не только доброжелательно к своим родителям, но и к другим людям.


В конце проводится обряд «Шашу».


Заголовок 115