Использование деятельностного подхода на логопедических занятиях

Использование деятельностного подхода на логопедических занятиях

Выполнила
учитель-логопед
МОУ СОШ № 44 г. Копейска

Грязнова Виктория Юьевна



Основная цель коррекционного образовательного процесса в современной педагогике – развитие личности путем создания равновесия в самосознании, деятельности и общении ученика. Для её достижения следует, прежде всего, изменить условия, обеспечить приемлемую среду развития и социализации, создать в ней «поле возможностей» развития личности, т.е. среду образовательного пространства.
В связи со стремительно возрастающим объёмом информации, используемой в практической жизни и научных исследованиях, человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но главное – уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать её, не ущемляя прав окружающих его людей, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека способностей к самореализации на основе сохранения целостности социальной структуры.
Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового. Одним из механизмов реализации целей и задач современного образования является включение обучающегося в учебный процесс с помощью деятельностного подхода.
Использование деятельностного подхода позволяет оптимизировать нагрузку на учащихся, что влияет положительно на комфортность условий обучения, а значит сохраняет здоровье участникам образовательного процесса; добиваться большей результативности формирования ключевых компетенций у выпускников школы; удовлетворять образовательные запросы родителей учащихся.


Деятельностный подход помогает ученику чувствовать себя субъектом деятельности, осознавать и определять черты конечного результата, проектировать как и с помощью чего можно достичь цели. Такой подход развивает рефлексивность
( способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности), самоопределенческие способности ( способность к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в целях деятельности, способах и средствах, путях решения).
Средствами деятельностного подхода в обучении решается проблема развития познавательных интересов. Высокий уровень интереса возможен в результате многократного повторения определенной деятельности, определённой ситуации, которая сопровождается эмоциональным подкреплением, как организованным со стороны учителя, так и возникающим в зависимости от осознания учеником успеха, от удовлетворения определенного вида потребностей. Интерес ученика к деятельности такого характера охватывает все психические процессы - восприятие, память, внимание, мышление, этим самым, создавая благоприятную почву для развития речи, что, в свою очередь, активизирует деятельность личности.
Учитывая разную степень овладения речью учащимися, для логопедических занятий создаются интегрированные группы. Дети, имеющие большие проблемы в речевом развитии, учатся у детей с меньшими проблемами; дети, имеющие низкую мотивацию к овладению правильной речью, берут пример с учащихся, имеющих сформированную эмоционально-волевую сферу.
Деятельностный подход в обучении позволяет поддерживать познавательный интерес, формировать потребности и способности личности к саморазвитию. В рамках этого подхода используется системное многообразие коррекционно-развивающих заданий, что даёт возможность познакомить, представить, повторить или закрепить тот или иной учебный материал, постепенно усложняя задания, даёт возможность ученикам самостоятельного поиска.
Учитывая, что логопедическую помощь получают учащиеся с особыми образовательными потребностями, необходимо отметить то, что использование деятельностного подхода эффективно влияет на развитие психомоторных, речемоторных функций, позволяет избежать психической утомляемости, излишней нервной возбудимости, воздействует на важные эмоционально-мотивационные факторы, стимулирует интеллектуальное развитие, корригирует личностные нарушения, помогает наладить межличностные отношения, что ведёт к оптимальному включению в активный образовательный процесс и успешной самореализации личности ученика.


Используя этот подход на занятиях, школьная логопедическая служба помогает ребёнку на первых этапах обучения преодолевать немалые трудности, не допускать ошибок, старательно, аккуратно выполнять задания, поверить в свои силы, в возможность улучшения результатов, с интересом относиться к занятиям.
Деятельностный подход предусматривает организацию занятий по особой структуре:
- самоопределение к деятельности;
- актуализация;
- постановка учебной задачи;
- построение выхода из затруднения;
- первичное закрепление во внешней речи;
- самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
- включение в систему знаний и повторение;
- рефлексия деятельности.
Использование деятельностного подхода меняет и обычный ход занятия, даёт возможность, например, самим ученикам определить тему занятия.
Для постановки учебной задачи широко используется приём создания «учебной коллизии», т.е. проблемной ситуации, требующей освоения нового знания. Это позволяет повысить интерес к изучаемой проблеме и добиться более высоких результатов. Выполняя задания и отвечая на предложенные вопросы, дети стараются сами «открыть» новое знание. В конце обсуждения заданий и ответов на вопросы обучающиеся подводят итог, выводя правильные формулировки и находя верные решения.
Первичное закрепление нового можно осуществлять через комментирование каждого задания учениками, которые пытаются ответить на вопросы: что делаю и почему? что должно получиться?
На следующем этапе занятия проводиться самостоятельная работа с проверкой в классе. Ребёнок должен научиться осуществлять самоконтроль своей деятельности, но при этом для каждого ученика необходимо создать ситуацию успеха, т.к. дети, занимающиеся в логопедических группах, испытывают учебные затруднения, им не всегда удаётся с первого раза достичь хороших результатов. Поэтому для каждого ученика выбирается такая точка самоконтроля, с которой он наверняка достигнет нужного результата.
Завершающим этапом занятия является рефлексия обучающихся собственной деятельности: самоанализ, самооценка, самокоррекция. Рефлексия деятельности помогает учащимся объективно оценивать свою работу на занятии, рационально расходовать силы во время учебной деятельности.


Покажем, рассмотренные теоретические основы деятельностного подхода, на примере логопедического занятия для обучающихся 2-го класса по теме: «Родственные слова».
Цель
Образовательная: расширить представления обучающихся о родственных словах.
Воспитательная: продолжить формирование патриотизма, любви к малой родине, умения работать в группе, оценивать свою деятельность.
Развивающая: продолжить развитие мышления (загадки), памяти (заучивание определения), внимания (физкультминутка), мелкой моторики рук (работа с клеем, пальчиковая гимнастика).
Оборудование
Плакат с изображением чудо-сада; раздаточный материал (карточки с определениями, памятки, яблоки со словами); клей, картон, цветная бумага; мяч.
Организационный момент
Логопед. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем подниматься на высокую «скалу знаний», а помогут нам в этом сигнальные карточки. Зеленый цвет сигнал готовности: я готов, я понял; красный цвет сигнал тревоги: я не готов, я не понял.
На тарелке лежат дольки лимона элемент ароматерапии.
А теперь сядьте поудобнее, вдохните полной грудью, выдохните, почувствуйте аромат лимона, настройтесь на хорошую работу.
Дыхательная гимнастика
Логопед. Чтобы хорошо говорить на занятии, проведем дыхательную гимнастику.
Мы надуем обе щечки
это хомячок,
А теперь их обе сдуем
это барсучок,
Со слоненком пьем водицу:
у –у –у
На лошадке быстро мчится:
цок-цок-цок.
Сообщение темы и цели занятия
Логопед. Посмотрите на доску какое интересное дерево выросло. На нем вместе с яблоками растут слова. Послушайте, как росло это дерево.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.

Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод,
С ним садовник идёт,
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Какие слова выросли на дереве? Прочитаем их.
Сад, рассада, посадки, садовник, садовод.
Как можно охарактеризовать эти слова? Какие они? Что у них общего?
Дети. Похожие.
Логопед. Верно! Значит, о чем сегодня пойдет речь?
Дети. О похожих словах.
Объяснение нового материала
Логопед. Послушайте рассказ.
Родник родил реку, а река льется течет через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ.
Обратите внимание, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все эти слова как родня. Понятен ли вам смысл слов родник, Родина, родня? Кому понятен, поднимите сигнальную карточку.
Ребенок. Родина это место, где я родился.
Логопед. Родиной можно назвать и город Копейск, и Челябинскую область, и Россию.
Родина, родня, родник эти слова похожи, а как они называются? Кто-нибудь догадался? Вот беда! Никто не знает, как можно назвать эти слова. Поднимите красную сигнальную карточку, кто не знает, а кто знает зеленую.
Ответить на вопрос нам поможет волшебный пакетик. (Выкладывается на каждый стол «волшебный пакетик», в котором спрятались определения.) Откройте пакетик и попробуйте найти в нем нужное определение, которое подскажет, как называются эти слова.
Слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть, называются родственными.
Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос кто? или что?, называются словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопрос какой? или какая?, называются словами-признаками.
Слова, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопрос что делают?, называются словами-действиями.


Давайте поработаем с определением по памятке.
Памятка. Прочитайте определение про себя, шепотом, вслух соседу; повторите определение про себя, шепотом, вслух соседу.
Итак, кто может правильно назвать слова, поднимите зеленую карточку.
Дети все вместе повторяют определение хором.
Динамическая пауза (игра с мячом)
Логопед. В нашем саду живут разные животные. Давайте проверим, знаете ли вы, как зовут их детенышей. Я называю животное, а вы называете его детеныша.
Слон, медведь, лев, мышь, лиса, волк, коза, заяц.
Дети выполняю. А теперь будьте внимательны. Корова, собака, утка, свинья, курица, тигр, леопард.
Закрепление нового материала
Логопед. Обратимся к нашему «чудо-дереву». Дерево чудесное и яблоки на нем разных цветов. Каждая парта выбирает себе цвет и срывает яблоки этого цвета. Что чудесного в яблоках?
Дети. На них написаны родственные слова.
Лиса, лисята, лисья нора.
Берёза, берёзовая роща,
подберёзовик.
Гость, гостил, гостиница.
Корм, кормить, кормушка.
Логопед. Вам нужно из слов, написанных на яблоках, составить предложения. Кто будет готов, поднимет сигнальную карточку.
Дети выполняют.
Теперь прочитайте предложения, которые у вас получились.
Лиса с лисятами жили в лисьей норе.
Под березой вырос подберезовик.
Гость гостил в гостинице.
Я кормлю зверей из кормушки кормом.
Итог занятия
Логопед. Отгадайте загадку.
Слова, как родные, похожи чуть-чуть, И если поставить их в ряд, Немного послушать и
вдуматься в суть они об одном говорят.
Как называются эти слова? Какое определение вы запомнили на занятии?
Дети отвечают.
Логопед. У вас на столах лежат белые конверты. Достаньте их содержимое. Возьмите листок картона и клей. Приклейте на верху листа солнышко, облако или тучку, в зависимости от того, какое настроение у вас сейчас.
В середине листочка у вас приклеена «скала знаний» и есть маленький человечек это вы. Приклейте человечка на то место скалы, до которого вы добрались на сегодняшнем занятии.
Осталось приклеить травку. Если понравилось на занятии, то приклейте длинную полоску травы, если не понравилось, то короткую полоску. Поднимите ваши открытки и покажите их всем.
Отложите все на край стола, расслабьтесь, вдохните воздух полной грудью, выдохните. Повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь. Спасибо за урок. На этом наше занятие окончено.











Литература
Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС [Текст] / М.- НИИ школьных технологий, 2006.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения [Текст]
/ М.,1995.
Лазарев В.С. Инновационная деятельность учителя [Текст] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2008,-№ 3,- с. 10-16.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2т. [Текст] / М. – НИИ школьных технологий, 2006.
Яшина Г.А. Создание комплекса инновационных образовательных технологий как ресурса повышения эффективности образования [Текст] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2008,- № 3, - с. 54-59.