«ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ. РАСЧЕТ РАСХОДА ЭНЕРГИИ, НЕОБХОДИМОЙ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №45р.п. ЦентральныйВолодарского района Нижегородской области Исследовательская работа на тему: Правильное питание школьников. Расчет потребляемой энергии, необходимой учащимся для успешного обучения в школе. Работу выполнил:Каленюк Артем,учащийся 8 классаРуководитель:Бачихина Светлана Ивановна,учитель I квалификационной категории «Единственную красоту, которую я знаю, - это здоровье»И. Гете«Для детей раннего возраста здоровое, рациональное питание — это вопрос жизни и смерти, а для школьников — «закладка» здоровья или нездоровья на всю последующую жизнь» Виктор Тутельян, директор Института питания Российской академии медицинских наук Питание – составная часть обмена веществ, необходимое условие для нормального роста, развития и жизнедеятельности организма. Питание – одна из важнейших составляющих здорового образа жизни человека, наряду с занятием физкультурой и спортом, правильным режимом труда, учебы и отдыха. Проблема: Можем ли мы повысить качество обучения и улучшить самочувствие учащихся, научившись рассчитывать энергию, необходимую учащимся и энергию, потребляемую ими во время завтрака? Гипотеза: Если научиться правильно рассчитывать энергию,необходимую учащимся для успешного обучения и хорошегосамочувствия, научиться составлять меню завтрака, то можно повыситькачество обучения и избежать некоторых проблем здоровья. Цель работы: изучение роли питательных веществ и витаминов для здоровья школьника и расчет расхода энергии, необходимой учащимся для успешного обучения в школе. Задачи:Изучить основные принципы правильного питания школьников;Рассчитать энергию, необходимую учащимся для эффективной работы на уроках;Составить примерное меню завтрака ученика. Методы исследования анализ литературы анкетирование учащихся 7-9 классов по изучению структуры питания изучение двухнедельного меню школьной столовой анализ полученных данных Q=m·q - формула количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива. Закон сохранения энергии: «Энергия не исчезает, и ниоткуда не появляется, а только переходит из одного вида в другой. В замкнутой системе энергия сохраняется».Энергия, которую потребляет школьник Е1, должна полностью превращаться в полезную энергию Е2. Если Е1 = Е2, то правильное развитие ученика и успешное обучение в школе.Если Е1 < Е2, то дистрофия, низкая успеваемость и отклонение в развитии.Если Е1 > Е2, то ожирение и все последующие за этим заболевания, а так же низкая успеваемость. Статистические показания медицинского осмотра учащихся 7-9 классов МБОУ СОШ №45 2014-2015 уч.г. класс кол-во уч-ся ожирение, чел заболевания ЖКТ дистрофия 7 12 3 2 8 18 2 2 1 9 13 2 4 итого 43 7 8 1 В нашей школе 37% учащихся 7-9 классов с различного рода заболеваниями. Основные принципы правильного питания школьников: Питание школьника должно быть сбалансированным.Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.Питание школьника должно быть оптимальным. Калорийность рациона школьника должна быть следующей: 7-10 лет – 2400ккал; 14-17лет – 2600-3000ккал; если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500ккал больше. Питание – одна из составляющих здорового образа жизни Необходимые продукты для полноценного питания школьников Фрукты. Это источник витаминов и клетчатки, поддерживающие иммунитет. Это цитрусовые и гранаты, черешня, клубника, зелень. Зерновые продукты. В них есть витамины А и D, железо. Кроме того, в зерновых содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва. Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма. Выявленные дефициты пищевых веществ в рационе школьников Дефицит йода Дефицит цинка Снижение у школьника памяти, внимания, слуха, зрения, речи;нарушение физического развития; частые простудные и другие заболевания. Дефицит селена Дефицит железа Витамин С Витамин D Витамин А Учеными установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. В рационе всех школьников, а тем более в рационе отличников должно быть что-то сладкое: чай с сахаромсладкий творожокнебольшой кусочек шоколадки Витамин В1 - витамин памяти, помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Он содержится в пророщенных зернах, отрубях, бобовых, в дрожжах, орехах (фундуке, грецких орехах, миндале), в абрикосах, шиповнике, свекле, моркови, редьке. Результаты анкетирования учащихся 7, 8 и 9 классов (всего 43 человека) Вопрос 2 Вопрос 4 Вывод: только 39% опрошенных могут обучаться на «4» и «5». Вывод: 44% всех учащихся перекусывают «вредными» продуктами между приемами пищи. Вывод: основа завтрака наших учеников – бутерброды. Вопрос 1 Результаты анкетирования учащихся 7, 8 и 9 классов (всего 43 человека) Вопрос 5 Вопрос 6 . Вывод: 75% учащихся 7-9 классов питаютсязавтраками в школьной столовой. Вывод: 42% учащихся согласны с мнением многих родителей «Лишь бы вкусно», 47% иногда задумываются, а полезно ли то, что они кушают. И только 11% следят за своим питанием. Правила здорового питания Каждый  день в рационе питания школьникадолжны присутствовать следующие продукты:мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы,свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог идругие кисломолочные продукты, сыр - не обязательно должны входить в рацион питаниякаждый день, но в течение недели должныприсутствовать 2-3 раза обязательно. Правила здорового питания Учащийся должен питаться не менее 4 раз в день.7.30-8.00 завтрак (дома, перед уходом в школу)10.30-11.30 горячий завтрак в школе14.00-15.00 обед в школе или дома19.00-19.30 ужин (дома)Чрезмерное употребление высококалорийных продуктов, газированных напитков может привести к ожирению и нарушениям работы пищеварения.Соблюдение любых диет без консультации врача-диетолога может привести к серьёзным нарушениям здоровья, вплоть до анорексии. Время приема пищи Охват горячим питаниемобучающихся МБОУ СОШ № 45 В начале учебного года охват горячим питанием учащихся 5-11 классов был 56%, на конец 3 четверти 64%. Процент питания учащихся 5-11 классов на начало 4 четверти Классы обедают Кол-во % 5 класс (15 учащихся) 11 73 6 класс (21 учащийся) 10 48 7 класс (11 учащихся) 9 82 8 класс (18 учащихся) 13 72 9 класс (13 учащихся) 4 31 11 класс (10 учащихся) 8 80 Итого: (88 учащихся) 55 62,5 По данным на начало 4 четверти питаются обедами 62,5% учащихся 5-11 классов. МЕНЮ НА 2 АПРЕЛЯ 2015г. (четверг) Меню Выход Цена(руб) Белки Жиры Углеводы Энергетическая ценность, ккал 1. Запеканка творожная со сгущ. молоком 150/33,7 33,47 28,20 24,10 27,80 443,00 2. Чай с сахаром 1/200 1,53 0,00 0,00 15,70 60,00 3. Йогурт 1/100 1 шт. 15,00 2,70 2,50 18,10 94,00 итого 50,00 30,90 26,60 61,60 597,00 Таблица энергозатрат катание на скейтборде 0.0879 бег на лыжах 0.1409 футбол 0.123 плавание (общее) 0.106 теннис 0.123 волейбол (игра) 0.053 быстрая ходьба 0.106 борьба 0.106 работа в огороде (общая) 0.079 работа в огороде (прополка) 0.081 Трудовая деятельность ккал/мин*кг работа за компьютером 0.024 учеба в классе 0.031 баскетбол 0.114 быстрые танцы 1.06 медленные танцы 0.053 ходьба на природе 0.106 хоккей 0.1409 спортивная ходьба 0.114 катание на роликах 0.123 прыжки с веревкой 0.1759 бег на природе 0.158 Калорийность продуктов таблица Наименование продуктав алфавитном порядке  Количество калорий в 100 г продукта Таблица калорийности - фрукты и ягоды Абрикосы 47 Авокадо 100 Айва 30 Алыча 38 Ананас 44 Апельсин 45 Арбуз 40 Бананы 90 Брусника 45 Виноград 70 Вишня 25 Грейпфрут 30 Груша 42 Дыня 45 Ежевика 32 Земляника 38 Таблица калорийности продуктов Расчет энергозатрат Е1=Е2 Е1=k·m·t k – коэффициент энергозатрат,m – масса тела в килограммах, t – время работы в минутахЕ2 =М·q, где q – калорийность продуктов, М – масса продуктов в граммахk·m·t=М·q откуда можно найти М= k·m·t/q – масса продуктов, необходимая школьнику для успешного обучения. Моя масса составляет 55 килограмм. Рассчитаем затраты энергии:занятия на 6 уроках: Е1у= 0,031ккал/мин.кг*55кг*270мин = 460,35ккалперемены: Е1п=0,044ккал/мин∙кг*55кг*55мин=133,1ккалЕ1= Е1у+ Е1п=593,45ккалЯ должен расходовать примерно 593 калории в школе. Рассчитаем несколько вариантов завтрака (593ккал) для хорошей успеваемости ученика (масса 55кг) в школе:Вариант 1. Наименование продукта Наименование продукта Масса, г Каллорий ность, ккал Фрукты черешня 150 79.5 Зерновые продукты овсяная каша 100 374 Молочные продукты йогурт (1.5%жир) 150 76.5 Орехи миндаль 15 63 ИТОГО: 415 593 Вариант 2. Наименование продукта Наименование продукта Масса, г Калорийность, ккал Фрукты яблоко 200 90 Зерновые продукты манная каша 100 340 Молочные продукты творожок не жирный 100 80 Орехи фундук 15 82 ИТОГО: ИТОГО: 415 592 Вариант 3. Наименование продукта Наименование продукта Масса, г Калорийность, ккал Фрукты Грейпфрут 200 60 Зерновые продукты каша рисовая 100 337 Молочные продукты ряженка 100 85 Орехи арахис 24 111 ИТОГО: 424 593 Выводы В ходе работы я сформулировал основные принципы рационального питания:Количество энергии, поступающей с пищей, должно соответствовать энергозатратам организма в процессе жизнедеятельности.Пища должна удовлетворять потребности организма в количественном и качественном составе и соотношении питательных веществ, необходимых для полноценной жизни и здоровья человека.Режим питания должен быть организован так, чтобы организм получал порции энергии и питательных веществ только по мере необходимости, успевал справляться с работой по переработке пищи и выводу отходов, имел возможность и время отдохнуть и восстановиться. Чтоб расти и развиваться, нужно правильно питаться! Будь здоров всегда-День, неделю, года!Правильно питайся, Хочешь – закаляйся,Не ешь ты много химии, И будешь жить счастливее! Список литературы 1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Безопасность [текст, иллюстрации] – СПб.: Детство – Пресс, 2006-30с.2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Две недели в лагере здоровья»/ методическое пособие. -М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2006.3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Разговор о правильном питании»/ Праздники.-М.: , ОЛМА- ПРЕ4. Клейборн А. Энциклопедия. Моя первая книга о человеке [Текст] – М.: Росмен, 2005-112с.5. Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Детское питание [Текст, иллюстрации] – М.: Колос, 1995-335с. Ресурсы Интернет:1. elkin52.narod.ru2. www.wikipedia.org СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!