«ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ. РАСЧЕТ РАСХОДА ЭНЕРГИИ, НЕОБХОДИМОЙ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №45


Межшкольная научная конференция учащихся
образовательных организаций Володарского муниципального района
«Путь в науку»








Секция «ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ»

«ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ.
РАСЧЕТ РАСХОДА ЭНЕРГИИ,
НЕОБХОДИМОЙ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»




Работу выполнил:
Каленюк Артем,
учащийся 8 класса
МБОУ СОШ №45 р.п.Центральный


Руководитель:
Бачихина Светлана Ивановна,
учитель I квалификационной категории
МБОУ СОШ №45 р.п.Центральный














р.п. Центральный, 2015 год
СОДЕРЖАНИЕ

Краткая аннотация
Введение
1. Статистические показания
2. Основные принципы правильного питания школьников
2.1. Необходимые продукты для полноценного питания школьников
2.2. Так ли важен завтрак
3. Методика исследования
3.1. Расчет примерного меню завтрака школьников
Ход исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
2

3
4
5

5

7

14

17

17
19

20
21
























Краткая аннотация

Питание – одна из важнейших составляющих здорового образа жизни человека наряду с занятием физкультурой и спортом, правильным режимом труда, учебы и отдыха. Многие факторы определяют наше здоровье и самочувствие: наследственность, окружающая среда, образ жизни, доступность и качество пищевых продуктов. И основное место принадлежит питанию.
Не правильное питание сказывается не только на здоровье, но и на обучении школьников. Как предотвратить это? Можем ли мы чем–нибудь помочь?
Проблема: Можем ли мы повысить качество обучения и улучшить самочувствие учащихся, научившись рассчитывать энергию, необходимую учащимся и энергию, потребляемую ими во время завтрака?
Гипотеза: Если научиться правильно рассчитывать энергию, необходимую учащимся для успешного обучения и хорошего самочувствия, научиться составлять меню завтрака, то можно повысить качество обучения и избежать некоторых проблем здоровья.
Цель: изучение роли питательных веществ и витаминов для здоровья школьника и расчет расхода энергии, необходимой учащимся для успешного обучения в школе.
Методами исследования явились анализ литературы, анкетирование учащихся 7-9 классов по изучению структуры питания, изучение двухнедельного меню школьной столовой, анализ полученных данных.
В результате проведенной работы рассчитана энергия, потребляемая восьмиклассниками в школе, с учетом этого составлено меню шести завтраков для учащихся.

















Введение

Актуальность темы

Питание – одна из важнейших составляющих здорового образа жизни человека наряду с занятием физкультурой и спортом, правильным режимом труда, учебы и отдыха. Многие факторы определяют наше здоровье и самочувствие: наследственность, окружающая среда, образ жизни, доступность и качество пищевых продуктов. И основное место принадлежит питанию.
Не правильное питание сказывается не только на здоровье, но и на обучении школьников. Как предотвратить это? Можем ли мы чем–нибудь помочь?

План исследования

Большой проблемой является не правильное отношение у детей к некоторым блюдам, которые предлагаются в меню. Таковыми являются: каши, изделия из рыбы, сухофрукты в которых содержаться необходимые для нормального роста и развития школьников питательные вещества.

Проблема: Можем ли мы повысить качество обучения и улучшить самочувствие учащихся, научившись рассчитывать энергию, необходимую учащимся и энергию, потребляемую ими во время завтрака?
Гипотеза: Если научиться правильно рассчитывать энергию, необходимую учащимся для успешного обучения и хорошего самочувствия, научиться составлять меню завтрака, то можно повысить качество обучения и избежать некоторых проблем здоровья.
Цель: изучение роли питательных веществ и витаминов для здоровья школьника и расчет расхода энергии, необходимой учащимся для успешного обучения в школе.
Задачи:
Изучить основные принципы правильного питания школьников;
Рассчитать энергию, необходимую учащимся для эффективной работы на уроках;
Составить примерное меню завтрака ученика.
Методами исследования явились анализ литературы, анкетирование учащихся 7-9 классов, изучение двухнедельного меню школьной столовой, анализ полученных данных.



1 Статистические показания

В физике есть формула количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива: Q=m·q, т.о., когда мы потребляем продукты в организм попадает «топливо», а энергия, выделяющаяся при «сгорании топлива» равна массе потребляемых продуктов умноженной на калорийность данного продукта (m·q).
А так же существует закон сохранения энергии, в котором говорится, что «Энергия не исчезает, и ниоткуда не появляется, а только переходит из одного вида в другой вид. В замкнутой системе энергия сохраняется»
Значит, энергия, которую потребляет школьник Е1, должна полностью превращаться в полезную энергию Е2. Если Е1 = Е2, то правильное развитие ученика и успешное обучение в школе, если Е1 < Е2, то дистрофия, низкая успеваемость и отклонение в развитии, если Е1 > Е2, то ожирение и все последующие за этим заболевания, а так же низкая успеваемость.
Завтрак ребенка-школьника серьезная проблема родителей и современной диетологии. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются. В ходе Всероссийской диспансеризации наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по разным классам болезней: в том числе болезни органов пищеварения - 25%. Болезни органов пищеварения, прежде всего, связаны с состоянием питания школьников.
«Для детей раннего возраста здоровое, рациональное питание это вопрос жизни и смерти, а для школьников «закладка» здоровья или нездоровья на всю последующую жизнь»
Виктор Тутельян, директор Института питания
Российской академии медицинских наук

Статистические показания медицинского осмотра
учащихся 7-9 классов МБОУ СОШ №45 2014-2015 уч.г.

класс
Кол-во уч-ся
ожирение, чел
заболевания ЖКТ
дистрофия

7
12
3
2


8
18
2
2
1

9
13
2
4


итого
43
7 человек
8 человек
1 человек


Таким образом, в нашей школе 37% учащихся 7-9 классов с различного рода заболеваниями. Необходимо научиться рассчитывать энергию, которую школьник затрачивает в течение дня, и энергию, которую ему необходимо потребить для успешного обучения и хорошего самочувствия.


2 Основные принципы
правильного питания школьников

Питание школьника должно быть сбалансированным
Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма.
Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
Питание школьника должно быть оптимальным
При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием
основных пищевых веществ.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
7-10 лет – 2400ккал;
14-17лет – 2600-3000ккал;
если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500ккал больше.
2.1 Необходимые продукты для полноценного питания школьников
Белки Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения. Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения. В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Жиры Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника. Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Норма потребления жиров для школьников - 80-90г в сутки, 30% суточного рациона. Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Углеводы Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие не перевариваемые пищевые волокна. Суточная норма углеводов в рационе школьника - 300-400г, из них на долю простых должно приходиться не более 100г. Необходимые продукты в меню школьника:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Витамины и минералы Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма.
Продукты, богатые витамином А:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
сладкий перец;
зеленый лук;
щавель;
шпинат;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи.
Продукты-источники витамина С:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
красный болгарский перец;
цитрусовые;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Витамин Е содержится в следующих продуктах:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
пророщенные зерна пшеницы;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Продукты, богатые витаминами группы В:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
капуста;
яблоки;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.

2. 2 Так ли важен завтрак

Врачи из Берлинского университета недавно доказали, что домашний завтрак совершенно необходим детям. Школьники, получающие каждый день полноценный, сытный завтрак, лучше учатся и реже страдают от избыточного веса, чем те, что пренебрегают утренней трапезой, у них лучше память, выше коэффициент интеллекта, они реже пропускают занятия. Специалисты считают, что завтрак школьника должен состоять из трех основных элементов:
Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет, и клетчатки. Это цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут черешня, клубника, зелень.
Зерновые продукты. В них есть витамины А и D, железо. Кроме того, в зерновых содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.
Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.
Учеными установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Поэтому в рационе всех школьников, а тем более в рационе отличников должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки (только злоупотреблять сладким не стоит, во всем нужна мера). Витамин В1 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень актуален в школьном рационе - помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Обратите внимание, этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах (фундуке, грецких орехах, миндале), в абрикосах, шиповнике, свекле, моркови, редьке.
Итак, фрукты, каша, что - нибудь молочное, а также сладкий чай и орехи – основа детского завтрака. Обратим внимание на то, что кушают наши школьники. Перед Вами результаты анкетирования учащихся 7, 8 и 9 классов (всего 43 человек)
Вопрос 1. Завтракаете ли Вы по утрам дома?


А) да, всегда
Б) иногда
В) никогда

7 класс (12чел)
40%
55%
5%

8 класс (18чел)
38%
57%
5%

9 класс(13 чел)
39%
43%
18%

Итого (43чел):
39%
50%
11%

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Итак, мы видим, что только 39% респондентов завтракают по утрам, 50% иногда завтракают, а 11% никогда не завтракают. Т.о. можно сделать вывод, что только 39% опрошенных могут обучаться на «4» и «5».

А теперь посмотрим, чем же завтракают наши школьники дома?
Вопрос 2. Если Вы завтракаете дома, то чем чаще всего?


А) кашей
Б) йогуртом
В) бутербродом
Г) овощами или фруктами
Д) другое

7 класс
14%
18%
64%
14%
34%

8 класс
10%
0%
60%
5%
27%

9 класс
7%
7%
46%
7%
27%

Итого:
10%
9,5%
55%
9,5%
30%












Т.е. основа завтрака наших учеников – бутерброды. Есть ли польза от такого завтрака для школьников? Это зависит от того какой бутерброд съедает ученик. К сожалению, чаще всего - это белый хлеб с колбасой. По мнению доктора медицинских наук Института питания РАМН профессора Александра Батурина мясо необходимо подросткам, но настоящее мясо содержит около 20% белка и не более 10% жира, а в любой колбасе не более 15% белка и не менее 30–40% жира. Т.о. пользы от колбасы однозначно нет никакой. Что касается хлеба, то всем известно, что хлеб основа нашей жизни. Но не все знают, что белый хлеб из муки высшего сорта это пустые калории. Сплошной крахмал и больше ничего. Поэтому бутерброд должен быть из хлеба грубого помола (лучше 5 или 7 злаков), сыра, масла, кусочка мяса или рыбы.

Отношение учащихся к газированным напиткам
Вопрос 3. Пьете ли Вы газированные напитки?


Да, постоянно, %
Иногда, %
Нет, никогда, %

7 класс
58
32
10

8 класс
63
30
7

9класс
46
45
9

Итого:
54%
37%
9%

Т.о. только 9% респондентов не пьют газировку, 37% иногда, а основная часть 54% постоянно пьют газированные напитки, что очень вредно для их здоровья.
«Перекус» между приемами пищи
По – мнению специалистов, перекус между приемами пищи желательно исключить. Если школьнику необходимо перекусывать, то он может съесть орехи – они содержат белок и полезные жиры, сухофрукты – они высококалорийны и в то же время очень полезны, йогурт, творожок или фрукты. В период больших нагрузок (соревнования, длительные тренировки, экзамены) можно перекусывать шоколадом, т.к. шоколад способствует повышению работоспособности, активизирует умственную деятельность. Этот энергоемкий продукт, содержит много жира, углеводов, в том числе и клетчатки. Шоколад богат калием, фосфором и железом, витамином Е и витаминами В1 и В2. Нельзя перекусывать булочками и пирожками. Выпечка несет в себе только «быструю» энергию за счет содержащихся в ней в большом количестве углеводов и жиров, и практически не дает никаких полезных веществ – белков, витаминов, пищевых волокон.

Обратимся к результатам анкетирования наших учащихся.
Вопрос 4. Перекусываете ли Вы между приемами пищи
бутербродами, чипсами и шоколадками?


Всегда, %
Иногда, %
Никогда, %

7 класс
12
28
60

8 класс
16
39
45

9 класс
22
15
63

Итого:
17%
27%
56%


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Т.о. 44% всех учащихся перекусывают «вредными» продуктами между приемами пищи, и только 56% респондентов не перекусывают.

Второй завтрак у учащихся в школе.
Вопрос 5. Завтракаете ли Вы в школьной столовой?


Всегда, %
Иногда, %
Никогда, %

7 класс (12чел)
75
2
23

8 класс (18чел)
89
0
11

9 класс(13 чел)
38
23
39

Итого (43чел):
67%
8%
25%


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Т.о. 75% учащихся 7-9 классов питаются завтраками в школьной столовой.
Конечно же, большое влияние на предпочтения в еде детей и подростков оказывают сложившиеся в семье стереотипы. В зависимости от того, что любят есть родители, бабушки и дедушки, то будут любить их дети и внуки. Еще большее влияние на развитие вкусовых пристрастий оказывают сверстники. Для ребят по достижении определенного возраста значительно важнее мнение соседа по парте, чем мнение родителей или учителей. Диетологи называют этот феномен инстинктом или традицией стаи.
Многие родители говорят: самое главное, чтобы ребеночку было вкусно
А задумываются ли наши школьники о пользе и калорийности продуктов питания?
Вопрос 6. Обращаете ли Вы внимание на полезность и калорийность
Вашего завтрака, обеда или ужина?


Да, обращаю, %
Иногда, %
Мне все равно, что я ем, лишь бы вкусно, %

7 класс
13
47
40

8 класс
10
39
51

9 класс
11
53
36

Итого:
11%
47%
42%




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Результаты анкетирования показывают, что 42% учащихся согласны с мнением многих родителей «Лишь бы вкусно», 47% иногда задумываются, а полезно ли то, что они кушают. И только 11% следят за своим питанием.

Так как же все-таки питаться правильно? Очевидно, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждый народ имеет свои кулинарные традиции и питание в этих рамках оценивает как правильное. Причем это касается как подбора продуктов и способов их приготовления, так и кратности приема пищи.
Но, все же надо придерживаться правилам здорового питания.
Учащийся должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
Каждый  день в рационе питания должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр - не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно.
«Умные» продукты
Для мозга - успешно помогают ребенку освоить школьную программу: соя, нежирный творожок, треска, печень, горох, овсяная крупа, рис и яйца содержат достаточно много холина.
Для нервной системы - сливочное масло, сыры, свинина, рыба и молоко жизненно необходимы для растущего и быстро развивающегося мозга школьника.
Для памяти - мясо птицы, нежирная говядина, твердые сорта сыра, креветки и крабы содержат много цинка, напрямую  влияющего на оперативную память и воспроизведение информации.
Для зрения - в рыбьем жире, красном перце, моркови, щавеле, зеленом луке, красных помидорах, абрикосах, яблоках содержится витамин А, при недостатке которого в школьном возрасте может развиться близорукость.
Для энергичности - сахар, рис, манная и гречневая крупа, картофель, виноград, арбуз, капуста являются основными поставщиками углеводов, являющихся главными источниками энергии.
Для развития мышц - в сое, сыре, рыбе, горохе, фасоли, хлебе, молоке, твороге содержится большое количество белков, необходимых детским мышцам для роста.
 
Учащийся должен питаться не менее 4 раз в день.
7.30-8.00 завтрак (дома, перед уходом в школу)
10.30-11.30 горячий завтрак в школе
14.00-15.00 обед в школе или дома
19.00-19.30 ужин (дома)
Для детей посещающих ГПД (группу продленного  дня) обязательно предусматривается  двухразовое или трехразовое питание (в зависимости от времени пребывания в школе).
Следует употреблять йодированную соль.
В межсезонье (осень-зима, зима-весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
Для обогащения рационно питания школьника витамином «С» рекомендуем ежедневный прием отвара шиповника.
Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
Если у  ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела, необходима консультация врача для корректировки рациона питания.
Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.

Подростки в особой опасности
В подростковом возрасте обмен веществ происходит очень интенсивно. Поэтому подросток должен хорошо и часто питаться.
Чрезмерное употребление высококалорийных продуктов, газированных напитков может привести к ожирению и нарушениям работы пищеварения.
Девочки в этом возрасте начинают задумываться о своём внешнем виде и могут самостоятельно увлечься «модными» диетами. Соблюдение любых диет без консультации врача-диетолога может привести к серьёзным нарушениям здоровья, вплоть до анорексии.
Я считаю, что культуру правильного питания необходимо прививать с раннего возраста. Для этого необходимо научиться рассчитывать свои энергозатраты и калорийность потребляемых продуктов.

3 Методика исследования

В нашей школе имеется хорошо оборудованная школьная столовая. Поставку продуктов и составление двухнедельного примерного меню осуществляет «Сервисный центр Володарского муниципального района». Меню согласуется с Роспотребнадзором по Нижегородской области.
Для учащихся всех классов столы накрываются обслуживающим персоналом.

Расписание звонков:
1 урок 8.30 - 9.15
2 урок 9.25 - 10.10
Завтрак (1 – 4 классы)
3 урок 10.20 - 11.05
Завтрак, обед (5 – 11 классы)
4 урок 11.20 - 12.05
5 урок 12. 15 - 13.00
Обед (1-11 классы, ГПД)
6 урок 13.10 - 13.55

Я проанализировал питание школьников 5-11 классов в нашей школе с 8.09.2014г. по 2.04.2015г.

Охват горячим питанием обучающихся МБОУ СОШ № 45  
р.п. Центральный за сентябрь 2014-2015 уч.г.

МБОУ СОШ
№ 45
Кол-во уч-ся в МБОУ СОШ № 45
Учащиеся, посещающие ГПД
Охват горячим питанием
Охват другими видами питания (булочка и чай)




Всего


%

Из них:







Только завтракают

%
Только обедают
Завтракают и обедают


1
2
3
4

5

6
7
8

Всего уч-ся
165
26
131
79
105
64
-
26
-

В том числе:
1-4 классы
69
26
66
96
40
58
-
26
-

5-9 классы
87
-
39
45
39
45
-
-
-

11 класс
9
-
6
67
6
67
-
-
-


Охват горячим питанием обучающихся МБОУ СОШ № 45 
 р.п. Центральный за март 2014-2015 уч.г. 

МБОУ СОШ
№ 45
Кол-во
уч-ся

Охват горячим питанием
Охват другими видами питания (булочка и чай)



всего
Из них
только завтракают
Из них
только обедают
Из них
завтракают и обедают




кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%

Всего
об-ся
171
121
71
89
52
2
1
36
21
-
-

в т. ч.:
1-4 кл.
73
64
88
32
44
-
-
32
44
-
-

5-9 кл.
88
55
63
49
56
2
2
4
5
-
-

11 кл.
10
8
80
8
80
-
-
-
-
-
-


Охват горячим питанием обучающихся МБОУ СОШ № 45 















В начале учебного года охват горячим питанием учащихся 5-11 классов был 56%, на конец 3 четверти 64%. Учащиеся 5-11 классов переходят с завтраков на обеды, которые тоже организуются после 3 урока.

С начала 4 четверти учащиеся 1-4 классов завтракают, учащиеся 5-11 классов перешли на обеды.
Данные за 2 апреля 2015г.
Классы
обедают


Кол-во
%

5 класс (15 учащихся)
11
73

6 класс (21 учащийся)
10
48

7 класс (11 учащихся)
9
82

8 класс (18 учащихся)
13
72

9 класс (13 учащихся)
4
31

11 класс (10 учащихся)
8
80

Итого: (88 учащихся)
55
62,5


Процент питания учащихся 5-11 классов на 2.04.2015г.













По данным на начало 4 четверти питаются обедами 62,5% учащихся
5-11 классов.
Наблюдается сбалансированность рациона по всем заменяемым и незаменяемым пищевым ингредиентам.
Энергетическая ценность рационов рассчитывается по меню, составленному на две недели и соответствует энергозатратам детей. Например:
МЕНЮ НА 2 АПРЕЛЯ 2015г. (четверг)

ЗАВТРАК
МЕНЮ
Выход
Цена
(руб)
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность, ккал

1. Запеканка творожная со сгущ. молоком
150/33,7
33,47
28,20
24,10
27,80
443,00

2. Чай с сахаром
1/200
1,53
0,00
0,00
15,70
60,00

3. Йогурт 1/100
1 шт.
15,00
2,70
2,50
18,10
94,00

ИТОГО

50,00
30,90
26,60
61,60
597,00


ОБЕД
МЕНЮ
Выход
Цена
(руб)
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность, ккал

1. Рассольник «Ленинградский» с цыпленком со сметаной (перлов)
12,5/250/10
12,12
8,40
8,90
24,60
205,60

2. Котлета из филе птицы панированная
75/5
35,10
17.80
15,70
7,30
181.00

3. Макароны отварные
1/180
4,21
8,40
7,20
45,07
282,70

4. Напиток апельсиновый +С
1/200
4,14
0,10
0,00
25,40
97,00

5. Хлеб ржаной
1/54
2,43
3,42
0,54
21,60
102,60

ИТОГО

58,00
38,12
32,34
123,97
868,90


Рассчитаем примерное меню завтрака школьников

Для расчета необходимо использовать две таблицы: таблицу энергозатрат школьника и таблицу калорийности продуктов (см. Приложение 1 и 2)
Для того, чтобы рассчитать меню необходимо рассчитать энергозатраты человека. Для этого нужно коэффициент из таблицы умножить на массу человека, и на время занятия в минутах. Затем по таблице калорийности рассчитать массу того или иного продукта питания.
Е1=Е2
Е1=k·m·t, где k – коэффициент энергозатрат, m – масса тела в килограммах, t – время работы в минутах
Е2 =М·q, где q – калорийность продуктов, М – масса продуктов в граммах
k·m·t=М·q откуда можно найти М= k·m·t/q – масса продуктов, необходимая школьнику для успешного обучения.

4 Ход исследования

Моя масса составляет 55 килограмм. Рассчитаем затраты энергии:
1) занятия на 6 уроках: Е1у= 0,031ккал/мин.кг*55кг*270мин=460,35ккал
перемены: Е1п=0,044ккал/мин
·кг*55кг*55мин=133,1ккал
Е1= Е1у+ Е1п=593,45ккал
Я должен расходовать примерно 593 калории в школе.
Действительно энергетическая ценность завтрака в нашей столовой по данным на 2.04.2015г. составляет 597ккал, что соответствует моим энергозатратам.
Рассчитаем несколько вариантов завтрака (593ккал) для хорошей успеваемости ученика (массой 55кг) в школе:

Вариант 1
Наименование продукта
Наименование продукта
Масса, г
Калорийность, ккал

Фрукты
черешня
150
79.5

Зерновые продукты
овсяная каша
100
374

Молочные продукты
йогурт (1.5%жирность)
150
76.5

Орехи
миндаль
11
63

ИТОГО:

411
593

Вариант 2
Наименование продукта
Наименование продукта
Масса, г
Калорийность, ккал

Фрукты
яблоко
200
90

Зерновые продукты
манная каша
100
340

Молочные продукты
творожок не жирный
100
80

Орехи
фундук
12
83

ИТОГО:

412
593


Вариант 3
Наименование продукта
Наименование продукта
Масса, г
Калорийность, ккал

Фрукты
грейпфрут
200
60

Зерновые продукты
каша рисовая
100
337

Молочные продукты
ряженка
100
85

Орехи
арахис
24
111

ИТОГО:

424
593


Вариант 4
Наименование продукта
Наименование продукта
Масса, г
Калорийность, ккал

Фрукты
ежевика
200
64

Зерновые продукты
каша ячневая
100
343

Молочные продукты
сыр Пармезан
20
66

Орехи
грецкий орех
18
120

ИТОГО:

338
593


Вариант 5
Наименование продукта
Наименование продукта
Масса, г
Калорийность, ккал

Фрукты
абрикосы (курага)
150
70.5

Зерновые продукты
каша пшенная
100
351

Молочные продукты
сырок творожный
20
76

Орехи
миндаль
16
97

ИТОГО:

286
593


Вариант 6
Наименование продукта
Наименование продукта
Масса, г
Калорийность, ккал

Фрукты
апельсин
200
90

Зерновые продукты
каша манная
100
340

Молочные продукты
Молоко(3,2% жирности)
100
60

Орехи
фисташки
17
103

ИТОГО:

417
593


Заключение

Чтобы дети росли здоровыми, они должны правильно питаться. Особенно это касается подростков.
Выделяют целый комплекс особенностей пищевого поведения подростков:
1. Пропуск полноценных приемов пищи, отказ от завтрака при спешном уходе в школу.
2. Замена полноценных приемов пищи перекусами всухомятку: кондитерскими изделиями, бутербродами, хот-догами, конфетами.
3. Для подросткового возраста существует риск недостаточного потребления кальция, железа, витамина С, цинка, витаминов группы В.
4. Соблюдение подростками различного рода диет основано на желании быть похожими на своих кумиров из мира музыки и спорта, что порождает нарушения нормального питания. Особенно неблагоприятно резкое ограничение в питании может сказаться на здоровье девушек.
5. Рацион питания должен быть разнообразным и включать все пищевые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и т. д.) в определенном сбалансированном соотношении соответственно физиологическим потребностям ребенка.








Список литературы

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Безопасность [текст, иллюстрации] – СПб.: Детство – Пресс, 2006-30с.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Две недели в лагере здоровья»/ методическое пособие. -М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2006.
3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Разговор о правильном питании»/ Праздники.-М.: , ОЛМА- ПРЕ
4. Клейборн А. Энциклопедия. Моя первая книга о человеке [Текст] – М.: Росмен, 2005-112с.
5. Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Детское питание [Текст, иллюстрации] – М.: Колос, 1995-335с.

Ресурсы Интернет:
1. elkin52.narod.ru
2. www.wikipedia.org




























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица энергозатрат


Трудовая деятельность
ккал/мин*кг

работа на технологии
0.062

работа за компьютером
0.024

учеба в классе
0.031

Дела по дому
ккал/мин*кг

детские игры
0.0879

приготовление еды
0.0439

покупка продуктов
0.062

тяжелая уборка
0.079

перемещение мебели
0.106

перенос коробок
0.123

распаковка коробок
0.062

игры с ребенком (умеренная активность)
0.07

игры с ребенком (высокая активность)
0.0879

чтение сидя
0.02

стояние в очереди
0.0219

сон
0.0109

просмотр телепередач
0.013

Фитнес, аэробика
ккал/мин*кг

аэробика лёгкая
0.097

аэробика интенсивная
0.123

степ-аэробика легкая
0.123

степ-аэробика интенсивная
0.1759

водная аэробика
0.7

велосипедный тренажер (средняя активность)
0.123

велосипедный тренажер (высокая активность)
0.185

ритмическая гимнастика (тяжелая)
0.1409

ритмическая гимнастика (легкая)
0.079

тренажеры типа "наездник"
0.0879

гребной тренажер (средняя активность)
0.123

лыжный тренажер
0.167

растягивания (хатха-йога)
0.07

подъем тяжестей
0.053

интенсивный подъем тяжестей
0.106

Спорт
ккал/мин*кг

стрельба из лука
0.062

бадминтон
0.079

баскетбол
0.114

бильярд
0.0439

горный велосипед
0.15

велосипед 20 км/ч
0.1409

велосипед 25 км/ч
0.1759

велосипед 30 км/ч
0.211

велосипед 35+ км/ч
0.2899

кегли
0.053

бокс
0.158

керлинг
0.07

быстрые танцы
1.06

медленные танцы
0.053

фехтование
0.106

американский футбол
0.158

гольф
0.097

гандбол
0.211

ходьба на природе
0.106

хоккей
0.1409

верховая езда
0.07

гребля на байдарке
0.0879

восточные единоборства
0.1759

ориентирование на местности
0.158

спортивная ходьба
0.114

альпинизм (восхождение)
0.194

катание на роликах
0.123

прыжки с веревкой
0.1759

бег 8,5 км/ч
0.1409

бег 10 км/ч
0.1759

бег 15 км/ч
0.255

бег на природе
0.158

катание на скейтборде
0.0879

бег на лыжах
0.1409

катание с гор на лыжах
0.106

санный спорт
0.123

плавание с маской и трубкой
0.0879

футбол
0.123

плавание (общее)
0.106

быстрое плавание
0.1759

плавание на спине
0.1409

плавание (брасс)
0.1759

плавание (баттерфляй)
0.194

плавание (кроль)
0.194

теннис
0.123

волейбол (игра)
0.053

волейбол (соревнования)
0.07

пляжный волейбол
0.1409

ходьба 6 км/ч
0.07

ходьба 7 км/ч
0.079

ходьба 8 км/ч
0.0879

быстрая ходьба
0.106

водные лыжи
0.106

водное поло
0.1759

водный волейбол
0.053

борьба
0.106

Работа на даче
ккал/мин*кг

работа в огороде (общая)
0.079

рубка дров
0.106

выкапывание ям
0.0879

складывание, переноска дров
0.0879

работа в огороде (прополка)
0.081

укладывание дерна
0.0879

работа с газонокосилкой
0.079

посадка в огороде
0.07

посадка деревьев
0.079

работа граблями
0.07

уборка листьев
0.07

ручная уборка снега
0.106

Ремонт дома или машины
ккал/мин*кг

починка машины
0.053

плотницкие работы
0.106

починка мебели
0.079

прочистка водостоков
0.0879

укладка ковра или кафеля
0.079

кровельные работы
0.106

электропроводка
0.053




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Калорийность продуктов таблица

 
Наименование продукта в алфавитном порядке
 
 Количество калорий  в 100 г продукта
 


Таблица калорийности - фрукты и ягоды



Абрикосы
 
47



Авокадо

100



Айва

30



Алыча

38



Ананас

44



Апельсин

45



Арбуз

40



Бананы

90



Брусника

45



Виноград

70



Вишня

25



Грейпфрут

30



Груша

42



Дыня

45



Ежевика

32



Земляника

38



Киви

50



Кизил

41



Клюква

33



Крыжовник

48



Лимон

30



Малина

45



Мандарин

41



Персики

45



Слива

44



Смородина

43



Черешня

53



Черника

44



Яблоки

45



Таблица калорийности - овощи и зелень



Баклажаны
 
28



Зелёный горошек

75



Кабачки

18



Капуста белокочанная

23



Капуста брюссельская

12



Капуста квашеная

28



Капуста краснокочанная

27



Капуста цветная

18



Картофель отварной

60



Лук зелёный

18



Лук репчатый

43



Морковь

33



Огурцы свежие

15



Перец зелёный сладкий

19



Петрушка

23



Помидоры

20



Ревень

16



Редис

16



Редька

25



Репа

23



Салат

11



Свёкла

40



Тыква

20



Укроп

30



Хрен

49



Чеснок

60



Шпинат

16



Щавель

27



Таблица калорийности - грибы



Грибы белые
 
25



Грибы белые сушёные

210



Грибы вареные

25



Грибы в сметане

230



Грибы жаренные

165



Опята

20



Подберезовики

30



Подосиновики

30



Таблица калорийности - орехи и семечки



Семечки
 
580



Орехи Грецкие

650



Орехи земляные

470



Орехи Кедровые

620



Миндаль

600



Фисташки

620



Фундук

670



Таблица калорийности - сушеные плоды



Изюм
 
270



Инжир

290



Кишмиш

310



Курага

290



Финики

290



Чернослив

220



Яблоки

210



Таблица калорийности - яйца



Яйцо куриное 1 шт.
 
65



Яичный порошок

540



Хлебо-булочные изделия



Сахар
 
295



Лепёшка ржаная

375



Сдобная выпечка

300



Сушки, пряники

330



Хлеб Дарницкий

206



Хлеб пшеничный

265



Хлеб ржаной

210



Таблица калорийности-молочные продукты



Ацидофилин (3,2% жирности)
 
58



Брынза коровья

260



Йогурт (1,5%)

51



Кефир жирный

60



Кефир (1% жирности)

38



Кефир обезжиренный

30



Молоко (3,2% жирности)

60



Молоко коровье цельное

68



Мороженое сливочное

220



Простокваша

59



Ряженка

85



Сливки (10% жирности)

120



Сливки (20% жирности)

300



Сметана (10%)

115



Сметана (20%)

210



Сыр голландский

357



Сыр Ламбер

377



Сыр Пармезан

330



Сыр российский

371



Сыр колбасный

268



Сырки творожные

380



Творог (18% жирности)

226



Творог нежирный

80



Творог со сметаной

260



Таблица калорийности-зерновые и бобовые



Горох Зелёный
 
280



Мука Пшеничная

348



Мука Ржаная

347



Какао-порошок

375



Крупа Гречневая ядрица

346



Крупа Гречневая ядрица

346



Крупа манная

340



Крупа овсяная

374



Крупа перловая

342



Крупа пшеничная

352



Крупа ячневая

343



Кукурузные хлопья

369



Макаронные изделия

350



Овсяные хлопья

305



Пшено

351



Рис

337



Соя

395



Фасоль

328



Чечевица

310



Ячменные хлопья

315



Таблица для мяса, птицы и мясопродуктов



Баранина жирная
 
316



Ветчина

365



Говядина тушеная

180



Говядина жареная

170



Грудинка

475



Гусь

300



Индейка

150



Колбаса вареная

250



Колбаса полукопченая

380



Корейка

430



Крольчатина

115



Курица вареная

135



Курица жареная

210



Печень говяжья

100



Почки

66



Сардельки

160



Свинина отбивная

265



Свинина тушеная

350



Сердце

87



Сосиски

235



Телятина

90



Утка

405



Язык

165



Таблица калорийности-рыба и морепродукты



Икра зернистая
 
250



Икра кетовая

245



Икра минтая

130



Кальмар

75



Карп

46



Карп жареный

145



Кета

157



Консервы рыбные в масле

320



Консервы рыбные в собственном соку

120



Креветки

85



Крабы

70



Лещ

48



Лососина жареная

145



Лососина копченая

385



Минтай

70



Морская капуста

16



Навага

44



Окунь

95



Раки

75



Салака

98



Севрюга

137



Сельдь атлантическая

57



Судак

43



Треска

59



Шпроты в масле

250



Щука

41



Таблица калорийности-соусы, жиры



Жир топлёный
 
930



Кетчуп

80



Майонез

625



Майонез лёгкий

260



Маргарин сливочный

745



Маргарин бутербродный

670



Маргарин для выпечки

675



Масло кукурузное

900



Масло оливковое

824



Масло подсолнечное

900



Масло сливочное

750



Масло соевое

900



Масло топлёное

885

























13PAGE \* MERGEFORMAT14215



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415