Конспект классного часа 1 класс Что за прелесть эти сказки!

Классный час «Что за прелесть эти сказки!»
(Памяти Тамары Григорьевны Габбе, 105 лет со дня рождения)
Класс: 1

Цель мероприятия:
Помочь детям осознать значение сказки как уникального явления творческих проявлений человека.

Задачи:
1.Познакомить с человеком- сказкой Т.Г. Габбе, подвести через её литературный образ к осознанию вечности сказки (вечно стара- вечно молода); повторить образы из известных русских народных сказок.
2.Воспитывать уважение к родному языку (выразительные возможности языка, мелодика, сохранение народной мудрости через слово сказанное и записанное).
3.Развивать активность восприятия через красочность и выразительность подачи образов; способствовать развитию аналитических умений через серию вопросов и заданий с проблемными моментами; развивать творческое воображение через тематическое рисование.

Тип занятия: комбинированный с элементами проблемных ситуаций и применением ИКТ
Основной метод: словесно-иллюстративный с подводящим диалогом, ролевым чтением, элементами анализа, тематическим рисованием

Дидактические средства: учебник «Азбука» для 1 класса (Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий, Д.С. Фонин), дидактический материал, подборка народных сказок
Оборудование: компьютер с видеопроектором, проигрыватель, иллюстративный материал, карточки с дидактическим материалом, маски для чтения по ролям, костюм Сказки.

План занятия.
1.Орг. момент.
2.Постановка цели урока.
Знакомство с особенностями творчества Т.Г. Габбе.
3.Работа «Сказочной почты», сказочная викторина.
4.Значение иллюстрации в сказке.
А) Части книги.
Б) Работа с презентацией «В какие сказки попал Колобок?»
5.Работа с материалом учебника.
А) Статья «На что похож наш язык?»
Б) Язык сказки. Ролевое чтение.
В) Работа в парах с дидактическим материалом.
6.Тематическое рисование.
Угадывание сказочного героя.
«Рассаживание сказочных героев на пальчики».
7.Итог занятия.
Волшебный клубок Т. Г. Габбе.

Ход занятия.
1.Орг. момент.
2.Постановка цели занятия.
-Сегодня мы отправляемся в гости к сказке. И делаем это не случайно. 16 марта празднует свой день рождения замечательная сказочница Тамара Григорьевна Габбе. Всю свою жизнь она посвятила сказке: сочиняла сказки, собирала сказки, переводила их, рассказывала детям, а ещё вместе с С.Я. Маршаком прививала детям любовь к чтению. Родилась Тамара Григорьевна в далёком 1903 году, в весенний солнечный день. Наверно поэтому и творчество её солнечное, радостное, сказочное.
Учитель обращает внимание детей на выставку книг (сказки зарубежных авторов, переводы которых на русский язык сделала Т.Г.Габбе).
-Эти книги пришли к детям нашей страны благодаря стараниям милой сказочницы.
-А теперь я надеваю сказочный плащ и превращаюсь в сказку. Почему у сказки лицо старого человека? ( Сказки стары как жизнь, в них мудрость, накопленная за многие годы.)
-Прочитайте тему нашего занятия. ( Что за прелесть эти сказки)
-Вам не кажется, что здесь чего-то не хватает? (Знака препинания.)
-А какой бы вы поставили?
-А давайте выясним, кто произнес эти слова.
Ученики работают с дидактическим материалом. Вычеркивают лишние буквы и читают имя поэта. (Александр Пушкин)
-Назовите отчество поэта.
-Тамара Григорьевна любила замечательные сказки нашего великого поэта, была знатоком творчества Пушкина. А сказки Тамаре Григорьевне помогали в разных ситуациях. В далёком страшном 1942 году, когда шла Великая Отечественная война, в Ленинграде, окруженном фашистами, ревели сирены, призывали взрослых и детей пройти в бомбоубежище. В долгие часы артиллерийских обстрелов напуганных детей спасали сказки и истории, которые умела замечательно рассказывать Тамара Григорьевна. Слушая её сказки, дети забывали об ужасах войны. И сейчас Тамаре Григорьевне было бы очень приятно узнать, что мы тоже знаем сказки.

3.Работа «Сказочной почты» для хорошо читающих детей.
Остальная часть класса отвечает на вопросы викторины.
Учитель показывает фигурки животных, выполненных в технике оригами.
-В какой сказке встретился этот герой?
Узнавание сказочного героя через силуэт.
-А как называлась сказка, где медведь очень любил пирожки и кашу, на этом его и провели.
Учитель показывает вылепленные лисички (грибы).
-А какого сказочного героя вам напоминают эти грибы?
-А теперь определим сказку по запаху. ( Один ребёнок нюхает сыр, определяет продукт.)
-В какой сказке произошёл крупный спор из-за сыра?

4.Значение иллюстрации в книге.
-У вас на столах лежат книги со сказками. Прочитайте название вашей книги.
-А какая часть книги помогает понять содержание прочитанного? (Иллюстрация.)
-Сейчас по иллюстрации вы определите сказку.
Презентация «В какую сказку попал Колобок?»
Физкультминутка
Звучит музыка М. Коваля из оперы «Волк и семеро козлят». Ученики маршируют под музыку, подпевают, называя имена козлят.

5.Работа с материалом учебника.
Работа со статьёй «На что похож наш язык?»
-На что похож наш язык?
-А какой язык у сказки?
Учитель берёт в руки колокольчик и звоном отмечает понравившийся ответ.
-А теперь почитаем по ролям интересный диалог, который произошёл между Лисой и Волком.
После ролевого чтения дети работают в парах. Задание «Соедините героя сказки с его чертами характера». ( Черты характера Лисы.)

6.Тематическое рисование.
На столах у детей лежат листы бумаги и цветные карандаши.
-Продолжаем наш разговор о сказке. И сейчас мы её попробуем нарисовать.
Учитель достаёт мешочек и предлагает на ощупь определить героя сказки.
-Пришло время приготовить подарок для Тамары Григорьевны Габбе. Сказочница обладала богатым воображением, умела ценить иллюстрации в книге. Вот и мы сделаем иллюстрацию ко многим сказкам. Посадим сказочных героев на наши пальчики. Дети обводят кисть руки простым карандашом. Учитель показывает, как можно посадить зайчика на пальчик.
-Дома вы закончите рисунок, и мы устроим выставку «Сказки на пальчиках».

7.Итог занятия.
-А теперь пришло время прощаться. Я вновь надеваю плащ и превращаюсь в сказку.
-Почему у сказки такое молодое лицо? (Сказки всегда юны, потому что их читают дети.)
-А есть сказки, которым всего несколько недель. Учитель показывает сказки, придуманные в семьях детей.
-О ком мы сегодня говорили?
-Где были в гостях?

15