Статья Использование нестандартных форм проведения уроков при изучении профессионального модуля


Использование нестандартных форм проведения уроков при изучении профессионального модуля
Т.А. Савина, преподаватель спецдисциплин
ГАПОУ Самарской области Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства
В современных условиях бурного развития образования, сложна и многообразна работа преподавателя. Сколько ему нужно знать и уметь, чтобы учить детей без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, строить уроки так, чтобы каждый ребёнок был занят делом, работал с увлечением, чтобы царила атмосфера сотрудничества, и при этом обеспечивалось бы глубокое усвоение учебного материала. Одним из путей активизации познавательной деятельности обучающихся является проведение нетрадиционных уроков. Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность обучающихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.  
Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС: общекультурное развитие;  личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов обучающихся; формирование умения учиться;  развитие коммуникативной компетентности. В ФГОС среднего профессионального образования по  специальности «Социальная работа» указано что, специалист должен обладать общими компетенциями (далее ОК) и профессиональными компетенциями (далее ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности. Для освоения общих и профессиональных компетенций при изучении модуля «ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми» я использую нестандартные формы уроков. Проведение уроков в активной форме очень помогает преподавателю донести до обучающихся максимум знаний и умений по их специальности. Профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекаются не только стандартные, но и не стандартные формы обучения.
При изучении профессионального модуля связанного с семьей и детьми, обучающиеся должны овладеть следующими профессиональными компетенциями:
1.Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.
2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.
3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.
5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.
В процессе проведения уроков я стараюсь донести до студентов весь материал, который поможет им в их дальнейшей учебе и работе, используя следующие формы нетрадиционных уроков:
публичная презентация проекта;
интерактивная лекция;
дискуссия;
«круглый стол»;
деловая или ролевая игра;
семинар;
пресс-конференция;
мозговая атака или штурм;
кейсовый метод;
урок-викторина;
и другие.
Эти методы позволяют обучающимся приобретать знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения заданий; способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, развивают интеллект; формируют навыки профессиональной деятельности, профессионально-значимые качества личности; способствуют созданию инновационного климата в группе, мобилизации студентов на поиск новых решений. Активное, заинтересованное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению новых знаний, может заставить человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки.
В рамках данной дисциплины будущие специалисты по социальной работе изучают предмет и функции семьеведения; понятия брака, семьи, быта; нормативно-правовую базу функционирования семьи и ее социальной защиты; основные направления и технологии социальной работы с семьей, а также развитие семьи в России и за рубежом. Сама проблематика курса предполагает широкое применение проблемно-ориентированных методов, которые подразумевают такую организацию обучения, когда слушатели работают в малых группах для решения тех или иных задач, заимствованных из практики социальной работы с семьями и детьми. Обучающий эффект отмеченных методов в том, что сама практика социальной работы может быть представлена слушателям более целостно, так как при анализе тех или иных случаев из жизни и в поиске решения ситуационных задач, обучающиеся интегрируют полученные знания из разных научных сфер.
Изучение этого профессионального модуля завершается экзаменом, разработанным преподавателем, направленным на развитие представлений обучающихся об особенностях организации социальной работы семей с детьми в современных условиях.
Библиографический список
1.Агапов Е.П. Семьеведение: Учебное пособие.- М:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013.-400с.
2. Миниахметова Г. Д. Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 160-165. (электронная версия)
3. ФГОС СПО по специальности 39.02.01 «Социальная работа». – КонсультантПлюс, 2014.- 55с.