КТП по литературе, 10 класс (102 часа, учебник Ю. В. Лебедева)


Календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса
Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки Домашнее задание Дата план. Дата факт.
1 Вводный урок. Общая характеристика литературы XIX века.
1 Лекция с элементами беседы Историко-
литературный обзор с привлечением
раздела учебника
Выявление уровня литературного развития учащихся, формирование представления об отличительных чертах литературного процесса XIX века.
Презентация по теме «литература первой половины 19 века» 2 Русская литературная критика второй половины 19 в. 1 Урок-повторение, беседа Историко-
литературный обзор с привлечением
раздела учебника
Обзорное повторение с многообразием тематики Анализ критической статьи В. Г. Белинского 3. «Западники и славянофилы» 1 Урок-повторение, беседа Историко-
литературный обзор Историческая основа Индивидуальные задания 4. Программа нигилистов и почвенников 1 Урок-повторение, беседа Историко-
литературный обзор Историческая основа Составить тезисный план статьи, стр. 39 (№ 3) 5-6 Жизнь и творчество И.С.Тургенева 2 Лекция с элементами беседы Основные этапы жизни и творчества И.С. Тургенева. Выявление художественного своеобразия Знание основных этапов жизни и творчества И.С. Тургенева. Выявление художественного своеобразия цикла «Записки охотника».
Анализ художественного и композиционного своеобразия романа»Отцы и дети».
Формирование умения анализировать художественное произведение. Презентация 7 Сборник «Записки охотника» 1 Лекция Жанровое понятие «цикл рассказов» Знать понятие «цикл рассказов». Познакомится с жанровым понятием цикла
Подготовка к семинару 8-9 Характеристика эпохи 60-х гг. XIX в. Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл названия романа 2 Семинарское занятие Историческая основа романа Знать содержание изучаемого произведения. Дать представление об исторической основе романа.
Подготовка к семинару 10 Базаров в селе Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев. Торжество демократизма над аристократией. 1 Комбинированный
Система художественных образов. Знать систему художественных образов. Проанализировать художественные образы главных героев. Анализ героя 11 Базаров в системе действующих лиц романа. Трагический характер конфликта в романе. 1 Аналитическая беседа Противоречивость образа Базарова Уметь сравнивать понятия «нигилизм» и взгляды Базарова. Рассмотреть глубину, противоречивость образа Базарова.
Индивидуальные задания 12 Кто истинные друзья и последователи Базарова? 1 Работа с текстом, аналитическая беседа
Второстепенные образы романа Выявить роль второстепенных образов романа. Анализ глав
13 Дружба и любовь в жизни героев. 1 Семинарское занятие Понятие психологического конфликта.
Знать понятие психологического конфликта.
Анализ глав 14 Мировоззренческий кризис Базарова. Базаров и народ. 1 Семинарское занятие
Причины духовного разлада Базарова с самим собой. Выявить причины духовного разлада Базарова с самим собой. Подготовка к проверочной работе 15 Художественная сила последних сцен романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Проверочная работа 1 Лекция с элементами беседы Сцена смерти главного героя Выяснить, почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя. Подготовка сообщений 16 Конспект статьи Д.Писарева «Базаров» 1 Лекция Основные взгляды критиков на образ Базарова. Знать основные взгляды критиков на образ Базарова. Лекция 17 Романы Тургенева «Рудин», «Накануне» 1 Лекция Основные события романов Знать основные события романов Лекция 18 Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С.Тургенева
1 Развитие речи
Урок проверки знаний и умений План сочинения Проверить и закрепить знания учащихся
Дописать сочинение 19 Проверочная работа по роману «Отцы и дети» 1 Урок проверки знаний и умений Тест Проверить и закрепить знания учащихся
Чтение глав романа 20 Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» 1 Урок-лекция, презентации учащихся Основные этапы жизненного и творческого пути писателя Знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути писателя Презентация 21 Творческая история и жанровое своеобразие романа 1 Лекция Исторические предпосылки к созданию романа. Знать исторические предпосылки к созданию романа.
22 Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Три романа писателя. 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ
Основные этапы жизни И.А. Гончарова. Знать основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова. Подготовка сообщений 23 Роман «Обломов». Суть «обломовщины». Обломов – его сущность, характер, судьба. 1 Комбинированное Главные образы романа Знать содержание изучаемого произведения.
Помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой. Анализ глав романа, в. 1 - 5 24 - 25 Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика. Проверочная работа. 2 Проблемные задания, диалог Анализ героев Знать приёмы сопоставительного анализа.
Сформулировать представления о двух героях романа, их поступках и мотивах поведения. Индивидуальные задания 26 Обломов и Ольга Ильинская (Женские образы в романе) 1 Проблемные задания, аналитическая беседа Анализ героев Знать приёмы сопоставительного анализа
Дать характеристику героям на основе сопоставительного анализа. В. 2-6 27 Судьбы обломовцев. Захар. Историко-философский смысл романа. 1 Проблемные задания Роль второстепенных героев Раскрыть роль второстепенных героев, создать условия для понимания учащимися проблем нравственного характера Анализ глав, в. 1, 3. 28 Литературоведческий практикум «Обломов»
1 Семинар Сопоставительный анализ Знать приёмы сопоставительного анализа
Дать характеристику героям на основе сопоставительного анализа.
Подготовка к проверочной работе 29 Проверочная работа по роману «Обломов» 1 Урок проверки знаний и умений Тест Проверить и закрепить знания учащихся
Конспект статьи 30 Роман «Обрыв». Центральные образы романа 1 Лекция с элементами беседы Главные герои произведения Знать содержание изучаемого произведения.
Анализ глав 31 Жизнь и творчество А.Н.Островского. «Колумб Замоскворечья» 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ Этапы жизни и творчества А.Н.Островского. Уметь выявлять в информационном потоке, составлять тезисный план. Анализ глав 32 Драма «Гроза». Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в пьесе. 1 Работа с текстом, аналитическая беседа Конфликт, тема, идея, композиция Знать: Понятие конфликт, тема, идея, композиция
Уметь: строить устные и письменные высказывания, владение диалогической и монологической речью Конспект статьи 33 Город Калинов и его обитатели. 1 Аналитическая беседа Образ города и его обителей Знать: понятие портрет, образ
Проанализировать созданный автором образ города Калинова и его обитателей. Презентация 34 - 35 Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе Островского «Гроза». Проверочная работа.
2 Проблемные задания, работа с текстом Система художественных образов. Анализ
Знать систему художественных образов
Проанализировать средства создания молодого поколения в пьесе. Учебник, в. 1 - 6 36 Сила и слабость характера Катерины 1 Беседа, работа с текстом Образ героини. Знать систему художественных образов
Проанализировать образ героини. Анализ героини (письменно) 37 Конспект статьи Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» 1 Развитие речи
Критика о пьесе Знать оценку произведения разными критиками Конспект статьи 38 Быт и нравы русской провинции в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» 1 Аналитическая беседа Понятие «маленький человек», «говорящая фамилия»
Знать понятие «маленький человек», «говорящая фамилия»
Проследить, как Островский раскрывает тему талантливой личности. Конспект статьи 39 Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству Островского 1 Развитие речи
Урок проверки знаний и умений Сочинение Знать содержание и проблематику изученного произведения Учебник, в. 2 - 4 40 Ф.И.Тютчев.
Жизнь и творчество. 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ Этапы жизни и творчества Знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта. Анализ стихотворений 41 Мотивы лирики Тютчева
1 Семинарское занятие Анализ стихотворений Отработка умения анализировать стихотворение. Анализ стихотворений 42 А.А.Фет. Жизнь и творчество 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ Этапы жизни и творчества Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути поэта. Анализ стихотворений 43 Мотивы лирики А.А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии 1 Семинарское занятие Анализ стихотворений Отработка умения анализировать стихотворение. Анализ стихотворений 44 Проверочная работа по творчеству Тютчева, Фета. 1 Урок проверки знаний и умений Тест Проверить и закрепить знания учащихся. Подготовка сообщений 45 Жизнь и творчество Н.А. Некрасова 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ Этапы жизни и творчества Знать основные факты из жизни и творчества Н.А. Некрасова. Анализ стихотворений 46 Тема любви в лирике Некрасова 1 Семинарское занятие Тематика лирики Некрасова Знать образную природу словесного искусства. Знакомство с тематикой лирики Некрасова, её своеобразие. Анализ стихотворений 47 Тема народа в творчестве Некрасова 1 Комбинированное Анализ стихотворений Уметь анализировать поэтический текст, выявлять средства выразительности. Анализ стихотворений 48 Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция. 1 Комбинированное Анализ поэмы. История создания Знать исторические сведения о крестьянской реформе 1861г. Узнать историю создания поэмы. Учебник, в. 1-4 49 Жизнь народа и образы крестьян в поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Савелий- богатырь святорусский, Гриша Добросклонов - народные заступники. 1 Аналитическая беседа, работа с текстом Анализ поэмы, ее центральных образов Знать содержание произведения.
Раскрыть богатство, сложность мира русского крестьянина. Индивидуальные задания 50 Сатирические портреты помещиков в поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». 1 Аналитическая беседа, работа с текстом Образы помещиков Знать понятия «сатира» «образ». Познакомить с образами помещиков. Анализ образов (письменно) 51 «Долюшка русская, долюшка женская…» 1 Аналитическая беседа, работа с текстом Образ Матрены Тимофеевны. Проанализировать образ Матрены Тимофеевны. Анализ образов (письменно) 52 «Стиль, отвечающий теме». 1 Развитие речи
Художественные особенности поэмы.
Знать, что такое стиль.
Выявить художественные особенности стиля Некрасова. Подготовка устных сообщений 53 Проверочная работа по творчеству Н.А.Некрасова 1 Урок проверки знаний и умений Тест Проверить и закрепить знания учащихся
Презентация 54 Лирика А.К. Толстого 1 Анализ лирического произведения Знакомство учащихся с основными этапами творчества поэта. Знакомство учащихся с основными этапами творчества поэта. Конспект статьи 55 М. Е. Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество. Роман «История одного города» Обзор. 1 Лекция с элементами беседы Знакомство с основными вехами жизни и творчества писателя.
Раскрытие концепции романа, анализ центральных образов, выявление художественных приёмов в создании образов Учебник, в. 1-4 56 Роман «Господа Головлевы»- эпизоды из жизни одной семьи. Образ Иудушки Головлева 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ Образ Иудушки Знать содержание произведения.
Раскрыть образ Иудушки Головлева. Конспект статьи, анализ образа Иудушки (письменно) 57 «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Своеобразие жанра поэтической сказки. Общечеловеческое звучание сказок Салтыкова-Щедрина 1 Комбинированное Анализ тематического многообразия сказок Анализ тематического многообразия сказок, выявление их художественных особенностей Аналитический обзор (письменно) 58 Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ Этапы жизни и творчества Знать основные факты из жизни и творчества Ф.М. Достоевского. Чтение глав романа, статья в учебнике 59-60 Роман «Преступление и наказание». История создания социально- психологического романа. Петербург в изображении Достоевского. 2 Комбинированное Анализ системы образов и ключевых эпизодов произведения. Знакомство с романом «Преступление и наказание», его концепцией и языковыми особенностями. Учебник, в. 3, 4 61 Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению. 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ Основной конфликт Уметь раскрыть конфликт героя с миром. Показать, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных подвести к осмыслению главного конфликта. Чтение глав, анализ 62 «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе. 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ Роль второстепенных героев Выявлять важнейшую роль второстепенных героев. Чтение глав, анализ 63 Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова 1 комбинированное Образ Раскольникова Выявить, как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь. Чтение глав, анализ 64 Женские образы романа. 1 комбинированное Женские образы романа Выявить роль и место в жизни Раскольникова женских образов романа.
Чтение глав, анализ 65 Проверочная работа по роману «Преступление и наказание» 1 Урок проверки знаний и умений Тест Проверить и закрепить знания учащихся Презентация 66 Роман «Идиот». Князь Мышкин как «обновленный Раскольников» 1 Лекция с элементами беседы Образ «положительно прекрасного человека»
Уметь анализировать образ, сопоставлять.
Конспект статьи 67 Романы Достоевского «Бесы», «Братья Карамазовы» 1 Лекция с элементами беседы Нравственно – философские явления в жизни, раскрытие своеобразие романов Знать содержание романов Конспект статьи 68-69 Р.Р Сочинение по творчеству Достоевского 2 Развитие речи
Урок проверки знаний и умений Сочинение Проверить и закрепить знания учащихся Чтение отдельных глав романа «Война и мир» 70 Роман «Война и мир». История создания романа- эпопеи. Особенности жанра и композиции. Смысл названия. 1 Комбинированное Проблема, образ, жанр, композиция. Знать: проблема, образ, жанр, композиция. Познакомить с историей создания романа. Раскрыть его своеобразие. Чтение отдельных глав романа «Война и мир» 71 «Род человеческий развивается только в семье». Семья Болконских и семья Ростовых 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ Приемы анализа текста Знать приемы анализа текста. Раскрыть особенности изображения темы семьи в романе на приеме контраста. Чтение отдельных глав романа «Война и мир», анализ героев 72 Изображение войны 1805-1807гг. 1 комбинированное Идейно-художественные особенности Знать отношение Л.Н.Толстого к войне. Выявить идейно-художественные особенности изображения войны. Чтение отдельных глав романа «Война и мир», анализ 73 «Надо жить, надо любить, надо верить» 1 комбинированное Образ Болконского Показать эволюцию образа Болконского. Чтение отдельных глав романа «Война и мир», анализ 74 «Война - противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ Взгляд автора на войну Знать содержание «военных глав».
Проследить изображение войны 1812 года, исходя из взглядов Толстого на историю, раскрыть их силу и слабость. Чтение отдельных глав романа «Война и мир», конспект статьи 75 Платон Каратаев и Тихон Щербатый 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ Сравнительный анализ Уметь видеть художественный мир Толстого в историко-культурном аспекте. Чтение отдельных глав романа «Война и мир», конспект статьи 76 Образы Кутузова и Наполеона 1 Проблемные задания, беседа Сравнительный анализ образов Систематизировать материал по образам Кутузова и Наполеона. Чтение отдельных глав романа «Война и мир», сопоставительный анализ героев (письменно) 77 Путь исканий главных героев Л.Н. Толстого. Андрей Болконский и Пьер Безухов 1 Проблемные задания Образ Пьера Показать эволюцию образа Пьера Безухова. Чтение отдельных глав романа «Война и мир», сопоставительный анализ героев (письменно) 78 Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ Женские образы. Сопоставительный анализ Раскрыть своеобразие изображения женских образов в романе. Чтение отдельных глав романа «Война и мир», сопоставительный анализ героев (письменно) 79 Наташа Ростова- любимый женский образ Л.Н.Толстого 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ Образ Наташи Ростовой Произвести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа.
Чтение отдельных глав романа «Война и мир», анализ героев (письменно) 80 Проверочная работа по роману «Война и мир» 1 Урок проверки знаний и умений Тест Проверить и закрепить знания учащихся.
Индивидуальные задания, учебник, в. 2, 4, 5 81 Роман Л. Н. Толстого «Воскресение». 1 Лекция с элементами беседы Роман в историческом контексте Уметь видеть художественный мир Толстого в историко-культурном аспекте. Подготовка к сочинению 82 Сочинению по творчеству Л.Н.Толстого 1 Развитие речи
Урок проверки знаний и умений Сочинение Проверить и закрепить знания учащихся.
Подготовка сообщений 83 Н.С.Лесков. Жизнь и творчество 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ Этапы жизни и творчества Знать основные факты из жизни и творчества Н.С. Лескова. Чтение повести 84 Повесть «Очарованный странник». 1 Комбинированное Художественное своеобразие повести Познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием повести, раскрыть значение темы праведничества в творчестве Лескова. Чтение повести, анализ 85 «Леди Макбет Мценского уезда» 1 Лекция. Женский образ в повести Женский образ в повести Чтение повести, анализ 86 Жизнь и творчество А. П. Чехова 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ Этапы жизни и творчества Знакомство с этапами жизненного и творческого пути писателя. Учебник, в. 1 – 3, конспект статьи 87 Ранние рассказы. 1 Лекция с элементами беседы Идейно-художественное своеобразие ранней прозы. Рассмотреть идейно-художественное своеобразие ранней прозы. Анализ произведения по выбору 88 Трилогия о любви. 1 Семинарское занятие Художественное своеобразие цикла рассказов Анализ идейно-художественного своеобразия цикла рассказов Анализ произведения по выбору 89 Рассказ А.П.Чехова «Ионыч». 1 Сообщения, лингвистический анализ Тема и идея рассказа Раскрыть трагизм повседневного будничного существования.
Знать тему и идею рассказа, композицию. Анализ произведения (письменно) 90 «Вишнёвый сад»- драма или комедия? 1 Комбинированное Определение жанрового и композиционного своеобразия пьесы. Определение жанрового и композиционного своеобразия пьесы. Анализ особенностей конфликта, характеристика участников конфликта Учебник, в. 2-5 91 Проверочная работа по творчеству А.П.Чехова 1 Урок проверки знаний и умений Тест Проверить и закрепить знания учащихся. Конспект статьи 92 Западноевропейский роман.
Стендаль «Красное и черное», «Пармская обитель» 1 Комбинированный Историческая основа романов Своеобразие романов, историческая основа. Учебник, в. 2-5 93 О. де Бальзак «Человеческая комедия». «Евгения Гранде», «Отец Горио» 1 Комбинированный Образы главных героев. Своеобразие романов, образы главных героев. Анализ героев (письменно), чтение статьи 94 Ч. Диккенс. Рождественские повести. Роман «Домби и сын» 1 Семинарское занятие Образы главных героев. Образы главных героев, страшный мир, в котором они живут. Анализ произведения (по выбору) 95 Г. Ибсен. «Кукольный дом» 1 Семинарское занятие Композиционное своеобразие произведения Определение жанрового и композиционного своеобразия произведения Индивидуальные задания 96 Ги де Мопассан «Ожерелье» 1 Лекция Анализ текста Знать приемы анализа текста Индивидуальные задания 97 Б. Шоу «Пигмалион» 1 Практическое занятие Анализ текста Жанровое своеобразие, анализ текста Индивидуальные задания 98 Проверочная работа по зарубежной литературе Тест Подготовка к итоговому занятию (повторение) 99 Итоговый урок по курсу 10 класса 1 Урок проверки знаний и умений Подведение итогов Проверить усвоение изученного материала, обобщить сведения о развитии и общественной роли русской литературы в XIX веке. 100 - 102 Резервные уроки