Конспект по музыке Пейзаж в музыке (5 класс)


конспект урока
«Пейзаж в музыке»
Автор: Волкова Маргарита Игоревна
педагог дополнительного образования
ГБОУ ЦО «Бескудниковский»
2015-2016г.
Средства обучения: компьютер, проектор (видеоряд зимних месяцев года, портреты композиторов), магнитола, СД- диски: А. Вивальди цикл «Времена года», П.Чайковский фортепианный цикл «Времена года», песня И. Ханока «Зима».
Цель урока: Формирование музыкальных способностей детей в различных видах деятельности:
-слушание музыки;
- пение под аккомпанемент( записи в Программе «Garaje band»)
- использование ИКТ- технологий и Программного обеспечения
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с творчеством итальянского композитора А.Вивальди;
- знакомство с творчеством русского композитора П. Чайковского.
Развивающие:
- развитие вокально – хоровых навыков;
- развитие воображения;
- умения слушать, слышать и «видеть» музыку.
Воспитательные:
- умение понимать музыку;
- вызвать бережное отношение и любовь к природе
Тип урока: комбинированный
Вид урока: Урок – загадка
Содержание:
- А Вивальди: 4- частный цикл «Времена года» для скрипки, струнного квинтета, органа и чембало (Зима);
- П. Чайковский – фортепианный цикл «Времена года» декабрь, январь, февраль;
- И. Ханок – «Зима»
Музыкальные понятия: скрипка, фортепиано, орган, чембало, ансамбль, цикл
Прогнозируемые результаты:
- Повысить интерес к предмету «Музыка», связанного с модернизацией процесса обучения;
- Вызвать эмоциональный отклик на музыку зимы;
- Научиться слушать музыку и понимать её смысл;
- Приобрести навык исполнения под «автоаккомпанемент»
I раздел: Ход урока
Приветствие класса. Звучит музыка А. Вивальди – «Весна» (она очень подходит для поднятия настроения и создает атмосферу добра, любви)
Поскольку вид урока – загадка, то тема не записывается на доске, а предлагается учащимся после прослушивания музыки отгадать, предположить её название. Если версии для меня не совпадают, предлагается игра «Поле чудес», которая на интуитивно – эмоциональном уровне помогает отгадать название темы урока.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о природе, слушать и анализировать как композиторы разных эпох (разница в 100 лет) отражали одни и те же явления природы.
Звучит СД диск А. Вивальди – «Зима», показ слайдов (зимних пейзажей), показ портрета композитора.
Задание: Учащиеся должны выбрать один пейзаж, который соответствует музыке.
Учитель рассказывает об итальянском композиторе – скрипаче, дирижере и педагоге А. Вивальди (4.03.1678 – 28.07.1741), который создал 465 инструментальных концертов, св.40 опер и много другое, но при жизни не был оценен по достоинству.
Свой 4-хчастный цикл «Времена года» он создал для скрипки, поскольку сам был блестящим виртуозом, струнного квинтета(ансамбля) , органа и чембало.
Каждая часть этого цикла соответствует одному времени года.
Ещё раз звучит «Зима» А. Вивальди.
II раздел: Здоровьесберегающий элемент
Учитель: чтобы музыка А.Вивальди уложилась в головах, предлагаю упражнение на дыхание.
Упр.№ 1.Все встают и взяв, дыхание удерживают его под счет учителя(30-40 счетов)
Упр.№ 2.Держать дыхание, но при этом выдувать воздух через маленькое отверствие (оптимально 20-25 счетов).
Учитель: Вы немного передохнули, при этом немного укрепили легкие, а сейчас мы послушаем произведение другого композитора, но уже представителя русской музыкальной культуры. Предлагает уже знакомую игру «Поле чудес» на отгадывание фамилии композитора(П. Чайковского).
Учитель рассказывает о русском композиторе П. Чайковском(25.04.1840 - 06.11.1893). Показ портрета композитора, слайдов с зимним пейзажем.
Интересна история создания цикла. Издатель Петербургского популярного журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард обратился к композитору с просьбой написать 12 пьес - по числу месяцев в году специально для ежемесячного опубликования их в журнале в течение 1876года. А для лучшего восприятия музыки, дал ей поэтическое истолкование в виде стихотворных эпиграфов. Чайковский не возражал. Цикл «Времена года» написан для исполнения на фортепиано это дневник композитора, где он запечатлел дорогие эпизоды жизни, встречи и картины природы. Сегодня мы с вами послушаем только некоторые пьесы из этого альбома на тему «Зима».Поскольку в каждое время года входит 3 месяца, предлагаю вам угадать когда звучал декабрь, январь и февраль( пьесы звучат в разбивку).
Звучит фортепианная пьеса Декабрь – «Святки», Январь - «У камелька» и Февраль – «Масленица».
Практикум: Задание № 1.- учащиеся отгадывают месяцы
№ 2. – повторяется «Зима» А. Вивальди и учащиеся дают сравнительный анализ, отвечая на вопрос: Что общего? и Что разного? в этих двух циклах, а затем сдают работу на проверку.
Понятие «Цикл» - это несколько произведений, связанных между собой по смыслу.
III раздел: Знакомство с песней «Зима» композитора И. ХанокаУчитель: предлагает записать слова 1 куплета в тетрадь для классной работы.
Прослушивание песни под аккомпанемент синтезатора. Затем все хором исполняют 1 куплет песни, но уже в заранее заготовленном аккомпанементе, используя программу «Garaje band».
IV раздел: Итог урока
Учитель: Вот и закончилось наше знакомство с музыкой «Зимы».
П.И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу, полюбили друг друга и всегда стремились только к Добру.
Запишите домашнее задание: Ответы на вопросы:
С какими композиторами вы познакомились?
Используя Интернет: ссылка:http://school-collection.edu.ru – (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов) найдите определение музыкальных инструментов: «орган», «чембало».
Что больше всего вам понравилось на уроке?
Понравилось вам использование Программы «Garaje band»?