РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА I I квалификационной категории Веретенникова Светлана Анатольевной по курсу исторического краеведения 9 класс


«Рассмотрено»
Руководитель МО
___________/ Гоцева В.Ю.
Протокол № от « » 2013г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________/___ПрошаковаГ.А.
« » 2013г «Утверждаю»
Директор МОУ ООШ с.Калдино
_____________/Джубанткалиева Н.С
Приказ № от« » 2013г .
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа с. Калдино
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
I I квалификационной категории
Веретенникова Светлана Анатольевной
по курсу исторического краеведения 9 класс
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол №_________

от « » 2013г
2013- 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии.
Рабочая программа 9 класса составлена на основании: Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: п.6 ст. 28 закона «Об образовании в РФ», СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", обязательный минимум содержания основного общего образования, федеральный компонент государственного стандарта общего образования по краеведению, примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, , авторская программа«Истории Саратовского края» разработана на основе авторской программы для 9 класса общеобразовательных школ (авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.) Программа рассчитана на 34 ч., 1 ч. в неделю. Данная программа дополняется дидактическим комплектом, включающим учебное пособие, учебные практические материалы.
Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.
Цели и задачи учебного предмета
Целью курса краеведения является формирование у учащихся целостного представления об основных этапах исторического пути родного края, важнейших событиях и известных деятелях Саратовской области. При этом отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал формированию личностного отношения к истории своей малой Родины.
Программа предоставляет возможность более подробного рассмотрения сюжетов, связанных с историей различных конфессий Саратовского края, наций и народностей, государственных образований, развивающихся в Саратовском регионе. При этом содержательная часть может быть увеличена учителем с целью изложение материала, посвящённого своему краю
Главным объектом изучения является история родного края. Содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформировавшихся у детей при изучении курсов отечественной и зарубежной истории с 5 по 9 классы.
Задачи курса «Историческое краеведение» состоят в следующем:
дать учащимся представление об основных этапах истории родного края;
показать место и роль Саратовской губернии в отечественной истории;
привить учащимся навыки исследовательской деятельности.
Основным принципом исторического краеведения является научная объективность, сочетание исторического и культурологического подходов в изложении материала. Содержательная часть программы может меняться учителем с учётом исторической специфики конкретной местности.
На уроках исторического краеведения целесообразно использовать следующие формы, методы и приёмы обучения:
работу с краеведческой литературой
экскурсии в музеи и исторические места г. Саратова и области;
посещение духовных учреждений, принадлежащих различным конфессиям.
Учебно-методическое обеспечение:
.Данилов В.Н., Булычев М.Н.,учебник по краеведению «История Саратовского края с древнейших времен до наших дней»
Малинин Г.А. Памятники и памятные места Саратовской области (любое издание).
Энциклопедия русской живописи / Под ред. Т.В. Калашниковой. М., 1999
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения краеведения в 9 классе учащиеся должны знать/умения:
Учащиеся должны знать:
суть понятия “краеведение”;
источники комплексного изучения Саратовской области;
терминологию, предусмотренную курсом на понятийном уровне;
особенности освоения территории;
определять приблизительный возраст архитектурных памятников;
особенности природы и ресурсно-природный потенциал области;
социально-экономические проблемы населения и пути их решения.
Учащиеся должны уметь:
вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;
определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий ;
давать описание природных и хозяйственных объектов;
вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;
ориентироваться в специфике различных национальностей и народностей, конфессий, представленных в нашем регионе;
подбирать литературу, документальные и другие источники, касающиеся различных периодов истории края
определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и событий края;
владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем.
Результаты программы:
Приобщение подростков к изучению родного края.
Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов, рефератов и их выступления;
Воспитание настоящих хозяев своей земли.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема Кол-во
часов Средство обучение и применение ИКТ Требования к уровню подготовки обучающейся Виды контроля Дата Примечание
План факт 1 Введение 1 2 Основание Саратова 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Причины строительства крепостей на Волге.
Уметь: Анализировать гипотезу о месте основания Саратова. Функции нового города-крепости.
Основание Саратова – случайность или закономерность? Вопросы.
Задания с развернутым ответом 3 Начальные этапы заселения Саратовского края (конец ХУ1-ХУП вв.) 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Заселение Саратовского края. Этапы колонизации края, факторы, благоприятствующие его освоению. Саратов на левом и правом берегу Волги.
Уметь: Анализировать проблемный вопрос: Население Саратовского края и кочевники: противостояние или сотрудничество? Вопросы.
Задания с развернутым ответом 4 Саратов и Саратовский край в конце ХУП -первой четверти ХУШ в. 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Возрастание военно-стратегического значения Нижнего Поволжья. Рост населения Саратовского края. Социальные преобразования этого периода.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Экономика и изменения в социальной структуре общества. Саратов – «калмыцкая столица». Вопросы.
Задания с развернутым ответом 5 Население и экономическое развитие Саратовского края в середине и во второй половине ХУШ в. 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Рост населения Саратовского края. Образование наместничества. Торгово-транспортное и промышленное значение Саратова.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Роль немецкой колонизации в экономическом развитии края. Вопросы.
Задания с развернутым письменным ответом
6 Саратовский край в годы крестьянской войны 1773-1775 гг. 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Саратов накануне и в ходе вторжения войск Пугачёва. Причины быстрых успехов восставших. Общие черты народного движения на территории края и специфика его появления.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Народный бунт: бессмысленный и беспощадный? Вопросы.
Задания с развернутым ответом 7-8 От города-крепости до губернского города. 2 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Развитие города с 1590 г. до конца ХУШ в. Социально-экономическое и политическое развитие Саратова.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Общее и особенное России и Саратовского края. Защита проектов, исследований. Вопросы.
Задания с развернутым ответом 9 Заселение и экономическое развитие в первой половине Х1Х в. 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Массовое заселения края.. Отрасли сельского хозяйства. Специализация на зерновом производстве Развитие промышленности, торговли, транспорта.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Определяющие факторы развития края. Вопросы.
Задания с развернутым ответом 10 - 11 Культура Саратовского края в конце ХУШ -первой половине Х1Х в. 2 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Становление культуры в Саратовской губернии. Развитие народного образования. Зарождение и становление театральной жизни. Духовная жизнь города. Религиозные организации Саратовской губернии: структура, деятельность.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Сложившиеся черты древнерусской культуры. Защита проектов, исследований. Вопросы.
Задания с развернутым письменным ответом 12 Социально-экономическое развитие Саратовской губернии 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Социально-экономического развитие Саратовской губернии в конце ХУШ -первой половине Х1Х в.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Определите факторы способствующие социально - экономическому развитию Саратовской губернии. Вопросы.
Задания с развернутым ответом 13 Народническое движение в Саратовском крае в пореформенный период. 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Общественное движение в Саратове и губернии в 1860-е гг. «Хождение в народ» и Саратовский край. Землевольческие поселения. Народничество 1880-1890-х гг. в Саратовской губернии.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Деятельность либералов и степень их влияния на общественное движение в Саратовской губернии. Вопросы.
Задания с развернутым ответом 14 Саратовский край в годы первой российской революции (1905-1907 гг.) 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Причины первой российской революции в России и специфика предреволюционной ситуации в Поволжье. Формы народного движения и его специфика. Влияние революционных событий на дальнейшее развитие общественно-политической ситуации в России и Саратовском крае.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Роль П.А. Столыпина в Саратовской губернии в 1905 г. Вопросы.
Задания с развернутым ответом 15 Саратовский край в годы Первой мировой войны и Февральской революции. 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Саратовское Поволжье накануне Первой мировой войны. Изменения социально-экономического положения в годы войны. Меры правительства и местной администрации по мобилизации экономики и их итоги. Установление многовластия. Развитие революционного процесса весной–летом 1917 г.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Меры местной администрации по сохранению порядка в городе. Вопросы.
Задания с развернутым ответом 16- 17 Культура Саратовского края второй половины Х1Х – начала ХХ в. 2 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Основные составляющие культуры: народное образование, литература, театры, цирк, кинотеатры. Архитектура. Духовная жизнь.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Своеобразие культурного развития Саратовской губернии. Вопросы.
Задания с развернутым ответом 18 Общественные движения в Саратовской губернии. 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Общественные движения. Причины, формы, содержание, итоги.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Деятельность политических лидеров. Вопросы.
Задания с развернутым письменным ответом 19 Октябрьская революция в Саратовской губернии. 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Переход саратовских большевиков к власти. Процесс советизации. Первые социально–экономические мероприятия новой власти.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Русская деревня до Октябрьской революции и в 1917-1918 гг. Вопросы.
Задания с развернутым ответом 20 Новая экономическая политика в Саратовской губернии (1921-1928). 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Особенности перехода к нэпу в губернии. Состояние сельского хозяйства и промышленности в этот период.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Основные противоречия нэпа в Саратовской губернии. Вопросы.
Задания с развернутым ответом 21-22 Культурное развитие Саратовского региона 1920-е – 1930-е гг. 2 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Культурная жизнь региона. Наука. Образование. Работа культурно–просветительских учреждений. Саратовская епархия в 1920-е –1930-е гг.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Вклад деятелей культуры Саратовского региона в общемировую сокровищницу (Н.И. Вавилов и др.) Вопросы.
Задания с развернутым ответом 23 Немецкая автономия на Волге. От возникновения до ликвидации (1918–1941 гг.) 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Создание АССР немцев Поволжья. Экономическое и культурное развитие автономии в 1920-е - 1930–е гг. Ликвидация Немецкой автономии в 1941 г.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Вклад немцев Поволжья в развитие Саратовского края. Вопросы.
Задания с развернутым ответом 24 Экономика Саратовской области в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Перестройка промышленности на военный лад. Рост военной продукции. Промышленность и сельское хозяйство в условиях военного времени.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Вклад саратовцев в победу над врагом. Вопросы.
Задания с развернутым ответом 25 Всенародная помощь трудящихся Саратовской области фронту. 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Деятельность городских комитетов обороны. Помощь госпиталям. Учёные и деятели искусства - фронту.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Оцените вклад трудящихся Саратовской области в победу над врагом. Вопросы.
Задания с развернутым ответом 26- 27 Саратовская область в 1946-1964 гг. 2 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Промышленность и сельское хозяйство после войны. Общественная и культурная жизнь.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Освоение целины: цели и последствия. Вопросы.
Задания с развернутым ответом 28 Саратовская область в 1965–1985 гг. 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Промышленность, сельское хозяйство, транспорт в 1965–1985 гг. Культурное развитие.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Проблема мелиорации в Поволжье. Вопросы.
Задания с развернутым ответом 29 Саратовская область в годы перестройки (1985 –1991 гг.) 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Экономическое развитие области. Общественно–политическая жизнь в годы перестройки. Духовная жизнь города.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Попытки перехода к механизмам рыночной экономики: цели и результаты. Вопросы.
Задания с развернутым ответом 30 Постсоветский период истории Саратовского Поволжья. 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Становление новых экономических и общественных отношений. Изменения в культурной жизни области.
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Возрождение утраченных духовных традиций: реалии и перспективы. Вопросы.
Задания с развернутым ответом 31- 32 Символы Саратовской области. 1 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация Знать: Становление и развитие символики Саратовской области
Уметь: Анализировать проблемного вопроса: Прошлое и настоящее: восстановление преемственности. Письменная работа. Зачет 33-34 Урок-конференция. 2 Учебник, рабочая тетрадь,
ИКТ: презентация, Уметь: Защищать творческие работы рефератов, проектов. Защита твор. проектов, рефератов ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Учебно – методическое обеспечение.
Малинин Г.А. Памятники и памятные места Саратовской области (любое издание).
Энциклопедия русской живописи / Под ред. Т.В. Калашниковой. М., 1999
Данилов В.Н., Булычев М.Н.,учебник по краеведению «История Саратовского края с древнейших времен до наших дней»
2. Литература для учителя.
Культура края. /Сост. Г.Н.Гаврилова, Е.В.Колесова, Ю.Б. Пушнова.- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010.
Колесова Е.В., Гаврилова Г.Н. культура края: Рабочая тетрадь для 8 класса Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 20104..
Арндт Е.А. Национальный костюм немцев Поволжья (Конец ХVIII - начало ХХ вв.) [Text] : Пособие с методическими рекомендациями / Арндт Е.А., 2000- 127 с.
Бикташев Е.М. Саратовский вальс. Саратов, 2005
Жилкина З., Маркушкина С. Два века классицизма// Памятники Отечества: Альманах. 1998. №3/4 (40). «Вольная губерния».
Максимов Е. Музейная площадь// Памятники Отечества: Альманах. 1998. №1/2 (39). «Сердце Поволжья».
Манжора Б.Г. Саратовский государственный театр оперы и балета. Саратов.1996
5. Минх А. Н. Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии [Text] : Собраны 1861- 1888 годах / Минх А. Н., 1994. - 153 с.
6 Памятники Отечества. Иллюстрированный альманах ВООПИК. М., 1988. № 40 (3-4/1998).
7. По залам Радищевского музея:Альбом [Text] : Рассказ о коллекции Саратовского государственного художественного музея им.А.Н.Радищева, 1985. - 192 с.
8. По музейным залам Саратова. Очерк-путеводитель. Саратов, 1977
9.Саратовской губернии черты. Саратов, 1997
10. Хвалынск.Портрет города [Text] : Краеведческие очерки, 2001. - 288 с.
3. Литература для обучающихся.
1.Булычев М.В., Воронежцев А.В., Максимов Е.К., Тотфалушин В.П. История Саратовского края. Саратов, 1996
2.Твои четыре века, город. Саратов, 1990.
3.Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах и именах. Саратов, 2002
4 Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах и именах. Саратов, 2002
5 Энциклопедия русской живописи / Под ред. Т.В. Калашниковой. М., 1999
6 Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2002.
http://sarschool63.ucoz.ru/index/domashnee_zadanie_dlja_9_klassov/http://festival.1september.ru/articles/594400/
http://almazovo.ucoz.ru/ObrazProgram/RP_KRAE 9.pdfhttp://school9.okis.ru/http://nztzsaratov.narod.ru/http://www.museum.ru/M899