ПРОГРАММА патриотического клуба «ПАМЯТЬ»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ЛИЦЕЙ»
ПРОГРАММА
патриотического клуба
«ПАМЯТЬ»

Программа разработана
Соловьевой А. И.
2015 г.
Пояснительная записка
Клуб «Память» создан в 1997 году на базе МБОУ «Лицей». Его создание является естественным продолжением работы школы в направлении воспитания учащихся как граждан страны, обладающими высокими патриотическими качествами, основанными на любви к Родине, родному краю, понимания собственного участия в жизни и развитии страны. Немаловажным толчком к созданию клуба послужили процессы, связанные с реформированием Вооруженных Сил РФ. В связи с переходом на более короткий срок службы по призыву, к молодым ребятам предъявляются более высокие требования в области физической, тактической, строевой, огневой подготовки.
Программа клуба «Память» включает:
глубокое изучение школьниками героических событий отечественной истории, традиций российской армии;
изучение истории Приморского края и г. Дальнереченска;
активное участие в гражданской жизни общества.
Патриотический клуб «Память» - добровольное объединение, в состав которого входят учащиеся 5-11 классов МБОУ«Лицей», чьи жизненные принципы не расходятся с целями и задачами объединения.
Основными формами реализации программы являются проведение клубных занятий, организация КТД, благотворительность, пропаганда вопросов военно-патриотического, гражданского, исторического и т.п. направления через СМИ, проведение мероприятий, исследовательских работ, сотрудничество со школьным и городским музеемя, организацию встреч с интересными людьми, организацию переписки с выпускниками школы, проходящими службу в ВС РФ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА «ПАМЯТЬ»
1. Цели:
воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, сохранение исторической преемственности поколений.
-создание и совершенствование системы патриотического воспитания в школе для формирования социально - активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
2. Задачи:
развитие у детей и молодежи творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности;
поддержка и развитие инициатив у учащихся;
воспитание здорового образа жизни, развитие военно-прикладных и технических видов спорта;
привлечение воспитанников к участию в военно-патриотическом воспитании.
-Воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю.
-Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.
-Создание условий для творчества обучающихся, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции.
-Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково- исследовательской деятельности.
-Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры.
- Основные принципы:
1.Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2.Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3.Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
4.Системность.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
5.Преемственность.
Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность.
Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Основные направления реализации программы:
- учебная деятельность через предметы;
- система тематических, творческих классных часов;
- проведение военно-патриотических, спортивных праздников;
- создание и проведение познавательных игр, викторин, способствующих реализации целей программы;
- выставка творческих работ;
-организация работы школьного самоуправления, волонтерского движения, экологического движения;
- система мероприятий школьной библиотеки.
-сотрудничество со структурами г.Дальнереченска.
Структура взаимодействия для реализации программы
ДШИ
Г.Дальнереченска
ДСИ
Г.Дальнереченска
ГИБДД
Г.Дальнереченска



ОВД
Г.Дальнереченска
ДЮСШ

МБОУ «Лицей»


Библиотека
Музей
Г. Дальнереченска

Ожидаемые результаты:
добиться 100% активности воспитанников клуба в проведении спортивных, туристических, исторических, военно-патриотических конкурсов, соревнований;
собрать и пополнить материал для школьного музея о ветеранах Великой Отечественной войны, участниках войн в Афганистане, Чечне, локальных конфликтах;
ежемесячно выпускать газету «Лицей»;
создать проекты о ветеранах Великой Отечественной войны;
оказывать помощь пожилым людям г.Дальнереченска.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ КЛУБОМ «ПАМЯТЬ»
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ Наименование мероприятий Сроки Ответственный
Развитие самоуправления и самоорганизации
Цель: формирование навыков самоорганизации, самоуправления, развитие лидерских качеств.
1. Изучение и корректировка организационно-управленческой структуры клуба. сентябрь Соловьева А. И, активы классов.
2. Выборы командира клуба, совета клуба. октябрь Соловьева А.И., активы классов.
3. Самораспределение учащихся по направлениям работы. октябрь-ноябрь Совет клуба.
4. Проведение тренингов по реализации лидерских качеств. в течение года Руководитель
Военно-патриотическое направление
Цель: отработка моделей военно-патриотического воспитания молодежи, организация и проведение мероприятий, в связи с памятными датами военной истории Отечества.
1. Фестиваль песни «Пою мое Отечество» октябрь Совет клуба, классные руководители.
2. Фестиваль – акция «За Родину, добро и справедливость». в течение года Члены клуба
3. Уход за памятником воинской славы. в течение года Соловьева А. И.
4. Цикл бесед на тему «Памятные дни в истории Отечества». январь
Классные руководители,
учителя истории,
актив клуба.
5. Оказание помощи ветеранам военной службы и правоохранительных органов, семьям погибших при исполнении обязанностей военной службы. в течение года Заместитель директора по ВР, классные руководители, совет клуба.
6. Переписка с людьми, проходящими службу в рядах ВС РФ. в течение года Совет клуба.
7. Конкурс молодежных исследовательских работ «На всю оставшуюся жизнь нам хватит подвигов и славы». апрель
учителя истории,
зам. командира клуба.
8. Уроки Мужества у мемориала Вечной Славы. май Соловьева А. И.,
классные руководители,
совет клуба.
9. Встречи с ветеранами и участниками ВОВ.
Сбор материалов об участниках. февраль, май Классные руководители,
совет клуба
10. Сбор материалов и создание документального видеофильма о ветеранах ВО войны Ноябрь, декабрь Соловьева А. И., ред. группа.
Научно-техническое направление
Цель: формирование мотивации к познанию и творчеству, подготовка информационных материалов.
1. Проведение занятий по тактической и медицинской подготовке, защите от оружия массового поражения. в течение года Учителя- предметники, Соловьевой А. И..
2. Сбор и изготовление материалов для проведения занятий. в течение года Актив клуба,
Спортивно-техническое и туристическое направление
Цель: духовное и физическое развитие личности.
1. 2. Цикл бесед на тему «Дальнереченцы участники войны в Чечне» декабрь Участники клуба; кл.руководители3. Конкурс «А ну-ка, парни». февраль Басанова Г. В.
Соловьева А. И.
4. Многоборье, посвященное Дню защитника Отечества. февраль Учителя физкультуры.
5. Общешкольная игра «Зарница». март Учителя физкультуры и Басанова Г. В.
6. Многоборье, посвященное Дню Победы. апрель Совет клуба
7. Соревнования, посвященные памяти воинов-земляков афганцев по баскетболу и волейболу. февраль Карзакова С .А.
8. Конкурс «Богатырская силушка». февраль Соловьева А.И.,
классные руководители.
9. Смотр песни и строя. февраль классные руководители.
10. Осенний кросс. октябрь Карзакова С А.
11. Звенящая лыжня. декабрь Воронова Т.Н.
Краеведческое направление
Цель: приобщение к национальной и мировой культуре, создание условий для формирования культуры мира и межличностных отношений
1. Подготовка материалов для школьной газеты. в течение года Актив клуба.
2. Экскурсии в школьный музей «Помнит сердце, не забудет никогда». ноябрь Учителя истории
3. Экскурсия в краеведческий музей г. Дальнереченска. ноябрь Соловьева А. И.; Антонова Н. П.
3. Сбор материалов о городе, районе, крае. в течение года Совет клуба, Соловьева.
Используемая литература
1.     Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
2.     Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.
3.     Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
4.     Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
5.     Воронцов, В. Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380 с.
6.     Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
7.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».
8.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
9.     Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
10. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
11. Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. – М.: Просвещение, 1990. – 237 с.
12. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 134с.
13. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий,
В. Н.Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. – М.:
Дрофа, 2001. – 192 с.
14. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
15. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А. Н.Кузибецкий, Е. В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с.
16. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. – М.: Мнемозина, 2000. – 192 с.
17. Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Военное издательство, 1994. – 328 с.
18. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160.
19. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.
20. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.
Положение
о патриотическом клубе «Память»
1. Высшим органом управления клуба является Общее собрание. Оно созывается по решению совета, а также по требованию не менее чем 1/3 членов и не реже одного раза в три месяца.
2. Общее собрание клуба:
- считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 членов клуба;
- решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа присутствующих на общем собрании и имеющих право решающего голоса;
- решает все вопросы, касающиеся жизни клуба;
- определяет очередные задачи;
- принимает решения по вопросам изменения, дополнения Программы и прекращения деятельности клуба;
- утверждает символику и атрибутику клуба;
- утверждает документы, регулирующие отношение внутри клуба;
- избирает прямым или тайным голосованием сроком на один год совет клуба, командира клуба, заместителя командира клуба
- заслушивает и утверждает их отчеты по окончанию срока полномочий.
3. Командир клуба:
- организует работу клуба, готовит и проводит заседания совета клуба, координирует работу членов согласно устава и другими документам, утвержденным общим сбором;
- представляет клуб в отношении с другими организациями, учредителями и частными лицами, заключает договоры, совершает иные юридические акты.
4. Заместитель командира клуба:
- выполняет в отсутствии командира клуба его обязанности;
- отвечает за правильное ведение и правильное хранение документации клуба;
- является по должности членом совета клуба.
5. Совет клуба:
- избирается общим сбором клуба из числа членов клуба в т.ч. и взрослых членов;
- руководителей клуба;
- руководит в период между общими сборами деятельностью клуба;
- реализует решение общего сбора;
- собирается по инициативе командира клуба или 1/3 членов совета;
- правомочен принимать решение, если на нем присутствовало большинство от числа членов совета.
6. На общий сбор, а также на заседании Совета клуба могут приглашаться учредители клуба и гости.
ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КЛУБА
1. Каждый член клуба обязан:
- соблюдать настоящий устав;
- свято дорожить честью своей организации;
- быть верным девизу: «В службе – честь!»
- подчиняться решениям совета клуба;
- принимать участие в деятельности клуба;
- хранить и развивать свои традиции;
- почитать и уважать старших, своих родителей, братьев, сестер и своих товарищей;
- уважать национальные чувства других народов;
- беречь и любить землю своих предков;
2. За грубое нарушение своих обязанностей, за действия, дискредитирующие звания члена клуба на него может быть наложено взыскание вплоть до исключения из членов клуба «Патриот».
ПРАВА ЧЛЕНОВ КЛУБА
1. Члены клуба имеют право:
- своевременно получать информацию о мероприятиях клуба;
- участвовать в мероприятиях клуба;
- присутствовать с правом решающего голоса на общем сборе клуба;
- избирать и быть избранным в руководящие органы клуба;
- пользоваться имуществом клуба в уставном порядке;
- излагать и отстаивать свое мнение с правом решающего голоса;
- обращаться с предложениями во все органы самоуправления клуба;
- присутствовать с правом совещательного голоса на заседаниях совета клуба;
- получать методическую и иную литературу, издаваемую клубом;
- носить символику и атрибутику, указывающую на принадлежность к клубу.
Исключенный член клуба может апеллировать к общему собранию, решение которого окончательно.
УСТАВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА «ПАМЯТЬ»
1.Общие положения
 1.1.  Патриотический клуб «ПАМЯТЬ» является добровольным объединением учащихся с общими интересами, созданным для проведения совместных занятий и совместного досуга учащихся с целью их разностороннего развития и  более массового привлечения школьников к работе клуба.
1.2.  Клуб осуществляет свою деятельность  на территории МБОУ "Лицей "
 1.3.  Клуб является добровольным, не преследующим политических целей, объединением.
1.4.  Клуб основан на членстве объединившихся подростков для совместной реализации целей и задач, предусмотренных данным Уставом.
1.5.  Военно-патриотический клуб не является юридическим лицом.
1.6.  Деятельность клуба ведется по направлениям:
Краеведческое направление
Военно-патриотическое направление
Спортивно-техническое
Научно-техническое направление
1.7.  В Клубе занимаются учащиеся разного возраста, объединенные в учебные группы. Члены  Клуба могут заниматься в одной или нескольких учебных группах.
1.8.  Клуб работает на основе Устава, который утверждается общим собранием членов клуба и отражает: цели и задачи, структуру клуба, основные направления деятельности, права и обязанности членов Клуба.
1.9.  В течение года деятельность Клуба осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы.
1.10. Клуб может иметь свои отличительные символы и атрибуты.
1.11. Работа Клуба отражается в дневнике, летописи дел Клуба; Клуб может иметь свой печатный орган (информационный бюллетень,  газету).
1.12. С целью организации и проведения совместного досуга регулярно проводятся клубные дни (тематические вечера, игровые и конкурсные программы).
1.13 Заседания Клуба проводятся 1 раз в месяц.
1.14 Работу Клуба возглавляет актив Клуба в составе 7 человек во главе с   председателем Совета Клуба. Выборы председателя Совета клуба проходят ежегодно.
 
2.Основные цели, задачи, принципы и методы деятельности клуба.
 2.1.  Целью Патриотического клуба «ПАМЯТЬ» является содействие патриотическому,  физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
2.2.  Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
1        подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
2        воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
3        формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
4        воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
5        физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
6        совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
7        содействие развитию активной гражданской позиции подростков;
2.3. Клуб строит свою деятельность на следующих принципах:
принцип добровольности;
принцип взаимодействия;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
принцип междисциплинарности;
принцип преемственности;
принцип самостоятельности;
принцип ответственности;
принцип равноправия и сотрудничества;
принцип гласности;
принцип коллективности.
принцип ответственности за собственное развитие.
2.4.  Для достижения цели, решения задач и осуществления своей деятельности в клубе используются следующие методы:
-  учебу через дело;
- объединение детей и подростков по малым учебным группам, способствующее развитию и выработке ответственности, самоконтроля, характера, приобретению знаний и уверенности в себе, способности к сотрудничеству, развитию руководящих качеств;
- использование разнообразных мероприятий, основанных на интересах участников;
2.5.   Клуб строит свою деятельность на основе следующих принципов:
- свобода вступления и выхода из членов Клуба;
-   участие в других воспитательных и обучающихся программах;
-    равноправие всех членов Клуба без различия по полу, расе и вероисповеданию;
-    самоуправление, законность и гласность;
-     учет индивидуальных способностей каждого и общих интересов Клуба;
-        открытость и доверие;
-        помощь «трудным» найти своё место в школьном коллективе;
-        пропаганда здорового образа жизни;
 
3. Члены и почетные члены клуба, их права и обязанности
3.1.  Члены Клуба
3.1.1.  Членами Клуба могут быть граждане Российской Федерации и лица без гражданства, проживающие в Российской Федерации на законных основаниях постоянно, без различия по происхождению, полу, расовой принадлежности, вероисповеданию, достигшие 12-летнего возраста, которые поддерживают цели Клуба и участвуют в его деятельности.
3.1.2.  Члены Клуба имеют равные права и исполняют равные  обязанности.
3.1.3.  Прием в Клуб проводится на основании личного письменного заявления учащегося, поданного в Совет клуба. Поданные документы рассматриваются на заседании Совета клуба в течение двух недель. Права и обязанности члена военно-патриотического клуба «ПАМЯТЬ» возникают и прекращаются с момента вынесения решения Советом клуба о приеме и об исключении из его членов.
3.1.4.  Решение о приеме в члены Клуба принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета клуба.
3.1.5.  Учет членов Клуба ведут руководитель военно-патриотического клуба «ПАМЯТЬ» и руководители учебных групп по направлениям
3.1.6.  Членство в Клубе может быть прекращено:
-        добровольно на основании заявления;
-        в порядке исключения из членов Клуба на основании решения Совета Клуба  в случае неисполнения членом положений настоящего Устава, в том числе за нарушения нравственных норм поведения, а также автоматически в результате перемены места жительства.
3.1.7.  Члены Клуба имеют право:
-        участвовать в управлении Клубом в соответствии с настоящим Уставом;
-        избирать и быть избранными в Совет Клуба (выборные органы Клуба);
-        принимать участие во всех мероприятиях и видах деятельности, проводимых Клубом;
-        максимально использовать возможности Клуба для самосовершенствования;
-        принимать участие в выработке программ развития Клуба и лично участвовать в их реализации;
-        объединяться внутри Клуба по направлениям деятельности или по специализированным программам;
-        сотрудничать с другими детскими объединениями;
-        привлекать к работе в Клубе учащихся, разделяющих цели и принципы деятельности Клуба;
-        свободно выйти из членов военно-патриотического клуба по своему желанию;
-        на уважение своего человеческого достоинства;
-        входить в состав других организаций и объединений;
3.1.8.  Члены Клуба обязаны:
-        не нарушать Устав Клуба;
-        выполнять требования настоящего Устава, решения Совета клуба и Общего Собрания, внутренние документы учебных групп;
-        вносить свой вклад в выполнения целей и задач Клуба;
-        оказывать поддержку и помощь другим членам Клуба;
-        добросовестно учиться;
-        вести себя в любой ситуации, таким образом, который соответствует достоинству члена Клуба;
-        проявлять уважение к старшим;
-        уважать взгляды и убеждения других.
3.1.9. Члены Клуба не имеют права:
-        унижать достоинство, высмеивать слабости других учащихся;
-        считать себя в привилегированном положении по сравнению с учащимися, не входящими в состав Клуба.
3.2.  Почетные члены Клуба.
3.2.1.  Заслуженные деятели науки, техники, культуры; ветераны войны и труда; бывшие воспитанники клуба, оказывающие помощь и содействие в работе клуба, могут приниматься в почетные члены клуба.
3.3.  Лица не являющиеся членами патриотического клуба «ПАМЯТЬ», могут принимать участие в различных мероприятиях Клуба.
 
4. Структура и выборные органы клуба
 4.1.  Клуб – самостоятельная организация, где педагогическое         руководство сочетается с самоуправлением учащихся. Работой Клуба         руководит Совет клуба, избираемый на собрании членов Клуба.
4.2.  В Совет Клуба входят: руководитель клуба, командир Клуба, помощник командира клуба и 5 членов Совета.
4.3.  Высшим органом управления военно-патриотического клуба является Общее Собрание, которое созывается не реже одного раза в год.  Общее Собрание проводится руководителем Клуба и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Клуба.  Общее Собрание может простым большинством голосов решать все вопросы, связанные с деятельностью Клуба.
4.4.  Решение Общего Собрания по вопросам принятия, внесения изменений и дополнений в Устав принимается квалифицированным большинством 2/3 голосов.
 5. Внешние связи клуба
 5.1.  Клуб осуществляет связи с  другими детскими организациями и объединениями; участвует в совместных программах и проектах, соревнованиях и конкурсах.5.2.  Руководитель Клуба устанавливает связи с государственными учреждениями и организациями соответствующего профиля с целью их привлечения к деятельности Клуба.
5.3.  Клуб может устанавливать контакты с религиозными организациями, которые по обоюдному соглашению могут предоставлять поддержку в области духовного воспитания.
 6. Реорганизация и ликвидация Клуба
 6.1.  Реорганизация Клуба осуществляется по решению Общего Собрания, принятому большинством 2/3 голосов членов Клуба.
6.2.  Ликвидация Клуба осуществляется по решению Совета Клуба квалифицированным большинством 2/3 голосов его членов.
ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ
Общей украинской этнографической особенностью является дом. Это уютное небольшое здание с соломенной крышей
В украинской хате каждая деталь, каждый гвоздь, каждая половица находятся на своем месте.. Сначала возводился деревянный каркас, который заполнялся глиной (раствором глины с пометом крупного рогатого скота и добавлением соломы) и венчался четырехскатной крышей, крытой камышом или соломой.. Пол в ранние периоды делался из земли, а позднее также имел специальную глиняную основу, и лишь в некоторых областях Украины пол делали из дерева..Если войти в хату-мазанку, то сразу о глаза бросается украинская груба(печь) с характерным орнаментом дерева жизни. Обращает на себя внимание мыснык, где хозяева, по обычаю, выставляли самую красивую посуду. В жилой комнате кровать для взрослых, застланная традиционно вышитой постелью, и рядом на пеньковых веревках колыбель из дерева для ребенка. Две лавы, где находятся предметы быта хозяйки, что только собралась сесть за прялку. В центре — по традиции большая скрыня. На стене тканый ковер, а в красном углу по традиции любой православной хаты — образа, вышитые картины по стенам и все это убрано рушниками.
Цветовая гамма хаты-мазанки — традиционная — беленая в голубые или белые тона, многие стены хаты украшались внутри и снаружи росписью- это был растительный орнамент, реже изображались фигурки птиц и животныхДля предохранения нижних частей дома от сырости, по низу, на расстоянии 35-40 см от стены, весь дом оплетали плетнём, высотой, обычно, не выше колена. Образующееся пустое пространство заполняли сухой песчаной землёй. Получившуюся ступеньку – призбу - обмазывали жёлтой глиной.

Главное место в горнице — красный угол или покуть, где были установлены иконы. Это место самое почетное: в красный угол усаживали только главу семьи и самых дорогих гостей. Под иконами ставили стол и длинную лавку, покрытую пестрыми покрывалами и вышитыми подушками. Иконы же украшали пучками целебных трав, цветами и ветками ягод. В красном углу полагалось вести себя почтительно, не шуметь, не ссориться и, конечно, не курить.
Вышитые полотенца — рушники — гордость любой семьи, свидетельство умений и талантов хозяйки. Символика рушников разнообразна, в вышивке могут быть зашифрованы целые послания. Так, извилистая линия означает пожелание долголетия, ягоды калины — девичью красу, виноград — обещание благополучия, а бутоны цветов — пожелание многочадия. Вышитыми рушниками украшали красный угол, оформляли оконные проемы, с ними встречали дорогих гостей.
Автор: Бычкова Елена Анатольевна,   Размер: 9.15 MBДобавлен: 16.09.2013.
Цель:
- Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат
- Развивать любознательность
- Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям.

Турлук – частокол, плетень. 
Кабыця – печь во дворе
Саман – кирпич из глины
Проверь себя:
Как называется жильё казака?
Из чего казаки делали хаты?
Какими были первые хаты - саманные или турлучные?
Как строили саманные хаты?
Как строили турлучные хаты?
с примесью соломы
Скачан: 161