Воспитание ценностного отношения к природе родного края через использования информационных технологий


ГБПОУ РА «Дондуковский сельскохозяйственный техникум»
Доклад
Воспитание ценностного отношения к природе родного края через использования информационных технологий
Выполнила: Стукалова И.А.
преподаватель информатики и ИКТ
первой квалификационной категории
2016 г.
Информатизация общества обусловливает широкое внедрение в социальную практику информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Стремительное ускорение темпов развития, компьютеризация, медиатизация, интеллектуализация, новый виток технологической революции, связанный с развитием 3D-технологий требуют соответствующей корректировки целей, содержания, средств, форм и методов образовательного процесса.
Появление понятий «компьютерная дидактика», «компьютерная психология», «компьютерная этика» и т.п. свидетельствует о новых направлениях в психолого-педагогической деятельности, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Компьютер рассматривается как важный элемент образовательного процесса, призванный обогатить и расширить возможности субъектов процесса, не подменяя собой человека, но усиливая его возможности. [1]
Компьютерная поддержка позволяет дополнить классические подходы к организации процесса воспитания и обучение подростков новыми средствами, основанными на использовании позитивного потенциала современных ИКТ. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (2008) отмечается, что компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повысить его качество, в том числе повлиять на развитие ценностного компонента у личности обучаемого.
Для каждого человека, общества и государства необходима система ценностей, опираясь на которую становится возможным построение межличностных отношений, отношений внутри государства и отношений каждого человека с миром в целом. В условиях информатизации общества, увеличивающего меру свободы и ответственности человека за происходящее в стране и мире, проблема воспитания системы ценностных отношений у подростков приобретает особую актуальность.
Ценностное отношение к окружающей природе и родному краю занимает важнейшее место в структуре личности, является одним из механизмов социальной регуляции поведения человека. Не отрицая значимости формирования познавательных и прагматических отношений, появилась необходимость акцентировать внимание на формировании ценностных отношений (к человеку, человечеству, природе, семье, самому себе, здоровью, труду, информации). Проблема формирования ценностных отношений личности – сложная и многоаспектная, решение ее следует искать с опорой на исследования в области философии, социологии, психологии, педагогики, культурологии.
Использование современных информационных технологий позволяет предоставить более полную картину о состоянии природы родного края, но еще большее значение ИКТ имеет для экологического воспитания подростков.[2]
Мы использовали в учебно-воспитательном процессе Дондуковском сельскохозяйственном техникуме для развития ценностного отношения к природе родного края современные информационные технологии.
Информационные технологии мы применяли при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, на уроках контроля знаний, а также во внеклассной работе.
Для работы с компьютером нами были использованы видео и фото отчеты студентов после посещения природных памятников природы Республики Адыгеи, возможности Интернета, а также авторские электронные презентации.
Считаем, что в процессе такой работы у студентов развиваются не только общеучебные, но и специальные умения:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.
Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск. 
Экологическое просвещение студентов достигается разнообразными способами:
преподаванием эколого-биологических дисциплин;
организацией и проведением научно-практических конференций, семинаров;
изучением заповедных зон, созданием экологических троп, проведением эколого-биологических экскурсий.
В техникуме нами также организуются эколого-биологические экскурсии с использованием ИКТ. Данная форма работы позволяет реализовать дидактические и методические принципы: наглядности, системности, научности, воспитывающего и развивающего характера обучения, самостоятельности, междисциплинарности на основе базовой дисциплины при взаимосвязи видов учебно-познавательной и учебно-воспитательной деятельности студентов. Общеизвестно, что эколого-биологические экскурсии способствуют изучению объектов и явлений природы в их взаимосвязи и динамике, на основе чего у подростков формируется целостное представление о природной среде.[3] Несмотря на это, существует ряд проблем, связанных с проведением эколого-биологических экскурсий в образовательном учреждении:
недостаточное число методических разработок и рекомендаций по организации и проведению экскурсии,
ограниченное количество часов на изучение предметов,
недостаточное знание программного материала по смежным предметам,
неудовлетворительный уровень знания местных достопримечательностей природы,
а также затруднения преподавателей в выборе мест и объектов для изучения природы родного края.
С этой целью на основе научных исследований нами разрабатываются буклеты, создаются фотоколлажи, тематические плакаты, стендгазеты по природным достопримечательностям и памятникам природы Республики Адыгея и в частности Гиагинского района.
Подготовленные буклеты мы используем на эколого-биологических экскурсиях в природу, как элементарные определители, поскольку в их интегрированное содержание привлечен природоведческий, экологический, ботанический материал. Практическая значимость данных буклетов состоит в том, что они совершенствуют методику организации экскурсионной работы, позволяют преподавателям эффективно решать учебно-воспитательные задачи в процессе самостоятельных исследований студентов, наблюдений и опытов в природе, выполнения межпредметных заданий. Буклеты используются нами при изучении природных объектов на эколого-биологических и геоэкологических экскурсиях. Но самое главное, что использование информационных технологий позволяет развить у студентов ценностное отношение к природе родного края, в том числе мотивировать обучающихся на деятельность по оказанию помощи объектам природы родного края.
Результаты показали, что занятия, проведенные с использованием ИКТ оживляют процесс обучения, придают ему эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность, следовательно, затрагивают душу подростка, заинтересовывают каждого студента, соединяют теорию с практикой, так необходимых для жизни в целом.
Таким образом, можно констатировать, что воспитание ценностного отношения к природе родного края через использования информационных технологий открывает ряд перспектив для дальнейшего научного поиска: необходимость дальнейшего осмысления факторов и психологических механизмов воспитания ценностных отношений подростков в условиях информационного общества; разработка новых форм воспитательной работы и киберсоциализации студентов, связанных с использованием ИКТ.
Литература:
Золочевская М.В., Рыкова Л.Л. Роль и место компьютера в учебно – воспитательном процессе. — Киев, 2002.
Регер, Т.В. Педагогическое сопровождение учащихся в информационном пространстве в процессе воспитания ценностных отношений [Текст] / Т.В. Регер // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. – 2012. – № 5 (126). – С. 39–41
Регер, Т.В. Совершенствование воспитательного процесса путем привлечения информационных технологий [Текст] / Т.В. Регер // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2007.– № 9. – С. 159–163