Организация образовательной среды для детей с интелектуальной недостаточностью


Организация образовательной средыдля детей с интеллектуальной недостаточностьюВыполнили:студенты 4 курса ОЗО«Дошкольная дефектология»Цыбульская Д.Локтева Н. Психическое недоразвитие при интеллектуальной недостаточности имеет тотальный характер и охватывает все сферы психики: сенсорную, моторную, интеллектуальную, личностную. Особые образовательные потребности:Обеспечение доступности учебного материала ;Развитие мотивации к учению и познавательных интересов;Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики;Необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого; Формирование социальной компетентности. Образовательные потребности реализуются на основе личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. Это позволяет формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе проведения коррекционно-развивающих занятий. Пространственно-развивающая среда:учебная зона (организация непосредственно-образовательной деятельности – речевое развитие, ФЭМП, рисование, лепка и др.);игровая зона (организация и проведение игр – сюжетно-ролевых, театрализованных, физкультурных);природная зона (организация наблюдений за растениями, явлениями природы);Зона музыкального развития (организация игр с музыкальными инструментами);зона релаксации (место отдыха и уединения ребенка). Для детей с интеллектуальной недостаточностью используются разнообразные игры для развития моторики, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, речи, мышления.Например, для развития моторики используется различная мозаика, шнуровка, бусы, прищепки Для формирования графомоторных и изобразительных умений («Рисуем по клеткам», «Волшебный рисунок») Для формирования сенсорных представлений («Наряди матрешку», «Вкладыши», «Блоки Дьенеша», игры Монтессори) Игровой материал:- игрушки и игровые материалы, моделирующие семейные отношения: куклы, кукольная мебель, домашние принадлежности;- игрушки и игровые материалы, моделирующие отношения вне дома: дикие и домашние животные, различные виды транспорта и другой техники;- игрушки и игровой материал для выражения творческой экспрессии: материал для изобразительной деятельности;полифункциональный игровой материал: кубики, строительный материал, конструкторы.- игрушки и игровой материал следует систематически обновлять с целью формирования у детей интереса и любознательности, повышения мотивации деятельности. Требования к предметно-развивающей среде :разнообразие (наличие игрового, спортивного и дидактического материала для сенсомоторного развития, конструктивной, изобразительной, музыкально-ритмической деятельности); доступность (расположение игрового, дидактического материала в поле зрения ребенка и предоставление ему свободы и самостоятельности в выборе материала); - соответствие материалов определенному размеру, форме, цвету с учетом возраста, особенностей психического развития детей (оборудование должно быть большим по величине, ярким, красочным по цвету, иметь четко выраженные характерные детали). Специфическим в обучении дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является преобладание групповых занятий. Это способствует социально-коммуникативному развитию детей. В процессе обучения большое значение имеют индивидуальные занятия (2-3 раза в неделю). Их проводят все специалисты учреждения. Особую роль играет индивидуальная работа, проводимая учителем-дефектологом, т.к. у ребенка формируются не только навыки и умения, но и личностные качества и нормативное поведение. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью испытывает потребность в позитивном отношении как со стороны взрослых, так и со стороны детей, поэтому педагогу необходимо внимательно, искренне, доброжелательно относиться к ребенку. Следует обеспечить положительное эмоциональное самочувствие, разнообразные контакты с другими детьми. Повышению мотивации деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью способствует создание условий, которые обеспечивают возможность получать удовлетворение от выполняемой деятельности. Поэтому необходимо поддерживать инициативу детей, предоставлять возможность брать на себя различные роли, самостоятельно учиться решать проблемы. Список литературы1. http//nsportal.ru2. Тупоногов Б.К. Дефектологические принцип построения коррекционно-педагогического процесса, Дефектология.2013, №5. с.55-62.3. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. - М.: Академия, 2008. – 224 с.