Рабочая программа по физической культуре в 5 классе (автор Лях В.И.)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Рославльского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО на ШМО УТВЕРЖДАЮ.
Протокол от «___» ___ 20 ___ г. № ___ Директор школы
_______________
СОГЛАСОВАНО. М.В. Колпачкова
Зам. директора по УР «___» _____ 20 __ г.
__________________
Г.А. Козловская
«___» _____ 20 ___ г.

по предмету

5 класс
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Колпачков В.С.,
учитель физической культуры,
первой кв. категории
Перенка
2016

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена:
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В.И.Лях - М., Просвещение, 2014.
На изучение предмета «Физическая культура» в учебном плане школы отводится 102 часа. Промежуточная аттестация проводится в форме итоговая сдача нормативов.
В процессе разработки учебной рабочей программы в авторскую программу по физической культуре В.И.Ляха, изменения не внесены.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие раз­витию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Рабочая программа определяет инвариантную (базовую) и вариативную части учебного курса, конкретизирует содержание его предметных тем и дает примерное распределение учебных часов на их изучение из расчёта 3-х часов в неделю в 5 классе, всего 102 часа. Базовая часть (78 часов) включает в себя разделы: основы знаний, легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивная игра (волейбол) Вариативная часть (24 часа) включает разделы: спортивные игры (русская лапта, настольный теннис, волейбол, баскетбол, футбол).
Рабочая программа предназначена для практического использования в учебно-образовательном процессе с целью сохранения единого образовательного пространства и преемственности в задачах между ступенями образования, предупреждения учебных перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию дидактических единиц, установленных в государственном стандарте.
Рабочая программа регламентирует объем содержания образования. Рабочая программа создавалась с учетом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» направлен на решение следующих задач:
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
В.И.Лях «Физическая культура» Учебник 5-9- М: Просвещение, 2011 г.
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В 5 КЛАССЕ
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта рабочая программа для 5 класса направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Универсальные результаты
Учащиеся научатся:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
Учащиеся получат возможность научиться:
- доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
- овладевать знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности - овладевать знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности
- планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха - овладевать умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях по физической культуре - овладевать навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья, бег на лыжах и др.) различными способами
Учащиеся получат возможность научиться:
- овладевать знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний - управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности - проводить туристические пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок
приобрести хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой
- максимально проявлять физические качества при выполнении тестовых упражнений по физической культуре
Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
- понимать физическую культуру как явление культуры, способствующей развитию целостной личности человека
- понимать физическую культуру как средство организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного поведения
- бережно относится к своему здоровью и здоровью окружающих - добросовестно выполнять учебные задания, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий - овладевать культурой речи, ведения диалога в доброжелательной форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение
Учащиеся получат возможность научиться:
- рационально планировать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность
- понимать культуру движений человека, постигать жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью
- понимать здоровье как важнейшее условие саморазвития и самореализации человека - воспринимать красоту телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами
- владеть способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- проявлять знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения - проявлять знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации
- проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой
- оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения.
– организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий
- вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры
- отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки - регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма
- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости) - выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений - выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках - выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений
- выполнять спуски и торможения на лыжах с полого склона - выполнять передвижения на лыжах разными ходами и чередовать их в процессе прохождения тренировочной дистанции
- выполнять тестовые упражнения для оценки развития основных физических качеств
Учащиеся получат возможность научиться:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности - характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств - преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега
- выполнять тестовые упражнения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в ранномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание».
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четьгрехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м.
В гимнастическах и акробатическах упражнениях: выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п Тема (вид программного материала) Количество часов
1 Основы знаний о физической культуре в процессе урока
2 Легкая атлетика 21
3 Гимнастика с элементами акробатики 18
4 Спортивные игры: 9
Футбол Баскетбол 12
Волейбол 13
Русская лапта 6
Настольный теннис 5
5 Лыжная подготовка 18
Всего 102
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по физической культуре в 5 классе

урока Содержание учебного материала Кол-во часов Дата
план факт
Тема 1 Легкая атлетика 12 1 Водный инструктаж по ТБ. Низкий старт. Медленный бег. Бег 5 мин. 1 1.09 2 Первичный инструктаж по ТБ. Высокий страт от 10 до 15 м. Бег 30 м. 1 3.09 3 Бег с ускорением от 30 до 40 м. Челночный бег. 1 5.09 4 Бег с преодолением препятствий. 1 8.09 5 Скоростной бег до 40 м. История легкой атлетики 1 10.09 6 Полоса препятствий. Бег на 1000 м без учета времени. Легкоатлеты России. 1 12.09 7 Бег на результат 60 м. Эстафета. 1 15.09 8 Прыжки в длину с места. Легкоатлеты Смоленщины. 1 17.09 9 Метание мяча на дальность и в цель. 1 19.09 10 Прыжки в длину с 7-9 шагов разбега. 1 22.09 11,12 Сдача нормативов по л/а. 2 24,26.09 Тема 2 Спортивные игры 18 Настольный теннис 5 13 Инструктаж по ТБ при спортивных играх. Правила игры. 1 29.09 14,15 Передвижения, удары и подачи слева и справа. 2 1, 3.10 16,17 Удары прямые и с вращением, одиночная игра 2 6,8.10 Волейбол 13 18 Инструктаж по ТБ при спортивных играх. Правила игры. Стойки игрока 1 10.10 19 Перемещения в стойке, приставными шагами, боком, лицом и спиной вперед 1 13.10 20-22 Ходьба, бег с выполнением элементов техники передвижения 3 15,17, 20.10 23,24 Верхняя передача мяча. Прием снизу 2 22, 24.10 25 Нижняя подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки. Верхняя подача мяча 1 27.10 26 Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков 1 29.10 27 Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар. 1 31.10 28 Двусторонняя игра 1 10.11 29,30 Комбинация элементов: техники перемещений и владения мячом. Тактика игры 2 12, 14.11 Тема 3 Гимнастика 18 31 Инструктаж по ТБ на уроках по гимнастике. Кувырок вперед и назад. История гимнастики. 1 17.11 32 Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте 1 19.11 33 Подтягивание на перекладине 1 21.11 34 Упражнение на перекладине 1 24.11 35 Опорный прыжок через козла 1 26.11 36 Стойка на лопатках 1 28.11 37 Упражнения со скакалкой 1 1.12 38 Упражнений с гимнастической палкой 1 3.12 39 Акробатические элементы 1 5.12 40 Полоса препятствий. Упражнения на пресс 1 8.12 41 Упражнения с обручем 1 10.12 42 Строевая подготовка 1 12.12 43 Гимнастическая полоса препятствий 1 15.12 44 Освоение и совершенствование висов и упоров 1 17.12 45 Освоение опорных прыжков 1 19.12 46 Упражнения на гимнастической стенке 1 22.12 47 Эстафета с использованием гимнастических упражнений 1 24.12 48 Игры с использованием гимнастических упражнений 1 26.12 Тема 4 Лыжная подготовка 18 49 Инструктаж по ТБ на уроках по лыжной подготовке. Оказание помощи при обморожении и травмах 1 12.01 50 Переменный двухшажный ход 1 14.01 51,52 Одновременный одношажный ход 2 16, 19.01 53,54 Одновременный двухшажный ход 2 21, 23.01 55,56 Спуски. Подъем «ёлочка» 2 26, 28.01 57 Торможение «плугом». Скользящий шаг без палок 1 30.01 58 Игра «Гонки с преследованием». Спуск в приседе. 1 2.02 59 Эстафета с передачей палок 1 4.02 60,61 Прохождение дистанции до 3 км. 2 6, 9.02 62,63 Подъем в гору скользящим шагом 2 11, 13.02 64 Игра «Гонки с выбыванием» 1 16.02 65 Передвижение на лыжах 2 км 1 18.02 66 Сдача нормативов 1 20.02 Тема 5 Спортивные игры 27 67 Баскетбол 12 Инструктаж по ТБ при спортивных играх. Правила игры. Стойки, передвижения, остановки. 1 25.02 68,69 Передача и ловля мяча. Ведение мяча правой и левой руками. 2 27.02, 2.03 70,71 Бросок мяча одной и двумя руками с места. Бросок мяча одной и двумя руками в движении. 2 4, 6.03 72,73 Нападение быстрым прорывом. Перехват мяча Бросок по кольцу. 2 9, 11.03 74,75 Индивидуальные и групповые, атакующие и защитные действия 2 13, 16.03 76,77 Двусторонняя игра 2 18, 20.03 78 Комбинации из освоенных элементов техники передвижения 1 23.03 79 Футбол 9 Инструктаж по ТБ при спортивных играх. Правила игры. 1 3.04 80 Удары по неподвижному, катящемуся мячу. 1 6.04 81 Удары внутренней стороной стопы. Внутренней и средней частью подъема. 1 8.04 82 Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы, передней частью подъема и подошвой. 1 10.04 83 Ведение мяча носком и наружной стороной стопы. Ловля и отбивание мяча вратарем. 1 13.04 84 Ведение мяча по прямой с изменением направления движения 1 15.04 85 Комбинация из основных элементов: ведение, удар, прием мяча, остановка, удар по воротам 1 17.04 86,87 Двусторонняя игра 2 20, 22.04 Лапта 6 88 Инструктаж по ТБ при спортивных играх. Правила игры 1 24.04 89 Отработка и совершенствование ударов битой по мячу 1 27.04 90 Метание теннисного мяча по движущейся цели. Ловля мяча с лёта 1 29.04 91 Итоговая сдача нормативов
(промежуточная аттестация) 1 4.05 92  Повторное пробегание отрезков с ускорением 1 6.05 93 Учебная игра в русскую лапту 1 11.05 Тема 6 Легкая атлетика 9 94 Инструктаж по ТБ на уроках по л/а. Прыжки в длину с разбега и с места. 1 13.05 95 Прыжки в высоту с 3 – 5 шагов. Самоконтроль. Субъективные и объективные показатели самочувствия. 1 15.05 96 Бег в равномерном темпе 1 18.05 97 Бег на короткие дистанции. Челночный бег 1 20.05 98 Характеристика типовых травм, простейшие приемы и правила оказания самопомощи и первой помощи при травмах. 1 22.05 99 Кросс 2 км 1 25.05 100 Кроссовая подготовка 1 27.05 101 Сдача нормативов 1 29.05 102 Итоговое занятие 1 Контрольно-измерительные материалы
Уровень физической подготовленности учащихся 11 – 15 лет

п/п Физические
способности Контрольное
упражнение
(теcт) Возраст
лет Уровень
Мальчики девочки
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
1 Скоростные Бег 30 м, c 11
12
13
14
15 6,3 и выше
6,0
5,9
5,8
5,5 6,1—5,5
5,8—5,4
5,6—5,2
5,5—5,1
5,3—4,9 5,0 и ниже
4,9
4,8
4,7
4,5 6,4 и выше
6,3
6,2
6,1
6,0 6,3—5,7
6,2—5,5
6,0—5,4
5,9—5,4
5,8—5,3 5,1 и ниже
5,0
5,0
4,9
4,9
2 Координационные Челночный бег
3x10 м, с 11
12
13
14
15 9,7 и выше
9,3
9,3
9,0
8,6 9,3—8,8
9,0—8,6
9,0—8,6
8,7—8,3
8,4—8,0 8,5 и ниже
8,3
8,3
8,0
7,7 10,1 и выше
10,0
10,0
9,9
9,7 9,7—9,3
9,6—9,1
9,5—9,0
9,4—9,0
9,3—8,8 8,9 и ниже
8,8
8,7
8,6
8,5
3 Скоростно-силовые Прыжок в длину с места, см 11
12
13
14
15 140 и ниже
145
150
160
175 160—180
165—180
170—190
180—195
190—205 195 и выше
200
205
210
220 130 и ниже
135
140
145
155 150—175
155—175
160—180
160—180
165—185 185 и выше
190
200
200
205
4 Выносливость 6-минутный бег, м 11
12
13
14
15 900 и менее
950
1000
1050
1100 1000—1100
1100—1200
1150—1250
1200—1300
1250—1350 1300 и выше
1350
1400
1450
1500 700 и ниже
750
800
850
900 850—1000
900—1050
950—1100
1000—1150
1050—1200 1100 и выше
1150
1200
1250
1300
5 Гибкость Наклон
вперед из
положения
сидя, см 11
12
13
14
15 2 и ниже
2
2
3
4 6—8
6—8
5—7
7—9
8—10 10 и выше
10
9
11
12 4 и ниже
5
6
7
7 8—10
9—11
10—12
12—14
12—14 15 и выше
16
18
20
20
6 Силовые Подтягивание:
на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики) 11
12
13
14
15 1
1
1
2
3 4—5
4—6
5—6
6—7
7—8 6 и выше
7
8
9
10 на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки) 11
12
13
14
15 4 и ниже
4
5
5
5 10—14
11—15
12—15
13—15
12—13 19 и выше
20
19
17
16
У с л о в н ы е о б о з н а ч е н и я в рабочих планах-графиках распределения учебного материала.
О – Обучение новым упражнениям;
С – совершенствование пройденного материала;
К – контроль учета умений и навыков;
+ – развитие физических качеств, прохождение учебного материала.