Планирование.Календарно-тематическое планирование по физике 7-9 класс. УМК Архимед


МОУ «ВОЛЬНОВСКАЯ ШКОЛА» ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рассмотрена на заседании
МО ___________________
Протокол №___
«__»___________2015г. Принята на заседании МС
Протокол №____
«__»___________2015 г. Утверждаю
Директор
МОУ «Вольновская школа»
_________В.П.Голдырев
Приказ №_____________
От «__»__________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ
для 7-9 классов.
на 2015/2016 учебный год
Основное общее образование.
Базовый уровень.
Общее количество часов - 210 ч
Составитель
Ясинская Л.С.,учитель физики
МОУ «Вольновская школа»
Вольное, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7-9 классов разработана в соответствии :
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
Примерной программой по учебным предметам. Физика 7-9 класс, изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использовании при реализации имеющих государственную аккредитацию программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования;
Рабочим программам по физике. Предметная линия учебников «Архимед». 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ О.Ф. Кабардин. – М.: Просвещение, 2011
Данная программа по учебному предмету " Физика" разработана на основе рабочей программы предметной линии «Архимед» ». 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ О.Ф. Кабардин. – М.: Просвещение, 2011 , в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте, и ориентирована на использование учебно- методического комплекта: Кабардин О.Ф. Физика. 7, 8,9 класс. Учебники для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014 г.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
• усвоение учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
• систематизация знаний о многообразии объектов и явлении природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
• формирование убеждённости в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
• организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
• развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Физика — наука о природе, о наиболее общих законах, которым подчиняются все явления в мире.
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Данная программа ориентирована на реализацию деятельностного подхода к процессу обучения. В 7,8 классе планируется изучение физики на уровне знакомства с природными явлениями, формирования основных физических понятий, определения физических величин, приобретения умений измерять физические величины, применения полученных знаний на практике. В 9 классе начинается переход к изучению основных физических законов, способов их установления и экспериментальной проверки, к определению границ применимости физических законов, происходит знакомство с основными понятиями квантовой физики и современной физической картиной мира.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 210 учебных часов. В том числе в 7, 8, 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Физику в 7 классе изучают 2 ч. в неделю, что составляет 70 учебных часов.
в 8 классе изучают 2 ч. в неделю, что составляет 70 учебных часов
в 9 классе изучают 2 ч. в неделю, что составляет 70 учебных часов.
Виды и формы контроля:
Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый,
Типы : самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя.
Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный, тест и традиционная контрольная работа, лабораторная работа.
в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока (от 10 до 20 минут).
Формы организации образовательного процесса:
классно-урочная система
игровые технологии
элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
здоровьесберегающие технологии
уроки с использованием ИКТ
лабораторные занятия
решение экспериментальных, текстовых и расчётных задач
эвристическая беседа
Требования к знаниям и умениям. 7 класс
знать/понимать:
Что такое физика и что она изучает;
Как человек получает знания о явлениях природы;
Что все тела состоят из молекул;
Три агрегатных состояния вещества и их различия;
Формулу для скорости;
Определение массы тела;
Формулу для определения массы тела;
Формулу для определения силы тяжести;
Определение веса тела;
Определение и формулу давления;
Единицы размерности различных физических величин;
Формулу расчета давления жидкости на дно сосуда;
Формулу для вычисления силы Архимеда;
Условие равновесия рычага;
Условия плавания тел;
Знать определения и формулы для работы и мощности;
Понятия кинетической и потенциальной энергии и формулы для их вычисления;
Понимание границ применимости физических моделей и теорий.
уметь:
Определять цену деления измерительного прибора;
Объяснять различные явления с точки зрения молекулярного строения вещества;
Правильно использовать мензурку, динамометр, весы, различные таблицы постоянных величин;
Решать расчетные задачи с их полным правильным оформлением;
Изображать графически силы, приложенные к различным телам.
Требования к уровню усвоения учебного курса
физики 8 класса
знать/понимать
- смысл понятий: физические явления, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, .
-смысл физических величин: электрический заряд, сила электрического тока, эл. напряжение, эл. сопротивление, работа и мощность эл. тока, фокусное расстояние линзы;
-смысл физических законов: сохранение электрического заряда, Закона Ома для участка Эл. цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражение света;
Уметь
- описывать и объяснять физические явления: электризация тел,взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсия света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического ток;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
-выражать результаты измерений и расчётов в единой Международной системе;
-приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных;
-решать задачи на применение изученных физических законов;
-осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников,её разработку и представление в разных формах; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;
-контроля за исправностью электропроводки;
-оценки безопасности радиационного фона.
Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;
оценки безопасности радиационного фона.
Учебно-тематическое планирование для 7 класса
№ п/п Название разделов и тем Всего часов Из них
Л/р К/р
1 Введение 3 1 2.Механические явления
2.1. Движение и взаимодействие тел 20 4 1
2.2 Давление твёрдых тел, жидкостей и газов 10 2 1
2.3. Работа и мощность. Механические колебания и волны 11 3 1
3 Строение вещества 6 1
4.Тепловые явления
4.1.Внутренняя энергия. Виды теплопередачи. 8 2 4.2.Изменеие агрегатного состояния вещества. Тепловые двигатели. 8 2 1
5 Резерв 4 70 14 5
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение .Физика и физические методы
изучения природы (3ч.)
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.
Демонстрации
Наблюдение физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.
Лабораторные работы и опыты
1. Измерение расстояний.
2. Измерение времени между ударами пульса.
3. Определение цены деления шкалы измерительного
прибора.
Механические явления. (41ч.)
Кинематика
Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Демонстрации
1. Равномерное прямолинейное движение.
2. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчёта.
Динамика
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса - скалярная величина. Плотность вещества. Сила — векторная величина.
Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Условия равновесия твёрдого тела.
Демонстрации
1. Явление инерции.
2. Измерение силы по деформации пружины
3. Свойства силы трения.
4. Сложение сил.
5. Равновесие тела, имеющего ось вращения.
6. Барометр.
7. Опыт с шаром Паскаля.
8. Гидравлический пресс.
9. Опыты с ведерком Архимеда.
Лабораторные работы и опыты
1. Измерение массы тела.
2. Измерение плотности твердого тела.
3. Измерение плотности жидкости.
4. Исследование зависимости силы трения скольжения, от площади
соприкосновения тел и силы нормального давления.
5. Измерение атмосферного давления.
6. Исследование условий равновесия рычага.
7. Нахождение центра тяжести плоского тела.
8. Измерение архимедовой силы.
Законы сохранения импульса
и механической энергии.
Механические колебания и волны
Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.
Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.
Демонстрации
1. Простые механизмы.
3. Наблюдение колебаний тел.
4. Наблюдение механических волн.
5. Опыт с электрическим звонком, помещённым под колокол вакуумного насоса.
Лабораторные работы и опыты
1. Измерение кинетической энергии по длине тормозного пути.
3. Изменение потенциальной энергии тела.
4. Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины.
5. Измерение КПД наклонной плоскости.
6. Изучение колебаний маятника.
7. Исследования превращений механической энергии.
Строение и свойства вещества (6ч.)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.
Демонстрации
1. Диффузия в растворах и газах, в воде.
2. Модель хаотического движения молекул в газе.
3. Модель броуновского движения.
4. Сцепление твёрдых тел.
5 Повышение давления воздуха при нагревании.
6. Расширение твердого тела при нагревании.
7. Демонстрация образцов кристаллических тел.
8. Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
Лабораторные работы и опыты
1. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
2. Исследование зависимости объёма газа от давления при постоянной температуре.
3. Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара.
Тепловые явления (16ч.)
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Ра бота и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество тепло ты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепло вой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации
1. Принцип действия термометра.
2. Теплопроводность различных материалов.
3. Конвекция в жидкостях и газах.
4. Теплопередача путём излучения.
5. Явление испарения.
6. Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.
7. Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.
8. Конденсация паров воды на стакане со льдом.
Лабораторные работы и опыты
1. Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
2. Наблюдение изменений внутренней энергии тела в результате
теплопередачи и работы внешних сил.
3. Измерение удельной теплоемкости вещества.
4. Измерение удельной теплоты плавления льда.
5. Исследование процесса испарения.
6. Исследование тепловых свойств парафина.
7. Измерение влажности воздуха.
Учебно-тематическое планирование для 8 класса

№ п/п Название разделов и тем Всего часов Из них
Л/р К/р
1 Электрические и магнитные явления 41 13 3
2 Электромагнитные колебания и волны 9 1
3 Оптические явления 14 4 1
4 Повторение 4 5 Резерв 2 70 22 5
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
• Электрические и магнитные явления (41ч.)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Демонстрации. Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Закон сохранения электрических зарядов. Проводники и изоляторы. Электростатическая индукция. Устройство конденсатора. Энергия электрического поля конденсатора. Источники постоянного тока. Измерение силы тока амперметром. Измерение напряжения вольтметром. Реостат и магазин сопротивлений. Свойства полупроводников.
Лабораторные работы и опыты. 1. Наблюдение электризации тел при соприкосновении. 2. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. 3. Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока. 4. Изготовление и испытание гальванического элемента. 5. Измерение силы электрического тока. 6. Измерение электрического напряжения. 7. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения. 8. Исследование зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. 9. Измерение электрического сопротивления проводника. 10. Изучение последовательного соединения проводников. 11. Изучение параллельного соединения проводников. 12. Измерение мощности электрического тока. 13. Изучение работы полупроводникового диода.
•  Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока. Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.
Демонстрации. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство электродвигателя. Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Устройство генератора постоянного тока. Устройство генератора переменного тока. Устройство трансформатора.
Лабораторные работы и опыты. 1. Исследование явления магнитного взаимодействия тел. 2. Исследование явления намагничивания вещества. 3. Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку. 4. Изучение действия магнитного поля на проводник с током. 5. Изучение принципа действия электродвигателя. 6. Изучение явления электромагнитной индукции. 7. Изучение работы электрогенератора постоянного тока. 8. Получение переменного тока вращением катушки в магнитном поле.
Возможный объект экскурсий. Электростанция.
• Электромагнитные колебания и волны (9ч). Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Принципы радиосвязи и телевидения.
Оптические явления (14ч.)
Свет – электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.
Демонстрации. Свойства электромагнитных волн. Принцип действия микрофона и громкоговорителя. Принципы радиосвязи. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Преломление света. Ход лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей линзе. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата. Модель глаза. Дисперсия белого света. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты. 1. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона. 2. Изучение явления распространения света. 3. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. 4. Изучение свойств изображения в плоском зеркале. 5. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. 6. Получение изображений с помощью собирающей линзы. 7. Наблюдение явления дисперсии света.
Возможные объекты экскурсий. Телефонная станция. Физиотерапевтический кабинет поликлиники. Радиостанция. Телецентр. Телеграф.
Учебно-тематическое планирование для 9 класса
№ п/п Название разделов и тем Всего часов Из них
Л/р К/р
1 Физика и физические методы изучения природы. 2 2 Законы механического движения. 20 4 2
3 Законы сохранения 20 5 1
4 Квантовые явления 16 3 1
5 Строение Вселенной 6 1
6 Физика и познание мира. 2 7 Повторение 2 Резерв времени. 2 70 12 5
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Физика и физические методы
изучения природы (3ч.)
Физика — наука о природе. Научный метод познания. Наблюдение, гипотезы, модели . Эксперимент как критерий проверки гипотезы. Язык науки. Физические величины. Измерение физических величин. Международная система единиц. Границы применимости физических теорий. Что такое научное открытие. Наука и техника.
Законы механического движения тел. (20 часов)
Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета.Определение координаты движущего тела.Графики зависимости кинематических величин от времени.
Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость равноускоренного движения.
Перемещение при равноускоренном движении. Определение координаты движущего тела.
Графики зависимости кинематических величин от времени.Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета.Первый закон Ньютона.Второй закон Ньютона.Третий закон Ньютона. Свободное падение.Закон Всемирного тяготения.Криволинейное движение.Движение по окружности.Искусственные спутники Земли. Ракеты.Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.Движение тела брошенного вертикально вверх.
Движение тела брошенного под углом к горизонту.Движение тела брошенного горизонтально.
Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.
лабораторные работы.
«Определение центростремительного ускорения»
«Сложение сил, направленных под углом».
«Измерение сил взаимодействия тел»
« Измерение массы Земли»
Законы сохранения импульса и механической энергии. (20 ч).
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение .Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Принцип работы тепловых машин.
Демонстрации. Реактивное движение модели ракеты.
Лабораторные работы и опыты.  Изучение столкновения тел. Измерение кинетической энергии по длине тормозного пути. Измерение потенциальной энергии тела. Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины. Исследования превращений механической энергии. 
Квантовые явления (16ч)
Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы при использовании атомных электростанций.
Демонстрации. Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.(фото) Устройство и принцип действия счётчика ионизирующих частиц. Дозиметр.
Лабораторные работы и опыты.  Измерение элементарного электрического заряда. Наблюдение линейчатых спектров излучения. 
Строение Вселенной (6 ч)
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звёзд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.
Астрономические наблюдения. Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звёздного неба. Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ
7 класс

Тема занятия кол. ч. Дата Приме-
чание
7-а 7-б 1.Физика и физические методы изучения природы Физика – наука о природе. Физические явления. 1
2 Физические величины. Измерение длины. Измерение времени. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительных приборов (измерительная линейка, термометр, измерительный цилиндр)» 3 2.Механические явления
2.1 Движение и взаимодействие тел(20ч.) Механическое движение. Траектория. Путь. Путь и время – скалярные физические величины. Равномерное движение. Скорость. 1 Решение задач «Расчет скорости, пути и времени движения». 2 Неравномерное движение. Средняя скорость. 3 Три способа задания зависимости меду физическими величинами. Решение задач. 4 Явление инерции. Масса. 5 Лабораторная работа №2 «Измерение массы тела на рычажных весах» 6 Плотность вещества. 7 Лабораторная работа №3 «Измерение плотности твердого тела и жидкости» 8 Решение задач на вычисление плотности твердого тела, жидкости и газа. 9 Обобщение и систематизация знаний по темам «Механическое движение. Плотность вещества». Решение задач. 10 Зачет по темам «Механическое движение. Плотность вещества». 11 Сила. Графическое изображение сил. Сложение сил. 12 Лабораторная работа №6 «Сложение сил». 13 Сила упругости. Закон Гука. 14 Лабораторная работа №5 «Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы. Определение жесткости пружины». Решение задач 15 Сила тяжести. Вес. 16 Сила трения. 17 Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления». 18 Обобщение и систематизация знаний по темам «Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Решение задач. 19 Контрольная работа №1 по темам «Сила. Сила тяжести. Сила упругости.». 20 2.2. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Закон Архимеда.(10ч.)
Давление твердых тел. 1 Решение задач на расчет давления твердых тел. 2 Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Сообщающиеся сосуды. 3
Закон Архимеда. Условия плавания тел. 4 Лабораторная работа №9 «Измерение Архимедовой силы». 5 Лабораторная работа №10 «Изучение условий плавания тел». 6 Решение задач на расчёт силы Архимеда. 7 Атмосферное давление. Зависимость атмосферного давления от высоты над поверхностью Земли. Барометры. 8 Обобщение и систематизация знаний по темам «Давление. Закон Архимеда». Решение задач. 9 Контрольная работа №3 по темам «Давление. Закон Архимеда». 10 2.3. Работа и мощность. Механические колебания и волны (12)
Анализ контрольной работы. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. 1 Механическая работа. Мощность. Решение задач на вычисление работы и мощности. 2 Простые механизмы Равновесие тел. Рычаг. Момент сил. Правило равновесия рычага. Момент сил. 3 Лабораторная работа №8 «Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения». 4 КПД простых механизмов Лабораторная работа №11 «Измерение КПД наклонной плоскости 5 Механические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Резонанс. 6 Лабораторная работа №12 «Изучение колебаний маятника». 7 Механические волны. Скорость и длина волны. Звуковые волны. Громкость звука. Высота тона. 8 Распространение звука в различных средах. Эхо. Резонанс. Сейсмограф. Фонограф. 9 Обобщение и систематизация знаний по темам «Сила трения. Работа. Мощность. Механические колебания и волны». Решение задач. 10 Контрольная работа №4 по темам «Работа. Мощность. Механические колебания и волны». 11 3. Строение вещества (6 ч.) Атомное строение вещества. Диффузия. Броуновское движение. 1 Взаимодействие частиц вещества. 2 Свойства газов. 3 Свойства твердых тел и жидкостей. 4 Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества». 5 Контрольная работа №4 по теме «Строение вещества». 6 4. Тепловые явления(14ч.) Температура. Термометры. Внутренняя энергия. 1 Теплопроводность, конвекция, теплопередача излучением. Примеры теплопередачи в природе и технике. 2 Количество теплоты. Удельная теплоемкость. 3 Решение задач на вычисление количества теплоты. Теплообмен. 4 Лабораторная работа №13 «Изучение явления теплообмена» 5 Лабораторная работа №14 «Исследование зависимости температуры остывающей воды от времени.» 6 Горение. Теплота сгорания. Удельная теплота сгорания топлива. 7 Решение задач на применение формул расчета количества теплоты, полученной телом при теплообмене, и количества теплоты, выделенного при полном сгорании топлива. 8 Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. 9 Решение задач на вычисление количества теплоты при плавлении и кристаллизации. 10 Испарение и конденсация. Кипение. 11 Решение задач на вычисление количества теплоты при кипении и конденсации. 12 Влажность воздуха. Лабораторная работа №15 «Измерение влажности воздуха» 13 Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Решение задач на закон сохранения энергии в тепловых процессах. 14 Тепловые машины. Двигатель внутреннего сгорания. Охрана окружающей среды. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления». Решение задач. 15 Контроль знаний и умений.
Контрольная работа №5 по теме «Тепловые явления». 16 67-70 Резерв. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ
8 класс
№ п/п № по теме Тема урока Дата Коррекция
Электромагнитные явления (41ч.)
1.Первоначальные сведения об электричестве (7ч)
1 Электризация тел. Электрический заряд. Два вида зарядов. Взимодействие зарядов. 2 Закон сохранения электрического заряда.
Лабораторная работа №1 «Исследование явления взаимодействия электрических зарядов» 3 Электрическое поле. Электрометр. Проводники и диэлектрики. 4 Действие электрического поля на электрические заряды. Напряжение. 5 Конденсаторы. Энергия электрического поля. 6 Обобщение и систематизация темы «Первоначальные сведения об электричестве» Решение задач. 7 Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения об электричестве» Тест 2. Электрический ток (22ч)
Постоянный электрический ток. Электрическая цепь. Действия тока. Источники постоянного тока. Сила тока. Лабораторная работа №2 «Измерение силы тока амперметром». Решение задач. Измерение электрических величин. Закон Ома для участка цепи.. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости силы тока на участке цепи от напряжения» Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление проводника. Реостат. Решение задач. Лабораторная работа №4 «Измерение удельного сопротивления металла» Последовательное соединение проводников. Лабораторная работа №5 «Исследование электрической цепи с последовательным соединением проводников» Параллельное соединение проводников. Лабораторная работа №6 «Изучение электрической цепи с параллельным соединением проводников» Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Электронагревательные приборы. Лабораторная работа №7 «Измерение работы и мощности потребителя электрического тока» Решение задач. Природа электрического тока. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводниковые приборы. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока. Обобщение и систематизация темы «Первоначальные сведения об электричестве» Решение задач. Контрольная работа № 2 по теме «Электрический ток» 3. Электромагнитные явления (12ч)
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Правило буравчика. Решение задач. Электромагнит. Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия». Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Правило левой руки.
Лабораторная работа №9 «Исследование действия магнитного поля на проводник с током». Электродвигатель постоянного тока. Решение задач. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Лабораторная работа №10 «Исследование явления электромагнитной индукции». Правило Ленца. Решение задач на совместное использование правила Ленца и правила буравчика. Самоиндукция.Электрогенератор. Обобщение и систематизация темы «Электромагнитные явления». Решение задач. Контрольная работа №3 по теме«Электромагнитные явления». 4.Электромагнитные колебания и волны (9ч)
1 Переменный ток. 2 Производство и передача электроэнергии. Трансформатор. 3 Электромагнитные колебания. Колебательный контур. 4 Электромагнитные волны и их свойства. Скорость электромагнитных волн. 5 Шкала электромагнитных волн. (урок – слёт специалистов) 6 Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Свет – электромагнитная волна. (продолжение урока- слета специалистов.) 7 Принципы радиосвязи и телевидения. 8 Обобщение и систематизация темы «Электромагнитные колебания и волны». 9 Контрольная работа №4 по теме«Электромагнитные колебания и волны».Тестовая проверочная работа 5. Оптические явления (14ч)
1 Свойства света. Прямолинейное распространение света. 2 Отражение света. Плоское зеркало. 3 Лабораторная работа №11 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения». 4 Преломление света. 5 Решение задач 6 Лабораторная работа №12 «Определение показателя преломления стекла». 7 Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. 8 Построение изображения в линзе. 9 Лабораторная работа №13 «Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы». 10 Оптические приборы. Глаз как оптическая система. 11 Дисперсия света. 12 Урок –конференция «Оптические явления. Оптические фокусы. Оптические иллюзии» 13 Обобщение и систематизация темы «Оптические явления». Решение задач. 14 Контрольная работа № 5 по теме «Оптические явления» 1 Повторительно-обобщающий урок. 2 Повторительно-обобщающий урок. 3 Повторительно-обобщающий урок. 4 Тестовый контроль знаний и умений. Итоговый тест. Резерв Резерв КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ
9 класс

п/п № по теме Тема урока Дата Коррекция
Физика и физические методы изучения природы (2 ч).
1 Методы научного познания 2 Методы научного познания Законы механического движения (20 ч)
1.Кинематика (10ч)
Система отсчета и координаты точки Мгновенная скорость. Ускорение. Свободное падение тел Решение задач (расчет ускорения графическим и аналитическим способом) . Путь при равноускоренном движении. Решение задач. Равномерное движение по окружности. Лабораторная работа №1 «Определение центростремительного ускорения» Решение задач. Относительность механического движения. Обобщение и систематизация знаний по теме «Кинематика». Решение задач. Контрольная работа №1 по теме «Кинематика» 2.Динамика (10ч)
Первый закон Ньютона Второй закон Ньютона Расчет и измерение ускорения Сложение сил. . Лабораторная работа №2 «Сложение сил, направленных под углом». Решение задач. Третий закон Ньютона. . Лабораторная работа №3 «Измерение сил взаимодействия тел» Закон всемирного тяготения Лабораторная работа №4 « Измерение массы Земли» Движение тел под действием силы тяжести Обобщение и систематизация знаний по теме «Динамика». Решение задач. Контрольная работа № 2 по теме «Динамика» Законы сохранения ( 20 часов).
Импульс тела, импульс силы.Закон сохранения импульса Решение задач. Кинетическая энергия Лабораторная работа №5 «Определение Кинетической энергии тела» Работа Лабораторная работа №6 « Определение кинетической энергии и скорости тела по длине тормозного пути» Потенциальная энергия гравитационного притяжения Лабораторная работа №7 «Определение потенциальной энергии тела» Решение задач Потенциальная энергия упругой деформации тел Лабораторная работа №8 «Исследование колебаний груза на пружине» Закон сохранения механической энергии Лабораторная работа №9 «Исследование превращений механической энергии» Решение задач Обобщение и систематизация знаний по теме «Законы сохранения». Решение задач. Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения» Закон сохранения энергии в тепловых процессах Решение задач Принцип работы тепловых машин Тестовый контроль знаний и умений Квантовые явления (16 часов)
Опыты Резерфорда Планетарная модель атома
Лабораторная работа №10 «Измерение элементарного электрического заряда» Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. Лабораторная работа №11 «Наблюдение линейчатого спектра излучения.» Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядра. Решение задач. Радиоактивность. Альфа, бета и гамма излучения. Период полураспада. Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц. Лабораторная работа №12 «Измерение естественного радиационного фона и исследование радиоактивности предметов» Ядерные реакции Ядерные реакции Ядерная энергетика Ядерная энергетика.
Уроки Чернобыля. Дозиметрия Обобщение и систематизация знаний по теме «Квантовые явления». Контрольная работа №4 по теме «Квантовые явления» Строение Вселенной ( 6 часов)
Геоцентрическая система мира.. Гелиоцентрическая система мира. Знакомство с созвездиями и яркими звездами Физическая природа планет Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение Вселенной». Контрольная работа №5 по теме «Строение Вселенной» Как и зачем делаются научные открытия. Физика и познание мира. Физика и познание мира. Повторительно-обобщающий урок. Повторительно-обобщающий урок. Резерв Резерв Формы и средства контроля
7 класс
Общее количество лабораторных работ, проводимых при изучении различных тем 14:
Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительных приборов (измерительная линейка, термометр, измерительный цилиндр)»
Лабораторная работа №2 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Лабораторная работа №3 «Измерение плотности твердого тела и жидкости»
Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы. Определение жесткости пружины».
Лабораторная работа №5 «Сложение сил».
Лабораторная работа №6 «Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления».
Лабораторная работа №7 «Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения».
Лабораторная работа №8 «Измерение Архимедовой силы».
Лабораторная работа №9 «Изучение условий плавания тел».
Лабораторная работа №10 «Измерение КПД наклонной плоскости»
Лабораторная работа №11 «Изучение колебаний маятника».
Лабораторная работа №12 «Изучение явления теплообмена».
Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости температуры остывающей воды от времени».
Лабораторная работа №14 «Измерение влажности воздуха».
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем 5:
Контрольная работа №1 по темам «Сила. Сила тяжести. Сила упругости.».
Контрольная работа №3 по темам «Давление. Закон Архимеда».
Контрольная работа №4 по темам «Работа. Мощность. Механические колебания и волны».
Контрольная работа №4 по теме «Строение вещества».
Контрольная работа №5 по теме «Тепловые явления».

Формы и средства контроля
8 класс
Общее количество лабораторных работ, проводимых при изучении различных тем 13:
Лабораторная работа №1 «Исследование явления взаимодействия электрических зарядов»
Лабораторная работа №2 «Измерение силы тока амперметром». Решение задач.
Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости силы тока на участке цепи от напряжения»
Лабораторная работа №4 «Измерение удельного сопротивления металла»
Лабораторная работа №5 «Исследование электрической цепи с последовательным соединением проводников»
Лабораторная работа №6 «Изучение электрической цепи с параллельным соединением проводников»
Лабораторная работа №7 «Измерение работы и мощности потребителя электрического тока»
Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия».
Лабораторная работа №9 «Исследование действия магнитного поля на проводник с током».
Лабораторная работа №10 «Исследование явления электромагнитной индукции».
Лабораторная работа №11 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения».
Лабораторная работа №12 «Определение показателя преломления стекла».
Лабораторная работа №13 «Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы».
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем 5:
Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения об электричестве» Тест
Контрольная работа № 2 по теме «Электрический ток»
Контрольная работа №3 по теме«Электромагнитные явления».
Тестовая проверочная работа № 4 по теме «Электромагнитные колебания и волны»
Контрольная работа № 5 по теме «Оптические явления»
Тестовая итоговая проверочная работа
Формы и средства контроля
9 класс
Общее количество лабораторных работ, проводимых при изучении различных тем 12:
Лабораторная работа №1 «Определение центростремительного ускорения»
Лабораторная работа №2 «Сложение сил, направленных под углом».
Лабораторная работа №3 «Измерение сил взаимодействия тел»
Лабораторная работа №4 « Измерение массы Земли»
Лабораторная работа №5 «Определение Кинетической энергии тела»
Лабораторная работа №6 « Определение кинетической энергии и скорости тела по длине тормозного пути»
Лабораторная работа №7 «Определение потенциальной энергии тела»
Лабораторная работа №8 «Исследование колебаний груза на пружине»
Лабораторная работа №9 «Исследование превращений механической энергии»
Лабораторная работа №10 «Измерение элементарного электрического заряда»
Лабораторная работа №11 «Наблюдение линейчатого спектра излучения.»
Лабораторная работа №12 «Измерение естественного радиационного фона и исследование радиоактивности предметов»
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем 5:
Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»
Контрольная работа № 2 по теме «Динамика»
Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения»
Контрольная работа №4 по теме «Квантовые явления»
Контрольная работа №5 по теме «Строение Вселенной»
Учебно- методическое оснащение учебного процесса:
Оборудование кабинета
№ Наименование Количество
Парты Стулья Шкафы Столы, в том числе демонстрационный Доска Стенды Мини – стенды (портреты) Компьютерные столы Компьютерные стулья ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ КАБИНЕТА ФИЗИКИ
(рекомендуемый)
Перечень оборудования кабинета физики составлен с учетом требований новых государственных образовательных стандартов (ФГОС). Представленное в перечне лабораторное оборудование и наглядные пособия позволяют полностью обеспечить выполнение учебного эксперимента в соответствии с примерными программами.
  Наименование Кол-во, шт. Наличие
  ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ   1 Таблица «Шкала электромагнитных излучений» 1 +
2 Таблица «Международная система единиц (СИ)» 1 +
3 Таблица «Приставки и множители единиц физических величин» 1 +
4 Таблица «Фундаментальные физические постоянные» 1 +
5 Комплект таблиц по физике 1 +
6 Комплект методических рекомендаций 2   ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ 7 Комплект электронных пособий по физике 1 -
8 Комплект дисков с видеозаписями демонстрационных опытов 1 -
  ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ 9 Комплект электроснабжения 1 -
10 Термометр электронный 1 -
12 Стол-подъемник 1 -
  ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИЙ 13 Барометр - анероид 1 +
14 Ванна волновая 1 -
15 Ведерко Архимеда 1 +
16 Высоковольтный источник напряжения 1 +
17 Гигрометр ВИТ-1 1 +
18 Желоб Галилея 1 -
19 Источник постоянного и переменного напряжения В-24 1 +
20 Камертоны на резонирующих ящиках 1 +
21 Комплект для демонстраций по электростатике 1 +
22 Магдебургские полушария 1 +
23 Манометр жидкостной 1 +
24 Машина электрическая обратимая (двигатель-генератор) 1 -
25 Набор демонстрационный "Геометрическая оптика" 1 -
26 Набор капилляров 1 -
27 Насос вакуумный электрический 1 -
28 Плитка электрическая малогабаритная 1 +
29 Прибор «Трубка для демонстрации конвекции в жидкости» 1 -
30 Прибор для демонстрации давления в жидкости 1 -
31 Прибор для демонстрации зависимости сопротивления металла от температуры 1 -
32 Прибор для демонстрации правила Ленца 1 +
33 Прибор для демонстрации теплопроводности 1 -
34 Прибор для изучения плавания тел 1 -
35 Прибор для наблюдения равномерного движения» 1 -
36 Стрелки магнитные на поставках 1 1
37 Теплоприемник (пара) 1 +
38 Трансформатор универсальный учебный 1 +
39 Трубка Ньютона универсальная 1 +
40 Трубка с двумя электродами 1 -
41 Устройство для записи колебаний маятника 1 -
42 Цилиндр с отпадающим дном 1 -
43 Цилиндры свинцовые со стругом 1 -
44 Шар для взвешивания воздуха 1 +
45 Шар Паскаля 1 +
  ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 46 Лабораторный комплект по механике 12 -
47 Лабораторный комплект по молекулярной физике и термодинамике 12 -
48 Лабораторный комплект по электродинамике 12 -
49 Лабораторный комплект по оптике 12 -
50 Лабораторный комплект по квантовым явлениям 12 -
51 Набор по электролизу 12 +
52 Лабораторный комплект по электростатике 12 -
53 Радиоконструктор 12 -
54 Модель электродвигателя 12 55 Весы учебные лабораторные электронные 12 4
56 Секундомер электронный 12 -
57 Прибор для изучения зависимости сопротивления металлов от температуры 12 -
58 Прибор для исследования зависимости сопротивления полупроводников от температуры 12 -
59 Прибор для исследования зависимости сопротивления проводников от длины, сечения и материала 12 -
60 Прибор для исследования звуковых волн 12 -
61 Набор для изучения закона Бойля-Мариотта с манометром 12 -
62 Трибометр лабораторный 12 +
Литература:
1. Кабардин О.Ф. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014 г.
2. Кабардин О.Ф. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014 г. 1. Кабардин О.Ф. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014 г.
3. Кабардин О.Ф. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014 г.
4. Казакова Ю.В. Поурочные разработки. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2013 г.
5. Казакова Ю.В. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2013 г.
Электронные издания
1. Тесты по физике 7 класс А.В.Чеботарева
2. Рабочая тетрадь по физике 7класс А.В.Чеботарева
3. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс, О.И.Громцева
4. Тесты по физике 8 класс А.В.Чеботарева
5. Рабочая тетрадь по физике 8 класс А.В.Чеботарева
6. Контрольные и самостоятельные работы по физике 8 класс, О.И.Громцева
Цифровые образовательные ресурсы:
1С: Школа. Физика 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий, допущено МО РФ
Интерактивный курс «Физика 7-11 классы. Практикум. С.М.Козел, В.А.Орлов и др.
допущено МО РФ
«Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7 класс
Каталог используемых ресурсов сети Интернет для учителя и учащихся
1. Периодическая печать
Некоторые газеты и журналы выкладывают в сети полные публикации вместе с иллюстрациями.
Журнал «Квант» – http://www.kvant.info./
Журнал «Знание – сила» – http://www.znanie-sila.ru/.
Журнал «Наука и жизнь» – http://nauka.relis.ruГазета «Физика» – http://fiz.1september.ru/2. Общие сайты по физике
«Активная физика» – http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/ – программное обеспечение для поддержки изучения школьного курса физики. Сведения о разработках и их предназначении: формирование основных понятий, умений и навыков решения простейших задач по физике и активного использования их в различных ситуациях. Представлено более 6000 вариантов заданий-ситуаций, которые можно использовать на уроке в виде небольших компьютерных фрагментов.
“Физика для всех” – http://physica-vsem.narod.ru/. Для учащихся: описания самодельных приборов, интересные рассказы о физиках и физике, рисунки учеников и их размышления, а также юмор. Для учителей: концепция преподавания физики в классах гуманитарной ориентации, описания простых и наглядных экспериментов, идеи для проведения уроков и проектов.
«Физика: электронная коллекция опытов» – http://www.school.edu.ru/ projects/physicexp. Коллекция опытов по школьному курсу физики: видеоматериал, описание, комментарии, статьи.
«Коллекция образовательных ресурсов для школы» – http://school-collection.edu.ru/. На сайте содержится множество материалов для проведения уроков, также анимации и иллюстрации.
Сайт заслуженного учителя Елькина – http://elkin52.narod.ru/poxod.htm На сайте содержится много информации для внеклассной работы, элективных курсов.
"Классная физика" – http://class-fizika.narod.ru/ . Физика для малышей. Астрономия и космонавтика. Физика погодных явлений. Камера Обскура – знакомая и незнакомая. Достижения науки и техники.
"Открытая Физика" – http://college.ru/physics/. Сайт является частью проекта "Открытый Колледж" и интегрирует содержание известных учебных компьютерных курсов по физике, выпускаемых компанией ФИЗИКОН на компакт-дисках, и индивидуальное обучение школьников через Интернет. Учитель средней школы найдет много полезного в "Открытом Колледже". Методические материалы, обмен опытом использования учебных компьютерных программ в школе, большая подборка материалов по использованию Интернет в учебном процессе "Интернет для школ и школьников".
«Виртуальное методическое объединение учителей физики, астрономии и естествознания» – http://schools.techno.ru/sch1567/metodob/ index. htm. Методический справочник учителя физики. Большая подборка методических разработок учителей, тесты к урокам. Материалы по особенности преподавания физики в классах различного профиля и использованию компьютеров на уроках физики, демонстрационный и лабораторный эксперимент и др.
«Кирилл и Мефодий» – http://vip.km.ru/vschool/. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Конференции, чат, методические материалы. Интерактивные курсы по физике, включают аудио лекции, анимированные иллюстрации, интерактивные упражнения и схемы. Мегаэнциклопедия.
"Физика.ru" – http://www.fizika.ru/index.htm. Сайт для учащихся и преподавателей физики. На сайте размещены учебники физики для 7 класса, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ. Эти материалы – для учащихся. Учителя здесь найдут тематические и поурочные планы, методические разработки. Система "Проверялкин" – служит для организации интерактивной работы обучаемого с текстами учебника и многоуровневыми заданиями для самоконтроля к ним.
Сайт ФЦИОР каталог электронных образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30