Развитие творческих способностей обучающихся через критическое мышление


Развитие творческих способностей обучающихся на уроках казахского языка и литературы через технологию развития критического мышления Ум, хорошо устроенный,лучше,Чем ум,хорошо наполненный. М.Монтень. - Какие уроки вам кажутся интересными и продуктивными ?Какое обучение вы считаете наиболее эффективным ? Получила следующие результаты ■ ● ▲ Канарина Роксана 9 ● ● ■ Туякпаев Махамбет 8 ● ● ▲ Угумарова Гаухар 7 ● ● ■ Имамагзамов Фархат 6 ● ■ ▲ Камитов Саша 5 ● ■ ▲ Зияданова Назым 4 ● ■ ▲ Джекенова Асем 3 ● ■ ▲ Баймашева Асель 2 ● ■ ▲ Актокалова Жаксыгуль 1 Технология критического мышления Обучение с использованиемсовременныхметодов и приемов Традиционное обучение Ф.И.обуч-ся №п/п Условные обозначения ▲- Без интереса ■ – С интересом, но без особого желания ● – Очень интересноТаким образом, 89% обучающихся 11 «ж» класса считают наиболее эффек-тивным и продуктивным обучение с использованием технологии критического мышления . - Какие уроки вам кажутся интересными и продуктивными ?Какое обучение вы считаете наиболее эффективным ? Получила следующие результаты ■ ● ▲ Канарина Роксана 9 ● ● ■ Туякпаев Махамбет 8 ● ● ▲ Угумарова Гаухар 7 ● ● ■ Имамагзамов Фархат 6 ● ■ ▲ Камитов Саша 5 ● ■ ▲ Зияданова Назым 4 ● ■ ▲ Джекенова Асем 3 ● ■ ▲ Баймашева Асель 2 ● ■ ▲ Актокалова Жаксыгуль 1 Технология критического мышления Обучение с использованиемсовременныхметодов и приемов Традиционное обучение Ф.И.обуч-ся №п/п Условные обозначения ▲- Без интереса ■ – С интересом, но без особого желания ● – Очень интересноТаким образом, 89% обучающихся 11 «ж» класса считают наиболее эффек-тивным и продуктивным обучение с использованием технологии критического мышления . Общение мышление Ценный разум изменение 7.Технология опыта. Критическое мышление-это не критика, а совершенствованная мысль. Если, например, на обычных уроках учитель- руководитель, ученик- исполнитель, на уроках «критического мышления» учитель- направляющий, ученик- исследователь, руководитель своих действий, ищущий. Урок можно представить по следующей схеме: Обучающиеся сами себя проверяют, оценивают или руководитель, или весь коллектив. Направляет, показывает Оценивание Направлен на личностные особенности, основана на самостоятельном руководстве Делит на группы, дает тему, объясняет содержание работы, контролирует. Организацион-ная работа Обучающиеся сами готовят наглядные материалы Направляет Наглядность Самостоятельно работает,коллективно работает,высказывает мнение,слушает Направляет,инструктирует,учит искать,контролирует,слушает Метод-прием Ищет,исследует,сравнивает,характеризует Направляет,инструктирует Цель-обязанность Деятельность обучающегося Деятельность учителя Уроки критического мышления . При прохождении темы Ж.Аймауытова «Әнші» әңгімесі урок проходит по плану : 1.Пробуждение. Что мы знаем? 2.Размышление. Что узнали? 3.Обобщение. Что мы хотим знать? На первом этапе урока проверяется домашнее задание.Отвечают на вопрос «что они знают?». В это время двое учеников составляют тезис ответов. На втором этапе вспоминают содержание произведения и анализируют ее.Обучающиеся выдвигают свои аргументы, предъявляют доказательства. На третьем этапе организуется дискуссия «Какие качества героя вы бы поставили на первое место?»По вопросу анкетирования обучающиеся оценивают друг-друга.Биография Ж.Аймауытова, произведения Ж.Аймауытова темы, которые затрагивал писатель.Каким человеком был главный герой произведения?/Әмірқан/Обучающиеся должны заполнить таблицу «Хорошо знаю», «Сомневаюсь», «Знаю» «Не знаю» . Обучающимся предлагается задание «Энциклопедия одного слова».Сначала исследуется с научной точки зрения, а потом обучающимся предлагается почувствовать, как живет слово в сказке, в маленьком рассказе и.т.д.Дается возможность использовать все типы словарей. Используется примерный план-схема:1.Слово... и его лексическое значение.2.История слова.3.Слова родственники.4.Слово...и его синонимы.5.Слово...и его антонимы.6.Слово...во фразеологических оборотах.Например, по казахскому языку при прохождении темы : «Мақал-мәтелдер» /пословицы-поговорки/ ход урока разделяется на следующие периоды:1.Побуждение интереса. По стратегии «Аквариум» приглашаются обучающиеся и по желанию отвечают на вопросы по пройденным темам.2.Изучить смысл:-класс делится на группы-работа с учебником-каждый готовит вопрос-пары обмениваются вопросами, а вопросы, которые остались без ответа, задают группе-отвечают на вопросы учителя.Выполняются упражнения по стратегии Ішіне-сыртына (во внутрь пишут пословицы, внешне поговорки).3.Вызвать размышление.Применяя пословицы и поговорки пишут сочинение или мини-рассказ. Работа с поэтическим текстом вызывает особый интерес обучающихся, пробуждает у них чувства творчества.Например, при изучении творчества І.Жансүгірова предлагается задание критического образца: На уроках по технологии критического мышления можно выделить четыре эффективных систем работы:1.Речевые приемы.Во время речевых приемов можно использовать проблемные вопросы содержания, например, в поэзии І.Жансүгірова задания сопоставительного характера: Время І.Жансүгірова Сегодняшнее время2.Практические приемы.3.Теоретические приемы.4.Интерактивные приемы.Практические приемы помогают развивать устную речь в процессе комплексного анализа произведений, если ученик опирается на свое восприятие, если вопросы и задания углубляют восприятие текста как целостного речевого произведения.К интерактивным приемам относятся конкурс-мнений, игровые уроки, встречи, можно выбрать работу с иллюстрациями.Содержание картины позволяет соединить при работе с нею два типа речи –описание и повествование.Такие уроки нацелены на подготовку к сочинению-описанию с элементами повествования, который выглядит следующим образом: 1.Выступление;2.Композиция картины описания отдельных предметов, изабраженных на ней.3.Рассказ о предметах;4.заключение;Работа ведется по следующей таблице: Дать микрохарактеристику Привести цитату из поэзии Проблема которую затрагивает поэт Рассказываем Описываем Наблюдаем 1.Ақ киімді2.Ақ сақалды3.соқыр,мылқау4.Ақ қырау5.Қар жауды6.Бет домбығу 1.Сұр бұлт2.Дымқыл тұман3.бәрі тоңған4.Суық жел5.Сарғайған ағаш6.Ауыл жабырқаңқы Қыс Күз Кластер Ойда сақтау стратегиясы Әуелгі байлық -денсаулық Екінші байлық- еркіндікҮшінші байлық –тіл байлықТөртінші байлық – қайрат-күшБесінші байлық –ақ жаулықАлтыншы байлық-балаңызЖетінші байлық- жүз саулық. “Жаңғырық стратегиясы” М.Жұмабаев “Қорқыт” поэмасы.Әлдекім жапан түзде бір көр қазған,Басына тақтай қойып, сөздер жазған:“Өлімнен құтылмайсың қашқанменен,Мынау көр-сенің көрің, Қорқыт жазған!” Мағынасын түсіндіру. М.Жұмабаев «Қойлыбайдың қобызы» Қойлыбай Синквейн 1. Бір зат есім2. Екі сын есім 3. Үш етістік 4. Мағыналы сөйлем 5. Синоним Ақын Өр,дарынды Толғанады,ойлайды,тебіренеді “Ақын деген –киелі аққу самғаған... Қаламгер,қайраткер,жыршы,талант,дарабоз. Мұқағали шығармашылығы Ақын моделін жасау Мұқағали Применение олицетворения в своей работе. Парта.Мен Еріктің партасымын.Бұрын мен оған көп ренжитінмін.Ол маған сурет салатын, жазу жазатын.Ал қазір екуіміз доспыз.Гүл.Мен 6г сыныбының кабинетінде өсетін гүлмін. Маған мұнда ұнайды.Оқушылар мені жақсы көреді.Күнде мені суарады. жанр Художественно-сравни-тельное средство Биография Л.Кокышев Линия сравнения Абай Сводная таблица тіл дамыту Жүру мақтаншақ жауынТәлтіректеп бөспе Аяңдау бүйен сілбіреу Маң-маң желғабыс себелеуҚорбаңдап күпілдек нөсерТырпылдап өткіншіҚойқаңдап қар шелектегенБұлғақтап қалың ақ жауынЕңкеңдеп күртек селдетуДік-дік омбы боз жаңбыр Ой қозғау стратегиясы Сан есімнен өткенді қайталау1.Бір шымшым су2.Бір жайым бұлт3.Бір шөкім тұз4.Бір қайнатым өлең5.Бір асым қамыр6.Бір ұрттам ет7.Бір ауыз шай Шығармашылық жұмыстар Шортандары бақандай,Жайыны шөккен атандай.Ерлер киген шапандай,Қымыздары күректей. ............таудай, ............аспандай, ............көлдей. ............балғадай. Сочинение по картине Историческая пирамида «ФИШБОУН» С.Көбеевтің “Қалың мал” романындагыжастар мәселесі. ПРИЧИНЫ ФАКТЫ ПРОБЛЕМА ВЫвод 8.Результативность работы. При применении данной технологии своей работе достигла следующих результатов работы: 100% 78% 2 5 2 9 к/р за1п/г Каз.яз 11ж 100% 75% 1 1 2 4 Оц.за1п/г Каз.лит 10нач 100% 67% 1 1 1 3 к/р Каз.яз 10нач 88% 63% 1 2 4 1 8 к/р за2ч Каз.яз 9нач 100% 92% 1 7 5 13 Оц за 2ч Каз.лит 8в 100% 92.3 1 6 6 13 к/р за 2ч Каз.яз 100% 78 2 0 7 9 Оц. за 2ч Каз.лит 7а 100% 100 2 5 7 к/р за 2ч Каз.яз 7а 100% 61% 7 10 1 18 Оц. за 2ч Каз.лит 6г 100% 50% 9 7 2 18 к/р за2п/г Каз.яз 6г 2008-2009 100% 100 0 1 16 17 Итог.атт Каз.лит 11в 100% 80% 2 8 0 10 Тест за2п/г Каз.яз 10ж 100% 73% 3 6 2 11 Год.оц Каз.лит 7в 100% 55% 5 4 2 11 Год.оц казюяз 7в 100% 100 6 6 Год.оц Каз.лит 6а 100% 100 1 5 6 Год.оц Каз.яз 6а 100% 78% 4 12 2 18 Год.оц Каз.лит 5г 100% 72% 5 12 1 18 Год.оц. Каз.яз 5г 2007-2008 100% 100 3 8 11 Итог.атт Каз.лит 11г 100% 82% 3 7 2 11 Год.оценки Каз.яз 11г 100% 53% 7 6 2 15 к/рза1п/г Каз.яз 10в 100% 100 3 2 5 тест Каз.лит 8нач 100% 69.2 4 7 2 13 Год.оценки Каз.лит 6в 100% 69.2 4 6 3 13 Год.оценки Каз.яз 6в 100% 100 3 5 8 Год.оценки Каз.лит 5а 100% 100 3 5 8 Год.оценки Каз.яз 5а 2006-2007 100% 100 0 0 8 6 14 Итог.атт Каз.лит 11д 100% 100 0 0 4 7 11 Итог.атт Каз.яз 9в 100% 67% 0 4 6 2 12 тест Каз.лит 10г 73% 45% 3 3 5 0 11 Контр.работа Каз.яз 10г 100% 80% 1 2 2 5 Контр.работа Каз.яз 7нач. 81% 54% 2 2 6 1 11 Контр.работа Каз.яз 5в 2005-2006 Успева-емость Кач-воЗУН тыния2 тане3 зульпол4 Ревы5 Кол-во обуч-ся Формапроверки предмет класс Учебныегоды 100% 75% 53 2008-2009 100% 72% 61 2008-2009 100% 83% 52 2007-2008 100% 71% 62 2007-2008 100% 70% 55 2006-2007 100% 70% 55 2006-2007 100% 70% 67 2005-2006 100% 66% 42 2005-2006 100% 59% 66 2004-2005 100% 57.4% 66 2004-2005 Усп-ть % Кач.знан. % Кол-во Уч-ся Учебныегоды Успева-ть % Кач.знан. % Кол-воУч-ся Учебныегоды Казахская литература Казахский язык Результаты по годам Поч.грамота Каз.лит АкымбековаНургуль районный 1 Поч.грамота Каз.яз Сосова Ботагоз 7а районный 1 2008-2009 Поч.грамота сертификат Каз.яз ИмамагзамовФархат 10ж Международный Евразийский.Университет им.Л.Н.Гумилева Диплом 3степенисертификат Каз.лит КаженоваЖанерке 11в Международный 3 Поч.грамота Каз.лит ОктаубаеваНурлана 11в районный 3 2007-2008 Поч.грамота Каз.лит КаженоваЖанерке 10в районный 1 2006-2007 Поч.грамота Каз.лит КаженоваЖанерке 9в районный 3 Поч.грамота Каз.яз СейтчановаАяныш 9в районный 2 2005-2006 поступления награды предмет Ф.И.Окласс уровень место Учеб.год Мои ученики постоянно подтверждают свои знания на районных,междуна-родных олимпиадах, где занимают призовые места. Показатели олимпиады: