Анализ работы с родительским коллективом 1- 4 классы


Анализ работы с родительским коллективом уч – ся 1 - 4 кл. МОУ СОШ п. Арчаглы – Аят 2009 – 2013 гг.
Классный руководитель: Конашук А.Б.
Семья и школа – это берег и море.
На берегу ребенок делает свои первые
шаги, получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается
необозримое море знаний, и курс
в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен
совсем оторваться от берега.
(Л.А. Кассиль)
Одним из самых главных направлений работы школы является работа с родителями. В первую очередь это связано с тем, что семья является основным и самым главным источником воспитания ребенка. В семье он получает первые знания об окружающем мире, они могут быть позитивными или негативными. Семья формирует первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, она же является источником основных критериев доброты, истины, красоты. Именно семья, а не школа закладывают основы отношений ребенка с миром. От того, как школа, учитель, классный руководитель построит свои отношения с родителями своих учеников, зависит процесс успешности пребывания ребенка в школе.
Классным руководителем своих воспитанников являюсь 4 год, начиная с первого класса. Мое знакомство с классом началось 1 сентября 2009 г., и в этот же день я познакомилась с родителями своих первоклашек. Меня им представила директор МОУ СОШ п. Арчаглы – Аят Русанова Валентина Семеновна. Она кратко рассказала о том, какое учебное заведение окончила и где работала в последнее время. Сразу предупредила о работе с большим количеством детей в классе. Родители в первое время отнеслись ко мне с недоверием, с сомнением, так как я приехала из маленькой школы. Об этом впоследствии мы часто вспоминали с родителями моих учеников. Детей в классе было 23. С первого класса состав класса немного изменился и на конец 4 класса состоит из 21 учащихся (10 мальчиков и 11 девочек). Все дети посещали детский сад.
Никто из родителей не имел педагогического образования. Недостаточная эффективность педагогической подготовки родителей к воспитанию детей в семье, слабая согласованность форм работы с родителями, недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка привели меня к тому, что необходим поиск эффективных путей педагогического руководства воспитанием младших школьников в семье.

Первое собрание выявило, что родители по-разному относятся к образованию и воспитанию своих детей. Однако все, кто пришел, выразили свое доверие, желание сотрудничать. Многие хотели бы помочь своим детям, но не знали, как и что делать. Каждый высказывал пожелание и интересующие его вопросы. Эти вопросы и пожелания можно было условно разбить по направлениям: психологические (желание узнать возрастные особенности учащихся, помочь в получении навыков общения с детьми); методические (новые учебные технологии, формы и методы, применяемые на уроках); педагогические (способы борьбы с собственной раздражительностью, любить ребенка, помочь ребенку и т.д.); медицинские (состояние здоровья детей). Анализируя отношение учащихся к процессу обучения, выявила, что для 11 учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса, для 7 - средний, а для 3 - низкий уровень.
В классе есть неуверенные в себе дети, они осторожничают, боятся ошибиться, не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие учащиеся: Репников Даниил, Давлетов Никита, Гребенюк Ангелина, Калапкин Максим.
В состав класса входят и дети, которые обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают ответы с места. К таким учащимся относится Давлетов Даниил, Дусматов Арман, Катрюк Кристина, Шакирьянов Данис.
Родители интересовались достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности, но половина из них предпочитала занимать позицию зрителя при проведении коллективных творческих дел класса.
Главным для меня являлась опора на родителей, создание общего коллектива класса. Чтобы глубже узнать родителей, решила исследовать внутрисемейное межличностное отношение родителей и их влияние на успеваемость, так как семья обеспечивает человеку и поддержку, и защиту, и отдых, а детям воспитание и развитие. Необдуманные действия родителей, педагогическая неграмотность, выяснение отношений на глазах у ребенка вызывают нарастание внутрисемейного конфликта, что в конечном итоге сказывается и на его успеваемости. Внутренний конфликт очень часто соотносится с осложнением между отношениями родителей и учителем ребенка.
В первую очередь для плодотворной совместной работы необходимо было выбрать родительский комитет. Так как это очень трудное дело, которое часто превращается в формальность, предложила родителям разделиться на 4 группы по желанию. Таким образом, каждый родитель за это время побывает в составе актива. Безусловно, одни родители более активны, другие менее и им требуется в большей степени помощь. Но каждый вносит свою лепту, стираются внутренние противоречия между родителями.
На следующем собрании, которое носило название «Наши задачи на новый учебный год» было уделено много времени планированию работы с учащимися. Так как я решила планировать всю работу (за исключением каких-то специфических педагогических задач) вместе с родителями. Именно среди них определились мои первые помощники как классного руководителя. Родители высказывали свои предложения по направлениям плана и формам работы.
lefttop
Родительский комитет принимал активное участие в обсуждении плана воспитательной работы на год. На родительских собраниях стараюсь предлагать для обсуждения только общепедагогические или организаторские вопросы, никогда не допускаю того, чтобы там зачитывались оценки детей, обсуждались поведения какого-то конкретного ребенка или его недостатки. Выделяю достижения учащихся класса: кто отличился, защищая честь класса на олимпиадах по предметам, спортивных состязаниях и т.д Родительский комитет берет на себя работу по организации поздравлений ребят с Новым годом, с днем рождения, с 8 марта, с 23 февраля, участие в оформлении пришкольного участка, посадка комнатных цветов, ремонт классного кабинета и т.д.
lefttop
Для того, чтобы обеспечить успешность воспитания детей, необходимо организовать сотрудничество педагогов, родителей, детей. Для этого на классных часах, часах общения говорю об уважительном, заботливом отношение к родителям; о том, что дети хотя и маленькие , но уже несут ответственность за свои поступки перед семьей; стараюсь воспитывать чувство гордости за свою семью, стремление поддерживать и развивать лучше семейные традиции. С этой целью оформили совместно с родителями и ребятами презентации о семье, о здоровом питании, презентация «Лучшая семья», сочинения о маме ко Дню 8 марта, о папе ко Дню защитника Отечества.

Конечно, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Здесь необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Начинаю работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает мои начинания, даже если таких родителей меньшинство. Постепенно, тактично вовлекаю остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитываю интересы каждого ребенка и его семьи.

Всегда приглашаю родителей оформлять кабинет, прошу помощи в создание наглядных пособи й.


Различные совместные праздники, подготовка концертов, соревнований, смотра строя и песни - всё это сближает родителей и детей, играет значимую роль в моей работе. Большой интерес у родителей вызывает информация, помещенная на стенде «Родительская забота».

Эффективный педагогический результат для всех типов семей - прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком. В связи с этим нами были запланированы участие родителей в конкурсе «Папа, мама, я - дружная семья», «Ринг между родителями и детьми», совместные с детьми концерты, в подготовке праздников, дней именинников, ремонте и оформлении кабинета и т.д.

В результате обобщения опыта работы по данной теме выяснилось, что сотрудничество классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях позволяет сделать следующие выводы:
· Благодаря четко спланированной программе работы с семьей и учащихся повысился уровень творческой активности младших школьников и качество успеваемости учащихся.
· Выявлены наиболее эффективные формы и методы организации деятельности классного руководителя в работе с родителями.
· Использование в работе диагностических карт помогло определить уровень обученности учащихся, уровень творческой активности.
· Данные наблюдения показали, что плодотворное участие родителей в учебно-воспитательном процессе побуждают учащихся к активному учению и развитию творческих способностей.
· Эффективность сотрудничества, формирование взаимных отношений между учащимися и родителями, классным руководителем, зависит от классного руководителя, его знаний, творческих и профессиональных способностей, его умения общаться с учащимися и родителями.

И хотя школа играет важную роль в воспитании ребенка, главными воспитателями своих детей все же являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко, "семьи бывают разные. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».