Консультация для воспитателей Гимнастика после сна

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Младшая/средняя группа
 
Комплекс № 1
« Медвежата проснулись».
 
1. Зима. Маленькие медвежата спят в берлоге, свернувшись калачиком, обняв ноги руками, лобиками уткнувшись в коленки.
И. п.: лежа на боку в группировке.
 
2. Пришла весна. Светит яркое солнце. Снег тает. В берлоге становится сыро, не уютно. Медвежата перекатываются с боку на бок, перекатываются на спинке от головы к хвосту и обратно. Сыро...
Перекаты в группировке с боку на бок, перекаты на спине по 4 раза.
 
3. Надо просыпаться. Медвежата сели, потерли друг о друга ладошки, начали будить пальчики.
Потирание ладоней 4-6 раз, сухое «умывание» рук 1-2 раза.
 
4. Разбудили пальчики, начали приводить в порядок передние лапки. Погладили шерсть на передних лапах по тыльной поверхности до плеча, по ладонной - до пальчиков.
Бесконтактный массаж, ладонное плоскостное поглаживание. Все приемы проводим 1-2 раза.
 
5. Вновь потерли друг о друга ладошки, начинаем будить голову. Погладили себя по голове от затылка к темени, от ушей к темени, ото лба к темени.
Граблеобразное поглаживание волосистой части головы. Проводим 2-4 раза.
 
6. Начинаем будить уши. Уши - очень важный для медведя орган. Медвежата тщательно будят уши. Потерли ладони друг об друга 4-6 раз. Подергали оба ушка за верхние края вверх, за мочки вниз по 4-6 раз. Погладить ушки ладошками.
Самомассаж ушей.
 
7. Будим шею и надплечья. Потерли ладони друг об друга. Погладили заднюю поверхность шеи, надплечья сверху вниз правой и левой лапками поочередно по 2 раза.
Ладонное плоскостное поглаживание, задней поверхности шеи, надплечий.
 
8. Медвежата славно поработали. Они довольны. Переплели пальчики, прижали лапки ладошками к груди - вдох, повернули ладошки наружу, потянули лапочки вперед - выдох. Прижали ладошки к груди - вдох, повернули ладошки от себя, потянулись лапками вверх - выдох. Почувствовали, как расправляется спинка, растут медвежата.
Упражнения на растяжение мягких тканей верхних конечностей, межлопаточной области.
 
9. Пришла очередь просыпаться и задним лапкам. Начнем с пальчиков. Сели поудобнее, вытянули ножки, пошевелили пальчиками, согнули, разогнули. Максимальное сгибание и разгибание пальцев ног 1-2 раза.
Упражнения на растяжение мягких тканей нижних конечностей.
 
10. Продолжим будить задние лапки. Выпрямили ноги. Похлопали икрами ног по кроватке, поочередно слегка сгибая колени, 2-4 раза. Максимально напрягли мышцы ног, стопы под прямым углом, т.е. пальцы ног направлены вверх. Расслабили ноги. Потерли ладони друг о друга. Погладили колени вокруг надколенников 2 раза, растерли ладонями 2-4 раза.
Упражнения на растяжение мягких тканей нижних конечностей, ладонное плоскостное поглаживание.
 
11. Вот и готовы лапки бегать, прыгать и играть. «ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ».
Массажные коврики (Дорожка контрастная, Дорожка массажная, Следочки), кубики для перешагивания, кегли, обруч для подлезания и т.д. (3-4 раза).
 
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Младшая/средняя группа
 
Комплекс № 2
«Делай так»
 
1. «ЧАСИКИ»

· Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 46 раз.

· То же, но стоя, ноги вместе, перекатываясь на носки - на пятки.

· То же, выполняя повороты туловища в стороны без отрыва стоп от пола.
2. «ТРУБАЧ»

· Стоя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить
«п-ф-ф-ф» Повторить 35 раз.

· То же, но поднимаясь на носки.
 
 
3. «ПЕТУХ»

· Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 56 раз.

· То же, но полуприседая на носках.
4. «ПАРОВОЗИК»

· Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух».
Чередовать ходьбу на носках и пятках.
Повторять в течение 2030 секунд.

· То же, но ходьба на месте без отрыва пальцев от пола, в медленном темпе – «паровозик прибыл на станцию».
5. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носкивдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 45 раз.
 
6. «ГУСИ ЛЕТЯТ»
Медленная ходьба в течение 12 минут. Поднимать руки в стороны вдох, руки внизвыдох, произносить «г-у-у-у-у».
 
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Младшая/средняя группа
 
Комплекс № 3
«Веселые котята»
 
1"Потягивание котят". И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Потягивание руками и ногами, напрягая мышцы (4-5 раз).
Мы проснулись,
Мы проснулись.
Наши глазки улыбнулись.
Лапки потянулись.
Они тоже ведь проснулись.
 
2"Покажем наши лапки". И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты на правый, левый бока (по 2 раза на каждую сторону).
Уж ты, котенька, коток,
Повернись - ка на бочок!
 
3"Кошечка". И. п. - стоя на четвереньках. Выгибать и прогибать спину (4- 5 раз).
Вот и кошечка проснулась.
Всем котятам улыбнулась,
А потом нахмурилась.
 
4"Красивые котята". И. п. Сидя на кровати по-турецки, руки на поясе. Поворот головы вправо-влево, спина прямая (4-5 раз).
Все у зеркала мы сели
И себя там рассмотрели.
 
5"Дружные ладошки". Энергично потереть ладони, выполнять движения вверх и вниз.
Мы потрем ладони наши,
Чтобы были они краше.
Ладошкой ладошку погладим немножко.
 
6"Моя семья". Поочередно надавливать на фаланги пальцев, начиная от их основания до кончиков пальцев, сильно надавив ноготь.Обязательно проговаривая название каждого пальца.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я, вот и вся моя семья.
 
7"Хомячок". Поглаживающие движения щеки от носа до ушей. Массаж лица.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок,
Хомка рано встает,
Щечки моет, щечки трет.
Щечки гладим, носик трем,
Губки улыбаются, у нас все получается.
 
8«ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ».
Массажные коврики (Дорожка контрастная, Дорожка массажная, Следочки), кубики для перешагивания, кегли, обруч для подлезания и т.д. (3-4 раза).
 
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Младшая/средняя группа
 
Комплекс № 4
«Детки резвятся»
 
1. «Щенки резвятся».
И.П. –лежа на спине.

· Поднять руки и ноги вдох, опустить руки и ноги выдох.

· Вдох, поднять правую руку и правую ногу вверх выдох; то же левой ногой и рукой.

· Руки вверху, перекатывание на правый бок, затем на левый.
 
2. «Котята резвятся».

· И. п. - стоя на четвереньках. Выгибать и прогибать спину.

· На четвереньках: отвести правую руку через сторону вверх, то же левой.
 
3. «Рыбки резвятся».

· На животе: «плаваем».

· Лежа на животе приподнять туловище, руки за голову.
 
4. «Детки резвятся».

· Лежа на спине, вдох, руками захватить колени выдох.

· Руки за головой: «Велосипед».

· Лежа на спине, отвести руки в стороны, ноги согнуть в коленях.

· Руки в стороны, поворот вправо, положить ладонь на ладонь.

· Поднять правую ногу, согнуть ее, выпрямить, то же левой.

· Руки под головой, сделать круг прямой правой ногой, то же ясной.
Повторять каждое упражнение 3-5 раз.
 
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Старшая/подготовительная к школе группа
Комплекс № 1 «Маленькие волшебники»
 
1. Потягивание. И. п.- из позиции лежа на спине.

· На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука - вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: "ид-д-да-а-а".

· Правая нога тянется пяточкой вперед по полу, а правая рука - вверх, вдоль туловища - вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится "пин-гал-ла-а".

· Обе ноги тянутся пяточками вперед по полу, обе руки - вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести "су-шум-м-м-на".
2. Массаж живота. И. п. - лежа на животе.
Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.
3. Массаж грудной области. И. п. - сидя по-турецки.
Поглаживание области грудной клетки со словами: "Я милая, чудесная, прекрасная".
4. Массаж шеи. И. п. - сидя по-турецки.

· Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.

· Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.

· Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.
5. Массаж ушных раковин. И. п. - сидя по-турецки. Ре
·бенок лепит ушки для милого слона.

· Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.

· Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону).

· Нажимает на мочки ушей ("вешает на них красивые сережки").
6. Массаж головы.

· Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.

· Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

· "Догонялки": сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, "бегает" по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
7. Массаж лица. Лепит красивое лицо.

· Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.

· С усилием, надавливая, рисует желаемый красивый изгиб бровей, от переносицы к вискам.

· Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
8. Массаж шейных позвонков. Буратино своим длинным любопытным носом рисует солнышко, морковку, дерево. Мягкие движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
9. Массаж рук.

· «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.

· «Капельки». Встряхивают кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга.

· «Птичка». Манипуляция руками в свободном парении - в зависимости от фантазии ребенка.
10. Массаж ног. И. п. - сидя по-турецки.

· Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку. То же - с правой ногой.

· Поглаживает, растирает голени и бедра. "Надевает" воображаемый чулок, затем "снимает его и сбрасывает", встряхивая руки.
 
11. «ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ».
Массажные коврики (Дорожка контрастная, Дорожка массажная, Следочки), кубики для перешагивания, кегли, обруч для подлезания и т.д. (3-4 раза).
 
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Старшая/подготовительная к школе группа
 
Комплекс № 2 «Делай так»
 
1. «ЧАСИКИ»

· Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 46 раз.

· То же, но стоя, ноги вместе, перекатываясь на носки - на пятки.

· То же, выполняя повороты туловища в стороны без отрыва стоп от пола.
 
2. «ТРУБАЧ»

· Стоя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить
«п-ф-ф-ф» Повторить 35 раз.

· То же, но поднимаясь на носки.
 
3. «КАША КИПИТ»
Сидя, одна рука лежит на животе, другаяна груди. Втягивая живот  вдох, выпячивая живот выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 34 раза.
 
4. «НАСОС»
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторонувыдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 68 наклонов в каждую сторону.
 
5. «РЕГУЛИРОВЩИК»
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 56 раз.
 
6. «ЛЫЖНИК»
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,52 минут. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
 
7. «ГУСИ ЛЕТЯТ»
Медленная ходьба в течение 12 минут. Поднимать руки в стороны вдох, руки внизвыдох, произносить «г-у-у-у-у».
 
8. «СЕМАФОР»
Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в сторонывдох, медленно опускать вниздлительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 34раза.
 
9. «ВЕСЁЛЫЕ ЛАПКИ»
И.п.- сидя, пятки на полу, носки тянем на себя. Попеременное движение стопами вверх/вниз. 10. «ПОСТРОИМ МОСТИК»
И.п. то же. Пальчиками ноги коснуться пола, при этом средний отдел стопы касаться пола не должен. Вернуться в и.п. 11. «ЛЯГУШКА»  И.п. сидя. Перекаты с пятки на носок, с подтягиванием пяток вверх. Выполняется одновременно двумя стопами, в медленном темпе. 12. «БРАТЬЯ-БЛИЗНЕЦЫ»  И.п. то же. Пятки на полу, носки приподняты. Максимально широко расставить пальчики, затем расслабить их. На правой стопе пальчики работают – на левой расслаблены, и наоборот.
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Старшая/подготовительная к школе группа
 
Комплекс № 3 «Утята»
 
1. "Утята шагают к реке"
И.п. - сидя согнув ноги, руки в упоре сзади. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
Повторить 8-12 раз.
 
2. "Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку"
И.п. - то же
1-2 - поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп. 3-4 - и.п.
Повторить 8-12 раз.
 
3. "Утята встретили на тропинке гусеницу"
И.п. - то же.
Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.
Повторить 8-12 раз.
 
4. "Утка крякает"
И.п. - то же
1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны ("клюв открылся"), произнести "кря-кря"
3-4 - и.п. То же, но носками ног.
Повторить 8-12 раз пятками, затем носками.
 
5. "Утята учатся плавать"
И.п. - сидя руки в упоре сзади, носки натянуть
1 - согнутую правую стопу - вперед
2 - разгибая правую стопу, согнутую левую стопу - вперед.
Повторить 8-12 раз.
 
6. «ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ».
Массажные коврики (Дорожка контрастная, Дорожка массажная, Следочки), кубики для перешагивания, кегли, обруч для подлезания и т.д. (3-4 раза).
 
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Старшая/подготовительная к школе группа
 
Комплекс № 4 «Ералаш »
 
1. "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону. 2. "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону. 3. "Письмо в воздухе". И.п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова.
4. "Рисование". И.п. – сидя. Обе руки (одновременно) сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.
5. "Кулачки". И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Одна рука сжимается в кулак, большой палец наружу. Разжимается. Сжимается в кулак, большой палец внутрь. Разжимается. Другая рука при этом неподвижна. Меняем руки. То же двумя руками вместе. Затем смещаются фазы движения (одна рука сжимается, другая одновременно разжимается).
6. "Камень, ножницы, бумага". И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Поочередно каждой рукой выполняются движения кулак - ребро - ладонь. После освоения то же упражнение выполняется навесу, руки согнуты в локтях. 7. "Локоть-колено". И.п. - лежа на спине, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой. Правая рука и правая нога сгибаются, локоть касается колена. Возвращаемся в и.п. То же повторяем левой рукой и левой ногой. Затем упражнение делается встречно левой ногой и правой рукой и наоборот. 8. "Топотушки". Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит расслабившись с закрытыми глазами.
9. "Шаг на месте". Ребенок марширует на месте, высоко поднимая колени. Руки висят вдоль тела. 10. "Ладошки танцуют". И.п. - стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая вниз. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней.
11. "Руки-ноги". И.п. - стоя на четвереньках. Ребенок выпрямляет и приподнимает над полом одну ногу, отводит ее сначала в одну, потом в другую сторону. Остальные части тела при этом неподвижны. То же с закрытыми глазами. После освоения одновременно с ногой вытягивается вперед разноименная рука. Затем одноименная.
12. "Оловянный солдатик". И.п. - стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу.
$ђ Заголовок 615