Конспект урока по окружающему миру на тему «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью»


Урок окружающего мира «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью»
Разработала учитель нач.классов:Рассохина Е.И.
Цель: формировать представления о звёздах, их формах и размерах
Задачи:
- дать детям представление о формах звёзд;
- обеспечить условия для формирования представлений о солнце – как источнике света;
- развивать интеллектуальные и практические умения детей;
-развивать навыки индивидуальной и групповой работы;
- воспитывать у детей наблюдательность и развивать мышление;
- воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки
Ожидаемые результаты урока: обучающиеся должны усвоить, что звёзды огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от земли, что Солнце – ближайшая к земле звезда.
Ход урока
Орг. момент
- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу, развернёмся к нашим гостям: вашим родителям и учителям, улыбнёмся им. Тихо садитесь.
Подготовительный этап
Нас сегодня ожидает удивительное путешествие. Куда? Об этом чуть позже. А вначале вы должны догадаться, о чём мы будем сегодня говорить. В этом нам поможет следующий сюжет.
Смотрим на экран.
день Фильм о млечном пути. http://www.youtube.com/watch?v=6tqwko1TYigЧто увидели? Есть предположения, о чём мы сегодня будем говорить?
Давайте проверим ваши предположения, прочитав тему сегодняшнего урока в учебнике. (У. с.32)
3. Новый материал
Слайд 1 Итак, тема нашего урока: Почему Солнце светит днём, а (слайд 2 ) звёзды ночью?
Куда же мы должны отправиться, чтобы ответить на данный вопрос?
Конечно же, в космос. А каким транспортом мы воспользуемся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Чудо-птица – алый хвост
Полетела в стаю звезд.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд. (Ракета)
– Итак, приготовились. Спинки прямые, начинаем отсчет.
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – ПУСК.
Готовы? Полетели (слайд ). Что же мы видим в космосе? (слайд ). А какой формы звёзды? (работа в группах – розданы карточки с формой круга, прямоугольника, звезды, треугольника; выберите нужную карточку и поднимите её.) Действительно, звёзды имеют форму круга, а точнее – шара. Звёзды – это пылающие шары. Приближаемся к первой из них.Загадка :Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг. (СОЛНЦЕ)
http://www.youtube.com/watch?v=KyoE1lLq1us (слайд ).
Слайд А что такое солнце? (предположения детей)
Конечно, солнце это тоже звезда. А почему тогда мы солнце видим днём , а остальные звёзды ночью? (предположения детей)
Давайте рассуждать.
Слайд 7 Посмотрите, как близко расположено солнце и как далеко остальные звёзды. Может, в этом всё и дело? Давайте проведём несложный эксперимент. Возьмите учебник и вытяните руки. Начинайте приближать учебник. Что видим? То же самое происходит и со звёздами. Чем предмет ближе, тем он и больше, чем дальше, тем меньше, даже если реальные размеры другие. А как размер влияет на то, что солнце мы видим днём, а звёзды ночью? Предполагаем.
Посмотрите вокруг. В нашем классе светло или темно? Можем сделать так, чтобы в классе было темнее? Закрываем шторы. Есть ли что-то в классе, что может сделать так, чтобы в классе стало снова светло? (фонарик, лампы). Давайте включим фонарик. Светлее? ( да, но не намного). Что нам напоминает свет фонарика? ( звёзды). Теперь включим лампы, а фонарик выключать не будем. Светлее стало? Что осветило помещение? Свет фонарика виден? ( нет ).
Какой вывод можем сделать? (Солнце создаёт день и мы не видим звёзды, а ночью, когда солнце не светит, мы звёзды видим).
Хорошо, мы ответили на вопрос, почему солнце светит днём, а звёзды ночью. А как происходит смена дня и ночи? Мы же с вами выяснили, что Солнце – звезда и она светит всегда, тогда день должен быть всегда?
Программа перволого поможет нам дать ответ, как день сменяет ночь и наоборот. Но вначале отдохнём.
Физ. Минутка
Опыт с теллурием. Смотрим, что получилось. Всегда ли Солнце освещает всю поверхность Земли? (нет). Вывод – на той части Земли, которая освещается солнцем, день, а на другой – ночь . То есть, Солнце светит постоянно, но оно освещает только часть нашей планеты – на этой части ДЕНЬ, а на той части, которая отвернулась от солнышка, там НОЧЬ.
Закрепление
Летим дальше (слайд ). Что видим? (слайд ). Правильно: мы видим созвездия . Звёзд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звёзд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена.
Смотрим в учебник. На рисунке представлены несколько звёзд. Опираясь на рисунок, скажите, чем отличаются звёзды? ( размером, цветом). Назовите звёзды. Какая самая большая? А маленькая? Оказывается, жёлтые звёзды – самые маленькие и Солнце в том числе, но из-за того, что это самая ближайшая звезда, она кажется такой огромной и затмевает другие звёзды. Чтобы наглядно представить, как звёзды отличаются друг от друга по размеру, Работаем в группах. На каждую группу выделен пластилин. Каждая группа должна воссоздать созвездия . Подумайте, кто какую звезду будет лепить, сколько пластилина понадобится. Участник каждой группы должен знать название своего созвездия.
Выходят дети. Складываем на доске созвездия в звездное небо.Все молодцы! С заданием вы справились.
Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Найдите его в учебнике. А теперь на звёздном небе (слайд 20). Трудно?Чтобы легче находить созвездия учёные придумали соединять звёзды или дорисовывать реальные образы воображаемыми линиями. Слайд 21.
Опираясь на картинку в учебнике и на экране попробуйте создать созвездие льва в программе перволого. Создайте чёрное небо, в формах в самом низу найдите белый круг, по форме напоминающий звезду, и приступайте к работе. У всех получились замечательные созвездия.
Итог
Давайте подведем итог нашего урока и посмотрим фильм
http://www.youtube.com/watch?v=yzuc6VcPlDUЕсли останется время – работаем в тетради.
А у вас какое настроение? Урок понравился? Возвращаемся (слайд 22). Вы все молодцы, поднимаем правую руку вверх, опускаем на головку, похвалили себя. Урок окончен.