Конспект воспитательного занятия Общение в ученическом коллективе


Тема: Общение в ученическом коллективе.Цель: Формирование дружеских, партнерских отношений между детьми.
Задачи: - показать важность и значимость общения в жизни людей;
- коррекция устной речи;
- воспитывать чувство единения всех учащихся в классе, значимости каждого для общего дела.
Оборудование: листы бумаги, карандаш или фломастер, коробочка, листочки с положительными качествами, карточки с правилами общения, цветочки красного, желтого, зеленого цветов.
Ход занятия
Организационный момент
Основная часть занятия
1. Вступительная беседа
Воспитатель. Ребята, я сейчас расскажу вам рассказ Л.Н. Толстого «Отец и сыновья» о единении, о силе единства.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
- Сломайте!
Сколько не бились сыновья, не могли сломать.
Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья по одиночке. Отец и говорит:
- Так – то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит!»
Воспитатель. Есть много сказок, басен, рассказов и песен о дружбе, о совместном труде, о товариществе, о помощи друг другу. Приведете примеры.
Дети: (с помощью воспитателя) «Теремок», «Лебедь рак и щука», «Соломинка, пузырь и лапоть», мультфильм «Красавица и чудовище» (в нем все заколдованные герои дают отпор целой армии нападающих, потому, что действуют сообща, как единое целое) и т.д.Воспитатель. Когда мы вместе, помогаем друг другу, поддерживаем друг друга, мы сильные, можем преодолеть трудности. Но все ли чувствуют себя комфортно в группе, хорошие у вас отношения?
Физкультминутка
Руки требуют заботы, Рывки руками перед грудью.
Ведь у них полно работы:
Трудно целый день играть,
И лепить, и рисовать.
Встанем прямо и сейчас
Мы присядем восемь раз. Приседания.
Пять раз медленно, а три
Быстро мы присесть должны.
Потянулись вверх, потом Потягивания – руки вверх и в стороны.
Руки шире разведем.
Вот и все, конец зарядки.
И пора нам сесть, ребятки.
2. Обсуждение поговорки: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
Воспитатель. Ребята, когда вам бывает тревожно в классе?
Дети: (с помощью воспитателя) когда ученик не знает урока, его обижают, обзывают. Или когда он злой, ни с кем не дружит, не помогает никому. Жадина.)Воспитатель. Что надо сделать, чтобы каждому ученику в классе было хорошо, уютно, чтобы в школе чувствовал себя как дома и шел бы сюда с радостью.
Дети: (с помощью воспитателя) быть вежливыми и добрыми по отношению друг к другу.
Воспитатель. Каким должен быть человек, чтобы дарить радость окружающим? (Чтение поговорки с доски.)
Вывод. Ребята, дарите радость друг другу, не стесняйтесь своих чувств, и тогда на душе у вас будет светло и празднично от того, что вы делаете человека счастливым. Ведь как приятно, когда вокруг вас улыбки, доброжелательная атмосфера и смех, радость жизни.
3. Задание для гиперактивного ребенка «Посчитаем животных».
Серый тюлень живет около 40 лет, а речная выдра в 4 раза меньше. Сколько лет живет речная выдра?

Длина тела взрослого тюленя 200 см., а длина тела балтийской нерпы на 90 см. меньше. Какова длина тела нерпы?
Длина тела выдры 55 см., а детёныша тюленя 80 см. на сколько сантиметров длина тела детёныша тюленя больше длины тела выдры?
4. Игра «Совместное творчество»
Все дети садятся в круг. У каждого лист бумаги и карандаш или фломастер. По сигналу все начинают рисовать. Как только музыка останавливается, все заканчивают рисовать и передают свой начатый рисунок по кругу. По следующему сигналу детям нужно продолжить рисунок, который каждый получил, пока не прозвучит следующий сигнал. Так можно продолжать, пока листы не вернутся к своим хозяевам. А теперь посмотрим, что получилось? В эту игру лучше играть под музыку – пока музыка играет, дети рисуют, как остановилась, дети передают рисунки.
5. Упражнение «Обмен положительными качествами».
В коробочке находятся листочки, на каждом из которых написано по одному положительному качеству. Выходит первый желающий, вытягивает любую карточку, читает ее и отдает тому, у кого есть, по его мнению, это качество. Этот участник в свою очередь проделывает то же самое.
Закрепление
Воспитатель. В нашей жизни много различных правил, есть и Правила общения, их уже придумали. Сейчас я вам предлагаю из правил, находящихся на вашем столе, выбрать те, которые помогут вам наладить отношения с окружающими вас людьми. Постарайтесь запомнить свое правило.
(Ребята выполняют задание, по одному говорят их.)
Слушать больше, чем говорить.
Думать, прежде чем сказать.
Не высмеивать собеседника.
Не перебивать, давая возможность высказаться.
Придерживаться уверенного, но дружелюбного тона.
Уважать точку зрения собеседника.
Называть собеседника по имени.
Чаще улыбайся, даже если тебе невесело. Не делай злое лицо!
Принимать людей такими, какие они есть!
Уважать собеседника – не переходить на «личность».
Воспитатель. Молодцы вы справились с задание. Может быть, все эти правила вы не запомните, постарайтесь запомнить три самых главных:
•Всегда улыбайтесь.
•Чётко изъясняйтесь.
•Будьте вежливы.
III. Заключительная часть занятия
1. Итог занятия.
Воспитатель. Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьей, трудимся, учимся, выполняем какую–то работу и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины в своем порыве, будем все вместе, когда не будет вражды, так как единение, дружба и любовь друг к другу – это великая сила.
2. Рефлексия.
Воспитатель. Наше занятие окончено, надеюсь, оно было для вас интересным, а вот насколько полезным, я попрошу вас высказаться с помощью цветочков соответствующего цвета:
•Зелёный - разговор был интересен и полезен.
•Жёлтый - обязательно следует продолжить разговор на эту тему.
•Красный - разговор был неинтересным.
Литература
Даминова, П.С. Разработка системы психологического сопровождения участников образовательного процесса [Текст] / П.С. Даминова, Г.М. Лютова, Н.А. Поверинова. – Новоуральск, 2000. – 44 с.
Корнелиус, X. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты [Текст] / Х. Корнелиус, Ш.Фэйр. - М.: Знание. 1992. – 234 с.
Кривцова, С.В. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками [Текст] / С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина. - М.: Генезис, 1999. – 47 с.
Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте [Текст] / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 1995. – 178 с.
Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими [Текст] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. - М.: Генезис, 2000. – 38 с.
Ямбург, Е.А. Школа для всех [Текст] / Е.А. Ямбург. - М.: Новая школа, 1999. – 149 с.