Научно-практическая конференция Шаг в науку

«Сколько весит здоровье ученика?»
Харина Анастасия Алексеевна
Российская Федерация, Забайкальский край, город Борзя, муниципальное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 43, 4 класс «Б»
Аннотация.
При выполнении данной работы мною была поставлена цель: выявить, соответствует ли ежедневный комплект учебников и принадлежностей учеников физиолого-гигиеническим нормативам, обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Для достижения выдвинутой цели определены следующие задачи:
1. описать, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит;
2. доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью;
3. предложить свои способы решения проблемы.
При работе над выполнением этих задач использовались различные методы и приёмы:
исследовательский метод, метод наблюдения, информации из книг, журналов, интернета, эксперимент. В результате проведённой работы я пришла к выводу, что здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Каждый, с юных лет, должен заботиться о своём здоровье, не вредить своему организму.
В процессе поиска ответов на заданные вопросы я узнала, что основной проблемой у школьников являются нарушения опорно-двигательного аппарата. В основном это- нарушение осанки и деформация стопы.
. Важный период для ребёнка -это 4 до 10 лет, когда формируется осанка ребёнка. Установлено, что на формирование неправильной осанки у детей оказывает влияние различные заболевания, недостаточный отдых , неправильное положение тела во время учебы, несоответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и портфелей. Ежедневное ношение портфеля в одной руке делает осанку неправильной. Регулярная несимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник опасна неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, освобождает руки.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. С научной точки зрения масса ранца с учебниками не должна превышать 10% массы его владельца.

«Сколько весит здоровье ученика?»
Харина Анастасия Алексеевна
Российская Федерация, Забайкальский край, город Борзя, муниципальное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 43, 4 класс «Б»
План исследования.
1. Как правильно выбрать ранец?
2. Как тяжелый ранец влияет на осанку школьника.
3. Сколько должен весить школьный ранец?
4. Наш эксперимент.
5. Рекомендации ученикам, родителям и работникам школ.
6. Создание иллюстрационного материала.
7. Защита работы.






















«Сколько весит здоровье ученика?»
Харина Анастасия Алексеевна
Российская Федерация, Забайкальский край, город Борзя, муниципальное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 43, 4 класс «Б»
Научная статья.
Введение.
Школа – это первое сентября и белые банты, встречи с друзьями и, конечно, новые знания. Чтобы все эти радости не испортили проблемы со здоровьем, полезно следовать правилу : итоговый вес ранца 1 – 4 класс – 2-3 килограмма, школьная сумка – только ранец.
Ортопеды считают, что самый лучший для здоровья способ переноски тяжестей - на голове. Этот вариант, конечно, здорово понравится нам, но вряд ли придется по сердцу педагогам. Еще один способ - двумя руками в двух портфелях. Но видеть школьника с двумя портфелями...
Ранец не должен быть тяжелее ребенка!
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик.
Запомните: ранец не должен быть шире спины ребенка, а вес не должен превышать 10% от веса ребенка .Школьнику нельзя носить ранец на одном плече. Для детей очень важно равномерное распределение тяжести на спину и плечи. Поэтому для младших школьников совершенно не подходят сумки, которые носят через плечо. Детям до 15 лет лучше покупать ортопедические рюкзаки. А ношение тяжестей может вызвать раннюю остановку роста. "Правильный рюкзак" оснащен ортопедической задней стенкой с плотными вставками, широкими лямками, у него эргономичная спинка, соответствующая линии позвоночника с прокладкой из сетчатой ткани – чтобы ребенок не потел. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для начальных классов образования». Книги должны весить максимум 300 граммов.
Каким должен быть ранец, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз?
- Легким - содержимое ранца и без того имеет внушительный вес.
- Плотно прилегать к спине, задняя стенка должна быть укрепленной, с мягкой прокладкой. Если ранец не удовлетворяет этим требованиям, синяки и шишки на спине от болтающегося ранца обеспечены.
- Иметь прочные широкие лямочки. Узкие ремешки будут врезаться в плечи и причинять боль.
- Хорошо сохранять форму. В противном случае тетрадки и учебники в нем будут мяться, груз будет распределяться неравномерно, да и прослужит такой ранец недолго.
- Иметь надежные, но не очень тугие застежки. Такие, чтобы, с одной стороны, не расстегивались постоянно, а с другой - были по силам слабым детским ручкам. Иметь удобную крепкую ручку. Именно за можно таскать ранец по школе.
- Прочным. Вынести школьному ранцу предстоит немало: на нем будут сидеть в коридорах на перемене, кататься с горки зимой после школы, его будут кидать и пинать вместо мяча, наконец, просто бросать где попало.
- Изготовлен из легко моющегося материала. Ведь после всех описанных выше испытаний он быстро станет грязным, даже очень грязным.
- Иметь много кармашков и отделений. Тогда каждой мелочи найдется место: ручки не будут теряться, тетради и учебники мяться, а яблочко можно будет положить отдельно от физкультурной обуви.
- Обеспечивать безопасность ребенка на дороге. Для этого на современных ранцах делают вставки из специальных ярких, отражающих свет материалов. Ребенок с таким портфелем на спине заметен издалека и днем, и в сумерках. Это очень важно для детей , так как они переходят улицы с оживленным движением

Сколько должен весить школьный ранец?
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент в своём классе. В эксперименте участвовало 15 учеников.
План эксперимента.
1.     Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
2.     Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
3.     В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
4.     Подвести итоги по позициям:
5.        самый правильный ранец ( до 0,4кг);
6.        самый тяжёлый ранец;
7.        самый тяжёлый ранец с принадлежностями;
8.        самый лёгкий ранец с принадлежностями;
9.        самый тяжёлый учебник;
10.        самый « тяжёлый» учебный день;
11.       самый «лёгкий» учебный день.
Ф.И. ученика
Вес тела (кг)
Правильный
вес ранца (кг)
Фактический
вес ранца (кг)

Журавлёва Алёна
31
3,1
4

Беломестнова Яна
30
3
3,5

Харина Настя
45
4.5
2.5

Задбоев Булат
40
4
2.5

Бочкарникова Елена
40
4
3

Перинов Никита
49
4.9
3.5

Чистоходова Евгения
28
2,8
2

Шилов Алексей
30
3
3,5

Лопатина Настя
25
2.5
4

Мясникова Настя
38
3,8
2

Белова Соня
40
4
4

Сапожникова Эля
29
2,9
3,5

Тюкавкин Илья
35
3,5
3,5

Зубрилова Маша
35
3,5
2

Халдин Дима
31
3,1
4

Мы увидели, что вес « правильного» ранца далеко не соответствует его фактическому весу. Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжёл и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Получили следующие результаты.
Ф.И. ученика
Вес ранца (грамм)
Выводы

Журавлёва Алёна
700
тяжёлый

Беломестнова Яна
400
лёгкий

Харина Настя
400
лёгкий

Задбоев Булат
300
лёгкий

Бочкарникова Елена
400
лёгкий

Перинов Никита
300
лёгкий

Чистоходова Евгения
350
лёгкий

Шилов Алексей
650
тяжёлый

Лопатина Настя
700
тяжёлый

Мясникова Настя
300
лёгкий

Белова Соня
650
тяжёлый

Сапожникова Эля
650
тяжёлый

Тюкавкин Илья
400
лёгкий

Зубрилова Маша
400
лёгкий

Халдин Дима
350
лёгкий

Мы увидели, что у 10 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,4 кг. Однако у 5 детей вес ранца превысил гигиеническую норму. Ранцы- тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно- двигательной и сердечно- сосудистой систем. А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их.
Учебное пособие
Вес ( грамм )

Математика + тетрадь
330 + 80

Русский язык + тетрадь
320 + 80

Литературное чтение + тетрадь
330 + 80

Окружающий мир + тетрадь
330 + 120

Английский язык + тетрадь
470 + 150

Дневник
220

Тетрадь 12 листов
30

Пенал
300

Технология + тетрадь
320+100

Забайкаловедение
300

Нужно не забывать, что 2 раза в неделю проходит физическая культура, когда дети приносят с собой форму. Все книги превышают гигиенические нормы- 300 гр. для ученика начальной школы. Нашелся особенный «нарушитель» - учебник английского языка - 470гр. Понаблюдав в течении недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжёлым ранец бывает в среду 3380г и в пятницу 3320г. . Самым лёгким ранец оказался в четверг .
Дни недели
Вес учебных пособий без ранца (грамм)

Понедельник
2560

Вторник
2430

Среда
З380

Четверг
1870

Пятница
3320

Суббота
2020

Подведём итоги:
Самый правильный ранец (до 0,4 кг )
Самый тяжелый ранец (свыше 0,4 кг)
Самый легкий ранец с принадлеж-
ностями
Самый тяжелый ранец с принадлеж
ностями
Самый «тяжелый»
учебный
день
Самый «легкий»
учебный день
Самый
Тяжелый учебник

Журавлёва Алёна
Сапожникова Эля
Задбоев Булат
Лопатина Настя
Среда
Четверг
Английский язык

Рекомендации ученикам.
1.     Не носите лишнего в ранцах.
2.     Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вынимать из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям.
1.     Не покупайте тяжёлые ранцы!   От тяжёлых нагрузок портится осанка. Дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
  Рекомендации работникам школ
Снизить вес школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечнососудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
- использовать только те учебные пособия и учебники, которые прошли гигиеническую экспертизу;
- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
- организовать хранение принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучив данную тему, мной была проведена большая исследовательская работа. Обобщив и проанализировав весь материал, я пришла к выводу , что одной из причин нарушения осанки у школьников является тяжёлый вес портфеля или его неправильная форма. В этой работе мы рассмотрели влияние тяжелых ранцев и портфелей на осанку школьников , определили оптимальный вес ранца , составили рекомендации по сбережению здоровья школьников. Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Правильно надетый ранец - на оба плеча - позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник, благодаря чему он не искривляется, спина ровная, не устает. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.

























Литература
1.Т.В.Рябукина «Физкультура и спорт»
2. Т.Е. Новолодская «Уроки здоровья», начальная школа, 2005г.
3. И.М. Воротилкина «Оздоровительные мероприятия в учебном процессе», Москва, 2001г.

















13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

·