Урок Сложное предложение как единица синтаксиса


Донецкая общеобразовательная школа I – III ступеней № 88
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики

«Сложное предложение
как единица синтаксиса»
Открытый урок
по русскому языку
в 9 классе очно-заочного
обучения
учитель Богуненко С.Б.
Донецк 2016
Тема: «Сложное предложение как единица синтаксиса»
Цели урока: 1) расширить понятие о сложном предложении как единице синтаксиса; показать смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения; объяснить основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения.
2)вызвать интерес к изучаемой теме; подвести к осознанному пониманию о необходимости овладеть приемами построения и употребления в речи сложных предложений; развитие приемов самоанализа; создание ситуации « успешного обучения».
3) воспитывать уважение к родному языку, его богатству.
Тип урока: повторительно - обобщающий.
Оборудование: запись на доске, тексты, карточки.
« Чтобы воспользоваться всеми сокровищами
русского языка, нужно хорошо знать его, уметь владеть им». ( Н. А. Добролюбов)
Ход урока:
Орг. момент.
- Здравствуйте! Садитесь! Сегодня мы с вами начнём изучать предложение как единицу языка. Что-то о предложении вы уже можете сказать?
- Что такое предложение? (два и более слова, связанные между собой по смыслу и грамматически)
- Какие бывают предложения по составу? (простые и сложные)
- Какими бывают простые предложения по наличию второстепенных членов предложения? (распространёнными и нераспространёнными)
- А ещё? (осложнёнными и неосложнёнными)
- Какими бывают простые предложения по наличию главных членов предложения? (односоставными и двухсоставными)
- Молодцы! А сегодня мы узнаем качественно новое о предложении. И те сведения, которые вы должны будете уяснить, непростые. Надо внимание и стремление понять, то о чём мы будем говорить на уроке.
Определить цели урока обучающимся(запись на доске).
Актуализация знаний
1)Самостоятельная работа. Дать определение сложному предложению. Работа с карточками.
Выполнение задания: найти ошибку в схеме.(Схема на доске)
112903075565Основные единицы синтаксиса
00Основные единицы синтаксиса

42856153746500287909080010007664451143000
428625014605Предложение
00Предложение
21463022860Слова
00Слова

224155012065Словосочетания
00Словосочетания

2) Заполнение таблицы(обобщение знаний)
Что знаем? Что узнали?
Слова связаны по смыслу и грамматически. Имеет грамматическую основу. Выражает законченную мысль. Бывают повествовательными, вопросительными, восклицательными. 394017557594500Наблюдение над языковым материалом (тексты разложены на каждой парте)
«Берёзовая роща» И. И. Левитана
Горячий летний день. Маленький лесной уголок.
Много солнца, света и тепла. Стволы деревьев
ослепительно белеют в тех местах, где на них
падают проникшие сквозь густую листву жаркие
солнечные лучи. Тёмные пятна на коре берёз вблеске этих лучей кажутся совсем золотыми. И. Левитан. Берёзовая роща
Листья то скрыты в тени, то щедро залиты светом. Лучи солнца, пронизывая местами густые кроны, падают на сочную траву, и здесь она особенно яркая. Главное в картине — игра ослепительного света в зелёной роще, которую так мастерски передал художник. Искрится, дрожит, прячется и снова возникает этот удивительно радостный свет. Бегают по стволам берёз, в кружеве листвы, в траве весёлые солнечные зайчики. Вглядываешься в пейзаж и видишь: перед тобой подлинная природа. Ощущаешь даже аромат трав, слышишь негромкий шум листьев, видишь верхушки берёз и горячее небо над ними. (По Т. Ржевусской)
Задание
Сформулируйте тему и основную мысль текста.
Назовите сложные предложения, их типы и средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
IV. Расставьте знаки препинания в предложениях (в группе)
1. Лишь сердце стучит да песня звучит да тихо рокочет струна. Что вам
нужно для счастья. Пусть добрым будет ум у вас а сердце умным будет.
Доброта залог счастья.
2. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Благородство бескорыстие
верность идеалам добра и справедливости вот черты истинного человека.
Зло можно победить лишь любовью добром и состраданием.
V. Дискуссионная карта.№ вопроса Да Нет
1. Предложение служит средством общения.
2. Основные единицы синтаксиса – это словосочетание и части речи.
3. Пунктуация содержит систему правил знаков препинания.
4. Грамматическая основа – это главные и второстепенные члены
предложения.
5. Словосочетания формируются в предложении.
1.Да. 2. Нет. 3.Да. 4.Нет. 5. Да
VI. Рефлексия.
Ромашка вопросов.
6. Какова роль предложений в языке?
5. Чем отличается словосочетание от предложений?
4. Что такое грамматическая основа?
3. С какими разделами науки о языке связан синтаксис?
2. Что такое словосочетание? Приведите пример.
1. Что изучает синтаксис?
Доброта она от века
Украшение человека.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
Ты добротою поделись.
Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана.
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами-
Орбитой любви и привета,
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом!
Домашнее задание. Напишите эссе на тему « Доброта нужна всем людям»
с использованием полных/неполных предложений.
Оценивание.