Описание педагогического опыта Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка

ВВЕДЕНИЕ
Динамика изменения современного общества актуализирует необходимость развития коммуникативных умений как важного компонента в структуре личности учащихся , способных в будущем обеспечить гуманизацию отношений на основе сформированных коммуникативных умений и навыков. Кроме этого, коммуникативные умения, базовым элементом которых является культура речи, выступают как важнейший показатель воспитанности личности, ее общей культуры, уровня духовного развития человека. Через слово как средство самовыражения человек познает и творит этот мир. Высокая культура разговорной и письменной речи становится в наши дни самой надежной рекомендацией для любого человека, каким бы видом деятельности он ни занимался. Гуманизация и демократизация как основные принципы реформы современной системы образования обусловили новые потребности учебного процесса: потребность в коммуникативно-деятельностном подходе к построению дисциплин, а также потребность в самих коммуникативно - направленных дисциплинах. Такой подход к развитию личности создает предпосылки для появления нового идеала образованного человека в виде так называемого человека культуры. Данная мысль приобретает особое значение в связи с тем, что надвигающаяся сейчас «визуальная культура», как никогда, требует развития культуры вербальной. Нетрудно заметить, что такое качество личности, как коммуникабельность, становится одним из приоритетных профессиональных качеств. Следовательно, основной ценностный ориентир сегодняшней молодежи - это оптимальное речевое поведение в любой жизненной ситуации. В последнее время значительно возрос интерес к изучению иностранных языков, так как владение ими позволяет быть равноправными партнёрами межкультурного общения.
Цель предмета «иностранный язык»  формирование коммуникативной компетенции учащихся для обеспечения способности к межкультурному общению.
Коммуникативная компетенция обеспечивает способность учащихся к межкультурному общению, способность вступать в равноправный диалог с носителями языка, то есть предполагает умение формулировать и сообщать свои мысли на неродном языке в процессе коммуникации. Исходя из всего вышесказанного, необходимо отметить то, что в качестве ключевых компетенций при обучении иностранному языку выделяют коммуникативную и учебную компетенции, так как они наиболее полно отражают тенденции, имеющие место в современной лингводидактике и методике обучения иностранным языкам. Успешная реализация коммуникативной компетенции обеспечивается взаимодействием следующих компетенций:
владение языковыми средствами иностранного языка (фонетика, грамматика, лексика, семантика, орфография, орфоэпия) лингвистическая или языковая компетенция;
умение адекватно использовать эти языковые средства для решения практических задач общения дискурсивная или речевая компетенция;
умение варьировать свою речь в зависимости от социального статуса собеседников и общего контекста общения социолингвистическая компетенция;
умение эффективно применять имеющуюся информацию о страноведческих, лингвострановедческих и социокультурных особенностях страны изучаемого языка социокультурная компетенция.
умение решать коммуникативные задачи должно быть проверено во всех видах речевой деятельности, реализуемых как в устной, так и в письменной форме.
Традиционно выделяются четыре основных вида речевой деятельности: два из них относятся к рецептивному типу (понимание устной и письменной речи) и два  к продуктивному типу (говорение и письмо).
В общеевропейской программе иностранных языков коммуникативная компетенция представлена в виде шестиуровневой вертикальной структуры:
А1 – Elementary (Уровень выживания)
A2  Low-Intermediate (Предпороговый уровень)
B1  Intermediate (Пороговый уровень)
B2  Upper-Intermediate (Пороговый продвинутый уровень)
C1  Advanced (Уровень профессионального владеня)
C2  Proficiency (Уровень владения в совершенстве)
Основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иностранной речевой деятельности. На начальном этапе обучения основная его практическая цель состоит в формировании у обучаемых коммуникативного ядра - основополагающих навыков и умений иностранного обучения.
СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Речевая деятельность



экспрессивные виды рецептивные виды
речевой деятельности речевой деятельности


от содержания, смысла от языковых средств
к языковым средствам к содержанию, смыслу


фазы: главный мотив –
а) побудительно-мотивационная узнать новую полезную
б) ориентировочно-исследовательская информацию при
в) аналитико-синтетическая чтении или аудировании
г) исполнительская


уровни:
а) побуждающий
б) смыслово-формирующий
в) формирующий
АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПУТЕМ ПОСТАНОВКИ КОММУНИКАТИВНОЙ ЗАДАЧИ

Обобщенный тип
коммуникативной
задачи(КЗ)
Конкретизация КЗ 1,2;соотношение ее с промежуточным речевым продуктом
Конечный речевой продукт
Планируемый результат







Оценка,
выражение
мнения
1
2
3
4
5


КЗ 1
Запрос
мнения
(выражен
эксплицитно)
КЗ 2
Побуждение
к аргумента-ции
(выражено
эксплицитно)
Оценочное
Высказыва-ние
разной степени
развернутости:
от одного
предложе-ния
до связного
высказыва-ния

Сообщение,
описание с
элементами
рассуждения
и с
выражением
оценки
Формирование
нравственно-
этических
взглядов,
развитие
критического
мышления,
совершенствование
оценочной
деятельности
и культуры
общения


КЗ 1
Запрос мнения
(выражен не
эксплицитно)
КЗ 2
Побуждение
к аргумента-ции
(выражено не
эксплицитно)
Позитивно,
негативно
(по опорам
или
самостоя-тельно)





КЗ 1
Включена в вопрос,
утверждение, высказывание
КЗ 2
Включена в вопрос,
утверждение,
связное
высказыва-ние






При ответе на вопросы Необходимо побудить учащегося к аргументации
ученик не должен (для этого можно объединить несколько КЗ в
отвечать формально: один комплекс)
вопрос и ответ
должны соответствовать
действительности


Модуль 1
Решение коммуникативных задач на уроках иностранного языка
Изучение иностранного языка – процесс долгий и трудоёмкий. Помогать ученику изучать иностранный язык – это настоящий труд, но он может стать одним из самых благодарных занятий и огромным удовольствием для учителя и его учеников.
Коммуникативность является методическим содержанием современного урока иностранного языка. В основу моей работы лёг принцип коммуникативно-ориентированного обучения, который возможен в условиях деятельного подхода. Научить иностранному языку можно только в условиях общения, то есть обучение должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации. Только в этом случае будет возможен перенос сформированности навыков и умений в реальные условия. Разумеется, процесс обучения нельзя сделать полностью подобным общению. Коммуникативное обучение представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. Вот основные свойства этих заданий:
Коммуникативные игры
Коммуникативные Имитации
Свободное общение

Игровой сюжет общения.
Проблемная ситуация.
Тема общения.

Игровая задача общения.
Коммуникативная задача общения.
Обсуждаемый вопрос.

Конкурирующие участники.
Коммуникативные отношения.
Межличностные отношения.

Правила игры.
Условия общения.
Свободный обмен.

Соревнование между участниками или командами.
Борьба за мнение, решение.
Высказывание участниками собственных мнений.

Сотрудничество внутри команды.
Речевое взаимодействие.
Поддержание темы разговора.

Победитель соревнования.
Разрешение проблемы.
Исчерпание темы общения.

Всё это возможно реализовать в условиях гуманистического подхода к обучению, когда создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. Учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения; каждый участник группового общения остаётся в центре внимания остальных; самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний. Хочу отметить, что речевые ошибки в условиях коммуникации не только возможны, но и нормальны. Гуманистический подход предполагает обучение, сосредоточенное на ученике, это означает, что ученик, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.
При подготовке к урокам подбираются такие задания, что их невозможно выполнить без партнёра или партнёров, они выполняются в парах или малых группах; задания, предполагающие “информационное неравенство” участников; задания организованного ролевого общения в жизненных ситуациях; задания для спонтанного общения, когда учебная ситуация переходит в естественную. Организация различных учебных ситуаций предполагает активную совместную деятельность учащихся. В любой ситуации, требующей речемышления, взаимодействуют, как правило, три компонента: решаемая проблема, имеющиеся знания, исследовательские действия. В учебном процессе речемыслительная деятельность может начинаться с текста, в котором обнаруживается проблема. Она решается в ходе исследовательских действий с применением имеющихся индивидуальных знаний.
Развивая информативную компетенцию учащихся, одновременно формируем у них набор понятий для той или иной ситуации; языковую картину в мире; фоновые знания; общий кругозор и другие специальные знания. Коммуникативная компетенция формируется во всех видах речевой деятельности, обеспечивая восприятие речевых произведений и их порождение в условиях устного или письменного взаимодействия участников общения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Одной из основных проблем в обучении иноязычному говорению- является  подготовка обучаемых к использованию иностранного языка на практике. Успех обучения зависит от того, насколько эффективна такая подготовка.   При этом очень важным моментом является правильное понимание учителем цели обучения общению Совершенно очевидно, что для того, чтобы обучаемые смогли говорить на иностранном языке им необходим  определенный объем знаний по грамматике, лексике. Именно поэтому какая-то часть обучения иностранному языку обычно посвящена достижению этой цели, но в обучении говорению не менее важно и многое другое( о чем пойдет речь в данной работе ) При анализе владения учащимися РД   следует всегда обращать внимание на различие между  имеющимися знаниями и сформированными навыками.( Наиболее подходящим примером, демонстрирующим различие между знаниями и навыками учащихся в области устной речи является  обучение вождению автомобиля. Водитель должен обладать определенными знаниями: устройство автомобиля, действие отдельных регуляторов. и  др. Эти знания очень важны, но тем не менее водитель должен обладать определенными навыками управления автомобиля, именно они, эти навыки являются наиболее важными. Практика показывает, что если первоклассный специалист, обучающий вождению автомобиля и дающий название каждой его детали, с подробным описанием ее действия,  очень сильно перетягивает чашу весов в сторону знаний или теории, то процесс приобретения навыка вождения не  всегда   успешный. И наоборот,  легко и просто вождению может научить  хороший водитель, который не всегда правильно называет детали машины.) Этот пример говорит о том, что знаний, отдельных знаний недостаточно. Знания должны быть использованы в действии. Обучаемые должны не просто знать, как составлять предложение, но и уметь производить( произносить )его, адаптировать к обстоятельствам, а для этого понадобятся умения быстро принимать решения и  гибко их внедрять. Для этого потребуется дополнительное развитие интерактивных навыков . Интерактивные навыки включают в себя: принятие решения по поводу коммуникации, а именно: - что сказать, - как сказать и - как развить выраженную мысль в соответствие со своими намереньями, поддерживая желаемое взаимодействие. Кроме того Литлвуд предлагает социоактивные виды деятельности , к которым он относит ролевые игры и игры на воображение: -ролевые игры на основе ключевых диалогов; -ролевых карточек содержащих специфические цели, подсказки и таблицы с информацией; -ситуации; -ролевые игры в форме дебатов и дискуссий; - игры на воображение( симуляции). Другой ученый Harmer,  различает устную практическую деятельность и коммуникативную деятельность. По мнению Хармера устная практическая деятельность состоит из: -устных упражнений; - заполнению информационных пробелов; - игр; - персонализацию( учащиеся, используя изученный материал, переносят его на личность, напр. What are you doing this evening?) К коммуникативным видам деятельности Хаммер относит: - достижение консенсуса; - игры на коммуникацию; - передача инструкций(одна группа разучивает танец или строит модель из кубиков, а затем инструктирует других о том, как это делать). Следует учитывать два необходимых условия, которые оказывают влияние на природу естественной речи. Первое- технологическое условие, относится к внутренней речи и зависит от фактора ограничения времени( совершения речи, или производства речи) Что влияет на технологические условия ? Прежде всего большое значение  имеет  фактор времени , а именно -заранее ли готовится коммуникация или она осуществляется на месте, т.е. в момент разговора. По мнению ученых, изучающие  иностранный язык должны стремиться производить полные предложения  , а также уметь  планировать  собственное высказывание  и держать его в памяти. Второе - обоюдное или взаимное  условие. Оно требует соблюдения межличностного взаимодействия в ходе разговора и относится к взаимодействию между говорящим и слушающим, которое осуществляется  в процессе речи
В последнее время методисты, используя научные достижения, обратили внимание на воздействующий характер общения и в качестве содержания обучения выдвинули обучение речевому взаимодействию (Н.Д.Гальскова, Н.Ф.Коряковцева, Р.П.Мильруд, Е.С.Полат др.)
В данной ситуации для учащегося складываются реальные условия для развития умения самостоятельно мыслить, принимать решения, находить способы разрешения задач, самостоятельно оценивать полученный результат и в действительности брать на себя ответственность за учебную деятельность (Г.М.Бурдюк, И.А.Изергина, К.Б.Есипович, Ю.А.Комарова, А.Г.Кутузов, А.В.Хуторской).
В методической литературе прошлых лет эта проблема решалась путём использования "естественного стремления учащихся" к активизации накопленного языкового материала на основе развития умственных и познавательных способностей в ходе анализа и решения проблемных речевых задач, самостоятельной постановки проблемы, нахождения пути её решения (А.А.Алхазишвили, А.П.Бабенко, А.Д.Белякова, М.К.Бородулина, М.Г.Гарунов, А.Г.Гилянов, П.Б.Гурвич, Н.М.Минина, В.В.Пустовит).
Такие упражнения, как сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояния; интерпретация и медитация прочитанного, трансактивные задания, направленные на побуждение выполнения действий при помощи языка; интерактивные задания, инициирующие речевую деятельность, предложенные методистами М.П.Брандес, В.А.Бухбиндер, Дж. Браун, Э.Ризель, С.Ф.Шатилов, Е.Шиндельс, Дж.Юл, способствуют качеству владения иноязычной речью и на данном этапе не противоречат заданиям, обладающим воздействующим характером на развитие личности.
С целью объединения мыслительной и речевой деятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку Л.Д.Франк предложила мыслительные задачи, а именно: арифметические, ситуативно-мыслительные, лексические мыслительные, мыслительные задачи в условиях лабораторной практики. Эти задания программируют умственные и речевые действия обучаемых, обеспечивают их правильное выполнение.
Процесс решения задач позволяет перейти от наименее употребляемой формы монологической речи - от пересказа к наиболее творческим её формам - рассуждению, доказыванию. Этот переход достигается в процессе выяснения и объяснения причинно-следственных связей отдельных фактов - элементов задачи.
Подобное управление умственным процессом обучаемых формирует самостоятельность мышления на втором языке. А ведь именно в самостоятельном поиске и постижении значения нового языкового явления обучаемым осуществляется познавательная функция иностранного языка.
Французские методисты J.-M.Care, D.Coste F.Debyser, чтобы облегчить процесс обучения свободным речевым высказываниям, используют речемыслительные задачи.
Они предлагают работу в парах и группах, которая приводит в действие синергетическую силу: каждый член группы способствует процессу формирования совместной деятельности, направляя и свои знания и умения на общее дело. Обучающий не является больше единственным источником познания, ни человеком-оркестром, который организует, контролирует и дирижирует общей деятельностью. Свобода высказываний является, прежде всего, инициативой учащихся.
Особую ценность, по мнению Н. Д. Гальсковой, имеют упражнения, организующие взаимодействие учащихся в ходе их выполнения. Такие упражнения не противоречат деятельностным заданиям, имеют коммуникативный потенциал и элемент деятельности. Каждому этапу, должны соответствовать упражнения, стимулирующую коммуникативно-речевую деятельность.
На начальном этапе усвоения речевого и языкового материала упражнение жестко управляет деятельностью учащихся с помощью системы специальных опор для построения собственных высказываний и понимания высказывания других.
Так, например, в рамках темы "Книги, которые мы читаем" учащиеся на первом уроке получают задание - минипроект: провести анкетирование в парах на тему, кто какие книги любит читать и обобщить полученные данные в группе.
Работая в парах, ученики по заданной схеме опрашивают друг друга, затем, заполнив анкету, делают сообщения в группе о своих приоритетах в чтении и о любимых книгах своего партнёра по общению. Учащиеся закрепляют новую лексику и новые речевые образцы в жёстко заданном учителе режиме с опорой на письменный вариант слов, необходимых структур и схему развертывания микродиалогов и минимонологов.
Упражнение обеспечивает многократное и обязательное повторение нового языкового материала. Однако при этом деятельность учащихся мотивирована необходимостью, узнать что-то новое для себя о ком-либо или о чём-либо: именно новая информация на разном уровне её обобщения, а не тренировка языковых элементов, считает Н.Д.Гальскова, есть результат выполнения данного задания, причём конечный результат заранее неизвестен участниками анкетирования.
Такое упражнение, нацеленное на тренировку языкового материала, автор рассматривает как интерактивное творческое. Оно показывает, как можно даже на начальном этапе работы над новыми языковыми явлениями организовать подлинное общение, взаимодействие учащихся.
Но поскольку язык рассматривается как инструмент, позволяющий взаимодействовать друг с другом на уровне текстовой деятельности, то задания должны организовывать деятельность учащихся не только на репродуктивном уровне, сколько на продуктивном.
Заметим, что достаточно продуктивными в этом плане являются следующие деятельностные задания, а именно: комплексные, имитационные, проектные, самоконтроль и самообеспечение.
Комплексные задания - это задания, в которых присутствуют одновременно две задачи: усвоение языкового материала и совершенствование речемыслительной деятельности, предполагают определённые действия с языковым материалом, связанные с внесением новых элементов, но где языковая форма подчинена содержанию. К ним относятся диалоги в предметно-практической деятельности, определяющие последовательность в выполнении операций и системность деятельности (И.Н.Вронская);комплексные учебные игры (И.Е.Колесникова, Ю.А.Комарова, Л.Б.Любич, М.Ф.Стронин);трёхфазовая активность, в которую включаются пред-деятельность, деятельность, пост-деятельность (Р.П.Мильруд);
Задача пред-деятельности - стимулировать интерес к проблеме, мотивировать деятельность, активизировать у учащихся их фоновые знания, подготовить их в языковом плане к обсуждению проблемы.
Сама деятельность организована в виде устной или письменной коммуникации.
Пост-деятельность заключается в рефлексии, обсуждении идей и языка, которые были воспроизведены и порождены в ходе активности.
Задания такого типа приучают учащихся к речевому взаимодействию на иностранном языке, обеспечивают включённость процесса овладения изучаемым языком в конкретную личностно значимую деятельность учащихся.
Итак, рассмотренные комплексные задания такие, как диалоги в предметно-практической деятельности, комплексные учебные игры, трёхфазовая активность, соединяют в себе и упражнения, и деятельностные задания, обеспечивают повторение, научение и развивают речемыслительную деятельность учащихся. В этих заданиях учащиеся усваивают необходимый речевой материал, многократно воспроизводя речевые действия в процессе решения разных по сложности речемыслительных задач.
Такие задания применяются для подготовки учащихся для участия в ролевой игре и обсуждении проблем основных видов ситуативного речевого общения.
Не менее интересны задания, необходимые для овладения мастерством общения на иностранном языке, предложенные И.П.Тарасовой. Разговаривая на различные темы, собеседники, как правило, стремятся достичь определённых целей, а это невозможно, как она подчёркивает, без овладения ходом течения беседы, без овладения Стратегией и Тактикой речевого общения.
Для обучения речевому взаимодействию автор представляет следующие задания:
- задания на установление взаимности в общении; - задания на выражение участия, доверия; - коммуникативная западня; - вариативность речевых ремарок.
Большой популярностью среди учёных-методистов и педагогов-практиков пользуются проектные задания, в процессе которых учащиеся сами (осознанно) формулируют задачи, ищут возможные решения, работают над составлением сценария, распределяют роли и т. д.
Метод проектов по определению Е.С.Полат, "предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей".
Особо эффективны проектные задания для развития самостоятельности (автономии) и креативности учащегося в учебной деятельности.
Особой формой деятельности являются самоконтроль и самообеспечение качества обучения.
Самоконтроль проявляется в способности ученика регулировать производимое им действие. Чтобы научиться осуществлять самоконтроль, учащиеся должны понять контроль учителя и взаимоконтроль. М.Е.Брейгина предлагает такие этапы формирования самоконтроля:
1) научиться принимать и понимать контроль учителя; 2) научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей; 3)научиться осуществлять самонаблюдение своей учебной деятельности, анализ, корректировку и оценку.
Очевидно, что рассмотренные и проанализированные деятельностные задания являются условием и стимулом мыслительной деятельности обучающихся. Эти задания призваны прежде всего породить и мотивировать умственную деятельность учащихся, связанную с анализом, обобщением, абстрагированием, воображением, прогнозированием, выдвижением гипотез, поиском и принятием решения, планированием и реализацией своих действий и их оценкой.
Они вызывают эмоциональные переживания учащихся, нацеливают на самостоятельный выбор путей, приёмов, способов и средств решения.
Модуль 2 .
Опыт работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка
2.1 Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции
К основным причинам трудностей в обучению иностранному языку можно отнести следующее:
отсутствие языковой среды, когда обучение иноязычной речевой деятельности осуществляется в искусственных условиях;
неразработанность некоторых методических вопросов, имеющих прямое отношение к новым условиям обучения. Главным их них является вопрос о формировании мотивации, т.е. положительного отношения школьников к иностранному языку как учебному предмету.
Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение).
Мотивационные компоненты определяют для учащихся значимость того, что им познаётся и усваивается. Его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности. Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели кроме желания необходим “объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определённую конкретную направленность”, т.е. необходим мотив.
Положительные мотивы обусловлены чувством долга перед своими близкими, представлениями об обучении как о дороге к освоению больших ценностей культуры, к получению образования. Отрицательные мотивы вызываются угрозой, наказанием, выговором, порицанием, плохой оценкой, осознанием своего неравноправного положения среди своих сверстников. В качестве отрицательного мотива можно рассматривать и авторитарную форму обращения учителя с учеником, его сухой и повелительный тон.
В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит “бескорыстная жажда познания”, “неудержимое стремление познать всё новое и новое”. При такой мотивации учащийся с большой лёгкостью справляется с трудностями.
Первоочередным условием формирования коммуникативной компетенции и повышения интереса к предмету “Иностранный язык” является формирование коммуникативной мотивации. Так какие же условия необходимо соблюдать, чтобы воспитать положительную мотивацию? Вот важнейшие из них:
необходимо производить контроль и оценку исходного, текущего и итогового отношения к иностранному языку как учебному предмету в целом;
градуировать цели обучения и планомерно знакомить с ними учащихся;
регулярно знакомить учеников с методическими приёмами обучения.
Но, как показывает практика, наиболее действенным средством развития положительной мотивации является включение интеллектуальной деятельности соревновательного характера. Это и ролевые игры, и участие в различной проектной деятельности, КВНы, викторины, игровые моменты на уроках иностранного языка.
Игра несёт в себе большой положительный момент в формировании коммуникативной мотивации, ведь в основе любого общения лежит решение проблемы, которая обсуждается в жизненной ситуации. Ситуация и есть основа общения, а процесс коммуникации – это непрерывный, динамичный ряд сменяющих друг друга ситуаций. Чтобы ученик комфортно чувствовал себя в реальной жизни, учитель должен моделировать подобные ситуации общения. В этом случае целесообразно использовать на уроках иностранного языка ситуативно-ролевые игры.
Ещё одним эффективным средством формирования положительной мотивации является наглядность. Но наглядность не должна рассматриваться только как простая демонстрация конкретного предмета. Понятие “наглядность” неотделимо от понятия “мышление”, оба эти процесса взаимосвязаны. В обучении очень важно научить ребёнка мыслить, ведь закреплению подлежат языковые явления, а не предметы, о которых мы говорим на том или ином языке. Высказывая мысль на родном языке, ученик направляет внимание на то, что сказать, в какой последовательности. Это делается на основе автоматизма. Говоря же на иностранном языке, ученик обращает внимание на отбор языковых средств. У него в этом случае формируется мыслительное содержание, а ведь именно “мысль является предметом говорения как вида речевой деятельности”. Именно мыслительное содержание стимулирует к высказыванию.
На основе взаимодействия учащихся с действительностью возникает коммуникативная мотивация, т.е. потребность в общении, которую можно достичь, если показать в течение 2-3 минут в начале урока специально разработанный вид внешней наглядности: рассказ, сюжетную картину, фильм-эпизод, теле- или диафильм, слайд Средствами внешней наглядности задаются смысловое содержание и логическая последовательность высказывания, т.е. создаётся смысловая опора говорения. Но здесь учитель должен стремиться использовать на уроке не столько внешнюю наглядность, основанную на ощущениях, сколько внутреннюю, которая базируется на образе представления. Самый распространённый вид внешней наглядности – это картинки. Картинки могут иллюстрировать тексты или упражнения. Учащиеся описывают их или действующих лиц, составляют вопросы или ответы по картинкам. Эти картинки могут быть остросюжетными, приключенческими или связанными с проблемами современности. И.С. Кон считает, что “единственный способ вызвать глубокий эмоциональный отклик подростка поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод”.
Итак, можно сделать следующий вывод: внешняя наглядность должна быть смысловой, тогда она сможет обеспечить коммуникативную мотивацию. Необходимо, чтобы она соответствовала возрастным особенностям учащихся. В её основе должны находиться проблемы, волнующие человека, стоящего на пороге самостоятельной жизни.
В распоряжении творчески работающего учителя имеются большие резервы для стимулирования интереса учащихся к овладению иностранным языком и для повышения качества обучения данному предмету с учётом современных методических тенденций, эффективность которых подтверждена практикой. На уроке иностранного языка может звучать современная музыка, песни, использоваться современные тексты, в которых целенаправленно представлены языковые средства и способы формирования и формулирования мысли. Это основа для порождения собственных высказываний. Говоря о необходимости формирования познавательно-коммуникативной потребности, необходимо подчеркнуть, что это только одно из побуждений деятельности в их сложной совокупности, определяемой как мотивация. Иностранный язык – это средство выражения мысли, а мысль приводится в движение мотивом, потребностью. Поэтому современный учитель должен искать всё новые и новые пути в своей работе, чтобы мотивированная мысль учащихся находила свои средства выражения.
Повышение мотивации к изучению английского языка возможно за счет:
1) разнообразия приемов и форм работы;
2) использования таких приемов, которые затрагивали бы учащихся интеллектуально и эмоционально;
3) большей самостоятельности учащихся в выполнении действий при овладении учебным материалом;
4) формирования таких отношений взаимодействия между учителем и учащимися, с одной стороны, и в коллективе учащихся, с другой стороны, которые бы вызвали у школьников веру в успех и желание действовать вместе.

Стратегии мотивации
Инна Максименко, основатель авторских курсов английского языка.

Стратегия 1. Использовать силу эмоций.
Почему это работает : Любые положительные эмоции активизируют нашу способность обучаться. Ведь они сигнализируют о том, что данное слово относится к чему-то значимому для нас.
Рекомендуем : Изучать английский язык с помощью интересных текстов, фильмов, книг. Тогда сам опыт такого обучения станет положительным эмоциональным фактором, который поможет запомнить слова.
Стратегия 2. "Встроить" новое слово в свой опыт.
Почему это работает : Таким образом, мозг формирует ассоциации с различными частями предыдущего опыта, новое слово связывается с тем, что ребёнок уже хорошо знает, становится более привычным и знакомым. И для воспроизведения его в памяти уже не нужно напрягаться
Рекомендуем : Почаще используйте новое слово в различных ситуациях - постарайтесь задействовать его, пересказывая текст, выполняя домашнее задание, практикуясь в английской речи с собратьями по учёбе, с носителями языка.
Стратегия 3. Поверить в свои возможности.
Почему это работает : Убеждения о себе часто превращаются в самооправдывающиеся пророчества. Мысленно повторяя, что языки вам даются с трудом, вы программируете свой мозг на сопротивление обучению.
Стратегия 5. Помнить о цели.
Исследования показали, что люди, имеющие вескую причину для изучения языка, способны освоить его гораздо быстрее остальных. Например, один из московских врачей сумел освоить английский буквально за месяц - зная, что это позволит ему отправиться на зарубежную стажировку. Студенты, которым говорят, что те или иные слова потребуются на следующем занятии, по статистике запоминают их лучше, чем те, кому об этом не упоминают.
Почему это работает : Любое начинание невозможно без веской причины, желания, мотивации. Мотивация придает силы. Люди, начавшие изучать английский язык, потому, что это модно, часто бросают учебу на полпути. А если у вас есть цель, то ваши шансы успешно овладеть языком намного возрастают.
По-чаще повторять поддерживающие убеждения:
Имея навыки общения на английском языке, я могу общаться с любым англо-говорящим человеком.
Люди, владеющие иностранным языком, имеют качественно другой уровень свободы в профессиональной деятельности и возможности карьерного роста.
Находясь за границей, у меня увеличивается свобода взаимодействия с людьми в различных жизненных ситуациях, я делаю это легко и с удовольствием.
Зная английский язык на необходимом уровне, я могу зарабатывать больше денег.
Владеть иностранным языком престижно.
Каждый современный человек может и должен владеть иностранным языком.
Зная английский язык, я могу понимать слова иностранных песен и подпевать, читать иностранные книги в оригинале, смотреть фильмы.
Я говорю по-английски лучше, чем многие англичане говорят по-русски.
Изучение иностранных языков развивает ум, гибкость, способность понимать другого человека и сделает мою жизнь богаче, ярче, интересней.
Язык существует для общения
Учить язык нужно не для достижения уровня носителей языка, а для конкретных целей.
Общение - игра, доставляющая удовольствие.
Я фокусируюсь на общении, а не на правильности моей речи.


Модуль 3

Возможности аудирования и чтения, как вида речевой деятельности в формировании коммуникативной компетенции

Общеизвестно, что приобщение к культуре другого народа делает изучение иностранного языка более привлекательным, оно необходимо для полноценной коммуникации, более точного и адекватного понимания другой культуры. Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение коммуникацией.
Объектами обучения в плане аудирования можно считать следующие:
1. Лексические навыки аудирования, формируемые на базе определённого программой количества лексических единиц, необходимых для функционирования данного вида речевой деятельности.
2. Грамматические навыки аудирования, формируемые на базе грамматических явлений, необходимых для функционирования данного вида речевой деятельности.
3. Персептивные навыки аудирования – формируемые на основе речевых единиц, функционирующих в данном виде речевой деятельности.
4. Фонематический слух.
5. Объём слуховой памяти.
А также:
6. Умение понимать сказанное собеседником и переспрашивать, если что-то непонятно.
7. Умение понимать сказанное в нормальном темпе.
8. Умение понимать речь в аудиозаписи.
9. Умение понимать и различать высказывания разного характера и стиля.
10. Умение предугадывать, предвидеть структуру, содержание.
11. Умение понять общее содержание, основную идею, смысл текста.
12. Умение выбрать главное из нескольких высказываний.
Обучение аудированию, или смысловому восприятию на слух, предполагает выполнение обучаемыми:
Упражнений на формирование общих аудитивных навыков.
Речевых упражнений.
Последующую работу с аудиотекстом.
Упражнения для формирования общих аудитивных навыков включают следующие:
упражнения на преодоление фонетических, грамматических, лексических трудностей восприятия
упражнения на обучение восприятию речевого потока
упражнения для обучения вычленению различных категорий смысловой информации
упражнения на развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Таким образом, работа с аудиоматериалом имеет своей целью развитие умений аудирования и включает следующие задачи обучения:
Обучение фонетике.
Обучение лексике.
Обучение грамматике.
Обучение говорению и письменной речи.
Задания на формирование лексических и граммативных навыков являются подготовительными к упражнениям на продуктивную устную и письменную речь с опорой на текст и основаны на следующих типах действий:
действия по аналогии.
действия по трансформации.
действия по замене.
действия по подстановке.
действия по расширению/сужению высказывания.
Работа с аудиотекстом состоит из этапов:
I. Предтекстовый этап
Предтекстовый этап включает работу с доской, раздаточным материалом и фрагментами аудиотекста, а также живое учебное общение.
Основное содержание остальных этапов:
Снятие лингвистических трудностей аудиотекста (лексических, грамматических, фонетических);
Введение в проблематику текста (постановка проблемных вопросов, смысловые задачи и т.д.);
Развитие навыков прогнозирования (по заголовку определить содержание, опровергнуть или подтвердить предлагаемые утверждения).
На этом этапе используются следующие виды работ:
введение новых слов, их объяснение, знакомство с иллюстрациями
работа с наиболее сложными грамматическими структурами
активизация знаний путём ассоциограмм
тематическая группировка слов из аудиотекста
составление коротких предложений с этими словами
отработка техники чтения, звукобуквенного соответствия, произношения, ударения, интонации
визуальные импульсы (иллюстрация, фото, видео при введении новых слов, предложений из аудиотекста (ответить на вопросы – кто что делает, где происходит действие, составить диалог по картинке), т.е. придумать о чём говорят)
акустические импульсы (голоса, звуки, музыка)
постановка всевозможных вопросов к наиболее сложным предложениям текста
нахождение соответствия к тексту, к картинке, предложению
последовательное расположение предложений, абзацев
упрощённая версия
избирательное аудирование фрагментов текста с выполнением задания: сформировать ответ на вопрос, воспроизведение контекстов употребления определённых слов, определение правильности предварительного утверждения
II. Текстовый этап
Текстовый этап включает прослушивание всего текста и поочерёдно отдельных абзацев, смысловых блоков. В процессе многократного прослушивания текста, который имеет своей целью:
проверку понимания
прогнозирование смыслового содержания текста
развитие логики, памяти, внимания
используются следующие виды работ:
заполнение таблицы (имена, цифры, другие данные)
заполнение пропусков в тексте
ответы на главные 5 вопросов (кто, где, когда, как, почему)
визуальный диктант
установление правильной последовательности (предложений, фрагментов)
тест “правильно/неправильно”
подбор заглавия абзацам
перефразирование
III. Послетекстовый этап
Послетекстовый этап направлен на проверку полноты и точности содержания, т.е. контроль работы над текстом, обсуждение прослушанного. Этот этап включает такие задания:
упорядочение предложений/абзацев в соответствии с прослушанным текстом или какая картинка соответствует, какому тексту, заголовку, картинке.
придумать конец/продолжение рассказа
составить план
придумать рассказ по аналогии
ролевая игра
составление диалогов по теме рассказа
постепенное и полное переключение на другие виды речевой деятельности (чтение, письмо)
Следует отметить, что все упражнения формируют у учащихся различные навыки обучения:
Рецептивные - умение воспринимать услышанное, узнавать знакомое, поиск по заданию учителя.
Репродуктивные - умение копирования образцов, умение воспроизводить услышанное.
Реконструктивные (компенсаторные) – умение перефразировать аудиотекст, использовать синонимы, изменять синтаксические структуры.
Продуктивные, творческие – умение передать содержание, творческий подход.
Рефлексивные – умения анализировать, оценивать, обобщать, систематизировать знания.
Коммуникативные – умения общения.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся в чтении

Общеизвестно, что в жизни человека чтение занимает значительное место.
Чтение на иностранном языке – это не только цель, но и могучее средство обучения иностранному языку. При чтении закрепляются многие грамматические явления, вырабатывается чувство языка, закрепляются фонетические навыки, а все это благоприятно сказывается на овладении устной речью.
К основным механизмам чтения относятся языковая догадка и антипация, они постоянно должны быть в поле зрения. При этом повышается их уровень сложности: догадка по контексту, по составу слова, по ассоциации, по аналогии; антиципация – содержание текста по его началу, по заглавию, предвидение финала событий, структуры абзаца и всего текста.
Как же эффективнее развивать умение читать?
Поскольку практической целью изучения иностранного языка является овладение общением на изучаемом языке, то я стараюсь сделать так, чтобы учащиеся овладели тремя видами чтения:
а) чтением с пониманием основного содержания читаемого (ознакомительное чтение); б) чтение с полным пониманием содержания, включая детали (изучающее чтение); в) чтение с извлечением нужной (выборочной) информации (просмотровое чтение).
Проблемой обучения чтению является проблема отбора текстов и четкая организация работы с ними. В новых условиях обучения иностранным языкам больше внимания уделяется устной речи, общению на изучаемом языке. Поэтому обучение чтению подчиняется формированию этих навыков. Чтение я рассматриваю как самостоятельный вид деятельности, где особое место занимает чтение “про себя” с целью извлечения основной информации из читаемых текстов. При отборе текстов учитываю,, прежде всего, возрастные особенности, интерес и потребности учащихся. Не менее важным при этом является само содержание текстов, новизна и практическая значимость имеющейся в них информации.
При работе над текстами все сопутствующие чтению языковые и технические трудности не должны препятствовать течению этого процесса. Я помогаю ученикам справиться с ними, создаю условия для их полного и частичного снятия. Приступая к чтению текста, напоминаю им, что
а) чтение - это не перевод; б) не обязательно знать каждое слово, чтобы понять текст.
Чтобы четко скоординировать работу учащихся я предлагаю им следующую инструкцию:
1. Прочитайте заголовок и попытайтесь определить по нему основную мысль текста.
2. Внимательно изучите до- или после-текстовые задания, которые помогли бы вам понять содержание.
3. Прочитайте бегло весь текст, не обращая внимания на незнакомые слова и другие языковые трудности. Постарайтесь представить себе его общее содержание.
4. Прочитайте текст еще раз, не прибегая к словарю в поисках значения каждого незнакомого слова. Постарайтесь догадаться о его значении по контексту или (если это возможно) по правилам словообразования.
5. Обращайтесь к словарю только в том случае, когда незнакомое слово мешает вам понять общий смысл текста.
6. Мысленно представьте себе общее содержание прочитанного текста. Выделите для себя ту информацию, которую вы извлекли в процессе чтения.
7. Обратите внимание на трудные места и незнакомые слова в тексте и постарайтесь установить, имели ли они принципиальное значение для общего понимания его смысла.
Для более эффективной работы с текстами использую на уроке упражнения, которые можно разделить условно на три группы.
1. Содержательная идентификация.
Это упражнения, в которых учащийся должен установить сходство высказываний с другими в содержательном плане, т.е. идентифицировать их. С интересом выполняют учащиеся следующие задания к этим упражнениям:
а) найдите в прочитанном рассказе предложения, сходные по содержанию с данными; б) определите, соответствуют ли данные предложения (высказывания, мысли) содержанию текста; в) какие из данных предложений отражают мысль данного рассказа; г) определите, из какого высказывания взяты следующие предложения; д) идентичны ли следующие два высказывания по содержанию.
Цель этого упражнения – развитие различных механизмов: смысловой догадки, содержательной антиципации, восприятия – сличения – узнавания. Постоянное обращение к прочитанному, многократное его просматривание при выполнении различных заданий развивает и совершенствует умение читать, способствует непроизвольному запоминанию материала. Характерной особенностью содержательной идентификации является то, что это не только обучающее, но и контролирующее упражнение, где контроль не прямой, а косвенный.
2. Содержательный поиск.
Основная задача этих упражнений заключается в том, чтобы развивать механизм логического понимания. Действия, которые совершает учащийся при выполнении этих упражнений, названы “поиском”, поскольку, он действительно ищет в прочитанном то, что требуется в задании. Если учащийся не понял основных мыслей текста, поиск не состоится.
Это упражнение может выполнять контролирующие функции. Примерные задания, которые я предлагаю учащимся:
а) найдите в прочитанном рассказе предложения, подтверждающие ; б) найдите то, что описывает (характеризует) ..; в) найдите причины того, что . г) найдите ответы на следующие вопросы ..; д) найдите предложения, которые уточняют следующие высказывания ...; е) найдите проблемы, которые волнуют .
3. Смысловой выбор.
К нему относятся упражнения, выполняемые со следующими заданиями: а) выберите подходящее для этого рассказа заглавие (из данных); б) выберите правильный по смыслу ответ (из предложенных ответов); в) выберите из каждого абзаца по одному предложению, передающего его смысл; г) выберите цитату, которая лучше всего характеризует главного героя.
Правильно выполненное упражнение свидетельствует о том, что учащийся понял прочитанное на уровне смысла. Такие упражнения развивают механизм логического понимания, попутно они развивают смысловую догадку, совершенствуют скорость чтения.
Модуль 4
Формирование коммуникативной компетенции через обучение диалогической и монологической речи
Обучение иноязычному общению учитель начинает с овладения навыками диалогической речи, ставя при этом перед учащимися следующие цели:
-формировать способности вступать в общение, свертывать его и возобновлять;
-формировать способности проводить свою стратегическую линию в общении;
-формировать способности прогнозировать поведение речевых партнеров, их высказывания.
При обучении говорению есть некоторые моменты, которые требуют специального обучения. Так, для умения общаться особую роль играют:
а) способность вступать в общение, свертывать ее и возобновлять;
б) способность проводить свою стратегическую линию в общении, осуществлять ее в тактике поведения, вопреки стратегиям других общающихся. Для этого недостаточно уметь спрашивать и отвечать, а необходимо обладать достаточным запасом функционально разнообразных реплик;
в) способность учета каждый раз новых (иногда сразу нескольких) речевых партнеров, смен ролей партнеров, или обращенность общения;
г) способность прогнозирования поведения речевых партнеров, их высказываний, исходов той или иной ситуации.
Главной особенностью общения является его эвристичность, т.е. незапланированность, нестандартность, непредсказуемость, творческое начало, вероятный характер. Это касается всех компонентов общения: выбора речевых задач, предмета, содержания, формы общения и его участников. Поэтому все, что делается на «диалогическом» уроке, должно развивать способность общающихся к эвристичночти, незаучённости высказываний, к умению осуществлять стратегию и тактику своего речевого поведения.
Как правило, для реализации стратегической цели необходимо достижение некоторых промежуточных, тактических целей. Одним из средств начального обучения тактике общения являются так называемые функциональные опоры. Они представляют собой названия речевых задач, расположенных в необходимой (предположительно, конечно) для высказывания последовательности. Это делается для каждого из речевых партнеров.а) Оба партнера получают одну задачу: «обсудите план осмотра города».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Сообщение
Вопрос
 
Предложение

 
 
 

Отказ
Обоснование
 
Новое предложение

 
 
 

Согласие
 
Сомнение

 
 
 

Уверенность
 
 

б) Задачи партнеров дифференцированы.
I
II

«Объясни, почему ты занимаешься
зимним спортом».
«Убеди своего товарища в том, что зимним спортом заниматься стоит».


Сообщение
 
Вопрос

 
 
 

Аргументация
 
Контрдовод

 
 
 

Ссылка
 
Опровержение

в) Детерминирована тактика лишь одного партнера, другой находит ее самостоятельно.
г) Тактика задана не жестко, как в примерах выше, а намечены лишь отдельные вехи.
д) Говорящие сами выбирают себе стратегию.
е) Второй партнер не знаком с тактикой первого (и наоборот).
Приведенные выше каркасы диалогического общения называются функциональными моделями диалога. Содержащиеся в них опоры в виде речевых задач подготавливают говорящего только в тактическом плане, что имеет место и в реальном процессе общения, поэтому не противоречат неподготовленности как характеристике этапа развития речевого умения.
Функциональные опоры дают прекрасную возможность вызывать определенный материал в речи обучающихся. Функциональные модели диалога могут быть даны на карточках (общих и индивидуальных), в полном виде или усеченном, с клише и без них. Названия задач следует давать на английском языке, постепенно знакомя с ними учащихся. Когда функциональные опоры применяются впервые, провожу следующую работу: а) читаем диалог; б) выясняем путем вопросов, какую функцию выполняет каждая реплика; в) составляем по функциям модель диалога;
г) воспроизводим по модели диалог;
д) изменяю ситуацию и показываю, как изменится тактика говорящих;
е) попытаться высказаться по измененной модели.
Такой комплекс упражнений провожу несколько раз, чтобы ученики поняли суть того, чему необходимо научиться.
Работа по формированию коммуникативной компетентности с использованием разговорных формул может быть организована следующим образом:
1) предъявление разговорных формул для первичного восприятия (объясняется их значение, отрабатывается произношение, интонация);
2) использование данных разговорных формул в диалогах-моделях и предъявление зрительной опоры;
3) самостоятельное использование учащимися разговорных формул в конкретных реальных ситуациях.
Следующий прием это драматизация. Драматизация включает несколько этапов.
Начальный этап, или актуализация, состоит в том, что учащиеся разыгрывают по ролям изучаемый текст. На следующем этапе можно предложить учащимся для разыгрывания ситуации, близкие к содержанию текста. В данном случае я рассматриваю ситуацию как «совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие». На последнем этапе (импровизации) учащиеся полностью отклоняются от содержания текста, опираясь тем не менее на его активную лексику. Импровизация представляет собой более высокую степень творческой самостоятельности: учащийся сам становится автором импровизационной сценки. В учебнике изложено много ситуаций. Учащимся предлагается «доиграть» их до конца.
Обобщающие уроки можно снимать на видео. Участие в видеосъемке является хорошим стимулом для ребят. Видеофильм позволяет им увидеть себя со стороны, проанализировать ошибки, отметить успехи.
Для формирования навыков диалогической речи. использую тренировочные и коммуникативные упражнения.
Однако, эти упражнения сами по себе не могут сформировать у учащегося умения вести беседу, участвовать в диалоге, поскольку они только знакомят обучаемых с диалогическими единствами. Для того чтобы обеспечить спонтанную и многообразную сочетаемость реплик в естественной беседе, необходимы такие формы диалогического обучения как беседа, расспросы, дискуссии. На старшем этапе обучения увеличивается объем диалога, усложняется речевые задачи, упрощаются и снимаются опоры. Но , если использовать только этот путь в условиях ограниченного времени в школе, то этот никогда не приведет к формированию достаточных продуктивных речевых умений. Очень большое значение учитель уделяет разработке заданий для самостоятельной работы, которые способствуют обеспечению максимальной умственной и речевой активности учащихся.
Максимальное время на уроках отводится работе в парах. На уроках используются пары различного вида: Статические - соседи по парте; Динамические – 4 учащихся сидящие за соседними партами; Вариационные - каждый ученик работает то с одним то, с другим соседом и т.д., Что касается учителя, то он работает в режиме управления самостоятельной работой учащихся.
Задания для самостоятельной работы

·       различные рекламные проспекты, посвященным местам отдыха, достопримечательностям, активным видам отдыха;
Пример: Заполните заполняют анкету о местах, в которых вы мечтаете побывать и о любимых видах спорта, которыми вы хотели бы заняться.
Образец:
Towns
Regions
Museum local
Markets
Castles
Cathedrals
Outstanding scenery
Cycling
Tennis
Horse- riding
Fishing
Boating
Surfing

После заполнения анкеты ученики отвечают на вопросы:
Where would you like to spend your summer holidays?What would you like to do next summer?
Where would you be able to learn horse- riding?
Затем они выполняют следующие задания:
Discuss with your friends from England your plans for summer holidays

·       программы телевидения, взятые из английской газеты;
Пример: Посмотрите в программу и заполните следующую таблицу:
 
Name of programs
Time
Channels

News
Films
Sports
Cartoons
Plays
Music
 
 
 

После чего учащиеся обсуждают программу, высказывают свои мнения, прогнозируют содержание той или иной программы.
Важнейшее условие обучения диалогической речи – это повторяемость и вариативность языкового материала.
Подбираются диалоги, максимально приближенные к жизненным. Например, некоторые из них:
1)
How do you come to the college? (school, theatre, club)
By bus. (taxi, tram, tube=metro)
How much does it cost?
7 roubles.
How long does it take?
About 20 minutes. (an hour, half an hour, quarter of an hour)
2)
Have you got a car?
Yes, I have.
What kind is it?
It’s a Ford. (Datsun, Fiat, Lada)
Do you like it?
Yes, I do.
Why do you like it?
Because it’s very economical. (Big, modern, comfortable, fast)
3)
How about dinner tonight? (a film, a walk, a concert)
I’d love to.
Where can we meet?
How about the square?
All right. What time?
It’s 7 o’clock OK?
Yes, that’s fine.
Данные диалоги фонетически отрабатываются и повторяются на каждом занятии вместо фонетической зарядки. Диалоги вводятся один за другим по мере отработки и умения воспроизводить учащимися. Повторяемость обеспечивает прочность усвоения и автоматизм воспроизведения речевых единиц.
Работа по вышеприведенным диалогам ведется по следующим этапам:
видоизменение предложений (подстановки, расширение или сокращение предложений, замена реплик и т. д.);
синонимические и антонимические замены;
конструирование и образование по аналогии.
Вариативность при данной работе над диалогами обеспечивает ситуативность высказывания, умение воспользоваться наиболее подходящим для данного конкретного случая вариантом высказывания, то есть сознательное использование речевых образцов. Хорошо отработанные речевые образцы из диалогов повышают уверенность учащихся в своих силах и настраивают их на беглую речь, то есть мы облегчаем им в дальнейшем вести несложную диалогическую речь.
Подобным же образом ведется работа и над диалогами по устным темам. Тщательно подбираются диалоги, содержащие минимум лексических единиц по разговорным темам, помогающие в дальнейшем учащемуся вести несложную беседу.
1)
I’d like a room not facing the street, please. (overlooking the sea, facing the park)
A single room or a double-room, sir?
A double, please.
With or without a private bathroom? (a shower, a balcony, an air conditioner, satellite TV)
With, please.
For how many nights?
Just for one night, please.
2)
I’d like a pair of shoes, please. (a raincoat, a pullover, a pair of shorts)
What color would you like?
Brown.
And what size are you?
Five. Can I try them on?
Of course. The changing room is over there.
I’m afraid they’re too small. Can I try five and a half, please?
Certainly. Here you are.
Thanks They’re fine. I’ll take them. How much are they?
Подводя итог сказанному, подчеркнем еще раз, что многократное повторение одних и тех же диалогов в сочетании с вариативностью лексических единиц позволяет добиться прочности и разнообразия языкового материала, используемого в диалогической речи, а так же повышает уверенность говорящего в своих силах. Имея определенный запас языковых выражений, доведенных до автоматизма, можно построить целую серию диалогов, далеко выходящих за рамки представленных выше диалогов.

Заданием, развивающим навыки диалогической речи, являются “чаты”, подобные уроки проводятся в конце четверти и пользуются большой популярностью среди учащихся: предварительно оговаривается тема чата, каждый получает листочек, на котором пишет вопрос, согласно выбранной тематике, затем все меняются своими листочками и отвечают на вопрос, который был им предложен, после чего каждый дописывает ещё один новый вопрос, и схема повторяется.

Дискуссия

Другой формой активизации учащихся на уроке и практической реализации речевых возможностей учащихся является дискуссия.
Это особая форма  коллективного сотрудничества, вызывающую активную напряженную мыслительную деятельность. С помощью дискуссии учитель умело включает учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться и предоставляет  возможность  высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса. Дискуссия- способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе.
Дискуссия дает возможность учащимся:

·     получить новую информацию ;

·     повысить свою компетентность;

·     проверить собственные идеи и оценить их достоверность;

·     развить коммуникативные качества и умения пользоваться своим интеллектом;

·     проверить свои чувства и их интерпретацию окружающими:

·     выработать привычку нести ответственность за свои слова;

·     научить избегать ошибок,, допущенных другими .
Особенно  важно определить способы, приемы, условия, обеспечивающие успех  там, где высказывания учащихся строятся на иностранном языке. Дискуссия предполагает прежде всего хорошую нравственную атмосферу понимания, которая на уроках иностранного языку достигается благодаря разработке и тщательному соблюдению следующих правил, применимых к высказыванию учащихся на английском языке: 1. Любую мысль можно высказать без боязни. /учащиеся не боятся того, что их высказывание будет подвергнуто критики, сочтут  не достаточно глубоким и  т. д / 2. Количество предлагаемых идей должно быть как можно больше 3 . Высказанные идеи разрешается как угодно комбинировать, а также видоизменять/ т.е. улучшать идеи, выдвинутые другими членами группы или другими учащимися/
При подготовке к дискуссии учитель использует следующие методы в работе с учащимися: 1. Связное сообщение учебного материала 2. Метод беседы учителя с учащимися в разнообразных режимах 3. Рационально организованная самостоятельная работа  с ее последующей активизацией 4. Hаглядные методы /использование опорных лексико-семантических, лексико-грамматических конспектов и схем/ 5. Творческая работа учащихся/ устные и письменные творческие переводы стихов и прозы, сочинения по ассоциации, рефераты и итоговые работы по темам, аннотирование текстов из книг для чтения/ 6. Эвристические методы, включающие проблемный, поисковый, частично-поисковый, исследовательский Для того, чтобы вызвать у учащихся желание говорить из объема тем учебника выбираю те, которые наиболее интересны учащимся, вызывают у них желание общаться, содержат наиболее жизненные ситуации. Эти темы становятся коммуникативным ядром последующей совместной речемыслительной деятельности. Примерный перечень тем, используемых на уроках иностранного языка при развитии навыков говорения: 1. Лето- любимое время года 2. Любимые школьные предметы 3. Роль иностранного языка в жизни человека 4. Английский язык в современном мире 5. Профессии, связанные с иностранным языком 6. Образование человека в современном мире 7. Что формирует личность человека? 8. Проблема выбора будущей профессии 9 . Проблема отцов и детей 10 Хорошо ли я знаю себя? Стараюсь всегда дает учащимся возможность высказать и аргументировать свою точку зрения, какой бы абсурдной она ни казалась. Особенно успешно это осуществляется на уроках диспутах, тематику для которых учитель выбирает вместе с учащимися посредством анкетирования. Пример заданий на формирование дискуссионного навыка: Study the list of qualities a good school teacher should posess. Rank them in order of importance. Discuss the results
A GOOD SCHOOL TEACHER -has a lot of new ideas -encourages the children to learn happily -keeps in contact with the parents of his/her pupils -works hard to remain up-to- date in his/her subject -sets high standards -has a lot of patience and energy -uses a lot of different materials audiomethods to make the lessons interesting -is able to keep discipline and order -is friendly and helpful to his/her colleagues -is kind- -explains clearly -openly admits his/her mistakess -shows the same interest in all his/her pupils
б/ выражение собственного мнения Этому способствуют задния:
What will you do after the 9 the form? Would you like-to stay at your school?  -                         to leave your school and to enter another one?                             to leave shcool and enter any other institution of secondary education? Why would you like to do it? What’s important for you?                                               -Friends/ you want to study with your friends/                                               -Social life/lots of parties, clubs, discos/                                                -Location/ you want to live near/away from home/                                                 -The reputation/people say it's good, not very good school/ г/ объяснение Задание: Explain the difference between.... a/ to sit an exam and to set an exam b/ to take an exam and to pass an exam c/ compulsory and voluntary d/ to educate and to bring up e/ a pupil and a student д/ опровержение Задание,  на опровержение высказанного мнения: -History is really boring, lots of reading and writing. It's no use of study History. Math is really great
 И только после предварительной подготовки учащиеся приступают к обсуждению проблемы с использованием следующих ситуаций: -Are you glad or sorry to be back at school? Why? What do you feel about school?
-What sort of school would you like to go?Is your school traditional or modern? What will the school of future be like? What uniform do you like to wear at school?
-Do the children like all subjects at school? Why do you prefer some subjects to other? What makes a school subject interesting/boring?/It is useful for my future profession. The textbook is nice. The teacher is good. The amount of work isn’t large/
Вот пример одной из дискуссий, которая проводится в конце изучения темы “Книги”.
За несколько уроков до дискуссии ребята получают список различных высказываний о книгах, причём, высказываний и позитивного, и негативного характера ; также некоторые высказывания уже на английском языке учитель даёт на уроке. Дополнительно вводится лексика для перевода выбранного материала, и группа делится на две подгруппы: одной предлагается в списке высказывания найти афоризмы, выражающие позитивное отношение к чтению, а другой – негативное или двойственное. В течение 2 уроков дома ребята переводят эти предложения, а на следующем уроке объединяются в группы и обсуждают свои высказывания. Что конкретно будет на уроке-дискуссии, они не знают, но некоторые её элементы обсуждаются на предыдущих уроках.
Название дискуссии пишется на доске: “Reading: “pros” and “cons”. Эпиграф урока – высказывание Фрэнсиса Бэкона: “Some books are to be swallowed, some – to be tasted, some few – to be chewed and digested”. План дискуссии – обсуждение следующих вопросов:
1) – “good” and “bad” books;
2) – to read and to discover or to read or to browse over books;
3) – a home library or the Internet;
4) – books in future;
*** “shooting” with quotations
Таким образом, различные группы высказывают своё мнение по вопросам, предложенным учителем. Итог по обсуждению каждого вопроса подводит учащийся (мы называем его “compromiser”, который на основе того, что сказано должен либо примирить группы, либо сделать вывод по поводу того, чьи аргументы были более весомыми (конечно, эту роль может сыграть и учитель).
Затем группам предлагается провести соревнование, парируя высказывание собеседника противоположным мнением (это задание можно считать подготовленным, поскольку учащиеся знакомы с данными высказываниями и на русском, и на английском языке, согласно материалу предыдущих уроков) – в результате получается “словесная дуэль”, по-английски мы назвали её “перестрелка” высказываниями (shooting” with quotations).
В конце урока учитель подводит итог по результатам дискуссии.
Ещё один вид дискуссии: тема “Экология” (10-11 класс). До начала урока учитель вывешивает списки: группа делится на 4 мини-группы, в каждой выбирается лидер, который руководит группой и будет отвечать за результаты проделанной работы; в начале урока учитель рассказывает о плане работы:
I этап: каждой группе предлагается проблема, которую следует обсудить и предложить резюме по итогам обсуждения:
1) Экология души: стоит ли говорить об этом сегодня? Что это такое?;
2) Экология и цивилизация: возможна ли гармония между ними? Есть ли какие-то точки соприкосновения?;
3) Если бы вы были членом правительства, какие бы меры вы приняли для улучшения существующей(ситуации в стране?;
4) Экология будущего: ваши предположения и размышления (5-6 минут на обсуждение).
II этап: лидеры каждой мини-группы берут свои задания и переходят в другие мини-группы, чтобы обсудить предложенную проблему с ними, т.е. каждая мини-группа должна обсудить все четыре проблемы и предложить своё резюме;
III этап: лидеры групп возвращаются и рассказывают о результатах обсуждения своей проблемы другими группами (3 – 4 мин.);
I V этап: учащиеся составляют и пишут итоговое резюме (каждый член мини-группы – своё, соглашаясь или не соглашаясь с результатами группового обсуждения), которое сдаётся учителю в конце урока; кроме того, группа подводит итог, отмечая, кто и как работал на уроке, какую оценку следует поставить каждому ученику (или не поставить), и лидеры группы сдают листочки со своими оценками учителю. Данная дискуссия проходит очень живо и интересно.


ИМПРОВИЗИРОВАННАЯ РЕЧЬ. Это особый тип выступления по данной теме на 3 - 5 минут. Всегда начинается с шутки или эпиграфа, подходящего к данной теме.

КОЛЛАЖ - соединение картинок и текста. (Особенно интересен учащимся 5-х - 8-х классов). Работа может выполняться как индивидуально, так и в парах.

СОЗДАНИЕ РЕКЛАМЫ. (Кратко, но доходчиво прорекламировать предмет, место и т.д., используя вокабуляр урока, темы).

МОЗГОВОЙ ШТУРМ - создание устного проекта. Автор этой идеи американец Алекс Осборн. В основе - критическое мышление. Обязательная групповая работа.

ДЕБАТЫ - технология проведения была основана в 1993 году институтом “открытое общество” имени Карла Поппера. "Дебаты" учат мыслить логично и убедительно строить своё выступление. Отстаивать свою точку зрения по данной теме, ссылаясь на аргументы, факты, учат умению вести цивилизованную дискуссию. “Дебаты” являются не только увлекательной, интеллектуальной игрой, но и эффективным средством развития учащихся.
Работая над какой-то темой (а в игре тема называется “тезис”), учащиеся сначала должны наработать материал. Для этого пересмотреть, перечитать массу дополнительной литературы, посмотреть TV программы, и, конечно, если это возможно - поработать в Интернете. Благодаря этому эффективно решаются обучающие, развивающие и коммуникативные задачи образовательного процесса. Кроме того, ребёнок учится слушать своего партнёра, прислушиваться к взглядам другого человека. Принимать ответственные решения, быстро ориентироваться в трудной ситуации: т. е. развиваются “лидерские качества”. Принцип проведения “Дебатов” таков: 1 команда высказывает своё мнение “за”, 2 команда высказывает своё мнение “против”; 1 ученик ведущий (Главный арбитр), он так же проводит раунд перекрестных вопросов.

Кроме перечисленных вариантов работ, хочется сказать и ещё об одном задании, стимулирующем РМД учащихся и способствующем развитию навыков письменной речи, это – создание “топиков” – специальных тетрадей, в которых учащиеся фиксируют материалы по той или иной теме, свои мысли и рассуждения по данной проблеме. В работе уже упоминалось о том, что иностранный язык, порой, становится процессом зубрёжки готовых топиков, напечатанных в различных пособиях по иностранному языку, и только. Мы не должны забывать о том, что одна из основных целей обучения иностранному языку – это развитие навыков неподготовленной речи на основе полученных ОУУНов по различным видам речевой деятельности. Поэтому я посчитала целесообразным учить детей содавать собственные “топики” по различным темам. “Топики” - это РТ учащихся, включающие и сведения, полученные по той или иной теме, и размышления ребят по поводу
Мы начинаем эту работу с 6-го класса (темы: “Здоровье” и “Лондон”). Алгоритм создания “топиков”: изучая ту или иную тему, мы рассматриваем разные аспекты, задача учащихся в конце изучения данной темы обобщить пройденный материал и написать собственный “топик”, согласно плану, предложенному учителем (в плане отражены все аспекты пройденной темы). Например, тема “Школа”
первый этап (один этап – это не обязательно один урок, возможно, 2-3 урока) на основе изученных лексических единиц и грамматических структур учащиеся составляют рассказ о своей школе (здание, любимые предметы, правила поведения и т.п.); второй этап: - реферирование и перевод текста содержащего НРК:
третий этап: собственный проект “Школа будущего”.
Конечно, учитель контролирует создание каждого “шага”, исправляет ошибки, а учащиеся дорабатывают тексты и выступают с устными высказыванию по каждому аспекту темы “Школа”. Затем учитель просит ребят обобщить изученный материал и написать “топик” по плану:
вступление (1-2 предложения);
школы Казахстана ;
наш лицей ;
проект школы будущего;
заключение: “Роль школы в твоей будущей карьере”: (3 - 4 предложения), этот аспект не рассматривался на уроках, ребята должны подумать над этим пунктом плана и сделать свои вывод.

Приложение

Тема: “Спорт в нашей жизни”
Цели урока:
обучение иноязычной коммуникации; развитие лингвистических способностей (фонематический и интонационный слух, имитация, коммуникативная игра);
развитие навыков монологической и диалогической речи, умение читать и извлекать полную информацию; развитие навыков работы в группе;
развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения;
воспитание толерантности и уважения к чужой культуре;
воспитание личностных качеств: трудолюбия, активности, умения работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельности, личной и взаимной ответственности; приобщение учащихся к занятиям физической культурой;
воспитание патриотизма.
Тип урока: урок коммуникативно-ориентированного обучения.
Методы: интерактивный, словесный, наглядный, практический.
Оборудование и оснащение урока:
таблицы и карты а) Word Web “Sports”; б) “National Sports in Great Britain”; в) глобус; дидактический раздаточный материал:
а) подстановочные таблицы; б) тексты; в) карточки-задания; ТСО (видеозапись “Олимпиада ”); атрибуты (флажки, спортивный инвентарь)
Ход урока
I. Организация урока.
Проверка готовности группы к уроку.
II. Введение в тему (сообщение целей урока).
III. Речевая зарядка. Активизация имеющихся знаний у детей.
Мозговая атака. Опорная схема.
IV. Проблематизация. (перенос на жизненную ситуацию – развитие интереса к теме).
Просмотр видеозаписи.
V. Работа в малых группах.
Работа с текстом.
Организация деятельностных заданий:
а) работа с подстановочными таблицами; б) восстановление деформированного текста диалога.
Коммуникативное общение (мини- диалоги).
Познавательно – ролевая игра.
VI. Подведение итогов урока.
Общая оценка работы учащихся.
VII. Домашнее задание. Sports in Our Life”
I
Music.
T: – Good morning, everybody! I’m very glad to see you at today’s lesson. How are you?
P1: – I’m fine, thanks. And how are you?
T: – I’m fine too. Thank you. (2-3 students).
II
T: – Don’t be surprised of music that you’ve listened to, because today we’ll speak on the topic “Sports in Our Life”. We’ll discuss how sports help us to be fit, healthy and strong. You will know something interesting and new for you. I hope that our co-operation will be important and useful for you and for me. “A sound mind in a sound body” the proverb says. It means: “В здоровом теле – здоровый дух”. These words will be a redline of today’s lesson.
III
T: – The President of the Russian Federation V.V.Putin and the Government pay a great attention to the development of sports and healthy way of life in our country. You see that your health is in your own hands.
By the way, what words can you use speaking about sports and health?
P1-7:
To go in for sports. To swim, to run. To take care of yourself.
Olympic Games. Health. Physical training lesson.
Records and medals. (etc)
T: –You are well-done! It’s fantastic! You know a lot of words. I also think so and agree with you. When I think of sports I imagine health, stadiums and champions. What do you imagine when you think of sports?
P1: – When I think of sports I imagine Olympic Games.
T: – All right! And you?
P2: – I imagine our physical training lessons when I think of sports.
T: – Why?
P2: – Because our lessons are very interesting and useful.
T: – I’m proud of you! As for me I go in for tennis. Do you go in for sports?
P3: – Yes, I do. I go in for basketball.
T: – What sports do you go in for?
P4: – I go in for football. It gives me many moments of joy and helps me to keep fit.
T: – What winter sports do you know?
P5-8:
Hockey. Figure-skating. Skiing. Skating.(etc)
T: – Does sport help us to be in good health?
P 9: – Yes, I’m sure of this.
IV
T: – My dear friends! Do you know what the main sports event took place in summer?
P1: – I think that it was the Olympic Games.
T: – Yes, you are right. You know that the XXVIII Summer Olympic Games took place in August in Greece. Let’s watch TV now. (Video).
V
T: – I’ve prepared a text for you and I want you to read and understand what it is about. Will you read aloud one by one?
P1-5: (Reading the text).
T: – Do you understand the text? All groups will do different tasks to check up your understanding.
To answer the questions. To put the sentences in the right order.
To finish the sentences.
T: – What is the text about? (Checking up the tasks).
T: – All right, let’s go on. It is known that the Americans and The British are great lovers of sports. Many kinds of sport were born in England. Do you know national English sports game? What kinds of sport were invented in Britain?
Football. Tennis. Cricket. (The pictures).
T: – Yes, you are right. Your task is to know some information about these kinds of sports. These cards will help you. Give your own examples.
Group 1:
Football was invented in the UK.
It was introduced to other countries by British soldiers, seamen and businessmen.
Football is very popular game among the boys.
It is played by many people.
T: – Wonderful! And since 1863 football has been played with proper rules.
Group 2:
Cricket is played in summer. Cricket is one of the English national sports.
It is a very serious business in Britain.
Cricket is becoming more and more popular around the world.
Group 3:
Tennis was invented in the UK too. Tennis is very interesting to see.
It is played by people from all over the world. It is popular in Britain too.
T: – I agree with you. Every summer a great International Tennis Festival takes place at Wimbledon near London. So football, cricket and tennis are English Sports, aren’t they?
P: – Yes, they are.
T: – I have already said that the British and the Americans are great lovers of sports. Our country needs healthy young people too. You and your friends are interested in sports, of course. If you are healthy you can learn and work and be active in life. You have cards with dialogues but the sentences are mixed. Put them in the right order to make up a dialogue.
Group 1:
– Are you interested in sports?
– Well, I don’t like very much to watch other people play. I like to play myself.
– Oh? What’s your favorite sport?
– Basketball.
Group 2:
– What is your favorite sport?
– I like figure-skating.
– Are you good at it?
– Oh, no, I’m not. I can’t skate at all. But I enjoy watching figure-skating competition
Group 3:
– To have a healthy mind you must have a healthy body.
– Do you really think so? Sport is very useful but it takes a lot of time.
– I wouldn’t say that. If you can plan your working day you’ll have a lot of time.
– Yes, you are right. I agree with you.
T: Now I want you to ask questions to each other in pairs. (Mini-dialogues).
Try to ask your friends from other groups.
Questions:
Do you go in for sports? Do you like our physical training lessons?
Do you do morning exercises? What sports do you go in for?
Does it help you to be in good health? Do you visit sports schools?
What is your favorite sport? Can you swim?
Who is the best sportsman in your group?
Who is your favorite sportsman? (etc)
T: – You are good sportsmen, I see. Imagine that I’m a famous sportsman and you are journalists from different countries. What questions would you ask me?
Questions:
Where are you from? What is your name? What sports do you go in for?
Does it take a lot of time?
What competitions did you take part in?
Did you lose or win?
Why do you go in for tennis (football, basketball)?
VI
T: – OK! Let’s sum up then. What have you learned today? What have you kike or dislike at the lesson? I think our lesson was useful. Now you know more kinds of sport.
VII
T: – Now write down your home task: to prepare some information about different sports. And don’t forget that “Good health is better than wealth”. Good buy!

Приложение 1
Word Web
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 
Приложение 2
Read the text and try to understand what it is about.
The original Olympic Games began in the year 776 BC in Olympia in Ancient Greece. They happened every four years. Only men could take part in the Olympics. Women were not allowed anywhere near them. The Games were good practice for soldiers. The ancient Olympic Games ended in the fourth century BC. The modern Olympic Games began in Athens in 1896. There were a lot of sports than in the ancient games. 311 sportsmen from 13 countries took part in it. Women started competing in 1912. the first Winter Olympic Games took place in 1924 in Chamonix, France. The XXVIII Summer Olympic Games were held in Greece in August 2004. The sportsmen from Europe and Asia came to Greece to take part in it. Now there are hundreds of different sports in the Olympic Games.
 Приложение 3
Задания к прочитанному тексту.
Group 1.
Put the sentences in order according to the text.
The first Winter Olympic Games took place in 1924.
The Games were held every four years in Olympia.
The first Olympic Games of modern times were held in 1896 in Athens.
The original Olympic Games began in Ancient Greece.
Women started competing in 1924.
Group 2.
Finish the sentences according to the text.
Women
A) took part in the Games.
B) were not allowed to be present at the games.
C) watched the Games.
The ancient Olympic Games ended
A) in the 3d century BC.
B) in the 5th century BC.
C) in the 4th century BC.
Women started competing...
A) in 1912. B) in 1896.
C) after World War II.
The first Winter Olympic Games took place in
A) 1912. B) 1924. C) 1946.
Group 3.
Answer the following questions.
When and where did the original Olympic Games begin?
Did women take part in it?
When did the modern Olympic Games begin?
Women started competing in 1912, didn’t they?
Did the first Winter Olympic Games take place in France or in Greece?
What kinds of sports do you know?
Приложение 4
Работа с подстановочными таблицами.
1
Tennis
(It)
was
is
invented in the UK.
very popular in Britain.
very interesting to see.
played by people from all over the world.

2
Cricket
(It)
is
one of the English national sports.
played in summer.
a very serious business in Britain.
becoming more and more popular around the world.

3
Football
(It)
was
is
invented in the UK.
introduced to other countries by British soldiers, seamen and businessmen.
a very popular game among the boys.
played by many people.

Приложение 5
Put the sentences in the right order to make up a dialogue.
Group 1.
Basketball.
Are you interested in sports?
Well, I don’t like very much to watch other people play. I like to play myself.
Oh? What’s your favorite sport?
Group 2.
I wouldn’t say that. If you can plan your working day, you will have a lot of time.
Do you really think so? Sport is very useful but it takes a lot of time.
To have a healthy mind you must have a healthy body.
Yes, you are right. I agree with you.
Group 3.
Oh, no. I’m not. I can’t skate at all. But I enjoy watching figure-skating competition.
What is your favorite kind of sport?
Are you good at it?
I like figure-skating.
Приложение 6
Proverbs:
“A Sound Mind in a Sound Body”.
“Good Health Better Than Wealth”.

ЛИТЕРАТУРА:
Болдырев Н.Н. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения иностранному языку // Иностр. языки в школе. – 1998. – № 3. – С. 12-15.
2 . Долгова Л.А. «Межпредметные связи как средство мотивации учебно–воспитательного процесса по иностранному языку.» - «Иностранные языки в школе» №6 , 1988 г.
3 . Дубровин М.И. «Мотивация при обучении иностранному языку и учебные материалы.»- «Иностранные языки в школе» №1, 1978 г.
4 . Зимняя И. «Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования» - «Высшее образование сегодня» №5 , 2003 г.
5.Крупко А.Г. Формирование коммуникативной компетенции с использованием разговорных формул на уроках французского языка // Иностр. языки в школе. – 1992. – № 2. – С. 55-58.
6. Кудашева М.А. «К вопросу о мотивах изучения иностранного языка учащимися старших классов» - «Иностранные языки в школе» №5 , 1975 г.
7 . Лехина И.В. «Словарь иностранных слов» - М., издательство «Советская энциклопедия», 1964 г.
8 .Леонтьев А.А. Преподавание иностранных языков в школе: Мнение о путях перестройки//Иностранные языки в школею-1988.-№4
9. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995. – 152 с.
10. Маслыко Е. А. , Будько А. Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка. “Высшая школа”, -Минск, 1997.
11. Рогова Г. В. , Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку. “Владос”, -Москва, 1998.
Пассов Е. И. Формирование грамматических навыков. Москва, 1989.
12. Golebiowska A. Getting students to talk . University Press, Cambridge
13.Шмелькова Л.В. Технологизация образовательного процесса. Учебно-методическое пособие. – Курган: ИПКПРО, 2002. – 144 с.








13PAGE 15


13PAGE 14115




 
·