План по самообразованию «Формирование правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках, экскурсиях с детьми 6-7 лет»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 35 «Дельфин» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
План по самообразованию воспитателя
подготовительной к школе группы №1
Козловой Людмилы Борисовны
на 2016-2017 год
на тему:
«Формирование правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках, экскурсиях
с детьми 6-7 лет»819155245735
Цель: формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Задачи:
1. учить понимать смысл и использовать в активной речи слова с обобщающим значением «живое» и «неживое», устанавливать простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе;
2. продолжать знакомить с изменениями внешнего вида растений и животных в зависимости от времени года;
3. обогащать представления о многообразии животного и растительного мира, формировать знания о приспособленности растений и животных к среде обитания;
4. расширять представления о многообразии природных явлений, учить называть явления природы: снегопад, листопад, радуга и др.,
5. продолжать формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе;
6. учить отличать по внешнему виду и издаваемым звукам 3-5 видов насекомых, 3-4 вида птиц, 5-10 видов зверей, выделять особенности их внешнего вида и движений;
7. упражнять в умении узнавать разные породы деревьев по коре и листьям. 
Формы работы:1. наблюдения на ежедневных прогулках,
2. целевые прогулки,
3. экскурсии,
4. опытно-экспериментальная деятельность.
Наблюдения: Цель:
Осень
Наблюдения:
За цветником осенью.
За плодами и семенами кустарников и деревьев, сбор семян садовых цветов.
Целевая прогулка в осенний парк, сбор природного материала.
За листопадом.
За осенним дождем.
За лужами, отражениями в них.
За рябиной – листья, плоды.
За первым выпавшим снегом.
За птицами вблизи жилья человека.
За небом.
Целевая прогулка на транспорте «Осень в городе».
Продолжать формировать понятия осени как времени года:
сильное похолодание,
сокращение светового дня,
осадки.
Формировать представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений.
Наблюдать за растениями и устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявить причины происходящих изменений осенью.
Наблюдать за наступлением осени в городе, как люди готовятся к зиме.
Опытно-исследовательская деятельность осенью
Собрать листья рябины, дуба, осины и березы для гербария и ручного труда. Цель:  отличать листья (по форме, размеру, длины черенка).
Определить температуру воздуха по термометру в течение дня за окном группы. Цель: показать детям, что воздух имеет определённую температуру, и она может меняться. Это зависит от времени, места измерения.
Воздух: прозрачность, свежесть, отсутствие запаха. Цель: познакомить со свойствами воздуха.
Вода: свойства воды (текучесть, запах, вкус, прозрачность, бесцветность). Цель: познакомить со свойствами воды, способность воды отражать окружающие предметы, превращаться в твердое состояние.
Определить дерево, которое первое готовится к осени (береза).  Цель: сделать вывод: температура воздуха стала ниже, все деревья сбросили листву.
Зима
Наблюдения:
Целевая прогулка в зимний парк.
За птицами на кормушке.
За инеем на окне, проводах и на деревьях.
Откуда узоры на окнах.
За гололедом.
За снегопадом.
За снежинками (с использованием лупы).
За деревьями зимой.
Целевая прогулка в парк – определить, чьи следы на снегу.
За ветром – использование султанчиков, лент.
Есть ли жизнь под снегом. Продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе (снегопад, сугробы, метель, вьюга, позёмка). Установить связь между особенностями внешнего вида, поведением птиц и условиями зимнего сезона.
Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Обратить внимание детей на то, что деревья и кустарники стоят без листьев. Зимой они не растут, а погружаются в глубокий сон, потому что холодно и мало света, питательных веществ.
Познакомить с особенностями жизни травянистых растений зимой.
Опытно-исследовательская деятельность зимой.
1. Снег – зависимость свойств снега от температуры воздуха. Цель: подвести к пониманию зависимости свойств снега от температуры.
2. Вода: переход из жидкого состояния в твердое. Цель: показать, что при определённых условиях вода переходит из одного состояния в другое и обратно.
3. Воздух – где дышится легче. Цель: подвести детей к выводу, что холодный воздух тяжелее тёплого.
4. Лёд – как испаряется лед, при какой температуре, в каких условиях. Цель: показать переход твёрдого вещества в газообразное.
5. Растения – посадка овса и лука («Огород на подоконнике). Цель: дать понять, что для нормального роста и развития растений необходимы свет, вода, тепло, питание
6. Морозные узоры на стекле.
 Наблюдение за морозными узорами на стекле – что произойдет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами?
7. Таяние снега. Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стакан  плотно или рыхло.
Цель: познакомить детей со свойствами снега. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
8. Прозрачность льда. В стакан положить пуговки, бусинки.
Цель: познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Весна
Наблюдения:
За ручейками.
Откуда берутся сосульки.
За птицами.
Экскурсия в грачевник.
За деревьями – с какой стороны от дерева быстрее тает снег.
За почками спиреи.
За солнцем.
За растениями.
За насекомыми.
Экскурсия в весенний парк.
Посадка семян цветов.
Как влияет прополка сорняков, полив на рост и развитие растений.
За весенним дождем.
Изменение природы после дождя и грозы.
Определять и называть состояние погоды – тепло, солнце греет, таит снег, капель, проталины.
Воспитывать бережное отношение к природе, обращать внимание на её красоту.
Знакомить с особенностями времени года весна – набухают почки и появляются
листочки, трава, цветы первоцветы – мать-мачеха, горицвет.
Обобщить представления о характерных признаках весны:
увеличение светового дня,
таяние снега,
образование сосулек,
мокрый снег,
сильные ветра и т.д.
Продолжить знакомство со свойствами воды, воздуха; закрепить умение моделировать вещества и процессы, происходящие в них.
Опытно-исследовательская деятельность весной.
1.Свет – «солнечные зайчики». Цель: отражение в зеркале солнечных лучей.
2.Вода – просачивание воды в почву.
Цель: подвести детей к выводу, что вода имеет свойство просачиваться в почву. Время просачивания зависит от свойств почвы.
3.Очистка воды – уголь, песок, ткань, бумажные салфетки. Цель: подвести детей к выводу, что загрязнённую воду можно очистить.
4. Плавучесть предметов – кораблики из бумаги, деревянные. Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
5.Радуга – Разноцветное коромысло через небо повисло.
Цель: познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы. Закрашивание воды в цвета радуги. Изготовление веера из разноцветных лучиков.
Работа с родителями:
Выставка «Осенний калейдоскоп» из природного материала, овощей и фруктов.
Совместные мероприятия детей, родителей и педагогов «Мы идём в поход» - экскурсии в парк, лес, к родникам.
Конкурс для родителей и воспитанников на лучшую кормушку для птиц – «Птичья столовая»
Памятка для родителей: «Наедине с природой».
Папка – передвижка «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников».
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».
Литература:
Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей д/с под ред. Саморуковой П. Т. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика.-М. : Просвещение, 2005- 144 с.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост. Л.А.Багрова - М.: ТКО "АСТ”, 1995.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост. П.Р.Ляхов- М.: ТКО "АСТ”, 1999
Предполагаемые результаты:
У детей появится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности родного края.
Появится стремление бережно относиться к природе, к правильному поведению по отношению к миру природы.
Овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
Узнают значение воды, воздуха в жизни всех живых объектов природы, что в природе всё взаимосвязано, ничего не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
Сформируются навыки ухода за растениями.
Участие родителей. Экологическое просвещение родителей даёт большой плюс в экологическом воспитании детей.