Формирование у детей положительного отношения к природе в процессе наблюдений


Формирование у детей положительного отношенияк природе в процессе наблюдений
Эту проблему решают воспитатели в группах продленного дня прежде всего через прогулки. Прогулки служат воспитанию экологического сознания, чувства природы, экологической культуры школьников, развитию эстетической и нравственной культуры. Цикл прогулок можно открыть беседой о временах года, об изменениях, происходящих в природе.
1. Фрагмент беседы на прогулке.
Ежегодно мы встречаемся с двенадцатью месяцами, и каждый из них неповторим. Всю жизнь сопутствуют нам деревья, да и не только нам, – многие из них молчаливые свидетели истории. Ставим проблему перед учениками. Что мы сможем рассказать о природе нашим детям? А о наших братьях меньших, животных, что рядом с нами и вокруг нас? А зачем это делать? Затем, чтобы быть интересным и сверстникам, и старшим. Задача воспитателя – побудить учащихся к рассказыванию по темам: «О наших братьях меньших», «Пернатые вестники весны», «Птицы зимой», «Живая земля» и другие рассказы должны быть построены на основе наблюдений в природе, самостоятельного чтения и осмысления полученных знаний в рисунках и стихах.
2. Наблюдение-беседа по теме: «В мастерской художни-ка – природы» (это и тема прогулки).
Воспитатель обращается к детям:
– Сегодня мы с вами вышли на природу, чтобы приобщиться к тайнам великого художника. Кто из вас ответит на вопрос, какое воздействие оказывает на нас пейзаж, изображенный на картине? А как художник добивается этого? Художник всему этому учился у великого гения – природы, которая воздействует на нас линией и цветом. Давайте и мы посмотрим и всмотримся в силуэты деревьев, определим их характеры, портреты, настроение и состояние, которые они вызывают у нас своими очертаниями. Не случайно мы захватили на прогулку карандаши, альбомы, блокноты. Давайте разделимся на две группы, выберем жюри и проведем конкурс. Каждая группа дает словесное описание дерева, определяет его «настроение» и то, какое настроение появляется у нас от общения с деревом.
– Вот перед вами березка. 4–5 минут молча смотрим, слушаем, думаем.
Далее воспитатель говорит: «Березонька кудрявая! В лучах солнца золото ее кудрей и белоснежный ствол ослепительно мне улыбаются. Она веселит меня! А что скажете вы?».
Проходит несколько минут – и каждая группа предоставляет рисунок, описание и «настроение» от общения с деревом на суд жюри. Затем дети делают все сами. Воспитатель лишь наблюдает за ними. За одну прогулку ребята делают две-три остановки около деревьев. Какой прекрасный образный мир раскрывается детям, сколько нового и порой неожиданного узнают они!
Конкурс окончен. Воспитатель просит слово: «Итак, мы сегодня узнали, что природа создает настроение. Это известно людям давно. Ель ассоциируется у нас с чувством грусти, береза – с весельем, дуб вселяет в нас уверенность, упорство. (Можно привести слова из песни «Как бы мне – рябине – к дубу перебраться, я б тогда не стала гнуться и качаться».)
Кипарис подчеркивает торжественность. Все это давно увидели наши предки, а ученые заметили любопытные закономерности: деревья с коническими кронами (пирамидальный тополь, кипарис, туя) способствуют повышению активности нервной системы. Вид плакучей ивы, склоненной к зеркальной глади пруда, настраивает нас на грустный лад. Мягкие очертания сосны с овальной или шарообразной кроной успокаивают, располагают к раздумью.
– Где эти знания используются человеком? (Художники пишут картины, музыканты – музыку, дизайнеры создают парки и сады. Все чаще врачи, предупреждая развитие заболеваний, обращают своих пациентов к миру природы.)
– Как вы думаете, почему в парках и садах, скверах «грустные» деревья чередуются с «веселыми»? (Дети затрудняются с ответом, но, получив какую-то информацию, они должны подумать и ответить.)
Такая компоновка благотворно сказывается на настроении и самочувствии детей. По мнению врачей, переход от минора (грустного настроения) к мажору (веселому настроению) улучшает самочувствие, увеличивает количество витаминов в крови. Однако, природа воздействует на нас не только линией, очертаниями, силуэтом, но также богатейшей, особенно сейчас, осенью, палитрой*. Еще Гете, немецкий писатель (1749–1832), мыслитель, естествоиспытатель, который рассматривал всю природу и все живое как единое целое, писал: «…Цвета действуют на душу: они могут вызвать чувства, побуждающие эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют. Они печалят или радуют».
Всмотримся в краски осени, попытаемся определить, как они действуют на нас, сравним с тем, что утверждают ученые и поэты. Напомним: красный цвет создает ощущение тепла, возбуждает, но быстро утомляет; желтый внушает бодрые мысли; зеленый и голубой создают ощущение прохлады, успокаивают; серый вызывает апатию.
У детей формируется творческое восприятие природы, развивается речь в процессе сопоставления их личных впечатлений от общения с природой, с художественными и поэтическими образами. Прогулки в природу проводятся два раза в неделю. Темы весенних прогулок: «Апрель голубой», «Апрельские новости», «Источник вдохновения – природа». Так экологическое просвещение становится средством художественного развития личности, условием для целенаправленной организации свободного времени учащихся в группах продленного дня.