Контакт между воспитателем и родителями как условие формирования личности ребенка.


«Контакт между воспитателем и родителями как условие формирования личности ребенка дошкольного возраста»Семинар-практикум План1. Что значит воспитывать, быть воспитателем2. Как работать с родителями3. Тренинг «Поговорите со мной» Точка зрения пришельца, или «марсианская точка зрения»«Воспитатель – это человек, который кричит»«Воспитатель – это человек, который следит»«Воспитатель – это человек, который говорит: «Смотри у меня!»1. Что значит воспитывать, быть воспитателем? Дети в некотором смысле пришельцы. Они совсем недавно пришли в этот мир. Для них все впервые. Они видят мир иначе, чем взрослые Воспитатель-это человек, профессионально берущий на себя ответственность за развитие другого человека - воспитанника Доверительно деловой контакт – особая форма общения между родителями и воспитателями2. Как работать с родителями? На первом этапе внешняя цель - «перестановка акцентов», внутренняя цель – установление доверительных отношений с родителямиНа втором этапе внешняя цель – ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка, внутренняя цель – формирование и подкрепление установки к сотрудничествуНа третьем этапе внешняя цель – дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству, внутренняя цель – вызвать потребность в исследовании, в поощрении ребенкаНа четвертом этапе – внешняя и внутренняя цели совпадаютДинамика внешних и внутренних целей при организации доверительно делового контакта Прежде чем воспитывать ребенка, нужно установить с ним контакт. Иначе процесс воспитания не осуществим, т.к. мы будем иметь дело либо с моделью «Невмешательства» взрослого в жизнь ребенка, либо с «Учебно-дисциплинарной» моделью взаимодействия воспитателя с детьми3. Как установить контакт с ребенком? Характерные чертыЦель общения: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое»Лозунг: «Ничего, сам (сама) справится!..»Способы общения: реагирование на происходящее уходом, холодное наблюдение, раздраженное неприятиеТактика общения: «Мирное сосуществование», «рядом, но не вместе»Личная позиция педагога: не брать на себя лишней ответственностиВзгляд на ребенка как на обузу, досадную помеху в решении собственных проблемРезультат – разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенкомМодель «Невмешательства» в жизнь ребенка Характерные чертыЦель общения: вооружить ребенка знаниями, умениями, навыкамиЛозунг: «Делай как я!»Способы общения: наставление, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание, окрикТактика общения: диктат или (и) опекаЛичностная позиция педагога: удовлетворять требования руководства и контролирующих инстанцийУчебно-дисциплинарная модель общения Характерные чертыЦель общения: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье)Способы общения: понимание, признание и приятие личности ребенкаТактика общения: сотрудничество Личная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развитияВзгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком Цель: осознание педагогами своей позиции в общении с родителями Задачи:1) знакомить с азами психологических знаний в области коммуникативной компетентности;2) формировать способности к адекватной оценке себя в общении с родителями;3) выработать практические навыки эффективного взаимодействия с родителями воспитанников;4) изучить способы грамотного решения конфликтных ситуаций;5) овладеть стратегиями правильного поведения в проблемных ситуациях;6) проработать конкретные ситуации, возникающие в общении с родителями;7) развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе.Тренинг «Поговорите со мной» Упражнение «Имя»ДиагностикаОценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому)Основная частьУпражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»ОбсуждениеКакие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт?Какие качества Вы отразили в этом портрете?Были ли у Вас в практике такие родители?Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями детей, которые Вам неприятны?Напишите положительные и отрицательные качества родителейПсихологическое вхождение Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому)43% педагогов стремятся вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Стремятся высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей. Недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, умеют выстраивать содержательное общение57% педагогов стремятся стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Принимают участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно берутся за любое дело, не всегда доводят его до конца. Имеют собственное мнение по любому вопросу и всегда стремятся его высказать Рисунки воспитателейПортрет «трудного родителя»Высокомерие, недовольство, злость, ложь. Не желание общаться, слушать. Считает, что ребенок прав во всем.Портрет приятного родителя»Отзывчивость, доброта, жизнерадостность, участие в жизни группы, любовь, интерес и трудолюбие. Обсуждение1) Что Вы испытывали выполняя упражнение?2) Легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?3) Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?Релаксация «Шалтай-Болтай»Шалтай-БолтайСидел на стене.Шалтай-БолтайСвалился во сне.Упражнение «Войди в круг» Оставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах. Место отметки зависит от оценки работы по четырем критериям:Деятельность ведущегоСодержание занятияДеятельность участников (самооценка)Психологический климат в группеРефлексия «Обратная Связь»