Презентация по биологии Игра как средство активизации познавательной активности учащихся


Игра как средство активизации познавательной активности учащихся Презентацию подготовила учитель биологии ГБОУ СОШ №282 Смирнова Татьяна Николаевна Технология коллективной мыслительной деятельности Цель данной технологии – развивать у учащихся умение работать в коллективе и вырабатывать единое мнение по поставленной проблеме.Новые образовательные стандарты выделили в качестве приоритетных две стратегии современного образования: личностный и компетентностный подходы. Компетентность является инструментом самореализации личности учащихся. Содержание образования должно быть направлено на достижение учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов, основанных на регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.Регулятивные УУД – это умение:А) самостоятельно определять цели своего обученияБ) самостоятельно планировать пути достижения целиВ) осуществлять контроль своей деятельностиГ) корректировать свои действияД) оценивать свою деятельность Познавательными УУД являются исследовательские и проектные действия учащихся. Метапредметные результаты, основанные на познавательных УУД, включают умения: А) уметь обобщать Б) устанавливать аналогии В) строить логические рассуждения Г) делать выводы Коммуникативные УУД формируются за счет организации групповой работы в учебном процессе. Это умение: А) находить общее решение Б) аргументировать и отстаивать свое мнение В) владеть устной и письменной речью Г) развивать компетентности в области ИКТ КЛАССИФИКАЦИЯ ИГРВиды игр:Игры-путешествияИгры-порученияИгры-предположенияИгры-упражненияИгры-беседыЗначение игр:*игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании и преодолении трудностей в достижении успеха («Путешествие капельки», «Муравьишка – путешественник», «Путешествие с Нильсом и дикими гусями» и др.); служат в основном целям обобщения и закрепления учебного материала.*действия в них основаны на предложении что-то сделать с помощью предметов, игрушек, словесных поручений ("Помоги расставить объекты", «Проверь домашнее задание у Незнайки» и др.); *перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия ("Что было бы..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?" и др.); *используют для проверки знаний, развивают способности к анализу, обобщению, формируют умения рассуждать, делать выводы, сравнивать, систематизировать материал (викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснение пословиц и поговорок о растениях и животных);*активизируют эмоционально-мыслительные процессы: единство слова, действия, мысли и воображения детей; воспитывают умения слушать и слышать вопросы - ответы учителя и детей, акцентируют внимание на содержании разговора. Требования к игре:Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным.Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. « Игра по станциям » ХОД ИГРЫ: 1. Организационный момент:Построение команд. Торжественное открытие игры. Приветствия команд (эмблемы, девизы).Вводная. Вручение раздаточного материала (маршрутные листы, карточки, бонусные кружки).Движение по станциям.Викторина для болельщиков. Работа жюри. Подведение итогов.5. Награждение.   Этапы игры (игровые станции):  * БИОЛОГИЯ * ГЕОГРАФИЯ * ФИЗИКА/ХИМИЯ  ВАРИАНТЫ ТИПОВ ЗАДАНИЙ НА СТАНЦИЯХ( 5 одинаковых )«Отгадай задуманные объекты».«Сделай семь шагов и на каждый шаг назови … ». «Ответь и задай вопрос товарищу».«Знаешь ли ты систематику?» (терминологию, законы, основные понятия).«Логическая цепочка «Что из чего состоит?».«Рассказ-небылица».«Пятый лишний».«Сходства и различия».«Восстанови пропущенное».«Продолжи ряд».«Убери «лишнее».Игровые карточки-задания.Кроссворд.Загадки.Найди соответствия.Закончи схему. ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей, которые из них «убежали».◘ ГИ _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)◘ _ _ _ _ _ _ _ ИУМ (растение семейства лютиковых)◘ _ _ _ _ ОСТЬ (покорность, смиренность)◘ ПА _ _ _ _ ДНИК (огороженный садик перед домом)◘ ДВУСТ _ _ _ _ А (охотничье ружьё)◘ П _ _ _ _ ОК (небольшой населённый пункт)◘ _ _ _ _ _ КА (вкусное прозвище автомобильного руля)◘ Г_ _ _ _ _ (часть ноги от колена до стопы)◘ БРА _ _ _ _ ЕР (охотник вне закона)◘ ЗА _ _ _ _ КА (печная дверь)◘ _ _ _ _ МАНИЕ (познавание, постижение)◘ _ _ _ _ _ ЧА (наблюдательная пожарная вышка)◘ ГЛЮ _ _ _ _ (виноградный сахар в плодах, мёде)◘ ПО _ _ _ _ _ (окраска поверхностей мелом или известью)◘ Д _ _ _ _ (рука, ладонь в старину)(Убежавшие звери: гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл, баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка, лань.) БИОЛОГИЯ + ГРАММАТИКА ◘ Как правильно: пятнистый пятон или питнистый питон? (Правильно писать пятнистый питон.)◘ С каким знаком препинания неразлучны все ласточки? (С точкой - ласточка)◘ Какая домашняя птица всё время всем задает один из вопросов родительного падежа? (Курица - Куда?)◘ Какого рода кольраби? (С точки зрения грамматики - женского рода, с точки зрения биологии - рода капуста, овощная культура.)◘ Назовите овощ, имеющий общие корни с «капюшоном», «капиталом» и «капитаном». (Капуста, все эти слова произошли от латинского «капут» - голова.)◘ Название какой змеи может быть наречием? (Уж)◘ Название какой птицы может быть и глаголом повелительного наклонения? (Попугай)◘ Название семьи каких животных может быть ещё и глаголом повелительного наклонения? (Летающих насекомых - рой.)◘ Какая профессия у человека, который утверждает, что слова «нарвал», «марал», «гну» и «рой» являются не глаголами, а именами существительными? (Биолог, так как он знает, что нарвал - это морское млекопитающее семейства дельфинов, марал - парнокопытное животное семейства оленей, гну - антилопа, рой - пчелиная семья.)◘ Кто пишет фразу «держи дерево» слитно? (Ботаники, держидерево - ветвистый кустарник семейства крушиновых.) ◘ Как правильно писать: «бобр» или «бобёр»? (Если хотите написать название животного-грызуна, то пишите «бобр», а если говорите про его мех или воротник из него, то пишите «бобёр». Буква «Ё» превращает живого бобра в воротник!)◘ Правильно ли написал ученик, что «косатка - это деревенская ласточка»?(Нет, косатка - это крупный хищный дельфин, а деревенская ласточка - это касатка. Из-за одной буквы ласточка может оказаться в океане! )◘ Правильно ли написано слово «телифон»? (Да, если речь идёт о тропическом паукообразном хищнике.) ХВОСТАТАЯ ВИКТОРИНА (отгадайте животное по описанию его хвоста)◘ Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру)◘ На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев)◘ Его хвостик летом серый, а зимой белый. (Заяц)◘ Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых. (Корова)◘ Нос пятачком, хвостик крючком. (Свинья)◘ Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. (Белка)◘ Про трусишку говорят, что он дрожит, точно её хвостик. (Овца)◘ Он ловил хвостом рыбу в проруби. (Волк)◘ У этого великана нос намного длиннее, чем хвост. (Слон)◘ Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу. (Лиса)◘ Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму. (Бобр)◘ Это ночное животное спит, обмотав голову хвостом. (Лемур)◘ Чёрные треугольнички на белой пушистой королевской мантии - это кончики их хвостов. (Горностаи)◘ Это животное все легко узнают по чёрным кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10. (Енот)◘ Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит пахнущую жидкость для отпугивания противника. (Скунс) ВИКТОРИНА «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»◘ У кого есть язык (язычок), но нет рта? (У колокола, у ботинка, у пламени)◘ У кого есть горлышко, но нет шейки? (У бутылки, у графина)◘ У кого есть зубы, но нет языка и рта? (У пилы, у расчёски, у шестерёнки)◘ У кого есть ушко, но нет головы? (У иголки)◘ У кого есть кисти, но нет рук? (У винограда, у рябины)◘ У кого есть спинка, но нет животика? (У стула, у дивана)◘ У кого есть ножки, но нет ручек и головы? (У стола, у табуреток, у дивана)◘ У кого есть ручки, но нет ножек? (У дверей, у окон, у чашек и кружек)◘ У кого есть нос (носик), но нет лица? (У корабля, у чайника)◘ У кого есть лицо, но нет головы? (У ткани, у одежды)◘ У кого есть рёбра, но нет позвоночника? (У куба, у призмы, у пирамиды)◘ У кого есть головка, но нет волос, ручек и ножек? (У спички, у булавки, у луковицы)◘ У кого есть почки, но нет желудка и печени? (У дерева)◘ У кого есть косточки, но нет скелета? (У абрикоса, у вишен, у сливы и пр.)◘ Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра? (Цветы ноготки, иначе - календула)◘ Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают? (Цветы Анютины глазки)◘ У кого голос есть, а головы и тела нет? (У эха)◘ У кого нет ни кулаков, ни бицепсов, а любого силача с ног свалит? (У сна) МУЗЕЙНЫЙ УРОК по теме « Пищевая специализация птиц » Три базовых модели музейного занятия:Первая модель - занятие, вводящее в тему. Итогом может стать формулировка проблем и вопросов для дальнейшего изучения в школе.Вторая модель- тематическое, проблемное занятие. Спецификой такого занятия является исследовательский характер деятельности школьника с привлечением других источников информации (книги, другие музеи, электронные ресурсы). Третья модель - завершающее, обобщающее занятие. Основной целью такого занятия становится выявление общих закономерностей. Цель занятия:выявить закономерности в разнообразии форм клювов птиц в связи с разной пищевой специализацией. Задачи:1. Учебные:конкретизация знаний об особенностях внешнего строения птиц; определение экологических условий обитания и значения птиц в природе и жизни человека;углубление полученных ранее знаний по способам питания и многообразию птиц;формирование научного мышления и овладение научной терминологией;формирование способности к саморазвитию и самообразованию. 2. Развивающие:развитие навыков поисковой и практической деятельности в условиях музея (наблюдение, обобщение, сравнение);развитие умений организовывать индивидуальную и совместную деятельность с учителем и сверстниками;развитие устной монологической речи; развитие умения планировать свою деятельность, соотносить свои действия с планируемыми результатами;развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.3. Воспитательные: формирование чувства бережного отношения к живой природе. Личностные умения: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение темы; сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать и т. д.). Метапредметные умения:Познавательные:умение находить сходство и отличие между объектами; вести наблюдение; преобразовывать информацию из одной формы в другую.Регулятивные:умение выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом; умение работать по заданному образцу.Коммуникативные:умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции (умение формулировать высказывание); умение сравнивать различные точки зрения и находить общее решение; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества. Предметные умения:определять представителей отрядов птиц;сравнивать внешние признаки птиц разных экологических групп; указывать общие признаки группы птиц;устанавливать причинно - следственные связи. Материалы и оборудование: маршрутные листы, инструктивные карточки, тексты, тетради или планшеты, справочные материалы, музейные экспонаты. Формы деятельности: индивидуальная, групповая. Методические приемы:постановка проблемы - почему птицы имеют разную форму клювов, даже если они живут в сходных экологических условиях?выдвижение гипотезы - клювы птицам нужны не для красоты, они им необходимы для добывания пищи в конкретных условиях среды, поэтому они различны.сочетание индивидуальной и групповой форм работы учащихся по заданному образцу (справочный материал, инструктивные карточки). Этапы занятия:Организационный момент (приемы сосредоточения внимания на условиях работы) – 5 минут.2. Ориентировочно - мотивационный (постановка проблемы и выдвижение гипотезы)- 7-10 минут.3. Формирование новых знаний (организация учебной деятельности учащихся) – 25-30 минут.4. Подведение итогов (общий вывод), рефлексия (оценка деятельности группы или каждого ученика), домашнее задание (вопросы, отчеты, сообщения, поиск дополнительных данных) - 30 минут. Общее ориентировочное время для проведения занятия - 75 минут (1 час 15 минут). СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ(Эти данные можно в кратком печатном виде предоставить учащимся для работы с заданиями). 1. Современная классификация птиц. 2. Краткая характеристика основных групп птиц.3. Количественное соотношение птиц по типу питания.4. ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛЮВА В СЛОВАРЯХ.5. Экологические группы птиц по типу питания. 6.Виды клювов:хищный (острый, загнутый вниз)нужен для разрывания мяса;водный (цедильный аппарат - плоский, с роговыми пластинками и зубчиками)обладают таким клювом водоплавающие птицы, зубцы удерживают скользкую пищу;зерноядный (короткий, толстый и сильный, позволяющий развивать значительные сдавливающие усилия) им обладают все птицы, питающиеся семенами и зернами;насекомоядный (острый, тонкий, различной формы и длины) удобен для ловли насекомых; Птичий клюв «на все руки мастер» - щиплет, хватает, дробит, обороняет и нападает. Предполагаемы общий вывод, который должны сделать учащиеся в ходе работы по заданному образцу: Таким образом, у каждой птицы такой клюв, который лучше всего подходит для ее образа жизни. Его форма зависит от характерного для вида способа добычи пищи, поэтому позволяет судить о кормовых повадках птицы: у насекомоядных птиц - клювы тонкие и острые, у зерноядных – толстые и тупые, у птиц – рыболовов – сачком, у дятла – стамеской и т.д. Экологическая группа Представители Особенности клюва Путешествие по музею Тип Хордовые. Класс Птицы.Экспозиция птиц: Вы пришли в зал экспозиции разнообразия птиц. В зале есть несколько витрин. Подойдите к ним и рассмотрите находящиеся в них экспонаты. На какие группы вы могли бы их разделить? Почему? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что вы можете сказать об особенностях строения и форме клювов птиц, связанных со средой обитания? Заполните таблицу.Сделайте вывод по проведенной работе:Приложение 1Имя, фамилия, класс__________________ Приложение 2Маршрутный лист 1 Задание : 1) изучите предложенную информацию (распечатка текстового материала - см. выше); 2) письменно составьте краткую характеристику птиц, предложенных в схеме; 3) кратко расскажите, о чем вы узнали, сделайте письменно вывод.  1.2.3.4.5.ВЫВОД: Приложение 6Инструктивная карточка №2. Кто встречается в музее? Найдите представителей в витринах музея и составьте характеристику клювов птиц по плану. Клювы: 1 — лебедя-шипуна (Cygnus olor); 2 — розового пеликана (Pelecanus onocrotalus); 3 — большого кроншнепа (Numenius arquata); 4 — шилоклювки (Recurvirostra avosetta); 5 — кулика-лопатеня (Eurynorhynchus pygmeus); 6 — клеста-сосновика (Loxia pytyopsittacus); 7 — сизого голубя (Columba Hvia); 8 — длиннохвостого поморника (Stercorarius longicaudus); 9 — ипатки (Fratercula corniculata); 10 — тонкоклювого буревестника (Puffinus tenuirostris); 11 — беркута (Aquila chrysaetos); 12 — уссурийского баклана (Phalacrocorax filamentosus); 13 — колпицы (Platalea leucorodia); 14 — фламинго (Phoenicopterus roseus); 15 — двурогого калао (Buceros bicornis); 16 — тукана токо (Rhamphastos toco); 17 — козодоя (Caprimulgus europaeus); 18 — новозеландского кулика (Anarhynchus frontalis). План:1.форма и длина клюва;2.местообитание птицы;3.пищевая специализация птицы;4.вывод.