Проектная деятелность, как один из методов активизации познавательной деятельности на уроках физики


Проектная деятельность, как один из методов активизации познавательной деятельности на уроках физики
Основные факторы, влияющие на мотивацию учебной деятельности обучающихся можно подразделить на три группы.
Социально – экономические. Культурный уровень.
Социально – психологические: обстановка в группе, влияния преподавателя и сверстников, внеучебная активность.
Индивидуальные: образовательный статус обучающихся, оценка обучающимися собственных достижений, их мнение о факторах успеха.
Возрастные предпосылки способностей обучающихся НПО, определяющие выбор методики организации урока:
Готовность к рассуждениям.
Возрастная самостоятельность.
Работа анализирующей мысли.
Предрасположенность к самосовершенствованию.
Основные принципы творческой работы на уроках физики:
Включить обучающихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую.
Научить переносить знания и навыки на новые формы учебной работы.
Развить сообразительность и быстроту реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.
Эффективность социализации обучающихся зависит от эффективности процесса обучения. Процесс обучения складывается из деятельности учения и преподавания. Результатом воспитания в процессе обучения являются мировоззрение, фонд коммуникативных умений, патриотическое воспитание.
Нестандартный подход к обучению на уроках физики дает возможность обучающимся наиболее плотно выразить свою индивидуальность в микроклимате группы.
Наибольший интерес представляет метод проектов. Метод проектов – это такая система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процесса планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Проект – это возможность обучающихся выразить собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: проведении исследований, интервью, составлении планов посещения различных мест, изготовления коллажей.
Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу. С психологической точки зрения процесс выполнения проекта – это череда последовательно рождающихся потребностей и поиск соответствующих способов их удовлетворения, синхронизированных с этапами проекта. Каждая новая потребность вызывает интерес обучающегося, поддерживая общий мотивационный фон обучения на достаточно высоком уровне. В итоге наблюдается повышенная учебная активность.
Метод проектов является средством активации мыслительной деятельности, обеспечивает повышение учебной мотивации, способствует осуществлению непосредственной связи между приобретением знаний и использованием их в решении практических задач.
Метод проектов стимулирует самостоятельную работу обучающихся. Участники проекта самостоятельно планируют, создают, защищают свою работу и тем самым активно включаются в процесс коммуникативной деятельности. Ход проекта во многом зависит от умения преподавателя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие творческих, коммуникативных, организационнодеятельностных умений обучающихся. Задача преподавателя состоит в правильном планировании работы. Также были использованы информационные проекты, цель которых – сбор информации о каком-либо объекте или явлении, ее анализ, обобщение фактов, выбор источников и средств информации.
Метод проектов использовался при проведении уроков:
Урок-викторина по теме «Кинематика» - для 9 класса, загадки, шарады, задачи.
Урок по методу творческого проекта по теме: «Свойства вещества в газообразном, твердом и жидком состояниях с точки зрения молекулярно-кинетических представлений». 10 класс
Урок по методу информационного проекта по теме «Звуковые волны-колокола, колокола» 11 класс
Урок-семинар по термодинамике «Охрана окружающей среды».8 класс
Урок-конференция по теме «Космонавтика».7 класс
Цели проекта: способствовать формированию современной личности, развивать интеллектуальные, организационные, коммуникативные, сенсорные способности, графические и экологические знания и умения; воспитывать трудолюбие, способность самостоятельно мыслить и принимать решения.
Анализируя опыт проведения нестандартных уроков физики, можно сделать вывод, что обучающиеся успешно раскрывают свой потенциал и становятся более коммуникабельными и социально адаптированными, у них пробуждается интерес и положительная мотивация к обучению.