Конспект урока на тему значение опорно-двигательной системы человека

учителя МБОУ КСОШ №2 Леонтьевой А.Д.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Значение опорно – двигательной системы, ее состав. Строение костей

Цель урока:
Изучить состав и функции опорно-двигательной системы, строение костей.
Задачи:
Образовательные – выяснить значение опорно – двигательной системы; раскрыть особенности строения и свойства костей, сформировать понятие о химическом составе, о типах костей; выявить взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций.
Развивающие – развивать умение анализировать и обобщать; развивать внимание, наблюдательность; продолжить развивать навыки работы с различными источниками информации; систематизировать знания в таблице.
Воспитательные – воспитывать научное мировоззрение; формировать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать чувства уверенности, дисциплинированности.
Тип урока Комбинированный
Формы работы учащихся частично-поисковый, репродуктивный
План урока:
Орг. момент.
Актуализация знаний – фронтальный опрос.
Постановка проблемы.
Значение ОДС.
Химический состав костей.
Макро- и микроскопичекое строение костей.
Построение причинно-следственных связей.
Типы костей.
Рост костей.
Закрепление.
Домашнее задание.
Оборудование: таблицы «Скелет человека», «Строение костей».

Ход урока
I. Орг.момент.
II. Актуализация знаний в ходе фронтального опроса.
– Что такое ткань?
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и происхождению, выполняющие общие функции.
– Какие типы тканей Вы знаете?
Выделяют 4 вида тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную.
– Дайте характеристику соединительной ткани и её классификацию.
Клетки соединительной ткани имеют хорошо развитое межклеточное вещество, которое определяет механические свойства ткани. К ней относятся опорная ткань – хрящевая и костная, жидкая – кровь, жировая ткань.
– Что такое системы органов?
Система органов – это группа органов, которые выполняют общие физические функции.
III. Изучение нового материала.
«Движение – это жизнь», – заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают это делать осознано уже на 4 месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.
– Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?
Всё это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.
Следовательно, тема сегодняшнего урока  (уч-ся формулируют сами и записывают её в тетрадь, а учитель на доску).
– Какие органы входят в систему опору и движения? (Скелет и мышцы)
1. Значение ОДС: опора и сохранение формы тела; движение; защита органов от травм; кроветворная. (уч-ся записывают в тетрадь)
2. Химический состав костей. (Рассказ с элементами беседы с вычерчиванием схемы)
Химический состав костей

70 % неорганические вещества
30% органические вещества

(минеральные соли кальция, фосфора)    
(оссеин)

твёрдость
гибкость и упругость

 
 

Причина
Следствие

А. От рождения до 20 лет органических веществ
детские кости редко ломаются, но деформируются

Б. От 20 до 40 лет органические вещества  = неорганическим веществам
наиболее прочные кости

В. После 40 лет неорганических веществ
у пожилых людей кости становятся более ломкими

Вывод: На основе знаний химического состава костей можно выявить причинно-следственные связи: твёрдость неорганических веществ + гибкость и упругость органических веществ = прочность костей.
Макро- и микроскопическое строение трубчатых костей. (Рассказ, работа с таблицей).
Работа с рис. 48 на стр. 46 в ходе рассказа учителя о макроскопическом строении кости: надкостница, компактное вещество губчатое вещество, костномозговая полость, красный и жёлтый костный мозг (их состав, функция, местоположение).
Работа с рис. 19 на стр. 49 учебника в ходе рассказа учителя: округлые отверстия(цилиндры – 1), окружённые концентрическими рядами костных пластинок (2 и Б) разрезы каналов, через которые проходят кровеносные сосуды (3) и нервы. Таким образом, компактное вещество состоит из многочисленных трубочек, в стенках которых костные клетки в виде пластинок в организме человека лёгкость, прочность, «экономия материала».


Ответить на вопросы:
– Почему костная ткань является разновидностью соединительной? (В клетках костной ткани хорошо развито межклеточное вещество, оно твёрдое и прочное, в хрящевой – прочное и эластичное).
– От чего зависит твёрдость и эластичность костей, определяющих их прочность? (От соотношения органических и неорганических веществ ).
– Почему кости детей легче деформируются, а кости стариков чаще ломаются? (У детей в костях больше органических веществ, а у стариков больше неорганических веществ).
Типы костей, рост костей (Рассказ с элементами беседы, составление схемы)
 
Типы костей
 

Трубчатые
Губчатые
Плоские

(основа скелета конечностей – кости плеча,предплечья, голени)       
(кости тел позвонков, грудины, мелкие кости стопы и кисти)
(кости, образующие свод черепа)

Функция
Функция
Функция

Передвижение в пространстве и поднятие тяжести
Опорная
Защитная

Рост костей в длину за счёт хрящевой ткани на концевых частях костей, в толщину за счёт надкостницы.
IV. Закрепление:
Почему скелет и мышцы относятся к единой системе органов? (Они выполняют одинаковые функции).
В чём заключается опорная, защитная и двигательная функции скелета и мышц? (Опора и сохранение формы тела, движение и защита органов от травм).
Каков химический состав костей? (органические и неорганические вещества).
В каком возрасте кости наиболее прочные? (От 20 до 40 лет).
Какие типы костей Вам известны и какую функцию они выполняют? (Трубчатые – передвижение и поднятие тяжестей, губчатые – опорная, плоские – защитная).
V. Домашнее задание:











Fђ Заголовок 2Fђ Заголовок 315