Презентация Методы, формы и приёмы подведения итогов урока и организации оценочно- рефлексивной деятельности учеников


Методы, формы и приёмы подведения итогов урока и организации оценочно- рефлексивной деятельности учеников.Презентацию подготовила Мартынова С.А., учитель физики МБОУ «Средняя школа №4 им. А.А.Леонова» г.Гагарин Смоленской обл.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов


Зачем?Для педагога: - оценка собственной работы; - выводы о необходимости корректировки программы, методов, приёмов.Для учащихся: - подведение итогов (Что узнали? Как работали?); - обобщение результатов; - выяснение впечатлений; - отметить успехи, достижения; - обрисовать перспективы движения.
ppt_xppt_y




По типу урока:промежуточнаяконтрольнаяитоговая По цели :эмоционального состояния деятельностисодержанияПо функции:личностная духовная сенсорная интеллектуальная РефлексияПо форме деятельности:фронтальнаяиндивидуальнаягрупповаяПо содержанию: устнаяписьменнаяПо способам проведения:анкета таблицасимвол рисунок и т.д.
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
















Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной.Такая рефлексия отражает человеческую сущность: физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. Урок Я на уроке Итог1. интересно 1. работал 1. понял материал2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял


рефлексия эмоционального состояния и настроения; рефлексия деятельности на уроке;3. рефлексия содержания учебного материала. Виды рефлексии по цели:

Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения:разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;карточки с изображением лиц; цветовое изображение настроения. Всё понятноНемного затруднялсяБыло трудно и непонятно
style.rotation




Прием “Светофор”Совсем не понятноНадо повторить ещё разВсё легко и просто


Прием рефлексии «Одним словом»Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:РаздражениеЗлостьРадостьРавнодушиеУдовлетворениеВдохновениеСкукаТревогаПокойУверенностьНеуверенностьНаслаждение






Рефлексия деятельности на урокеВыбери верное утверждение 1) Я сам не смог справиться с затруднением; 2) У меня не было затруднений; 3) Я только слушал предложения других; 4) Я выдвигал идеи….Применение этого вида рефлексии дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например, прием «Утверждение».



нуждаюсь в помощинужно ещё повторитьуверен в своих знанияхПриём «Лестница успеха»Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.





Рефлексия содержания учебного материалаРефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, аргументации своего ответа, выбора и т.д.
Прием рефлексии «Незаконченное предложение»сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось…







Приём «Утверждение»Я узнал(а) много нового.Мне это пригодится в жизни.На уроке было над чем подумать.На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
ppt_xxshearppt_x Приём «Аргументация своего ответа»1.На уроке я работал……..потому что………2.Своей работой на уроке я………3.Урок для меня показался…….4.За урок я…..5.Мое настроение……..6.Материал урока мне был………
1. На уроке я работал2. Своей работой на уроке я3. Урок показался мне4. За урок я 5. Мое настроение6. Материал урока для меня был активно, пассивнодоволен, недоволенкоротким, длиннымне устал, усталстало лучше, стало хужепонятен, непонятенинтересен, скученполезен, бесполезенПриём «Выбор»
Приём «Плюс – минус – интересно»+-Интересно Записывается все, что понравилось на уроке, информацияи формы работы.Записывается все, что не понравилосьна уроке, показалосьскучным, осталосьнепонятым, вызвалонеприязнь.Записываются вселюбопытные факты, о которых узнали науроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме;вопросы к учителю.
СинквейнЭто способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (три глагола);4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
ppt_y


Интерференция. Светлые и темные.Налагаются, усиливаются, ослабляются.Сложение когерентных волн.Явление.Молекула.Маленькая, подвижная. Движется, притягивается, отталкивается. Молекула – это то, из чего состоит вещество. Частица.Примеры синквейна:



Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Заключение
style.rotation