Организация научно-исследовательской (опытно-экспериментальной) деятельности педагогов в образовательном учреждении


Организация научно-исследовательской
(опытно-экспериментальной)
деятельности педагогов в образовательном учреждении

Понятие о научно-исследовательской (экспериментальной) работе
Состояние постоянного поиска и эксперимента естественно для современной школы. Вне этого состояния школа не сможет полностью выполнять функции образовательного учреждения. Опытно-экспериментальная работа стала действенным фактором созидания новой школы, нового учителя и нового ученика.
Сегодня уже никого не удивляет, что в образовательном пространстве города, района соседствуют гимназии, лицеи, колледжи, традиционные школы, школы с гимназическими классами и авторские школы. Многие общеобразовательные заведения стали экспериментальными площадками, в том числе и вузов. Конечно, стратегический путь к новой школе пролегает через разработку и освоение новшеств, т. е. через инновационные процессы. И чем больше в педагогической деятельности нового, инновационного, тем ближе она к собственно эксперименту. И чем больше в педагогической деятельности известного, освоенного и обобщенного опыта, тем ближе школа к опытной работе, в ходе которой также возможен поиск нового. Поэтому по отношению к педагогическому поиску и педагогическому творчеству, которые совершенствуются и развиваются в естественных школьных условиях, правомерно говорить об опытно-экспериментальной работе. К тому же новизна изменений в образовании относительна и имеет преемственность с тем, что было ранее, хотя, вне всякого сомнения, идет переосмысление нового с современных позиций.
Анализ состояния ОЭР образовательных учреждений свидетельствует, что ее эффективность невозможна без педагогической диагностики.
Главный вопрос, который возникает в ходе рассуждений руководителей ОУ, заключается в следующем: каждой ли школе и каждому ли учителю эксперимент по плечу? Поэтому ядром диагностики ОЭР является идея выявления и изучения инновационного потенциала учителя, который определяет его готовность совершенствовать свою педагогическую деятельность и подтверждает наличие средств и методов, обеспечивающих эту готовность.
Наличие инновационного потенциала связано со следующими основными параметрами:
творческая способность генерировать новые идеи и проектировать их в практическую деятельность;
интеллектуальная и эмоциональная развитость и высокий уровень культурной грамотности;
открытость к новому, базирующаяся на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
приятие личности ребенка и его интересов, ориентация на творчество как основу совместной деятельности. (Новые ценности образования: тезаурус. – М., 1995).
Педагогическое исследование
Прежде чем говорить об организации ОЭР в школе и готовности учителей к ней, нужно обратиться к некоторым теоретическим основам, необходимым для проведения исследований в ОУ.
Основные правила любых педагогических исследований отражаются в ряде принципов, т.е. в главных положениях, которые определяют и подход к проблеме, и методику получения фактов, и их анализ.
Принципы педагогических исследований
Принцип целостного изучения педагогического явления или процесса предполагает:
1) максимальное использование системного подхода в исследовании;
2) установление связи изучаемого качества с сущностными силами личности, т.е. главным в ее духовном мире;
3) показ многообразия внешних факторов, воздействующих на формирование личности, и изложение методики руководства этими факторами со стороны воспитателей;
4) раскрытие механизма изучаемого явления;
5) четкое определение места педагогического явления в целостном воспитательном процессе.
Принцип комплексного использования методов исследования при изучении проблем педагогики
Принцип комплексного подхода к изучению проблем требует:
1) многоцелевой установки при изучении педагогических явлений, что отражается в постановке нескольких исследовательских задач;
2) охвата как можно большего числа связей изучаемого процесса, явления с другими и выделения из них самых существенных;
3) учета всех современных воздействий при проведении исследовательской работы, устранения случайных влияний на педагогический процесс;
4) многократной проверки одного и того же педагогического факта с помощью различных методов исследования, постоянной проверки и уточнения полученных данных;
5) философского, логического и психолого-педагогического анализа полученных в исследовании результатов.
Принцип объективности требует:
1) проверки каждого факта несколькими методами изучения ребенка;
2) перепроверки, уточнения полученного фактического материала в ходе проводимой экспериментальной или опытной работы;
3) фиксации всех проявлений личности, а не только тех, которые говорят о положительных результатах эксперимента;
4) сопоставления данных своего исследования с данными других исследователей, установления сходства и различия в характеристике изучаемых качеств и явлений;
5) получения научных данных путем сравнения мнений учителя, родителей, товарищей и самого ребенка;
6) постоянного самоконтроля исследователя за своими собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые нередко весьма субъективируют фиксацию научных фактов.
Принцип единства изучения и воспитания ребенка
Генеральное направление совершенствования методики исследования установление единого подхода к изучению сходных проблем и максимальное использование процесса для изучения личности.
Принцип одновременного изучения коллектива и личности
Сущность личности ее взаимоотношения с окружающим миром; понять личность, оценить ее можно только в процессе изучения ее коллективной деятельности, коллективных отношений; чтобы изучить личность, надо исследовать коллектив, надо исследовать личность и ее взаимоотношения с окружающим миром.
Принцип изучения явления в изменении, развитии
Исследователь должен стремиться выявить сущность изучаемого качества и проследить, как оно у данной личности возникает, формируется, развивается, проявляется в разных условиях.
Сочетание научной смелости с величайшей предусмотрительностью
1. Искать кардинальное решение проблем, не довольствоваться улучшением существующих методов педагогической работы.
2. Новая методика должна заменить устаревшую методику воспитания детей.
3. Искать свое объяснение известным явлениям и лишь, затем согласовывать его с точкой зрения других авторитетных ученых.
4. Не бояться неудач в исследовании.
Принцип глубинного рассмотрения изучаемой проблемы
Педагогическая эффективность это и принцип, и конечная цель всякого исследования. В ходе исследования одновременно с выявлением сущности явления необходимо проверять эффективность существующих методов обучения и воспитания, применять новые методы и приемы работы.
Требования к педагогическому исследованию
Сущность большинства, педагогических исследований как раз и заключается в изучении взаимосвязей между требованиями развивающегося общества к своим членам и закономерностями развития ребенка.
Необходимо умение предвидеть социальное развитие, на этой основе разработать теорию и практику воспитания, подчинить их актуальному настоящему и будущему.
Исследование не просто объясняет педагогический процесс, оно дает знания для его прогнозирования.
Методы научно-педагогических исследований
1. Метод сравнительно-исторического анализа литературы предполагает изучение вопроса в литературе, его истории, при этом анализируются все подходы.
Нужно изучить, что накоплено наукой по этой проблеме (основные научные идеи, основные принципы научных исследований и т.п.). Для этого нужно тщательно подобрать литературу по теме исследования, отметить, на что обратить внимание в первую очередь. Всю литературу следует анализировать по следующим параметрам:
1) как понимали разные ученые суть проблемы, изучаемого вопроса;
2) какие определения давали субъекту исследования, какие признаки считали существенными и т.д.;
3) в чем сущность данной проблемы у того или иного ученого, чем это можно объяснить;
4) каково место данной проблемы в общей научной системе, в теории обучения (воспитания), в практике;
5) как связано данное явление с другими родственными явлениями основными и побочными;
6) при каких условиях, по мнению ученых, оптимально протекает тот или иной процесс, то или иное явление;
7) каковы внутренние движущие силы, механизм изучаемого процесса или явления, какова их динамика.
Анализ заканчивается общими выводами ученых; эти выводы должны стать опорными позициями в исследовательской работе. Необходимо критически оценивать все, что сделано, показывать свое субъективное отношение к нему и свою точку зрения. Критический анализ имеющейся литературы должен опираться на анализ логический, структурный, фактологический, а не на личную точку зрения. Должна быть хорошая база знаний по данной проблеме, чтобы критиковать, спорить, полемизировать.
2. Метод моделирования является наглядно-образной характеристикой изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний, иногда с помощью матриц, символов, математических формул и т.п.
3. Метод причинно-следственного анализа позволяет объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления или изменения.
4. Педагогические наблюдения это непосредственное и целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Оно должно быть строго спланировано, предусматривать формы фиксации наблюдений. Наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, непрерывными и дискретными (прерывистыми), монографическими. Эффективным считается включенное наблюдение, когда исследователь активно участвует в деятельности наблюдаемых объектов (учитель с учениками). Скрытое наблюдение осуществляется через зеркальную (стеклянную) стену с или помощью телекамеры.
5. Беседа вопросно-ответная и любая другая проводится по заранее спланированным вопросам, с определенной целью; фиксируется все: форма ответа, отношение к беседе, поведение при этом и т.д.
6. Анкетирование и интервью. При этом необходимо соблюдать следующие требования:
тщательный подбор точных и конкретных вопросов, наиболее точно отражающих изучаемое явление и дающих надежную информацию;
использование прямых и косвенных вопросов, позволяющих уточнить ответы и определить их правдивость;
однозначность заданных вопросов и отсутствие подсказки при их формулировками;
использование открытых (иногда отвечающий может высказать свое собственное мнение), закрытых анкет (с ограниченным вариантом ответов);
проверка подготовленной анкеты на небольшом числе испытуемых, внесение необходимых коррективов;
применение полярных анкет с оценкой в баллах (они хороши для самооценки).
7. Социометрический метод изучаются личностные отношения.
8. Метод рейтинга и самооценки используется при оценке тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). К экспертам предъявляются определенные требования: они должны быть компетентными, способными решать творческие задачи, положительно относиться к экспертизе, быть справедливыми, объективными, самокритичными. Для рейтинга могут использоваться полярные анкеты. Полезно использовать и методы самооценки.
9. Метод ранговых оценок выявленные причины располагаются в порядке возрастания или убывания степени их проявления или те или иные признаки (явления) располагаются в зависимости от их значимости с позиции того, кто осуществляет оценку (например, расположить по степени значимости для испытуемых предложенные мотивы учения).
10. Метод обобщения независимых характеристик повышает объективность выводов. Суть его сводится к обработке исследователем информации, поступившей из разных источников. Например, изучая личность школьника, учитель получает сведения от родителей, других учителей, воспитателя ГПД, врачей, актива.
11. Метод педагогического консилиума коллективное обсуждение результатов учебно-воспитательного процесса проводится по специальной программе с выводами.
12. Метод изучения и анализа документации продуктов деятельности позволяет собрать конкретный и обширный материал для обобщения (изучение тетрадей, классного журнала, рисунков и других работ учащихся и т.п.).
13. Изучение и обобщение передового педагогического опыта дает исследователю материал, очень ценный для педагога-исследователя, для педагогической науки.
14. Статистический метод в его пределах широко применяются следующие конкретные методики:
регистрация выявление определенного качества у явления данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества;
ранжирование расположение собранных данных в определенной последовательности, определение места в этом ряду объектов;
шкалирование присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.
Основные градации шкал:
1) шкалы наименований (номинальные);
2) шкалы порядка (или ранговые);
3) интервальные шкалы;
4) шкалы отношений.
Шкалы наименований самые «слабые» шкалы. Числа и другие обозначения в них используются чисто символически. Пример: список специальностей, перечисление характеристик учеников.
В порядковых шкалах устанавливается порядок следования, отношения «больше» и «меньше», общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа «выше ростом», «больше пятерок» и т.п.
«Сильные» шкалы интервальная и шкала отношений. Интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными числами на шкале, а в шкале отношений еще определена и нулевая точка. Пример: шкалы термометров, вольтметров и т.д. (Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. – М., 1977.)
15. Педагогический эксперимент. Констатирующий эксперимент дает возможность изучить существующие педагогические явления; при уточняющем эксперименте проверяется гипотеза; при формирующем эксперименте (преобразующем, созидательном) на основе констатации и осмысления фактов выявляются новые педагогические явления, и проверяется их истинность; контрольный эксперимент даёт возможность подтвердить (или опровергнуть) гипотезу, так как обеспечивает возможность положительной (или отрицательной) оценки проведенного формирующего эксперимента.

Этапы и логический аппарат исследования

I. Диагностический этап.
1. Обосновывается актуальность избранной темы на основе изучения истории и современного состояния вопроса.
2. Определяется и анализируется противоречие. Например: противоречие между необходимостью формирования познавательного интереса у школьника и недостаточностью его развития учителями на практике.
3. Формулируется проблема, которая вытекает из установленного противоречия, как правило, в форме вопроса. Например: каковы условия (содержание, способы и приемы), необходимые для формирования у школьников познавательного интереса при обучении?
II. Прогностический этап.
1. Определяется объект исследования, т.е. та часть практики или научного знания, которую нужно будет исследовать. Объект это область действительности, на которую направлена деятельность исследователя (процесс обучения, система воспитательной работы, преподавания какого-либо предмета, формирования познавательного интереса и т.п.).
2. Устанавливается предмет исследования, т.е. та сторона, тот аспект, та конкретная, наиболее существенная часть объекта, которая будет изучаться. Объект процесс, а предмет его часть. Если объект познания выступает как заданное, то предмет именно то, что исследуется. Например, объект исследования процесс формирования познавательного интереса у школьников, предмет исследования психолого-педагогические возможности развития познавательного интереса у учащихся 5 класса при обучении математике.
3. Формулируется цель исследования это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в результате исследования. Например: выбор эффективных методов и средств, обеспечивающих развитие познавательного интереса у школьников при изучении биологии.
4. Выдвигается научная гипотеза развернутое предположение о том, в чем сущность явления и как оно протекает. Это своеобразное в обобщенном виде исследование в уме. В гипотезе выражается система мер по реализации исследования, так как истинное значение предположения не очевидно, его надо доказать. Посылкой для построения гипотезы является опора познания в науке. Гипотеза формулируется по типу; «Если..., то...» или «Чем..., тем...».
5. Ставятся задачи исследования это частные, сравнительно самостоятельные подцели деятельности, направленной к общей цели исследования, к проверке гипотезы в определенных конкретных условиях. Они выводятся исходя из состояния науки, нужд практики к собственных возможностей. Их обычно 2 4.
6. Планируются методы и средства исследования определяется оптимальное их сочетание, наиболее эффективное применение и т.д.
Ш. Организационный этап.
1. Определяются сроки и база исследования, в том числе контрольные классы.
2. Составляет план экспериментальной работы:
изучение литературы и документации по проблеме; разработка (подбор) и уточнение методики эксперимента с критериями результативности;
сбор и обработка эмпирических данных;
уточнение аппарата исследования (см. диагностический этап);
организация экспериментального исследования: 1 проведение констатирующего демонстрационного среза; 2 осуществление преобразующего (формирующего или созидательного) эксперимента; 3 изучение результатов деятельности учащихся экспериментальных и контрольных классов; 4 проверка гипотезы контрольных констатирующим срезом; 5 проведение отсроченного среза (при необходимости).
IV. Практический этап
1. Оформление теоретического материала по проблеме.
2. Проведение эксперимента и анализа полученных данных.
3. Корректировка методик и построчное проведение эксперимента.
4. Сбор дополнительных сведений (при необходимости).
V. Обобщающий этап
1. Обработка и анализ результатов, корректировка гипотезы.
2. Оформление демонстрационного материала (схем, таблиц).

Подготовка работников образовательного учреждения к исследовательской деятельности

Исследователями не рождаются, но становятся. И учитель может овладеть исследовательскими умениями, необходимыми и в анализе и обобщении опыта своей работы, и в конструктивно-методической деятельности.
Для правильной организации подготовки учителей к исследовательской деятельности завучу необходимо получить общую оценку (или самооценку) их педагогической деятельности и готовности к исследовательской деятельности. Для этого можно использовать приведенные ниже методики.
Методика 1. Изучение трудностей в работе учителя

Виды и элементы педагогической деятельности
Степень затруднений


Очень
сильно
Сильно
Средне
Почти
нет

Тематическое планирование





Поурочное планирование





Планирование воспитательной работы





Помощь учащимся в планировании работы по самовоспитанию и самообразованию





Планирование работы по самообразованию и повышению педагогического мастерства





Овладение содержанием программ и учебников





Использование разнообразных форм работы на уроке, в том числе нестандартных





Обеспечение самостоятельной и активной работы учащихся в течение всего урока





Использование методов развивающего обучения





Использование новых педагогических технологий





Проведение практических работ





Формирование умений и навыков учебного труда (планирование, самоконтроль, чтение, счет и т.п.)





Развитие интереса к учению и потребности в знаниях





Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учении





Осуществление индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения





Использование межпредметных связей





Организация внеклассной работы по предмету





Обеспечение правильного поведения и дисциплины учащихся





Организация внеклассного чтения





Работа по профориентации учащихся





Работа с родителями





Использование разнообразных форм и методов воспитательной работы





Выявление типичных причин неуспеваемости





Выявление уровня воспитанности учащихся





Учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся





Оценка эффективности работы:
а) по обучению школьников;
б) по воспитанию школьников;
в) по умственному развитию школьников





Обобщение своего опыта работы





Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки






Методика 2. Оценка сформированности конструктивно-содержательных и конструктивно-оперативных умений учителя

Оценка сформированности конструктивно-содержательных и конструктивно-оперативных умений учителя в баллах: 2 – ярко выраженное умение; 1 – имеет место; 0 – отсутствует.


Характеристика умений
Баллы

I. КОНСТРУКТИВНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ

1.
Умение осуществлять перспективное и текущее планирование


2.
Умение выбрать рациональную структуру урока и определить его композиционное построение


3.
Умение четко спланировать материал урока:
1 – отобрать необходимый материал на один урок, выделить в нем главное, существенное;
2 – расположить теоретический материал от более легкого и простого к более трудному и сложному;
3 – определить место и характер демонстрационного эксперимента на уроке;
4 – расположить задачи и упражнения в порядке возрастания их трудности для учащихся


4.
Умение планировать работу учащихся на уроке:
1 – выбрать наиболее рациональные виды учебной работы класса, отдельных учащихся при усвоении нового материала;
2 – определить характер деятельности различных групп учащихся во время проверки пройденного материала;
3 – предусмотреть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах деятельности;
4 – увеличивать степень самостоятельности учащихся в учебной работе от одного урока к другому


5.
Умение планировать свою работу на занятиях:
1 – рационально распределять время на разных этапах урока;
2 – планировать логические переходы от одного этапа к другому;
3 – определить характер руководства работой учащихся по овладению новым материалом на каждом этапе урока;
4 – предусмотреть возможные варианты изменения хода урока


II. КОНСТУКТИВНО-ОПЕРАТИВНЫЕ

6.
Умение осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с рекомендациями психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта


7.
Умение при обучении осуществлять умственное воспитание


8.
Умение вооружать учащихся учебными умениями и навыками


9.
Умение создавать условия для творческой деятельности


10.
Умения создавать условия для положительного отношения учащихся к учению, для формирования познавательного интереса и потребности в знаниях


11.
Умение создавать благоприятный психологический микроклимат, педагогический оптимизм


12.
Умение использовать все средства обучения


13.
Умение использовать различные прогрессивные методы


14.
Умение осуществлять контроль за усвоением учебного материала учащимися, их способностью сравнивать, обобщать, делать выводы


15.
Умение анализировать и правильно оценивать устные и письменные ответы учащихся


16.
Умение планировать все виды педагогической деятельности


17.
Умение рационально пользоваться подготовленным конспектом


18.
Умение использовать методы изучения учащихся, осуществлять индивидуальный подход


19.
Умение психологически анализировать уроки, в том числе свои


20.
Умение анализировать свою деятельность, её результаты



Методика 3. Владение исследовательскими умениями
Цель: определить комплекс исследовательских умений, которыми владеет учитель.
Поставить знак «+» против умения, которым учитель владеет и может оперировать.


Исследовательские умения
Степень владения умением



Хорошо
Слабо
Не владею

1.
Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство




2.
Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности




3.
Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки




4.
Выбирать и обосновывать исследовательскую тему




5.
Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме




6.
Прогнозировать средства и методы исследования




7.
Определять и обосновывать объект, предмет, гипотизу, цель, задачи, методы, этапы исследования




8.
Находить и применять соответствующие методики исследования




9.
Обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты




10.
Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения




11.
Рефлексировать по итогам исследовательской работы





Методика 4. Отношение к исследовательской деятельности
Цель: выявить мнение учителя об организации и проведении исследовательской деятельности.
Уважаемый коллега! Против своей фамилии поставьте знак «+» в соответствующей графе.

Ф.И.О.
учителя
Отношение к исследовательской деятельности
Примечание
(можно обосновать свой ответ)


Положи-тельное
Противо-речивое
Безразличное
Отрица-тельное










Методика 5. Мотивация исследовательской деятельности
Цель: определить доминирующие мотивы исследовательской деятельности учителя.
Уважаемый коллега! Поставьте знак «+» против соответствующего мотива, лежащего в основе вашего положительного отношения к исследовательской деятельности.


Мотивы


1.
Совершенствование методических знаний и умений


2.
Пополнение психолого-педагогических знаний


3.
Анализ и обобщение педагогического опыта ( в том числе своего)


4.
Внедрение в свою практику идей передового педагогического опыта


5.
Использование в своей работе рекомендаций психологов и педагогов


6.
Прогнозирование и оценивание обучающих воздействий


7.
Самостоятельное решение педагогических ситуаций


8.
Влияние научно-исследовательской работы на совершенствование Учебно-воспитательного процесса


9.
Создание целостной педагогической системы, обеспечивающей реализацию функций процесса обучения


10.
Формирование интегральных умений



Методика 6. Изучение профессиональной готовности учителей к экспериментально-исследовательской работе (по В.И. Зверевой)
Цель: определить уровень теоретических знаний и профессиональных умений учителей школы, необходимых для проведения экспериментально-исследовательской работы.
При проведении исследования рекомендуется использовать наблюдение за педагогической деятельностью учителей. В результате заполнения анкета, на вопросы которой отвечают учителя, оценивая свои знания и умения, и руководители школы, давая оценку знаниям и умениям учителей (метод «компетентных судей», рейтинга). Против каждого вопроса нужно поставить «+» в одной из колонок.


Вопросы
Прошу помощи
Знаю теорию вопроса
Могу применить на практике, действуя по образцу
Могу применить на практике, действуя творчески
Могу сообщить свой опыт
Могу поделиться своим опытом с коллегами
Примечание

1.
Знание своего предмета








2.
Знание дидактики








3.
Знание методики преподавания своего предмета








4.
Знание детской возрастной психологии








5.
Цели и задачи проводимого в школе эксперимента








6.
Теоретические положения, лежащие в основе эксперимента








7.
Достижения науки в области проводимой экспериментальной работы








8.
Достижения передовой практики в области проводимой экспериментальной работы








9.
Программа осуществления эксперимента в школе, свои функциональные обязанности в эксперименте








10.
Предполагаемые результаты эксперимента








11.
Изучение и оценка уровня подготовленности учащихся к проведению эксперимента








12.
Изучение и оценка эффективности проводимой экспериментальной работы








13.
Знание и умение использовать методы исследования








13.1.
Изучение психолого-педагогической литературы, школьной документации








13.2.
Наблюдение








13.3.
Социометрические данные








13.4.
Метод рейтинга








13.5.
Метод контрольных работ и устных опросов








13.6.
Метод хронометрирования








13.7.
Моделирование








13.8.
Беседа








13.9.
Анкетирование и интервью








13.10.
Метод ранговых оценок








13.11.
Метод обобщения независимых характеристик








13.12.
Метод педагогического консилиума








13.13.
Изучение и анализ документации








13.14.
Изучение и обобщение передового опыта








13.15.
Педагогический эксперимент:
- констатирующий;
- уточняющий;
- преобразующий (созидательный или формирующий);
- контрольный









Методика 7. Владение научными основами изучения, обобщения и внедрения (создания) передового педагогического опыта (ППО)
Уважаемый коллега!
Поставьте знак «+» в соответствующей графе.


Вопросы
Ответы



Владею знаниями и умениями



Хорошо
Слабо
Не владею

1.
Значение передового педагогического опыта




2.
Признаки передового педагогического опыта




3.
Система работы по изучению ППО




3.1.
Выявление общей методической системы работы




3.2.
Выявление частно-методической системы работы




4.
Анализ по критериям ППО




5.
Обобщение ППО




6.
Формы и методы по обобщению ППО




7.
Этапы работы над обобщением своего опыта работы




8.
Внедрение (создание) передового педагогического опыта




8.1.
Причины внедрения или создания




8.2.
Определение и сущность процесса внедрения




8.3.
Методика внедрения




8.4.
Цель внедрения




8.5.
Средства внедрения




8.6.
Результаты внедрения




8.7.
Объект внедрения




8.8.
Субъект внедрения




8.9.
Формы внедрения




8.10.
Принципы внедрения




8.11.
Условия успешного внедрения




8.12.
Причины неудачного внедрения





Следующие методики, с одной стороны, позволяют проследить процесс ОЭР в динамике, способствуют выявлению ее предпосылок, условий и результатов, с другой стороны, адресованные непосредственно учителю, могут быть использованы им без нарушения логики педагогического процесса и с максимально объективной фиксацией результатов тех изменений, которые обусловлены исходной гипотезой опытно-экспериментальной работы.
5.4. Методическая палитра ОЭР
Данная методика позволяет определить, произошли какие-либо изменения в технологии обучения или нет, насколько они соответствуют цели и гипотезе ОЭР в школе.
1. Используете ли вы активные формы обучения на своих уроках?
2. В каких классах, для учащихся какого возраста?
3. Как часто используете?
а) часто, почти на каждом уроке;
б) после или в ходе изучения тем программы;
в) использую редко;
г) не использую;
д) пока нет, но планирую в ближайшей перспективе (например, с нового учебного года).
4. Укажите, пожалуйста, названия активных форм и учебных тем, в которых вы их используете.
5. Укажите, пожалуйста, наиболее важные для вас цели, которые вы ставите при использовании активных форм на уроке:
а) объяснение нового материала;
б) проверка домашнего задания;
в) подведение итогов и обобщение материала после изучения определенной темы;
г) снятие напряжения у учащихся на уроке;
д) активизация познавательной деятельности;
е) другие цели.
6. Включаете ли вы в содержание активных форм вопросы из материалов других предметов (какие именно)?
7. При их подготовке я проведении вы используете:
а) собственные методические разработки;
б) материалы из предметных методических журналов;
в) материалы передового опыта;
г) какие-либо другие источники.
8. Укажите, пожалуйста, какие трудности возникают у вас при проведении активных форм обучения:
а) недостаток времени;
б) недостаток методической литературы;
в) какие-то другие причины.
9. В своей преподавательской деятельности вы стараетесь ориентироваться на учащихся с учебными возможностями:
а) низкими;
б) средними;
в) высокими.
10. Вы стремитесь осуществлять принцип индивидуального подхода в обучении:
а) систематически;
б) эпизодически;
в) не применяете.
11. Вы стараетесь планировать индивидуальную работу в классе:
а) постоянно;
б) эпизодически;
в) не планируете.
12. В какой форме стараетесь планировать:
а) в тематическом плане;
б) в поурочных планах;
в) имеется специальный план.
13. Какие цели преследуете, стремясь осуществить принцип индивидуального подхода (отметьте самые важные, на ваш взгляд):
а) повысить общий уровень воспитанности и образованности ученика;
б) не допускать появления пробелов в ЗУН учащихся;
в) обеспечить максимально продуктивную работу каждого;
г) полнее мобилизовать склонности, способности, интересы учащихся;
д) развивать способности учащихся.
14. Какого типа задания вы используете для индивидуализации обучения:
а) задания разной степени трудности;
б) задания одинаковой степени трудности, но с различным количеством указаний по их выполнению;
в) задания на длительный срок;
г) задания, предложенные самими учащимися;
д) какие еще?
15. Что в большей степени помогает в осуществлении принципа индивидуального подхода в обучении;
а) методические журналы;
б) дидактическая литература:
в) материалы заседаний методобъединений;
г) обсуждения на педсоветах;
д) собственные разработки;
е) что еще?
16. Что вы стараетесь учитывать при осуществлении индивидуального подхода?
а) обучаемость, т.е. общую способность к учению;
б) специальные способности;
в) навыки самостоятельной работы;
г) обученность, т. е. систему программных и внепрограммных знаний в какой-либо области;
д) познавательные интересы;
е) что еще?
17. Каким образом, на ваш взгляд, в реальном учебном процессе можно выявить следующие индивидуальные особенности ученика?
17.1 Обучаемость:
а) по темпам усвоения нового материала;
б) по умению справиться с заданием в заданный период времени;
в) по умению организовать свой труд;
г) по умению работать с книгой и другими источниками информации;
д) по уровню развития устной и письменной речи;
е) по степени владения умственными операциями: анализом, сравнением, выделением главного и т.д.
17.2 Сформированность умения самостоятельно работать:
а) по потребности в педагогическом руководстве;
б) по достигнутому в процессе самостоятельной работьг уровню знаний;
в) по самостоятельности мышления (логике, критичности, оригинальности);
г) по уровню самоконтроля ученика.
17.3 Познавательный интерес:
а) по стремлению поделиться новой информацией;
б) по стремлению взять дополнительное задание;
в) по активной деятельности по предмету вне урока;
г) по занятиям в свободное время.
18. Каковы, по вашему мнению, пути индивидуализации обучения:
а) образование однородных групп или классов на основании одного признака (успеваемость, специальные способности, познавательные интересы, уровень обучаемости);
б) внутриклассная индивидуализация заданий;
в) прохождение курса в ускоренном или замедленном темпе по специальной программе для разных учащихся;
г) образование однородных разновозрастных групп, объединенных по одному признаку (специальные способности, познавательные интересы);
д) возможность свободного выбора предметов;
е) индивидуальный график занятий;
ж) что еще?
19. Что необходимо, на ваш взгляд, сделать, чтобы реализовать указанные предложения?

(предложения)

(ответы)

5.5. Информационная карта о педагогическом
поиске
(Разработана О.Е. Лебедевым, Санкт-Петербург)

Направление поиска

Предмет ___________________________________________________
Автор _______________________________________________________
Условия формирования опыта; _________________________________
Достигнутые (или предполагаемые) педагогические результаты:________

Содержание опыта: ______________________________________________
Публикации и рукописные материалы:______________________________
Распространение опыта:__________________________________________

Рекомендации к заполнению информационной карты
Раздел «Направление поиска».
При описании конкретного опыта необходимо определить направление работы, отражающее сущность данного опыта. Если автор затрудняется в определении этих направлений, то раздел заполняется с помощью зам. директора по УВР, научного руководителя и т. д. Направления должны определяться, исходя из гипотезы ОЭР школы и соответствующих исследовательских задач.
Примерный перечень основных направлений педагогических поисков
Система реализации педагогических целей (формирование гуманитарной культуры; социально-значимого самоопределения; формирование жизненных планов и профессиональных намерений и др.).
Педагогические принципы.
Формирование мотивов учебной деятельности.
Изменение содержания образования (экспериментальные учебные планы, программы по нормативным учебным предметам, спецкурсы, углубленное изучение предмета и др.).
Совершенствование организации педагогического процесса (диагностика, прогнозирование, конструирование педагогического процесса и др.)
Развитие педагогической технологии (совершенствование отдельных элементов урока, отдельных способов и средств обучения; дидактические игры; групповые формы учебной деятельности; бинарные и интегрированные уроки).
Создание новых педагогических систем (гимназии, лицеи, авторские школы, социально-педагогические комплексы и др.)
Разработка модели управления ОЭР школы.
Работа с родителями.
Совершенствование внеучебной деятельности.
Раздел «Автор».
В разделе указываются необходимые сведения об учителе авторе опыта или руководителе опыта педагогического коллектива.
Раздел «Условия формирования опыта».
Дается краткая характеристика классов (школы), в которых формировался опыт, их особенности, определяются годы формирования опыта.
Раздел «Достигнутые (или предполагаемые) педагогические результаты». В качестве таких результатов могут рассматриваться:
Усвоение учащимися системы знаний или отдельных компонентов этой системы (усвоение фактов, понятий, закономерностей, теорий, правил, выводов).
Овладение учащимися общеучебными и специальными умениями и навыками.
Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся (переход к решению более сложных познавательных задач).
Развитие мотивов учебной деятельности учащихся, их познавательных потребностей.
Развитие способности анализировать и оценивать явления социальной жизни.
Формирование жизненных планов учащихся, их профессиональных намерений.
Формирование жизненной позиции учащихся, их взглядов.
Изменения в системе ценностей учащихся.
Развитие у учащихся способностей к самопознанию, самооценке.
Другие изменения в личностных структурах.
Кроме того, в качестве педагогических результатов можно рассматривать выявление педагогических возможностей применяемых приемов, форм, методов, средств более рациональное использование учебного времени, повышение уровня познавательной активности учащихся, изменение трудности изучаемого материала, и т.д.
Раздел «Содержание опыта».
Могут быть предложены:
описание отдельных приемов деятельности, средств обучения, форм учебной и внеклассной работы, учебного плана и т.д.;
принципы отбора учебного материала, организация учебной деятельности, выбора педагогических средств, решения других педагогических управленческих задач;
характеристика педагогической системы (методической, дидактической, воспитательной, организационно-педагогической, социально-педагогической);
педагогические идеи, положенные в основу инноваций.
Уровень изложения содержания опыта определяется новизной его отдельных элементов и их значимостью для достижения результатов, указанных в предыдущем разделе информационной карты. Если наиболее значимыми элементами опыта являются новые приемы, разработанные учителем, то описываются эти приемы. Если большее значение для достижения указанного в карте результата имеет система приемов, а сами приемы при этом достаточно известны, то в информационной карте дается общая характеристика разработанной педагогической системы, и т.д.
Для получения более полной информации о ходе ОЭР можно предложить директору ОУ, научному руководителю вопросы для собеседования по ее анализу.
Вопросы для собеседования с учителями школы по анализу хода ОЭР
Блок I. Оцените, пожалуйста, вашу позицию в поиске, который ведет коллектив школы.
1. Каковы особенности вашей концепции обучения и воспитания современных школьников?
2. Разделяете ли вы педагогические идеи экспериментальной работы, почему?
3. Как соотносятся ваши взгляды с позицией педагогического коллектива школы?
4. В чем своеобразие педагогической позиции учителей, работающих с вами в одном классе?
5. Как вы характеризуете ваше место и роль в педагогическом ансамбле школы?
Блок П. Оцените, пожалуйста, результаты, достигнутые вами в ходе ОЭР.
1. Знаете ли вы мотивы учения учащихся (по вашему предмету)?
2. Знают ли ваши ученики свои возможности по вашему предмету? На каком основании делается этот вывод?
3. Учите ли вы учеников объективно оценивать себя и товарищей: свои возможности (возвышение притязаний), объективная самооценка себя, процесса и результата деятельности, притязаний (путем сравнения достигнутого и желаемого)?
4. Требуете ли вы от учеников анализа причин успехов (неудач), каким образом?
5. Пытаетесь ли вы повысить самооценку школьника, каким образом?
6. На какие свойства (характеристики) личности необходимо, по-вашему, ориентироваться в процессе обучения?
7. Какой способ построения личностно ориентированного процесса обучения вы считаете наиболее целесообразным, почему?
8. Считаете ли вы, что вам удается способствовать процессу самореализации ученика в процессе обучения, почему?
9. Какие трудности вы испытываете в работе?
10. Какую помощь хотели бы получить?
5.6. Аттестационная карта учителя-экспериментатора
Учителя-экспериментаторы, как правило, имеют высшую категорию. Каждого из них отличают не только личностные и профессиональные качества, но и результаты их труда. Психолого-педагогический подход в оценке этого труда позволит более объективно составить аттестационную характеристику учителя-экспериментатора, используя его аттестационную карту. Пример такой карты приведен ниже.
Аттестационная карта учителя-экспериментатора


Направления работы
Показатели продуктивности



в результатах (3 балла)
в процессе (2 балла)

1.
Учебная
1) успеваемость;
2) качество знаний;
3) общеучебные умения;
4) творческая активность;
5) интерес к предмету;
6) развитие индивидуальности ученика
7) обобщение собственного опыта;
8) апробация известных программ и технологий;
9) модернизация;
10) комбинирование;
11) создание оригинальных программ и технологий обучения;
12) создание новых образовательных программ и систем

2.
Научно-методическая
13) наличие системы разработок уроков;
14)наличие авторских и скорректированных учебных программ;
15) наличие комплексного Учебно-методического обеспечения предмета;
16)наличие авторских учебных пособий, публикаций;
17) звания «Учитель-методист», «учитель-экспериментатор»;
18) победитель конкурсов
19) обмен опытом;
20) повышение квалификации;
21) разработка новых учебных программ;
технологий;
учебных пособий;
методических материалов;
22) участие в работе МО школы;
23) руководство творческими группами;
24) участие в районных, городских конкурсах

3.
Организация воспитательного процесса
25) воспитанность учащихся;
26) участие в общественной и культурной жизни школы;
27) социально-нравственные ориентации;
28) выбор профессии;
29) число правонарушений;
30) учебная дисциплина
31) проведение внеклассной работы по предмету;
32) личный пример педагога;
33)воспитательная направленность обучения;
34)достижение системы целей воспитания;
35) организация воспитательной работы с родителями

4.
Организация педагогического эксперимента
36) наличие программы эксперимента;
37) наличие методики и программы диагностики результатов ОЭР;
38) рост профессионального мастерства учителя;
39) рост обученности и воспитанности учащихся;
40) повышение уровня социального развития учащихся;
41) повышение масштабности инноваций
42) самостоятельность учителя в разработке программы ОЭР;
43) осознание учителем задач и гипотезы эксперимента;
44) научная обоснованность концепции эксперимента;
45) способность к корректировке задач и путей ОЭР;
46) личное участие в диагностике результатов ОЭР;
47) самооценка своей опытно-экспериментальной деятельности


Примечание. S max = (24 х 3) + (24 х 2) = 120 баллов.
5.7. Методики изучения креативности педагогов

Готовность к педагогическому творчеству
Опытно-экспериментальная работа в школе без творчества немыслима. Насколько готов каждый из учителей к творческому поиску и педагогическому эксперименту, руководителю школы поможет понять анкета, которая приводится ниже.
Анкета
1. Вы уверены, что интерес к инновациям в педагогической деятельности для вас устойчиво привлекателен? Да. Нет.
2. Сколько раз в прошедшем учебном году вы пробовали применить какие-либо новинки в своей работе? раз.
3. Подчеркните две главные причины, тормозящие внедрение в массовую практику новых педагогических идей, подходов и приемов работы:
слабое финансирование инновационного движения, нет материальных интересов;
отсутствие информации о новых идеях и подходах в обучении и воспитании;
слабая связь науки и практики;
недостаток времени и сил для создания и применения педагогических новшеств;
консервативная сила привычки: меньше времени и сил требуется для работы по-старому, известному;
боязнь неудач при применении нового;
неприятные последствия из-за коллег по работе (зависть, пересуды);
отсутствие поддержки со стороны руководства школы;
не вижу необходимости заниматься новым, поскольку традиционная методика дает достаточно эффективные результаты.
4. Чем привлекательна инновационная деятельность:
интересно создать что-то свое, необычное, лучше, чем было;
повышается интерес детей к учению и воспитанию;
возрастает авторитет среди родителей и детей;
радует поддержка администрации, равноправные отношения с ней;
приобретается новый статус среди коллег, уважение к новаторству;
в новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности;
возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на себя,
5. Подчеркните внутренние противоречия, которые возникают при создании или применении нового:
новые идеи трудно реализовать практически;
неизбежны неудачи, ошибки, а это неприятно;
сложно доводить начатое до конца: часто привычное берет верх;
не хватает воли и терпения довести новое до совершенства, поэтому часто начинаешь и бросаешь;
нет уверенности, что новое принесет практическую пользу;
неизбежны потери времени для работы по-новому, а это никто не принимает в расчет, нет компенсации за новаторские усилия;
часто овладевают сомнения: а смогу ли я это новое применить?
6. Какие новые педагогические технологии вы могли бы применить при благоприятных условиях:
КТД коллективные творческие дела;
КМД коллективная мыслительная деятельность;
МИС методика изучения себя детьми;
__ УФК ускоренное формирование коллектива (группы, класса);
ТРИЗ теория решения изобретательских задач;
ТВП теория воспитания партнерства в детских взаимоотношениях;
ТСС технология самосозидания (самовоспитания).
7. Какими диагностическими методиками вы владеете свободно:
использование карт обучаемости и воспитанности;
применение самооценки по результатам деятельности;
взаимооценки и экспертные оценки;
тестовые методики различного типа;
изучение личности в специально создаваемых ситуациях;
использование критериев личностного роста для диагностики воспитанности учащихся.
8. Подчеркните признаки своей готовности к созданию инноваций:
ориентируюсь в структуре и психологии личности;
знаю новые педагогические идеи и Я - концепцию;
владею нестандартным мышлением;
обладаю психологическим видением жизни детей;
умею использовать психодиагностику;
знаю технологию и культуру эксперимента.
9. Подчеркните, какая сфера самореализации способностей вас устраивает в большей мере: наука, искусство, коммерция, медицина, сфера обслуживания, инженерия, транспорт, образование, административная, государственная деятельность, политическая жизнь, сфера социальных отношений (социология и психология).
10. Подчеркните, какие факторы в реализации жизненных планов могут вам помочь: семейные традиции, поддержка родителей, их авторитет в обществе;
достаточное финансирование со стороны родных, знакомых, спонсоров;
надежда на собственные силы и способности;
большая личная трудоспособность, умение самореализоваться в деле, полезные связи и знакомства.
11. Чему вы отдаете приоритет в достижении жизненных целей: общекультурному и профессиональному саморазвитию, качеству профессиональной подготовки в вузе, удачной семейной жизни, физическому и психическому здоровью, доброжелательному отношению к людям, полезным знакомствам, профессиональному сотрудничеству, изобретательности и творчеству своего Я.
12. Что вы считаете слагаемыми успеха в жизни и достижении цели:
целеустремленность, т. е. умение сосредоточиться на главном, отсечь все мелочи жизни;
организованность: максимальное использование в интересах будущего рабочего и личного времени, бытовых условий и образа жизни;
реалистичность и конкретность задач по достижению цели;
полная самоотдача в любом деле;
здоровый образ жизни и забота о здоровье;
умение переделывать некачественную работу и исправлять ошибки;
использование опыта профессионалов в избранном деле;
ориентировка в обстоятельствах и умение найти свое место в данной ситуации.
13. Умеете ли вы использовать обстоятельства для реализации планов:
сочетаю расчетливость и риск;
могу делегировать часть своих полномочий другим людям;
в состоянии учиться у других делу к этикету в отношениях;
использую знания психологии людей, их возможности в слабости;
в нужный момент действую решительно и с полной самоотдачей;
никогда не виню других в неудачах и просчетах;
могу ограничить свои привычки, потребности и желания ради дела.
Самооценка методологической культуры учителя
Следующий тест позволяет на основе самооценки знаний, умений и личностных качеств отрефлексировать и определить актуальный уровень методологической культуры учителя.
Ответы оцениваются по 9-балльной шкале степени выраженности соответствующих знаний, умений и личностных качеств. Все оценки относительны, но тест позволяет задуматься и сделать соответствующие выводы каждому испытуемому.
Инструкция. Мысленно представьте себе высший (9 баллов) уровень развития соответствующего качества и очень низкий (1 балл), затем найдите себе место на 9-балльной шкале и обведите выбранный балл самооценки кружком.
Вопрос теста
Шкала оценок

1. В какой степени вы испытываете потребности в области обучения или воспитания что-то исследовать, реформировать?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

2. Если у вас возникла блестящая педагогическая идея, то в какой степени вы способны, предварительно теоретически ее обосновав, экспериментально проверить?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

3. В какой степени вы способны четко сформулировать суть исследуемой проблемы, цель, объект, предмет, рабочую гипотезу, задачи исследования, спланировать эксперимент?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

4. В какой степени вы владеете такими методами педагогического исследования, как моделирование педагогических процессов, анкетирование, тестирование?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

5. Как высоко вы оцениваете свое умение разработать самостоятельную анкету, тест?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

6. В какой степени в процессе и при обработке результатов педагогического эксперимента вы способны использовать методы математической статистики, компьютерную технику?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

7. Участвовали вы ранее в организации какого-либо педагогического эксперимента, и какова была ваша активность, ответственность, степень участия?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

8. Способны ли вы назвать основные методологические принципы педагогического исследования, а главное, в какой степени вы способны их применять?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

9. Способны ли вы и в какой степени. обобщив результаты педагогического эксперимента, написать статью, выступить на научном семинаре или конференции?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

10. Как высоко вы оцениваете свои умения и способности вести научные дискуссии, отстаивать свою точку зрения по какому-либо спорному методологическому вопросу, педагогической проблеме?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Ответив на вопросы, определите, пожалуйста, общий уровень вашей методологической культуры по предлагаемой шкале.

Сумма баллов
Уровни

10-18
Очень низкий

19-27
Низкий

28-36
Ниже среднего

37-45
Чуть ниже среднего

46-54
Средний

55-63
Чуть выше среднего

64-72
Выше среднего

73-81
Высокий

82-90
Очень высокий


Оценка уровня творческого потенциала личности
Тест, который предлагается ниже, позволяет по 9-балльной шкале провести самооценку личностных качеств либо частоту их проявления, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала личности (методика оценки аналогична предыдущему тесту).

Вопрос теста
Шкала оценок

1. Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

2. Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристиков, т.е. генераторов идей, то в какой степени вы – генератор идей?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

3. В какой степени вы относите себя к людям решительным?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

4. В какой степени ваш конечный «продукт», ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

5. Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые вам обещали что-то, выполнили обещанное?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

6. Как часто вам приходиться выступать с критическими суждениями в чей либо адрес?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

7. Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

8. Какой процент людей в вашем коллективе чаще всего поддерживают вас, ваши инициативы и предложения? (1 балл – около 10%)
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

9. Как часто у вас бывает оптимистическое и веселое настроение?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

10. Если все проблемы, которые приходилось вам решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

11. Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

12. В какой степени ваша общительность, коммуникабельность способствует решению жизненно важных для вас проблем?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

13. Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее важных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

14. Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удавалось воплощать в жизнь?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

15. Как часто удается вам проявить находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то определить своих соперников по работе или учебе?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

16. Сколько людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным и интеллигентным?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

17. Как часто вам в жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято даже вашими друзьями как неожиданность, как принципиальное новое дело?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

18. Как часто вам приходилось коренным образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


На основе суммарного числа набранных баллов определите уровень вашего творческого потенциала.

Сумма баллов
Уровни

18-39
Очень низкий

40-54
Низкий

55-69
Ниже среднего

70-84
Чуть ниже среднего

85-99
Средний

100-114
Чуть выше среднего

115-129
Выше среднего

130-142
Высокий

143-162
Очень высокий


Оценка делового, творческого и нравственного климата в коллективе

При работе со следующим тестом каждый член коллектива самостоятельно оценивает все 18 качеств, характеризующих, по его мнению, коллектив. После этого определяется средний балл по каждому блоку качеств, который может служить оценкой делового, творческого и нравственного климата в коллективе.

Деловые качества

Качества
Баллы
Качества

1. Безответственность
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Ответственность

2. Приспособленчество
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Принципиальность

3. Отчужденность
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Сотрудничество

4. Индивидуализм
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Коллективизм

5. Формализм
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Деловитость

6. Равнодушие
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Удовлетворенность


Творческие качества

Качества
Баллы
Качества

7. Равнодушие
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Увлеченность

8. Апатия
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Целеустремленность

9. Консерватизм
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Новаторство

10. Пессимизм
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Оптимизм

11. Пассивность
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Энтузиазм

12. Застой
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Прогресс


Нравственные качества

Качества
Баллы
Качества

13. Агрессивность
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Доброжелательность

14. Лживость
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Честность

15. Враждебность
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Дружелюбие

16. Наказание
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Поощрение

17. Социальная незащищенность
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Социальная защищенность

18. Отсутствие условий для профессионального и культурного роста
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Наличие условий для профессионального и культурного роста


Шкала уровней

Очень низкий – 1 балл
Низкий – 2 балла
Ниже среднего – 3 балла
Чуть ниже среднего – 4 балла
Средний – 5 баллов
Чуть выше среднего – 6 баллов
Выше среднего – 7 баллов
Высокий – 8 баллов
Очень высокий – 9 баллов


Оценка развития творческой активности педагогов
Оцените как заместитель директора, имеются ли позитивные изменения в деятельности учителей за анализируемый период?
Показатели развития творческой активности
1. Изменения в мотивах и потребностях педагогов: увеличилась доля педагогов с устойчивой мотивацией на преобразование и постоянное совершенствование педагогической деятельности, ищущих в работе самовыражения, самоутверждения, сопричастности общим целям и задачам.
2. Повышение активности педагогов в подготовке и принятии управленческих решений (разработка программы развития школы, целевых программ работы кафедр, МО, индивидуальной работы, подготовки педсоветов и т.д.)
3. Увеличение числа педагогов-экспериментаторов, педагогов-инноваторов (разработчиков и использователей новшеств).
4. Развитие нововведений в школе от единичных к комплексным.
Оценка осуществляется следующим образом: 3 балла произошли значительные изменения; 2 балла имеются изменения; 1 балл изменения незначительные; 0 баллов изменений нет.
Оценив соответствующим баллом каждый из показателей, суммируйте баллы и получите k факт. При k mах (3 балла х 4)= 12 можно высчитывать и общий коэффициент развития творческой активности педагогов Kр по формуле:
Кр = k факт : k mах.

План опытно-экспериментальной работы
Тема: совершенствование структуры и содержания образования на основе внедрения Госстандарта.
Цель: выявление организационно-педагогических, организационно-методических и психолого-педагогических условий достижения нового качества образования.
Гипотеза эксперимента: новое качество может быть достигнуто при модернизации содержания образования и его структуры. Модернизация содержания образования выражается во включении в содержание образования компонентов, которые обеспечат подготовку учащихся к жизни. Отбор содержания учебных курсов должен быть соотнесен с возможностями его усвоения всеми учащимися. Модернизация структуры образования выразилась в переходе на 4-летнее обучение в начальной школе, в предпрофильном профильном обучении на III ступени.
Организационно-педагогические условия включают:
системные изменения в цели достижения нового качества образования, в содержании учебных предметов, в организации образовательного процесса (в форме профильных групп).
Организационно-методические условия включают:
разделение содержания образования на развивающее общекультурное I, II ступень предпрофильное и профильное обучение на II и III ступени;
обеспечение направленности образовательного процесса гимназии на формирование функциональной грамотности учащихся, чему содействует выполнение федеральной целевой программы «Русский язык» и ключевых компетенции, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в обществе;
расширение возможности индивидуализации образовательных программ, самостоятельной познавательной или иной деятельности учащихся.
Достижение нового качества образования предполагает создание следующих психолого-педагогических условий:
повышение уровня социальной и личностной значимости результатов обучения;
получение сертификатов качества по результатам ЕГЭ, независимого тестирования (II ступень), получение профессиональной подготовки (911 классы) с получением диплома и поступлением в вуз (экономфак) на II курс;
повышение уровня мотивации образовательной деятельности;
формирование партнерских отношений участников образовательного процесса на основе договоров о сотрудничестве между вузом и гимназией. Задачи эксперимента:
1. Отработать новую модель БУПа (3-й вариант) и систему методических рекомендаций к содержанию учебных предметов уровень А (общеобразовательный) и Б (повышенный) на основе Госстандарта.
2. Выявить условия, содействующие сохранению здоровья детей (внедрение проектного подхода в обучении, современных личностью ориентированных технологий).
3. Исследовать влияние изменений оценки учебных достижений на мотивацию их образовательной деятельности и на характер отношений участников образовательного процесса.
4. Выявить оптимальный вариант организации предпрофильного (II ступень) и профильного обучения на III ступени (организация малых профильных групп).
Критерии оценки результативности эксперимента:
достижение образовательных результатов, соответствующих социальным критериям по Госстандарту;
достижение планируемых результатов обучения всеми или большинством учащихся;
соответствие уровня подготовки учащихся требованиям вуза;
создание условий для разработки и реализации рабочих программ в соответствие с 2-уровневым стандартом;
применение образовательных технологий, соответствующих сохранению здоровья учащихся; рациональное использование учебного времени учащихся.
Мероприятия по реализации эксперимента


Содержание деятельности
Срок
Ответственные

I блок: Организационно-подготовительные мероприятия

1.1
Формирование нормативно-правовой базы, распорядительной документации об участии в эксперименте. Создание базы данных: кадры, учащиеся.
В течение года сентябрь
Директор, зам. директора по методической работе, по УВР

1.2
Формирование профильных классов, а также деление класса на 2 группы при проведении занятий по иностранному языку, физкультуре, информатике, технологиям, профильным предметам.
Сентябрь
Зам. директора по УВР

1.3
Корректировка вариативного компонента 3-ого варианта учебного плана гимназии (выбор учащихся)
Сентябрь
Зам. директора по УВР

1.4
Подготовка, утверждение образовательных программ по выбору учащихся на методсовете гимназии
Сентябрь
Директор

II блок: методическая работа

2.1
Планирование работы МО гимназии по выполнению целей и задач эксперимента
Сентябрь
Зам. директора по научно-методической работе, руководители МО

2.2
Посещение учителями научно-практических семинаров, организуемых ИПК и ПРО МО РО по проблемам экспериментальной работы
В течение года
Директор, зам. директора, руководители МО

2.3
Организация открытых уроков, защита проектов, апробация личностно ориентированных технологий и нового содержания
В течение года
Руководители МО

2.4
Организация различных форм деятельности учебного процесса (поисково-иследовательской деятельности, музейной педагогики, проектной деятельности)
В течение года
Руководители МО

III блок: начальная школа

3.1
Проведение комплексной диагностики детей 1 – 2-х и 3 – 4-х классов
Октябрь
Апрель
Зам. директора по УВР, психолог, учетеля-предметники, валеолог

3.2
Формирование г7рупп педагогики запущенных детей
Октябрь
Зам. директора по УВР, руководители МО

3.3
Организация уроков здоровья – занятий активно двигательного характера
Октябрь
Зам. директора по УВР

3.4
Посещение открытых уроков (по грфику)
В течение года
Зам. директора по УВР

3.5
Промежуточный анализ результатов экспериментальной работы (новой системы оценивания – оценка отражает процесс продвижения ребенка) Апробация курса «Грамота»
Январь
Зам. директора по УВР, зам. директора по научно-методической работе

3.6
Итоговый анализ результатов
Апрель
Зам. директора по УВР

IV блок: предпрофильная подготовка

4.1
Разработка курсов по выбору



4.2
Информационно-диагностическая работа с учащимися и родителями



4.3
Профориентационная работа с представителями вузов, колледжей



4.4
Работа над «Портфолио» ученика – разработка формы, организация работы, балльное исчисление результатов



V блок: профильная ступень (10-11 класс)

5.1
Оценка учебных достижений:
оценка базовой математической подготовки;
оценка базовой подготовки по русскому языку, включая развитие речи;
оценка базовой подготовки по курсу обществознания и основных элементов социальной компетенции
Сентябрь
Зам. директора по УВР
Зам. директора по научно-методической работе с привлечением цента тестирования

5.2
Анкетирование учащихся с целью определения их интереса к учебным предметам
Сентябрь, октябрь
Психолог

5.3
Промежуточный мониторинг I п/г (обученность, здоровье, развитие, воспитанность)
Декабрь
Зам. директора по УВР, зам. директора по научно-методической работе

5.4
Определение аудиторской и внеаудиторской нагрузки учащихся
Ноябрь
Руководители МО

5.5
Анализ занятий в форме экскурсий, посещение музея, проектно-поисковой исследовательской деятельности, самостоятельного изучения 10-15 % учебного времени для академических предметов
Декабрь
Зам. директора по УВР, руководители МО

5.6
Итоговый мониторинг: базовые и профильные предметы – подготовка к ЕГЭ
Апрель
Зам. директора по УВР

VI блок: Уклад жизни гимназии, анализ расписания

6.1
Анализ деятельности профильных групп на базе гимназии и вузов
Февраль
Зам. директора по УВР, зам. директора по научно-методической работе

6.2
Анализ деятельности клубов по интересам, проектов, реализуемых в гимназии
Март
Зам. директора по УВР, зам. директора по научно-методической работе



Проспекты научно-исследовательской работы в творческих группах

ПРОСПЕКТ научно-исследовательской работы
творческая группа № 1
Тема: Обучение аудированию как виду речевой деятельности
Исполнители: Конькова В.П., Волкова О.В., Дымкова О.Г.,
Соколова А.П.
Научный руководитель: доц. РГПУ Тищенко И.Р.
База исследований /классы/: 8б, 5в, 5б, 6а
Сроки с «11» ноября по «30» марта 200_г.
Обоснование исследования
Коммуникативная методика преподавания требует выработки навыков аудирования для повышения речевой компетенции учащихся. Эти навыки сопровождают говорение, которому необходима система подготовительных и речевых упражнений. Данное исследование разработка и апробация системы упражнений по аудированию в 58-х классах, что дает возможность установить преемственность между начальной и средней школой. Исследование проводится с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Объект исследования: 5а, 8б, 5б, 6а.
Предмет исследования: роль аудирования в совершенствовании речевой компетенции учащихся.
Цель исследования: выявить влияние аудирования на выработку навыков письма и говорения (диктант, монологическое высказывание).
Задачи исследования:
1. Научить учащихся воспринимать информацию после однократного предъявления.
2. Научить пересказывать близко к тексту и вычленять главную информацию.
Гипотеза (прогнозируемый результат): Использование системы подготовительных и речевых упражнений по аудированию дает возможность написания диктантов с одного предъявления и пересказа предлагаемого текста отсроченно и сразу. Этапы исследования:
I этап: теоретический: изучение литературы;
диагностический: комплексная диагностика (психолог, врач) VXI 200_
II этап: организационный Х 200_
III этап: практический XI 200_ III 200_
IV этап: аналитический IV 200_
V этап: прогностический V 200_
Аналитическая справка по реализации Программы модернизации
В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.», Программой модернизации муниципальной системы образования г. Ростова-на-Дону (2001), а также Программой модернизации системы образования гимназии особое внимание в 2001/2002 учебном году уделялось следующим вопросам:
I. Качественное управление системой образования гимназии на основе информационных технологий.
В общей системе мониторинга в гимназии выделены показатели, позволяющие отслеживать уровень творческого развития учителя:
1. Культура конструирования образовательных программ и заданий на интегрированной основе.
2. Степень участия учителей в реализации учебных модулей интегративного характера: экологическом, краеведческом, валеологическом.
3. Степень овладения педагогами экспертными схемами (умение анализировать результаты тестирования при подготовке к ЕГЭ дать количественную и качественную характеристику).
4. Уровень информационной культуры, владение компьютерными технологиями (в гимназии 42 преподавателя закончили компьютерные курсы на базе ИПК и ПРО, 5 интернет-курсы).
Учителя активно участвуют в работе по информационной поддержке урока, создан банк данных по информационной поддержке современного урока.
При таком подходе профессиональная деятельность учителя становится объектом развития. В 2002/2003 учебном году на высшую категорию защитились 11 человек, на первую 6 человек. В гимназии 42% учителей имеют высшую, 51% первую квалификационную категорию.
В гимназии при оценке результативности работы учителя используют конкурентные методы, ежегодно учителя гимназии участвуют в профессиональном конкурсе «Учитель года». В гимназии работают творческие лаборатории по информационной поддержке урока, по освоению современных педтехнологий, учителя-наставники возглавляют микрогруппы, куда входят молодые учителя. У молодых учителей Игнатьева О.В., Дрюковой Н., Вальдман О.С, Зарецкой И.А., Волковой О.В. появляется стимул делиться находками с коллегами. Они активно участвуют в семинарах и конференциях. В гимназии в течение 2001/2002 г. проведены следующие семинары:
1. Реализация информационных технологий в образовательном процессе гимназии, 16 ноября 2001 г.
2. Информационная поддержка современного урока, февраль 2003 г.
3. Проблемы правового воспитания.
Открытые уроки, преподаватель Шумилов И.В.
4. Тренинги для преподавателей по освоению прогрессивных технологий, октябрь 2003 г., ответственный Шумилов И.В.
5. Образование путь к культуре мира и толерантности. Подана заявка на фант в Институт «Открытое общество (Фонд Сороса) Россия по проекту «Образование путь к культуре мира и толерантности», преподаватели Шумилов И.В., Силенко Г.А.
6. Дебаты на уроках истории, преподаватели Шумилов И.В., Основин А.В.
II. Достижение нового качества образования как основная цель модернизации муниципального образования.
Модернизация образования в гимназии проявляется в обновлении его структуры и содержания. С 2001 г. гимназия является федеральной экспериментальной площадкой по обновлению структуры и содержания образования.
Цель эксперимента: выявление организационно-педагогических, организационно-методических и психолого-педагогических условий достижения нового качества образования.
Модернизация структуры образования выражается в переходе на 4-летнее начальное образование.
Обновление содержания образования на I ступени гимназии (1-е классы) проявляется в апробации нового учебно-методического комплекта учебников по Л.В. Занкову (гимназия получила бесплатно комплекты для 14-х классов), выявляют, условия, содействующие сохранению здоровья учащихся, исследуется влияние безотметочного обучения на мотивацию их деятельности (учителя: Ромашко Е.В., Васильцоза Т., Буравченко, Клочкова).
На III ступени введен вариант экспериментального учебного плана, используются методические рекомендации по обновлению содержания учебных предметов в профильных группах (химико-биологической, гуманитарной, физико-математической, архитектурной). Выявляются условия, содействующие сохранению здоровья учащихся.
На III ступени активно внедряется проектная деятельность, в гимназии реализуются проекты:
1. Сценические проекты «Бунинские вечера», преп. Соколова А.П.
2. «Творчество Ахматовой», преподаватель Сысоева Н.Е.
3. Исследовательские проекты по экологии, преподаватель Зарецигая И.А.
4. Социальный проект «Структура самоуправления в гимназии», преподаватель Шумилов И.В.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 16.02.01 № 119 «Об организации эксперимента по введению ЕГЭ» гимназия активно участвует в подготовке и проведении ЕГЭ. Обучающие городские семинары тестологов прошли 25 преподавателей, администрация (9 чел.). На базе гимназии для преподавателей в течение учебного года была проведена серия семинаров по ЕГЭ:
1. Изучение нормативно-правовой базы, в течение года.
2. Ознакомление учителей с современными методами и технологиями контроля уровня знаний учащихся, ознакомление с образцами КИМов ЕГЭ;
3. ЕГЭ в стране и области;
4. Технологии массовых контрольно-оценочных процедур (для тестологов опорного пункта.
Работа с родителями:
Проведена системная работа с родителями по разъяснению основных положений ЕГЭ:
нормативно-правовая база;
процедура и технологии ЕГЭ;
ознакомление с содержанием КИМов;
Условия засчитывания результатов ЕГЭ вузами.
В качестве подготовки к ЕГЭ гимназия системно использует независимое тестирование в промежуточной и итоговой аттестации с привлечением Центров тестирования. Эту работу мы рассматриваем как основное звено в достижении высокого качества образований независимыми методами.
В качестве подготовки к ЕГЭ в гимназии используются не только бланочное, но и компьютерное тестирование, преподавателем информатики создана компьютерная программа, позволяющая учащимся самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по предметам.
III. Опережающее формирование информационного образовательного пространства.
В гимназии используется Интернет-технология в образовательном процессе. Развитие независимой аттестации (ЕГЭ переходит от бланочного к компьютерному тестированию, к телетестингу.
Формирование информационного пространства гимназии включает:
использование информационных технологий в управлении, в системе мониторинга.
IV. Развитие институтов социальной педагогической поддержки.
Специфика деятельности гимназии состоит в том, что на ряду с классическим гуманитарным образованием учащиеся; получают экономическое, политическое, экологическое воспитание через активное участие в социальной жизни микрорайона, города. Социальная практика как часть жизнедеятельности учащихся это разносторонняя деятельность по защите окружающей среды, практикумы в Ботаническом саду, забота об окружающих людях (программа «Милосердие»).
Развитию социальной зрелости и творческой активности способствует их участие в самоуправлении. В клубе молодого политического лидера ребята создают ученические органы управления, занимаются разработкой программы развития гимназии.
В гимназии реализуются комплексные программы: «Образование и здоровье», «Интеллект», «Подросток», «Семья», «Профилактика правонарушений», «Здоровый образ жизни», клуб «Танаис», кружки по интересам (участвовали 967 человек).
V. Профилактика асоциального поведения детей. Основные формы работы:
опережающие консультации для детей, родителей, классных руководителей;
интегрированные уроки ОБЖ, психологии, валеологии беседы с родителями;
семинары для классных руководителей;
тренинги «Коммуникативная компетентность» для старшеклассников;
индивидуальные консультации, диспуты, дискуссии; беседы;
выпуски классных газет и общегимназической «Гимназист» по теме: «Здоровый образ жизни»;
участие в городской программе «Здоровье школьника»;
аутотренинга, сеансы релаксации;
психолог, педагогический консилиум.
В гимназии используется психолого-педагогическая технология отслеживания эффективности проводимой работы. В летнее время действует гимназический лагерь, организуются экскурсии по городам России, научно-исследовательские экспедиции по экологическим тропам ботанического сада РГУ, «Археолог». Дети работают в центре занятости.
Директор гимназии








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
















15