Открытый урок. Водоемы нашего края.



Конспект открытого урока
Окружающего мира
по теме:
«Водоёмы нашего края».
4 класс

Цель:
Знакомство с водоемами нашего края и их значением в жизни человека.
Задачи:
Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края.
Познакомить с видами водоемов, их значением и охраной.
Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, учебником.
Воспитание гражданственности, патриотизма, формирование личной ответственности за сохранение и приумножение природных богатств края.
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые, в парах.
Методы: наглядный, словесный, практический, проблемно- поисковый.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, оценочная карта ученика, карточки с индивидуальными заданиями , презентация к уроку, учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков 4 класс (часть 1), рабочая тетрадь № 1, учебник «Культура родного края» Е.В. Енькка, 4 класс
Формируемые в рамках занятия УУД:
Личностные УУД:
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Опираясь на экологические проблемы, самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения около водоёмов
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя текст и при этом искать ответы; проверять себя;выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Ход урока:

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам пришли гости. Поприветствуем их, подарив свои улыбки и хорошее настроение.
- Постарайтесь быть внимательными и активными. Желаю успешной работы.
- Вспомните, какой раздел мы сейчас изучаем?
( РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ.)
-Верно. (Слайд 1)
- О чувашском нашем крае будет разговор
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём.
- Вспомним, что мы уже знаем о  нашем крае.
- Итак, возьмите желтую карточку 1 и если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», а если нет – знак «-». Смотрим на слайд. ( Слайд граф. дикт)
Наш край находится в степной зоне? (-)  Столица Чувашии – город Саранск? (-) Чебоксары
На равнине Чувашии встречаются возвышенные участки, понижения, овраги и балки? (+) Возвышенность, высота которой более 1000 метров – это холм? (-)до 200 м- холм, - горы.
Терриконы – это горы созданные природой? (-)Овраги и балки украшают поверхность родного края? (-)Старый заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли? (+)Наш край находится в умеренном тепловом поясе? (+)Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили  правильно? (+)Поменялись карточками, проверяем по слайду. (Слайд «Проверка). Оцените соседа: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», у кого больше четырех – следует доработать темы прошлых уроков. Свой результат вносим в таблицу.
Послушайте следующее задание:
1)Нужно узнать по иллюстрации форму поверхности земли.
2) Какие формы поверхности земли относятся к нашему краю.
Возьмите зеленую карточку 2 и запишите ответ.
Свою готовность покажите посадкой! Все закончили? Поменялись карточками, проверяем по слайду.( Слайд «Проверка»). Ставим оценки и свой результат вносим в таблицу.
-А сейчас мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока узнать
Кроссворд нам надо отгадать. (Слайд «Кроссворд»)
- А сейчас поработаем в группах по 4 человека. Возьмите розовую карточку 3, разгадайте кроссворд и прочитайте слово в выделенном столбце
1.Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (овраг)
2.Место, где река берёт своё начало.(Исток)
3.Нижняя часть горы, холма.(подошва)
4.Есть у оврага, горы, холма. (склон)
5.Самое тёплое море России.(Черное море)
6.Форма поверхности.(Холм)
7.Вся территория земной поверхности разделена на природные … (зоны)
-Проверяем. ( Слайд «Вылет ответов»)
1 группа 1 слово (овраг). У всех групп так?
2 группа 2 слово (исток) и т. д.
-Какое получилось слово?
-Верно, водоемы.
- Сегодня мы будем говорить о воде, о водных богатствах нашего края.
(Слайд «Водные богатства нашего края»)
- Какие задачи поставим перед собой в связи с темой?
1.Узнать, какие реки и озера есть в нашем крае.
2.Зачем нам нужны водоемы или их значение.
3.Как сохранить водные богатства.
Слайд «Задачи»
-Молодцы!
-Посмотрите на нашу планету.. Какие цвета вы видите на нёй? Оттенков какого цвета больше всего? (синего, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода)
 -Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему? (на земле мало чистой воды)
- А водоемы можно назвать богатством Земли ? (да, они содержат запасы воды)
-Какие  водоёмы существуют на Земле? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей) (Названия вывешиваю на доске) Разделим названные водоёмы на две группы по их происхождению. Водоёмы, созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные). (На слайде схема «Водоемы») Возьмите синие карточки 4 и укажите стрелочками к какой группе относится каждый водоем.
естественные река
озеро
море
пруд
океан
водохранилище
ручей
канал искусственные

- Оцените себя сами по слайду, верно ли распределили водоемы.
- Какие водные объекты находятся в нашем крае? - Подчеркните их в таблице карандашом.
-Познакомимся с некоторыми водоёмами нашего края поподробнее. Впереди у нас работа в группах. Вы будете делать открытия о реках и озёрах нашего края, а затем поделитесь со всеми..Физкультминутка.
Задание 1 группе.
1 группа – познакомит нас с реками Чувашии. Используя карту и учебник «История и культура родного края» выпишите названия рек нашего края в рабочую тетрадь на с. 68(задание 1)
А также подготовьте рассказ о Волге.
2 группа - выпишет в рабочую тетрадь на с. 68(задание 1) самые большие и глубокие озера, используя карту и учебник «История и культура родного края».
3 группа - выпишет растения и животных водоёмов, используя краеведческую литературу.
- Проверим выполнение заданий каждой группы.
1 группа.
Всего на территории Чувашии протекает 2 356 малых рек. Основная река нашей республики – Волга. Она протекает в северной части Чувашии практически с запада на восток, протяженность ее в пределах Республики составляет 127 км. Крупнейшим левым притоком Волги на территории республики является река Парат длиною 48 км. Основные правые притоки Волги на территории Чувашии Сура – длина 250 км, Цивиль - 172 км, Аниш -61 км.
Рассказ о Волге.(Подготовленный ученик)(Физ карта России.) Волга - одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. Длина 3530 км. Треть всего населения России проживает на берегах Волги и ее многочисленных притоков. Эта река – символ России, такой же как береза или двуглавый орел. Где же берёт начало Волга-матушка? Вот отсюда, именно отсюда, (показ на физической карте России)Из глубин лесного родника,Выбегает голубое чудо – Русская великая река…За начало Волги принято считать источник, берущий начало из болота у села Волговерховье. Здесь начинает свой ход славная русская река Волга. А впадает в Каспийское море.2 группа
В Чувашской Республике насчитывается 754 озера. Однако крупных озер в республике не имеется. Свыше 85% из общего числа озер не превышают площадь 5 га. Самыми крупными по площади водного зеркала являются озера: Чёрное - 40га, Большое Лебединое - 30 га. У преобладающего большинства озер глубины небольшие до - 2,5 м. Самые глубокие озёра: Сюткюль – глубина 17 м, Светлое – 16 метров.
3 группа. Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Вот растения. Некоторые из них (рогоз, камыш, тростник, стрелолист) своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Очень красивы кубышка желтая и кувшинка белая. Но есть растения, которые ко дну совсем не прикрепляются. Это, например, ряска, которая плавает на поверхности воды. Велика роль растений в водоеме. Они служат пищей животным, выделяют кислород.
Животные есть в водоеме везде: на поверхности и в толще воды, у дна и на водных растениях. Это жуки-плавунцы, беззубка, раки. Конечно же, река – это дом для рыб. Карась, лещ, судак, окунь, щука, стерлядь, сом, налим и др. Живут в водоеме и млекопитающие - ондатра, бобр, выдра. Жизнь многих птиц – уток, цапель, чаек, крачек – тоже связана с водоемами.
- Молодцы! Командиры групп, оцените своих участников , а потом каждый поставьте свою оценку в таблицу.
-Итак, ребята, вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока? Вот одну из задач мы с вами выполнили, узнали, какие реки и озера есть в нашем крае.
-Сегодня мы говорим о водоёмах, а как вы думаете, зачем они нам нужны ? Прочитайте в учебнике на стр. 146 какое значение имеет вода и составьте схему в рабочей тетради на с. 69,. задание 2.
(Проверяем на доске).
Водоемы
украшают Землю
радуют красотой
люди отдыхают
путешествуют
перевозят грузы
берут воду
-Итак, мы решили еще одну из поставленных задач, узнали, какое значение имеют водные богатства в природе и жизни человека.
- Мы поняли, что вода – это богатство. А как же нам его сохранить?
-Посмотрите на условные обозначения в рабочей тетради, подумайте и ответьте.
(Нельзя допускать, чтобы в водоёмах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)( Если будет много времени, то составим памятку « Правила поведения у водоемов»)
Подведение итогов урока.
- Подведём итог нашего урока.
Все поставленные задачи мы с вами решили и многое узнали.
Рефлексия.
-Что нового узнали? (водоемы родного края)
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Возьмите свои листы самооценки и подсчитайте общее количество баллов. У кого от 23-25 баллов – «5», от 20-22 б. – «4», от 17-19 б. – 3 .
-Спасибо всем за работу, вы сегодня молодцы!
Домашнее задание.
Выполнить задание 4 в рабочих тетрадях.
Использованная литература
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» А.А. Плешакова , Е.А. Крючкова, 4 класс
1. История и культура родного края: учебное пособие для 4 класса /Е,В, Енькка.
2. Арчиков Е.И., Трофимова З.А. География Чувашской Республики: Учебное пособие для образовательных учреждений. -Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2002.-159 с.
3. Дубанов И.С. Озера, реки, родники Чувашии. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008. – 207с.