Презентация для педагогов Создание условий в ДОУ для приобщения детей к чтению художественной литературы


«Создание условий в группе для приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»Пыжьянова Ольга Вадимовна, МКДОУ №406, Новосибирск, 2015 Для организации художественно-литературной деятельности с детьми воспитателю в первую очередь необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду. Литературный центр в группе необходимо расположить вдали от других центров, чтобы дети могли сосредоточиться на восприятии художественного текста, а также, не отвлекаясь, могли выразить своё впечатление от прочитанного произведения.Оснащение центра включает в себя: стеллаж с книгами, где произведения литературы расставлены по жанрам. Также можно каждый жанр детской литературы обозначить определенным цветом. Это облегчит детям поиск нужной книги. Открытые полочки и витражи для книг позволяют детям проявить инициативу при выборе литературы для чтения, либо для самостоятельного просмотра книги;- портреты писателей, репродукции известных художников-иллюстраторов позволяют вызвать интерес детей к литературному произведению;- аппаратура для прослушивания аудиозаписей, наушники, диктофон, фильмоскоп, диафильмы, коллекция аудио произведений мастеров художественного слова вызывают у детей интерес к произведению, позволяют детям проявить себя в роли рассказчика. наборы различных театров используются воспитателем как вспомогательный материал для облегчения первичного восприятия детьми художественного текста, а также в свободной деятельности;детская мягкая мебель очень удобна для чтения литературы детьми, для игровой деятельности;- принадлежности для ремонта книг доступны для детей старшего дошкольного возраста, что позволяет проявить инициативу и починить книгу; - материалы для продуктивной деятельности, книжки-раскраски, трафареты находятся в открытом доступе и обеспечивают возможность для выражения детьми впечатлений после чтения; столики для продуктивной деятельности также находятся в центре, что позволяет детям в любой момент проявить себя; - уголок ряжения предназначен для выражения детьми впечатлений после первичного восприятия текста, а также для театрализации по прочитанным произведениям. В уголке должны присутствовать элементы костюмов, атрибуты костюмов (то, из чего можно собрать образ героя: ушки, хвосты, рожки, носы, платки и т.п.) не только для детей, но и для педагогов. Небольшое зеркало рядом с уголком ряжения позволяет детям войти в образ героя произведения и обыграть его с помощью мимики; - ширмы и декорации находятся в свободном доступе для детей и необходимы для театрализованных представлений, проводимых совместно с педагогами и родителями; Этапы художественно-литературной деятельности для восприятия детьми художественного текста:Подготовительный этап (подготовка педагога к работе с художественным текстом, подготовка детей к восприятию литературного произведения);Мотивационный этап (создание игровой ситуации, познавательный стимул, появление педагога в костюме какого-либо персонажа, изменение игрового пространства, внесение персонажа, появление героя куклы, с которым в сознании детей связано чтение книг);Организация первичного восприятия художественного текста (выразительное чтение с показом иллюстраций, выразительное рассказывание, аудиопрослушивание в исполнении мастеров художественного слова, разыгрывание текста с помощью кукольного театра, разыгрывание художественного текста воспитателем с использованием игровых атрибутов, чтение и одновременное разыгрывание текста с детьми с помощью выразительных жестов, мимики пантомимикии др.);Экспликация (выражение, воплощение во внешнем поведении внутреннего состояния) художественного впечатления (рисунки, поделки, музицирование, инсценирование, словесные высказывания);Осмысление художественного текста (проблемная беседа, театрализация, драматизация, творческое рассказывание).