Конспект по русскому языку «Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных» (4 класс)


Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»
Утверждаю:
Преподаватель c методикой преподавания русского языка:
преподавания:
Т. Н. Зотова/ Согласовано:
Учитель/ Н. В. Лазутова /
Конспект
урока по русскому языку
«Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных»
Провела студентка группы ПНК-31: Бердникова А.И.
Место проведения: 4 класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в
с. Тулиновка
Дата проведения: 19.01.16
Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ Т. Н. Зотова /
Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ Н. В. Лазутова/
Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ Т. Н. Зотова /

Тамбов
2016
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: в ходе коллективных наблюдений и обобщений вывести способ действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных
Задачи урока:Образовательные:- на основе групповых и коллективных наблюдений подвести к выведению правила правописания безударных падежных окончаний;- составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных и научиться пользоваться им.Развивающие:- способность формированию орфографической зоркости;- обогатить речь.Воспитательные:- прививать интерес к родному языку;- воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества.Оборудование:учебник, тетрадь, карточки.
Деятельность учителя Деятельность ученика
Мотивация к познавательной деятельности
С добрым утром начат день,Первым делом гоним лень.На уроке не зевать,А работать и писать!
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Ребята, зачем мы изучаем русский язык? Вы уже в 4 классе, много изучили, много узнали.
Проверим свою грамотность?
У вас на столе лежит карточка, прочитайте предложение, вставьте простым карандашом пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
Сравните с работой соседа по парте…. Не спешите исправлять. Какие буквы вы написали на месте пропусков? Объясните почему.
Легко ли вам было доказать, какую букву надо писать? Почему?
Молодцы, ребята!
А как вы докажите орфограмму на месте пропусков в окончании?- Почему возникло затруднение в выборе буквы в окончаниях? 
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
На какие вопросы ты хочешь получить сегодня ответы?
Выявление места и причины затруднения
И так, будем искать ответы на поставленные вопросы, чтобы узнать, как писать безударное падежное окончание имён существительных.Я предлагаю найти ответ на вопрос:
Все ли падежные окончания нужно проверять?
Прочитайте предложение, обратите внимание на существительные, у которых выделены окончание, поставьте ударение. Сделайте вывод.
Дорожка привела нас к озеру.
Стадо подошло к реке.
Река течёт по долине среди зелени.
Вывод: Если ударение падает на падежное окончание, то написание соответствует произношению. А безударное окончание -е, -и нужно проверять.
В каких падежах легче допустить ошибку? 
Предлагаю провести исследование. Поможет вам упражнение №186, с.16(1часть)Работаем по вариантам: 1, 2, 3.

Вывод: Безударные падежные окончания –е, - и в Р.п, Д.п, П.п нужно проверять.
4.Построение проекта выхода из затруднения
Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку?
Просклоняйте данные имена существительные, впишите только окончания, поставьте ударение.
1скл. 2скл. 3скл.
И.п. Луна, земля Конь, окно Печь, степь
Р.п. - ы, - и - я, - а - и, - и
Д.п. - е, - е - ю, - у - и, - и
П.п. - е, - е - е, - е - и, - и
(3 ученика работают у доски, остальные в тетради)
Что интересного заметили? Можно ли эти слова как - то использовать?
Какой можно сделать вывод?
Сравните свои ответы с выводом в учебнике с.17
Значит, учитывая падеж, склонение мы можем использовать, как слова- помощники. 
Молодцы!
5.Реализация построенного проекта
Правило вывели. Попробуем составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Предлагаю поработать в группах и закончить предложение, учитывая всё, что мы знаем. От группы выберите одного выступающего.
Алгоритм проверки1.Определяю (часть речи);2. Ставлю существительное в (н.ф.) и (определяю склонение);3. Подбираю (слово – помощник) такого же склонения и ставлю его (в тот же падеж);4. Пишу такое окончание, какое у (слова – помощника);5.Проверяю: обозначаю орфограмму.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
А теперь попробуем применить алгоритм, выполним упражнение 187.
Физкультминутка
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Ребята, а сейчас откроем страницу 15 и выполним упражнение 185.
Запишите словарные слова в словарик.
8.Включение в систему знаний и повторений
Вернемся к карточке, которую мы делали в начале урока
Ребята, ну а теперь достаточно ли у вас знаний, чтобы грамотно писать безударное окончание в именах существительных?- Какое окончание надо писать? Докажите.
9.Рефлексия
Над какой темой работали?- На все ли вопросы вы нашли ответы?
Домашнее задание: упражнение 1 на странице 24. Приветствие детей.
Чтобы грамотно писать.
Да.
В парк. на с.рен. по.вились цв.ты.
Е, и, и, я, е.
Мы знаем правила.
Мы не знаем правило.
Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных
1.Что нужно делать, чтобы определить, какую букву писать в окончании сущ.?2. Все ли окончания нужно проверять?3. В каких падежах можно допустить ошибку?4. Что нужно знать об окончании, чтобы правильно его писать?
1в.- поговорка (в 1скл. в Р.п, Д.п, П.п);2в. – поле (во 2 скл. в П.п);3в.– радость (в 3скл. в Р.п, П.п)
Окончания не меняются
Да, можно использовать, как слова-помощники
Для проверки написания окончаний в Р.п, Д.п, П.п, нужно подставлять слова- помощники.
На подушке, без горечи, для земляники, у дочери, без палки, у дяди, к соседке, к мыши, для радости, на озере, без боли.Е, и, и, я, е.