Технологическая карта урока литературного чтения по произведению Л. Толстого Котенок


Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе.
Тема: Л.Толстой "Котенок"
Тип урока: Открытие новых знаний, с использованием элементов РЧКМП
Цель – познакомить учащихся с поучительным рассказом Л. Толстого; воспитывать честность, доброе отношение к животным через чувства литературных героев.
Форма работы: фронтальная, в малых группах
Последовательность деятельности
Этапы Содержание деятельности субъектов образовательного процесса Дидактический
материал
1.
Организация познавательной
деятельности Актуализация знаний
1) Викторина по произведениям Л.Н.Толстого
а)"Старик только вздохнул и ничего не сказал…" ("Старый дед и внучек")
б)"Школа была за селом у церкви…." ("Филипок")
в)"Мальчишка играл и разбил нечаянно дорогую чашку…." ("Правда всего дороже")
Чьи это произведения? Кто главные герои? Почему?
2) Групповая дискуссия
Чему учат рассказы Л.Н.Толстого?
Эти рассказы несут поучение, чтобы человек задумался, как он живет, как он себя воспитывает, как относится к родным, к товарищам.
Л.Н.Толстой создал школу для крестьян, учил их читать и писать.
Написал азбуку, писал книги для детей.
Еще его рассказы учат отношению к животным, тем, кто живет рядом с нами. Выставка произведений Л.Н.Толстого для детей
Изображение животных – героев рассказов
2.
Формулирование темы урока
Разработка плана урока детьми -Какую тему урока вы можете сформулировать по содержанию дискуссии?
Итак, начинаем путь познания. Определим этапы нашего пути.

1 2 3 4
1. Обсуждение с детьми пословиц, в которых есть имя существительное «кошка»
2. Чтение научных сведений о кошке
3. Прием антиципации
4. Работа с текстом
5. «Уроки» Л.Толстого Листы с видами деятельности (план урока)
Модель познания
Сборник русских пословиц
Энциклопедия «Живой мир»
3.
Реализация плана урока 1. Нахождение, чтение и обсуждение пословиц.
2.Чтение научных сведений о кошке детьми
Кошки-представители семейства кошачьих, в которое входят львы, тигры ,ягуары, леопарды, рыси, гепарды, барсы. У кошек 30 зубов, 24 усика. Живут они до 20 лет. Она слышит даже малейший шорох. Но в тоже время может не обратить внимание на громкую музыку. Они бесшумно ходят, хорошо лазают. У кошек есть свой язык, состоящий из 15 слов. Есть звуки, выражающие жалобу, удовольствие, вопрос. У кошек отличная память.
Кошка живет с человеком уже более 5 тысяч лет. Ее родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. Древние египтяне, которые строили большие пирамиды из камней приручали кошек. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Сами часто попадали крысам на обед. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в ее честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти кошку.
На Руси кошка пользовалась уважением народа. В 16 веке она стоила столько сколько корова. На свете около 60 разных пород кошек.
Что узнали о кошке?
3. Прием антиципации
- Прочитайте в книге название текста
Л.Н.Толстой "Котенок"
- О чем говорит название?
- Как оно связано с вопросом урока?
- Рассмотрите иллюстрации.
- К какому литературному жанру относится произведение?
- Определите тему урока по материалу, с которым поработали.
4. Работа с текстом
1) Первое предъявление текста (в аудиозаписи)
- Какие устаревшие слова вы услышали? (амбар, подле, щавель, солома, что было духу)
- О чем они рассказали?
2) Диалог с текстом (чтение по смысловым частям, беседа по содержанию)
1 часть
О ком заботились дети?
Что случилось весной?
Прочитай последнее предложение и передай волнение ребят.
2 часть
Где искали котенка?
Почему именно там?
Старый предлог подле замените новым.
Какое настроение было у детей?
А потом радость. Давайте прочитаем с чувством радости, когда волнение позади.
3 часть
Почему оставили котят?
Какого котенка оставили дети, почему они его выбрали?
Как родителей называют в крестьянской семье? А как сейчас называют?
Как дети заботились о котенке?
Прочитайте так, чтобы мы почувствовали радость.
4 часть
Какие игры были у крестьянских детей более 100 лет назад? А сейчас?
Что крестьяне готовили из щавеля?
Когда дети вспомнили о котенке?
Что могло случиться с котенком?
5 часть
Кто спас котенка?
Какие чувства были у Васи и его сестры?
Рассмотрите иллюстрацию.
Найдите строчки, подходящие к ней. Зачитайте.
Какая опасность угрожала Васе?
3) Составление рассказа о Васе (по плану)
Какие чувства были у вас при слушании и чтении рассказа?
Как удалось Л.Толстому вызвать чувства переживания за героев? Готовятся к чтению и пониманию нового текста. Тексты для чтения разноуровневые.
Аудиозапись рассказа Л.Н.Толстого
План рассказа о Васе:
1. В какой семье рос Вася?
2. Какие у него были интересы?
3. Каким мы его видим в рассказе?
4.
СаморефлексияЭмоциональная Деятельностная Интеллектуальная
Какие задания на уроке вам были интересны? Посильны? Вызвали затруднение?
Что вы узнали о том времени, когда жили герои Толстого?
Почему писатели Л. Толстой, И. Крылов, А. Пушкин в своих произведениях создают образы животных?