Доклад на тему Коррекция нарушений чтения у обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья


Коррекция нарушений чтения у обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья
План.
Критерии сформированности навыка чтения у обучающихся начальных классов с ОВЗ.
Преодоление нарушений правильности чтения.
Каждый учитель, оценивая качество чтения, учитывает особенности его смысловой и технической сторон. При этом он обязательно ориентируется на программные требования, предъявляемые к чтению обучающихся в каждом классе.
Главенствующее место в оценке чтения отводится пониманию. Ведь чтение для того и осуществляется, чтобы извлечь из текста определенную информацию, осознать его смысл. Осознанность чтения, в свою очередь, предъявляет требования к непрестанному совершенствованию всех его других компонентов: способа, скорости, правильности, выразительности, которые выступают в качестве одного из условий полноценного понимания.
Известно, что если ребенок читает медленно, со множеством ошибок, то у него страдает и понимание.
Рассмотрим компоненты, составляющие технику чтения.
Важнейший компонент техники чтения - это способ чтения. Известны пять основных способов чтения:
Побуквенное;
Отрывистое слоговое;
Плавное слоговое;
Плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов;
Чтение целыми словами и группами слов.
Первые два способа относятся к непродуктивным. Они крайне нежелательны. Последние три – продуктивные. Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т. е. к самому продуктивному способу чтения.
Темп( скорость) чтения – это количество знаков, прочитываемых за единицу времени. Темп чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания. В учебных программах для каждого класса начальной школы указаны ориентировочные показатели по темпу чтения, на которые ориентируется учитель. Если результат ниже – это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый учитель начальных классов способен не только достигнуть обозначенных программой показателей скорости, но и превзойти их. Но здесь следует сделать небольшое «лирическое» отступление.
Скорость чтения не должна являться самоцелью, особенно на начальных этапах формирования навыка. И в большей степени это касается детей с фонетико-фонематическим, общим недоразвитием речи(ФФН), (ОНР), с задержкой психического развития(ЗПР). Скорость чтения у детей необходимо развивать только на базе правильного и осознанного чтения. Тем более, что осознанное чтение влияет на темп. В силу психофизических особенностей у детей с трудностями в обучении длительное время могут сохраняться неэффективные способы чтения(побуквеннное, послоговое); отличаются замены букв, обусловленные трудностями установления межанализаторных связей; может быть аграмматизм, перестановки слогов, пропуски букв; понимание осуществляется медленно и не всегда точно. Без преодоления этих дефектов нельзя переходить к наращиванию темпа чтения, так как это может способствовать их закреплению.
Но даже если говорить о детях с нормальным психическим развитием, то и здесь надо очень осторожно подходить к скорочтению.
В. Г. Горецкий считает, что отправным моментом в обучении чтению должно выступать традиционное чтение, учитывающее психофизические особенности ребенка. Он подчеркивает, что длительная практика ребенка в речевых самоощущениях, неосознанных и осознаваемых, чаще всего под влиянием взрослых; в наблюдениях над речепроизносительными механизмами, их корректировка посредством наблюдений над внешним планом речи приобретает фундаментальное значение как важнейший этап в обучении.
Начинать обучение скорочтению надо на базе сформированности и относительно устоявшегося традиционного способа чтения.
Правильность чтения выражается в отсутствии ошибок на: а) замены; б) пропуски; в) переустановки; г) добавления; д) искажения; е) повторы букв, слогов и слов в читаемом тексте, а также ошибок ударения в словах.
Выразительность чтения проявляется в умении ученика обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы( логико-грамматические, психологические, ритмические – при чтении стихотворений); делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.
Но когда мы говорим об оценке навыка чтения, следует помнить, что судить об его качестве по одной какой-либо стороне не всегда правильно. Особенно это касается скорости чтения. И если случится, что ученик читает со скоростью несколько меньшей, чем это предусмотрено программными требованиями, но при этом не делает ошибок, читает выразительно, осознанно, то общая оценка должна быть только положительной. Поэтому окончательное суждение об уровне сформированности навыка можно выносить на основе совокупных данных по каждому из его компонентов.
Методы и приемы коррекции основных нарушений правильности чтения.
Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Чаще всего причиной замен букв по фонематическому сходству является недоразвитие функции фонематического восприятия. Для его преодоления можно использовать такие упражнения, задания: 1) Игра «Какого цвета звук?». Раздаются кружки трех цветов,, объясняется, что, например, красный кружок соответствует звуку «А№, желтый – звуку «И», зеленый – звуку «У». Затем кратко называются указанные звуки в разной последовательности, а ребенок должен показать соответствующий цветной кружок. Затем в называемый ряд включаются другие звуки, на которые ребеной не должен реагировать; 2) аналогичная работа проводится и с согласными звуками: - выделить слог «ша» из слогового ряда: да, ма, на, ша, ба, ва( хлопнуть на заданный слог); - какой слог лишний: на-на-на-на-па; 3) осуществить тонкую дифференцировку сходных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих шипящих, сходных по артикуляции: а) раздели картинки со звуками с – з( коляска, арбузы, ваза, земля, сосиски, зонт, стол, свинья); б) отбери картинки только на звук р( ружье, рыба, рот, рука, лопата, лампа, лейка, лев); в) называть слова, включающие сразу два оппозиционных звука: например, «с» и «ш» - «сушка», «ц» и «ч» - чернильница.Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, зрительной памяти, пространственных представлений.
Для развития зрительного восприятия рекомендуется использовать следующие задания, игры и упражнения:
а) игра «Буква сломалась» - недостающие элементы букв найти;
б) сложить букву(по образцу, по памяти);
в) нахождение буквы в геометрических фигурах;
г) игра «Внимательные глазки». Построить на столе из палочек все буквы, которые изображены на картинке.
Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:
а) ориентировка на собственном теле;
б) ориентировка в окружающем пространстве.
Предлагаются следующие задания:
Показать, какой рукой ребенок кушает, пишет, рисует, здоровается и сказать, как называется эта рука;
Показать левую руку;
Поднять то правую, то левую руку.
После того, как ребенок усвоит левую и правую руку, приступают к дифференциации других правых и левых частей тела.
Развитие внимания.
Варианты корректурных про(устойчивость внимания). Используются специальные бланки с несколькими рядами букв. Ребенку предлагают в течение 5-7 минут как можно быстрее просмотреть ряды букв и вычеркнуть заданным образом 2-3 буквы(например, букву «а» зачеркивать, а букву «к» подчеркивать).
Преодоление грамматических ошибок и ошибок угадывания.
Существует такой период, когда ребенок уже стремится, опираясь на смысл прочитанного ранее, самостоятельно закончить какой-то участок печатного текста, но еще не в состоянии проконтролировать свою догадку с помощью зрительного восприятия из-за отсутствия координации между этими двумя процессами. В результате ребенок часто заменяет слова, окончания слов, т. е. у него наблюдается угадывающее чтение. Ошибочность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. У детей с проблемами в психическом развитии этот период может увеличиваться по времени. А нарушения устной речи, небольшой объем зрительного восприятия часто не позволяет детям самостоятельно преодолеть данные нарушения. Поэтому для устранения ошибок угадывания, повторов букв, слогов, слов необходимо проводить специальную работу по формированию навыков прогнозирования, навыков целостного восприятия читаемого, над объемом зрительного восприятия, расширением поля зрительного восприятия и по выработке координации между процессами прогнозирования и зрительного восприятия.
Из-за своеобразия своего психического развития дети в коррекционных классах характеризуются более медленным темпом усвоения предлагаемого им материала и требуют использования специальных методов и приемов обучения.
Учитель начальных классов должен осознавать особенности детей с трудностями в обучении и оказывать им квалифицированную и индивидуализированную помощь и поддержку на том этапе обучения чтению, где возникает проблема.