Литературное чтение Евгений Чарушин Страшный рассказ


Литературное чтение
Е. Чарушин. Страшный рассказ.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начинать пора.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Зачитать 3-4 предложения из рассказа.
- Из какого произведения эти строки?(Ребята и утята)Кто автор этого рассказа?( Михаил Пришвин)
2. Пересказ текста по частям. ( можно спросить 5-6 ч.)
3.Тест по рассказу М. Пришвина «Ребята и утята» ( Взаимопроверка в парах)
1.Как звали в рассказе дикую уточку?
А)Кря-кря;
Б)Нарт-нарт;
В)Чирок-свистунок.
2.Куда вела утка своих утят?
А)Из болота на речку;
Б)Из леса в озеро;
В)Из деревни в город.
3.Где утка вывела своих утят?
А)На кочке, в болотистом лесу;
Б)В камышах, на берегу озера;
В)На дереве, в теплом гнездышке.
4.Почему так далеко от озера пришлось выводить утят?
А)Утка-мама боялась лисы;
Б)На озере не было еды;
В)Весной озеро широко разливалось, и не было прочного места для гнезда.
5.Что делали утка с утятами около кузницы?
А)Щипали траву;
Б)Купались в песке;
В)Переходили дорогу.
6.Кто увидел утят около кузницы?
А)Заяц Кирюха;
Б)Ребята;
В)Дедушка Мазай.
7.Что сделали ребята с утятами?
А)Стали ловить;
Б)Покормили хлебом;
В)Погнали на озеро.
8.Кто помог освободить утят?
А)Собака Мухтар;
Б)Автор рассказа М.Пришвин;
В)Утка-мама.
4.Вывод:
-Ребята, чему же научил нас этот рассказ? (высказывания детей)
Все звери и птицы – это наши «братья меньшие». Мы их должны защищать и
по мере возможности помогать им. Ребята ради забавы совершили
некрасивый поступок. Надеюсь, они поняли свою ошибку. Этим рассказом
М.Пришвин хочет предостеречь нас от таких вот необдуманных поступков.
Мы должны быть настоящими друзьями природы.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1.-Сегодня мы продолжим разговор о природе. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто герой нового произведения.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной (Ёж).
- Что вам известно о еже? ( послушать 2-3 человек).
-Мы будем изучать произведение, героем которого будет ёжик.Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке 5 – 6 тысяч иголок. Обыкновенный ёж — это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку.
-Откройте книги. Прочитайте название текста, с которым мы познакомимся на уроке. Кто автор ?РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
1.Биографические сведения о Е.Чарушине.
Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал и часто брал сына с собой. Поэтому первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по родному краю. Отец же дал первые навыки рисования. Мать привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных. В своих книгах Чарушин изображал медвежат, пушистых зайчат, лисичек, лупоглазых олешек, занимательно рассказывал о поведении животных. Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Чарушин начал как художник-иллюстратор книг В. Бианки,М. Пришвина, С. Маршака.
2.Подготовительная работа.
- Что такое страх?
- Было ли вам когда-нибудь страшно?
- А теперь, давайте узнаем, что же произошло с нашим героем.
3.Чтение произведения (учитель и хорошо читающие ученики).
- Действительно, произведение было страшным?
- А как бы вы озаглавили это произведение? (Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)4. Словарная работа.
- В тексте встретилось слово “сени” и “чулан”.
- Объясните значение слов.
Сени - в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Чулан - помещение в доме, служащее кладовой.
Физминутка
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
- Мы немного отдохнули, а теперь вернемся к нашему произведению.
5. Работа с текстом.
Как вы думаете прочитанное произведение сказка или рассказ?
- Почему мальчики остались одни?
- Что напугало детей?
- Как вёл себя ёжик, когда его искали?
- Почему ёж свернулся шариком?
- Подумайте, для чего ёжик в доме? Где настоящий дом ежа?
- Почему ёжик не ушел потом в лес?
- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?
- А как бы поступили вы?
- Можно ли считать рассказ на самом деле страшным?
- Можно ли назвать мальчиков смелыми?
- Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?
- Чему учит нас этот рассказ? ( Уважать и беречь животных. Нельзя диких животных брать к себе домой. Ведь их дом - это лес. Каждый счастлив только у себя дома.) 6. Чтение по ролям.
7. Пословицы.
Какие пословицы можно отнести к прочитанному тексту?
( Один за всех, все за одного. У страха глаза велики. Без труда не вынешь и рыбку из пруда). РЕФЛЕКСИЯ
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Какие задания показались интересными?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С.99, вопрос 6 , записать на листочек.