Рабочая программа элективного курса Чтение со вкусов 5 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнекарачанская средняя общеобразовательная школа


СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Утверждаю

Председатель ШМО
____________ Л.В.Фомина
Зам. директора по УВР _______________О.А.Рязанцева
Директор школы
______________И.И.Кочкина

(протокол № _____
от__________2016 г.)
(протокол № _____
от ______________2016 г.)
(приказ № ______
от _____________2016 г.)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«ГОТОВИМСЯ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
С.Н.Лутовинова




Верхний Карачан, 2016 г.
Пояснительная записка

Современное общество переживает нелегкие времена во всех сферах деятельности. Особенно кризис общества заметен в социальной и духовной жизни. Средства массовой информации утратили авторитет служения  истине, нравственности, культуры речи. В этом потоке живут наши дети, поглощая эту информацию и усваивая, порой, не самые лучшие ценности и принципы. Всем, к сожалению, ясно видно, что дети потеряли интерес к книге, к хорошей литературе, заменив это компьютером и телевизором. (Р.Т. Селиванова) Посильные изменения могут внести дополнительные занятия с детьми выразительным чтением художественных произведений.
Такое чтение – творческое воплощение литературного произведения в действенном звучащем слове. Оно способствует приобщению к хорошей литературе, формированию художественного вкуса, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств и, в конечном счете, духовному обогащению личности.
В стандарте основного общего образования по литературе среди основных видов деятельности по освоению литературных произведений и требованиях к уровню подготовки выпускников указано среди прочих выразительное чтение.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала.
Процесс выразительного чтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую. В техническую сторону входят: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая включает выразительность и понимание (сознательность). Техническая сторона подчиняется и обслуживает первую.
В 5 классе для развития выразительного чтения по методике М.А. Рыбниковой предлагаются стихотворения и басни. Потому что стихи - это строго организованный синтаксис; стихи - чередование ритмически, мерно идущих предложений, идущих строками и строфами. В прозе есть свой ритм, но его труднее уловить, труднее передать прозу достаточно музыкально и четко. Поэтому, говоря о системе обучения выразительному чтению, мы и выдвигаем на первое место стихи и предлагаем обучать выразительному произнесению прозы, начиная с курса 6 класса.
М.А. Рыбникова считает, что необходимо учить выразительному чтению, не только попутно знакомясь с текстом во время разбора, но и на специальных уроках.
Программа курса разработана на основе обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой.
Цель: формирование устойчивого интереса, обучение и воспитание любви к чтению художественной литературы, развитие творческого потенциала для более глубокого понимания литературного произведения и его воплощения в  звучащем слове. Задачи: Обучающие: -    обучение технике речи: дикция,  дыхание, голос; -    обучение воплощению художественного произведения в звучащем слове. Развивающие: -    развитие ассоциативного образного мышления; -    развитие внимания, фантазии и воображения; -    развитие и формирование художественного вкуса; -    развитие эмоциональной сферы;
Воспитательные: -    воспитание работы в коллективе, уважительного отношения друг к другу; -    воспитание ответственности за  результат своей работы и коллективных работ; -    воспитание своего личностного взгляда на окружающий мир, взаимоотношения людей, гражданственной позиции.
Рабочая программа элективного курса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закон РФ «Об образовании».
Государственный образовательный стандарт (федеральный) (утвержден приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089).
Базисный учебный план школ РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного плана».
В соответствии с федеральным образовательным стандартом основного общего образования по литературе элективный курс обеспечивает систематизацию знаний и умений по осознанному, творческому чтению художественных произведений разных жанров, выразительному чтению.
Формы организации образовательного процесса представлены систематическими (классно-урочная, самостоятельное выполнение домашних заданий) и эпизодическими (конкурсы) формами.

Технологии, используемые в образовательном процессе
1. Личностно-ориентированные технологии, в качестве планируемых результатов предполагающие не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности. Технологии создают условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных способностей школьников.
2. Технологии активизации познавательных интересов, творческой самостоятельности учащихся. Это обучение способам самостоятельного постижения знаний по различным учебным предметам.
3. Дифференцированное обучение для освоения учебного материала учащимися с различным уровнем обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
4. Технология игрового обучения.
Методы решения поставленных задач представлены в программе курса в виде авторских методов, их учитель может использовать по своему усмотрению (отдельно или комбинированно), опираясь на специфику изучаемой темы, особенности класса и другие факторы. «Перепробовать десять методов и не держаться ни одного неукоснительно – вот единственный возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, пробовать, совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни», - утверждала М.А.Рыбникова, педагог-новатор и теоретик, одна из основателей советской методики преподавания русского языка и литературы.
Метод выразительного чтения (М.А. Рыбникова)
«Мы не отрицаем наглядности зрительной, - пишет Рыбникова, - но самой природой звучащего слова определен основной метод проникновения слова в сознание – метод его выразительного произнесения». Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. Первая и основная задача преподавателя литературы - истолкование внутреннего содержания произведения, выявление темы, предмета изображения, и главное - выявление авторского отношения к предмету изображения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, насмешка, восхищение). Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения. Исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодию речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы. Это исполнение должно соответствовать правилам грамотного произношения, того, что называется орфоэпией; оно должно быть громким, ясным, доносящим до слушателя с полной четкостью звучащее слово. Учащиеся должны прийти к мысли и к выводу, что выразительно прочитать - это значит подать голосом идею и тему произведения
Метод воспитательного чтения (Ц.П. Балталон)
Из пересказов предпочтение отдается свободному, а не «близкому к заучиванию наизусть». Чтение учителем, письменные заметки о прочитанном, беседа о прочитанном, письменное изложение впечатлений, исправление ошибок, чтение учеников, списывание с письменного текста и грамматические упражнения, самостоятельное приготовление уроков. Беседа с учениками о прочитанном по заранее приготовленным вопросам имеет «троякую цель»:  воспроизведение учениками главнейших, наиболее понравившихся каждому моментов из текста;  комментирование прочитанного текста;  оценка учениками под руководством учителя явлений жизни, изображенных в рассказе, достоинств и недостатков самого рассказа.
Метод творческого чтения (Н.И. Кудряшев)
Метод реализуется с помощью следующих приемов: выразительное чтение,  комментированное чтение,  беседа,  творческие задания по личным впечатлениям или по тексту произведения, постановка учебной проблемы, вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников.
Исследовательский метод (Н.И. Кудряшев)
Данный метод предусматривает творческое усвоение знаний, которые учащиеся добывают самостоятельно в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Исследовательский метод реализуется с помощью следующих приемов: постановка проблемных вопросов, исследовательские задания.
Методы эмоционально-образного постижения произведений художественного слова (В.А. Никольский):
Выразительное чтение учителя. Готовит школьников к последующему анализу произведения; выразительное чтение учителя должно откликнуться в выразительном чтении учащихся.
Заучивание наизусть. Значение заучивания наизусть обусловлено тем, что образ не заменим рассуждениями о нем, кроме того, заучивая наизусть, учащиеся обогащают свою память образными выражениями.
Художественное рассказывание по мотивам произведения. Допускает более свободное отношение к литературному материалу, который сокращается или перекомпоновывается учащимися. В данном случае необходимо заботиться о целостности изложения.
Из вариативной части базового учебного плана на изучение данного курса отведен 1 час в неделю, 35 часов в год).

Учебная четверть
I
II
III
IV
В год:

Количество часов
8
8
10
9
35



Формы решения поставленных задач также отличаются разнообразием.
- фронтальная работа (со всеми детьми);
- групповая работа (с частью детей);
- индивидуальная работа (детей и с детьми);
- комбинированная работа (различные задания для отдельных групп детей);
- самостоятельная работа;
- конкурс чтецов.
По элективному курсу в конце каждой четверти 1 итоговый устный урок контроля – конкурс чтецов художественных произведений разных жанров (стихотворение и басня), который позволит оценить умение использовать на практике средства речи, а также покажет уровень выразительности чтения произведений разных жанров (стихотворения и басни).
I. Содержание программы

Введение - 1 ч.
Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека.

Ознакомление со средствами речи – 5 ч.
Голос, его свойства (тембр, сила, гибкость, диапазон, выносливость, полётность). Интонация - главное средство выразительности речи. Темп речи, мелодичность речи. Логическое ударение. Сила голоса (понижение или повышение). Значение и функции паузы, ее разновидности (логическая, психологическая, физиологическая).

Техника речи – 5 ч.
Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии.
Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии).
Логика речи – 10 ч.
Логические паузы. Их длительность и характер (качество). Логические ударения и приемы их практического осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении.
Темп. Ритм. Виды ритмических пауз (межстиховые, цезуры). Соотношение логических и ритмических пауз.
Логическое ударение в простом предложении. Акцентирование однородных членов предложения.

Эмоционально-образная выразительность речи – 10 ч.
Видение. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное действие. Паузы: психологические, начальные, финальные. Пауза в простом предложении. Паузы в лирическом тексте.
Выразительное чтение стихотворений.
Понятие части абзаца (в форме многоголосого чтения). Интонация (повышение и понижение, интонации чувств, подражание).
Чтение по ролям (басни).

Итоговый урок – 4 ч.
Конкурс чтецов художественных произведений разных жанров (стихотворения, басни).






III. Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе на конец учебного года

Обучающийся должен знать:
Виды речевой деятельности
Основные правила русской орфоэпии (литературное произношение, согласование слов в предложении и т.д.)
Ключевые понятия курса (дикция, интонация, пауза, темп, ударение, ритм)
Жанры литературных произведений и особенности чтения произведений разных жанров (стихотворение, басня).
Обучающийся должен уметь:
Правильно использовать дыхание и голос
Ясно и чисто произносить звуки
Соблюдать правила литературного произношения
Использовать при чтении литературных произведений фразовое, логическое ударение, соблюдать паузы, темп и ритм речи.

Обучающийся должен применять на практике:
1. По технике речи. Дышать незаметно. Часто, но не учащенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гнусавить). Соблюдать нормы орфоэпии.
2. По логике чтения. Овладеть «шестью рычагами»: громче - тише, выше - ниже, быстрее - медленнее. Овладеть умением «читать знаки препинания». Выполнять различные задания по определению места и характера пауз в поэтическом тексте, а также по определению качества логических ударений и практическому их осуществлению в процессе выразительного чтения.
IV. Учебно-тематическое планирование
элективного курса по литературе «Искусство быть читателем»


№ п/п
Наименование раздела, темы
Всего часов


Введение
1


Средства речи
5


Техника речи
5


Логика речи
10


Эмоционально-образная выразительность речи
10


Итоговый урок
4


Итого:
35











V. Календарно-тематическое планирование курса

№ уро-ка
Тема
Кол-во
часов
Требования к уровню подготовки обучающихся
Дата







Введение
1



1
Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека.
1
Знать и понимать значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека


Средства речи
5



2
Средства речи. Значение их практического использования.
1
Знать основные средства речи: голос, интонацию, темп, ударение, паузы.


3
Средства речи. Голос
1



4
Средства речи. Интонация.
1



5
Средства речи. Темп
1



6
Средства речи. Ударение, паузы
1



Техника
5



7
Дыхание.
2
Знать основные правила русской орфоэпии (литературное произношение, согласование слов в предложении и т.д.)
Уметь правильно использовать дыхание и голос,
ясно и чисто произносить звуки,
соблюдать правила литературного произношения.
Применять
незаметное дыхание (частое, но не учащенное), умело использовать паузы для пополнения запаса воздуха, четкое внятное чтение, соблюдение норм орфоэпии.


8-10
Орфоэпия и дикция.
3



Логика
10



11-12
Логическая пауза и логическое ударение.
2
Уметь использовать при чтении литературных произведений фразовое, логическое ударение, соблюдать паузы, темп и ритм речи
Применять «шесть рычагов»: громче - тише, выше - ниже, быстрее – медленнее, владеть умением «читать знаки препинания», определять качество логических ударений и практическое их осуществление в процессе выразительного чтения.


13-14
Темп. Ритм. Виды ритмических пауз.
2



14-15
Логические и ритмические паузы.
2



16-17
Логическое ударение в простом предложении.
2



18-20
Акцентирование однородных членов предложения.
2



Эмоционально-образная выразительность речи
10



21
Паузы.
1
Знать жанры литературных произведений и особенности чтения произведений разных жанров (стихотворение, басня). Уметь выразительно читать стихотворение и басню. Применять навыки выразительного чтения произведений разных жанров (стихотворение, басня)


22-25
Выразительное чтение стихотворений.
4



28
Понятие части абзаца. Интонация.
2



29-31
Чтение басен по ролям.
3



Итоговый урок
4



31-35
Конкурс чтецов «Живое слово»
4
Умение применять на практике полученные знания.










VI. Перечень учебно-методического обеспечения
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. – М.: Просвещение, 2003.
Фонозаписи актерского чтения изучаемых произведений.
Сборник развивающих упражнений по выразительному чтению по методике М.А. Рыбниковой.

VII. Список литературы (основной)

Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. – М.: Академия, 2008.Ионии Г.Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу. – Л., 1986.
Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981.
Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985.
Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. - М.,1963.
Соловьева А. М., Завадская Т. Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах. - М., 1983.


Список литературы (дополнительной)
В.И. Даль. Словарь пословиц и поговорок русского языка. – М.: Просвещение, 2000.
Литература. Энциклопедия. – М.: Просвещение, 2007.
И.А. Крылов. Басни. – М.: ВАКО, 2007.
Сборник стихотворений русских поэтов. – М.: Сфера, 2004.
















VIII. Приложения
Приложение 1
Набор упражнений для развития темпа (скорости) чтения
Артикуляционная гимнастика. а) разминка
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
б) чтение чистоговорок шепотом и медленно:
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.
в) чтение тихо и умерено:
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа
в) чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
г) чтение скороговорок, пословиц, поговорок
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
9. Летят три пичужки через три пусты избушки.
10. В один, Клим, клин колоти.
11. Каково волокно, таково и полотно
12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
13. Либретто “Риголетто”.
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

д) чтение согласных
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.
Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].
После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.
Складывание слов из половинок.
Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.
Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

Упражнения для развития темпа (скорости)
(умения менять скорость чтения в зависимости от содержания)
“Буксир”
Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.
Многократное чтение
Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Необходимо избегайть утомления, закрепить ситуацию успеха и похвалить ребенка.
Чтение в темпе скороговорки
Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.
Следующее упражнение называется
“Бросок – засечка”
 Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:
Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение
“Молния”
Его смысл -  в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.
Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение
“Спринт”
Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.
При этом упражнении юные читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций.
В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э.
Вот некоторые из них:
Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:
В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро, прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!
Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:
Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);
Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).
Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).
Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.
Чтение перевернутого текста:
Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
Это упражнение способствует:
формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;
развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов.
Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

Корректировка деформированных предложений
Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он освоит тайны магии и снимет чары.
Набор деформированных предложений.
1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
2. дали каши Маше манной нашей
3. летом одним и зимой цветом
4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке
5. ко мне друзья пришли мои на праздник
6. у деда, Мороза красивые легкие сани были
7. любимое дерево мое белая береза
8. в саду в нашем расцвела клубника
9. мы электричке на доехали до станции
10. ледяная, крутая и длинная горка была

Восполнение пропусков букв в словах:
Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.
Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.
Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.
Поиск в тексте заданных слов:
Задаются 1-3 слова, которые обучающийся должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.
“Игра в прятки”:
Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
“Мнимое слово”:
Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, школьник прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что дети имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
Одним из недостатков чтения может явиться малое поле зрения.
Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно.
И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:
Использование таблицы Шульте.
Засекается время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1.
 10
4
28
9
14

20
24
18
1
5

13
8
30
25
11

2
22
15
27
17

26
6
12
3
21

16
23
19
29
7

Пирамида
Можно воспользоваться простой пирамидой, при которой можно определить поле зрения и расширять его тренировкой.
3-------4--------7
10--------5---------41
24------------6-------------55
45---------------8----------------94
36-------------------9-------------------14
87---------------------------19---------------------------79
 Задание. Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного видения.
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
Для развития сознательного (осмысленного) чтения используются упражнения, некоторые из которых приведены ниже.
1.Что общего в словах и чем они отличаются? Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.
Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж. Картофель, свекла, лук, капуста.
Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, желтый. Дорога, шоссе, тропинка, путь.
Чем похожи следующие слова? Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
Путем перестановки букв составь слово: уклбо, сноас, упкс.
Составь текст (перестановка предложений).
Закончи рассказ «Забота о птицах». Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу
Данные упражнения помогают развивать осознанное чтение на уровне слова и предложения. Эти виды работ проводятся, в основном, на уроках чтения в 1 классе, но случается, что это необходимо и во 2 и в 3 классе, и даже в 4 классе.
Далее приведены упражнения, которые используются для работы над осознанностью чтения.
Необходимо проводить на занятиях лексическую работу. Она направлена на обеспечение понимания фактического, элементарного слоя произведения. Но без знания значений отдельных слов невозможно понять и более глубокий смысл, содержащийся в подтексте и главной мысли произведения. Основные способы лексической работы следующие:
Выявление детьми в тексте непонятных слов, объяснение учениками их значения, если это возможно. Если нет, то необходимо обратить внимание детей на необходимость выяснения значения слово у взрослого (учителя на уроке) или нахождения данного слова в толковом словаре
Показ предмета, его изображения, демонстрация действия
Замена непонятного слова синонимом, значение которого известно детям
Использование антонима
Развернутое пояснение по типу статьи толкового словаря
Обращение к составу или этимологии слова
Понимание смысла слова из контекста.

Для более глубинного понимания текста существует целый ряд заданий:
Найди в тексте главные слова произведения
Подумай, какие из следующих пословиц подходят к данному произведению
Определение мудрой мысли, высказанной в данном произведении
Рассказ об одном из героев по плану
Постановка самостоятельных вопросов к тексту
Нахождение в тексте необходимых предложений для характеристики героя и т.п.

Карточки-задания.
№1. Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.
Мальчик и стадо Лгун Волк
Мальчик стерег стадо овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так два или три раза, случилось – и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать, звать на помощь, но к нему никто не прибежал. Мужики подумали, что он обманывает, и не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Почему мужики не поверили мальчику?
Почему случилась беда?
Что ты думаешь об этом мальчике?
№ 2 Наведи порядок!
Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ. Для этого установи, что было сначала, далее, в конце рассказа.
Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди не видели и в лужу упали.
Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде.
Пришла весна, потекла вода.
№ 3 Подбери заголовки к абзацам. Для данного упражнения может быть использован любой небольшой текст из учебника. В дальнейшем такое упражнение следует усложнять, а в итоге ребенок учится составлять план текста.
Этот вид задания от раза к разу усложняется, что дает возможность выявить уровень понимания текста ребенком и продолжить работу над этим показателем навыка чтения.
№ 4 Прочитай текст и задания к нему, отметь правильный ответ любым знаком.
Электрический ток.
Висят на столбах рядом два провода. Висят молча, мирно, как веревки. Но берегись их, не трогай. Огромная невидимая сила заключена в них. Подведи провода к машине – оживет она, загрохочет. Подключи лампочку – она загорится. Течет в проводах электрический ток. Этот невидимка все может: и обогревать, и освещать, и заставлять машины работать.
Выбери правильный ответ:
Передается ли электрический ток по проводам? Да Нет Не знаю
№5 Галка. Галка хотела пить. Во дворе стоял кувшин с водой. Но вода была только на дне. Галка не могла ее достать. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки. Вода поднялась, и галка смогла напиться.
Выбери правильный ответ:
Галка хотела пить.
В кувшине было много воды.
Галка бросала в кувшин хлебные шарики.
Галка бросала в кувшин камни от безделья.
Галка была умна и придумала, как напиться.
С каждым разом задания усложняются.
№ 6. Найди поступок и его причину. Упражнение на материале рассказа Л. Толстого «Косточка».
Итог данной работы: прочитай рассказ и определи главную мысль.
Важным приемом, способствующим пониманию смысла текста, особенно художественного произведения, является определение его подтекста. Прием выяснения подтекста используется, когда читаются более сложные произведения.
№7. Подчеркни слова, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев. Данную работу можно проводить, например, со сказкой «каша из топора».
При систематическом использовании этих и целого ряда других упражнений ребенок учится составлять план произведения, а впоследствии пересказывать его. Упражнения для развития беглости чтения Для развития беглости чтения можно использовать следующие упражнения.
Читай скороговорку три раза. Сначала медленно, второй раз – с обычной скоростью, а третий – как можно быстрее.
У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.
Следующая скороговорка учит управлять своим дыханием. Выучи ее.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки
Раз Егорка
Два Егорка. Вдохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор, пока его хватит. Посоревнуйся с товарищами, кто сможет дольше посчитать, не делая вдоха.
Читай долговорку несколько раз, все быстрее и быстрее.
Бесконечные стихи
Кто вечно хнычет
И скучает,
Тот ничего не замечает,
Кто ничего не замечает,
Тот ничего
Не изучает,
Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.
Следующее упражнение проводится на фрагменте текста, намеченного для чтения, и служит для перехода к чтению целыми словами. Прочитай целыми словами или плавно по слогам, затем задание звучит так: прочитай целыми словами. Наконец, дается задание: прочитай эту же часть текста как можно быстрее.
Чтению по догадке обучаю с помощью таких упражнений:
Закончи:
ДЕНЬ РОЖД
Два внука, старший и младший, решили сделать бабушке в день ее рождения
Взяли накопленные ими деньги и отправились в Надо купить такую вещь, чтобы бабушка обра
Научиться чтению длинных предложений помогают упражнения такого типа:
Читай как можно быстрее.
Однажды мужик пошел в лес.
Однажды мужик пошел в лес дрова рубить.
Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру.
Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег.
Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду.
Быстрому чтению на уровне слова обучают следующие упражнения:
Угадай слово.
ДОКТОР
ОБЕЗЬЯНА
ШАРМАНЩИК
СОСТАВЬ СЛОВА.
БОЛЕЛЬ
ХОДИЛЬ ЩИК
КАТАЛЬ
Читай правильно, целыми словами.
ВЕРНО – ВЕРНУЛСЯ – ОТВЕРНУЛСЯ
ДИВО – ДИВИТЬСЯ – УДИВИТЬСЯ
ДУМА – ДУМАЕТ – ПОДУМАЕТ
ДЕРЖУ – ДЕРЖАЛ – ВЫДЕРЖАЛ
Читай сначала плавно по слогам, затем целыми словами.
Ин-те-рес-но – интересно, спра-ши-вать – спрашивать и т.п. Упражнения для формирования правильного чтения
Для того, чтобы учащиеся читали правильно, желательно перед чтением текста предлагать им специальные упражнения, составленные из наиболее трудных слов или предложений, входящих в намеченное для чтения произведение. Вот некоторые из этих упражнений.
Читай внимательно: Слова различаются одной-двумя буквами. Одно слово взято из текста, другое, похожее предлагается для чтения в паре с ним. Например, предложила – переложила, поглядывал – подглядывал, ногти – когти, отравила – отправила.
Если есть возможность работы с карандашом, то лучше использовать такой вариант упражнения. Подчеркни буквы, которыми слова отличаются, прочитай правильно.
«Редактирование» Найди ошибки, исправь, прочитай правильно.
Кто любит пруд – того и люди чтут.
У работящего в руках тело спорится.
Без пруда не вытащишь рыбку из труда.
Кто привык трудиться, тому без мела не сидится.
Кроме упражнений, формирующих внимание к графическому образу слова, я использую для обучения правильному чтению и другие задания. Например, чтение до первой ошибки. Ученик читает до первой ошибки, дети замечают искажение, поднимают руки, чтобы перечитать слово правильно. Другой ученик продолжает чтение до первой ошибки.
Орфоэпические задания со словами, входящими в текст, намеченный для чтения. Прочитай правильно: Орел, когти, овечка, поджаренного, спасибо, пожалуйста. Правильно делай ударение: послала.

Упражнения для развития выразительности чтения

Этот навык техники чтения незаслуженно отодвинут на задний план. Очень часто работа над данным видом навыка чтения приводит к типичной ошибке – скандированию художественных текстов. Для искоренения данного вида ошибок я использую следующие упражнения.
Предварительный этап подготовки к выразительному чтению заключается в тщательном анализе произведения, ориентированном на выявление и расшифровку «эмоциональных знаков». Начнем с того, что интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация – явление сложное, целостное. Однако, в ней выявляются следующие компоненты: сила голоса, пауза, те6мп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.
Чтобы научиться менять силу голоса, я использую следующее упражнение: разбуди человека тихим голосом, затем более громким, громким и, наконец, очень громким голосом.
Сила голоса проявляется не только в общей громкости звучания, в общем фоне, но и выделении наиболее значимых слов. Например, ребенку предлагается определить, какое из первых двух слов необходимо выделить голосом, а также выделить психологическую паузу в последней строчке.
И, шествую важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах а сам с ноготок.
3. Наряду с логической паузой существует пауза психологическая. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли. Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива, так как в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Например, На пороге сидит старуха,
а перед нею . разбитое корыто.
Ниже приведены еще несколько заданий для развития навыка выразительного чтения.
Читай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово.
Ты пойдешь сегодня в театр?
Ты пойдешь сегодня в театр?
Ты пойдешь сегодня в театр?
Ты пойдешь сегодня в театр?
Понаблюдай, как меняется смысл предложения в зависимости от логического ударения.
Кто больше?
Задача: произнести какое-либо слово или фразу с разными интонациями. Можно произнести слово радостно, требовательно, умоляюще, печально, испуганно, возмущенно, обиженно, уныло, разочарованно, равнодушно, таинственно, презрительно.
Театр одного актера.
Задача: рассказать стихотворение, но не так, как обычно, а различными способами: очень громко, шепотом, медленно (со скоростью улитки), быстро (со скоростью пулеметной очереди); как иностранец, плохо владеющий русским языком.















Приложение 2
При формировании компетентностей грамотного чтения учитываются многие факторы, в том числе и физиологические – дыхание. Именно дыхание позволяет увеличить или уменьшить паузу при чтении. Для более эффективного достижения поставленной цели, необходимо развивать дыхательный аппарат обучающихся. Постановка дыхания – процесс сложный, требующий длительного времени и руководства специалиста. Ниже предлагаются упражнения как для проведения в классе, так и в домашних условиях. Перед непосредственной работой над тренировкой и постановкой дыхания необходимо вспомнить основные органы дыхательной системы человека.
Основные требования к тренировке дыхания:
При переходе от беззвучного выдоха к выдоху “озвученному” использовать средние, наиболее привычные ноты голоса.
При максимуме внимания к работе органов дыхания не допускать механически – бессмысленного чтения текстов.
Последовательность работы по постановке дыхания:
Упражнения на выработку умения управлять выдохом (тренировка равномерного выдоха).
Упражнения для тренировки мышц, участвующих в дыхании.
Упражнения на удлинение выдоха:
а) выдох на звуке (ф, ш, с, р), счет про себя; б) выдох на повторении слога (ма, мо, му; да, до, ду); в) выдох на повторении слова, близкого к использованному в предыдущих упражнениях слогу (мама, дуда и т.п.) г) выдох на счете вслух; д) упражнения на произнесение в два приема (с добором воздуха на паузе) двучленных пословиц и поговорок; е) упражнения на чтение одной, двух, трех и четырех стихотворных строк на одном выдохе; ж) упражнения на чтение нескольких стихотворных строк разной величины на одном выдохе; з) упражнения на чтение небольшого (3-4 строки) абзаца прозаического текста на одном выдохе; и) упражнения на чтение одной, двух, трех и т.д. стихотворных строк с большим количеством слогов (типа гекзаметра) на одном выдохе.
Упражнения 1 и 2 вырабатывают умение управлять работой мышц, участвующих в дыхании, а их дальнейшее укрепление и собственно тренировка достигаются в ходе выполнения системы упражнений 3.
Практические задания к теме “ Дыхание”
Тренинг № 1. Проверив, полностью ли свободно и покойно вы себя чувствуете, сделайте активный, плотный выдох на п – ф – ф – ф Следите за равномерностью и управляемостью выдоха: не выпускайте воздух, не давайте ему выходить, а пропускайте, процеживайте его через активные, упругие губы. Стремитесь к тому. Чтобы сила выдоха была постоянной, для чего важно не выдохнуть большую часть запаса воздуха из легких в самом начале, т.е. не дать мышцам сразу же расслабиться.
Не тратьте на выдох весь запас воздуха, не выдувайте его через силу. Как только почувствуете, что для продолжения выдоха нужно прилагать дополнительные усилия, прекращайте его.
Не торопитесь сделать новый вдох, подождите, пока захочется вдохнуть. Вдохнув (только через нос!), на секунду задержите дыхание, замрите в этом положении, затем снова упруго, плотно выдохните на п – ф –ф –ф
Тренинг № 2. Выдохните на п – ф – ф. Сделайте вдох на счет от одного до пяти таким образом, чтобы на счет 1 – 3 набрать воздух с помощью диафрагмы, на счет 4 добрать воздух с помощью расширения ребер, а на счет 5 подтянуть косые мышцы живота (принять положение “ смирно” - подтянуть живот).
После секундной фиксирующей задержки – выдох на п – ф .
Не стремитесь вдохнуть много воздуха, следите за тем, чтобы вдох был равномерным, плавным, без толчков. Толчкообразно происходит только сокращение косых мышц живота (на счет 5), но в это время вдох уже закончен. Толчок этот нужен лишь для того, чтобы воздух попал в верхушки легких и проветривал их.
Схема упражнения:
а) выдох на п – ф; б) пауза; в) вдох на счете – 1,2,3 – диафрагма, 4 – межреберные мышцы, 5 – косые мышцы живота; г) задержка; д) выдох на п – ф.
Если вам не подчиняется диафрагма, надо потренировать ее отдельно. Спокойно лежа на спине, положите одну руку на границу между грудной клеткой и брюшной полостью и свободно подышите в этом положении. С помощью руки вы ощутите некоторый подъем, выпячивание живота при вдохе, вызываемое сокращением диафрагмы. Постарайтесь запомнить это ощущение для включения диафрагмы в работу и в положении сидя или стоя.
При неподчинении или слабой работе межреберных мышц их тоже следует потренировать отдельно. Для этого (в положении стоя) прижмите руки к нижним ребрам ладонями вперед, большими пальцами назад (руки в боки). Почувствуйте ладонями расширение грудной клетки при вдохе и, запомнив это ощущение, используйте его в упражнении для включения в работу межреберных мышц.
Во всех этих упражнениях, а также и в обычном, повседневном дыхании стремитесь к тому, чтобы выдох был примерно вдвое длительнее вдоха.
Тренинг № 3. После того как на предыдущих упражнениях добьетесь подчинения вашей воле мышц, участвующих в дыхании, упражнение из № 2 можно варьировать по той же схеме следующим образом:
а) выдох на п – ф; б) пауза; в) вдох на счете – 1,2,3 – диафрагма, 4 – межреберные мышцы, 5 – косые мышцы живота; г) задержка на счете – 6 , 7. д) выдох на звуке ф, или с, или ш, или р, или м.
Варьировать вдох и задержку нет необходимости. Если иметь в виду конечную цель всех этих упражнений - процесс речи, - то надо вспомнить, что во время речи вдох обычно минимален по длительности, а задержка вообще мгновенна. Поэтому данное упражнение во всех его вариантах нужно нам лишь для овладения мышцами, для выработки навыка подчинять их работу нашей воле.
Тренинг № 4. Добившись активной и продуктивной работы мышц, можно перейти к освоению вдоха, достаточно глубокого, но короткого.
Глубина вдоха является непроизвольным следствием полноценного выдоха. Для того чтобы вдох сделать коротким, необходимо все мышцы, которые мы тренировали до сих
пор раздельно, приучить работать одновременно.
Поэтому схема последующих упражнений будет выглядеть так:
а) выдох на п – ф; б) пауза; в) вдох (короткий, на счет “раз”); г) задержка (тоже короткая, на счет “ два”); д) выдох на произнесении слогов ма, мо, му; да, до, ду и т. п.
Для самопроверки надо положить одну руку на диафрагму, а другую на нижние ребра и следить за тем, чтобы все мышцы активно работали. Поскольку сокращение косых мышц живота “перекрывает” внешне заметные последствия работы диафрагмы, то при вдохе с помощью руки, лежащей на диафрагме, вместо выпячивания ощущается лишь толчок и некоторое втягивание живота как следствие сокращения мышц брюшного пресса.
Последующие варианты данного упражнения – выдох на повторении слов мама, дуда, дома, мода и т. п. После этого можно перейти к выдоху на счете вслух.
Считать нужно достаточно громко, отчетливо произнося звуки и следя за тем, чтобы в короткие паузы между произнесением слов счета не происходило ни выдохов, ни вдохов.
Тренинг № 5. Чтение пословиц и поговорок с расчленением их на две части.
После выхода на п-ф и паузы сделайте короткий вдох и прочитайте первую часть пословицы или поговорки; после этого снова короткий вдох и чтение второй части. Если в легких остался значительный запас воздуха, сделайте вывод на п-ф и после паузы, вдоха и задержки на “раз” прочитайте пословицу в одном выдохе целиком. Если после чтения второй части пословицы потребности в выдохе не ощущается, сразу делай короткий вдох и после задержки читайте пословицу целиком.
Где цветок, там и медок. Кончил дело – гуляй смело. Ум хорошо, а два лучше. Повторенье – мать ученья. Жить – Родине служить.
Труд – лучший учитель жизни. Берись дружно – не будет грузно. Без дела жить – только небо коптить. Маленькое дело лучше большого безделья. Была бы твердая воля – и гора превратится в поле.


Тренинг №6. Чтение пословиц и поговорок на одном выдохе.
После выхода на п-ф, паузы, вдоха и задержки на “раз” читайте пословицу целиком. Затем снова вдох, задержка и чтение пословицы (той же или следующей, если чтение предыдущей не вызывает никаких трудностей). В случае затруднений читайте сначала по частям, а потом целиком.


За край родной иди бесстрашно в бой. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Книга для ума – теплый дождь (дощ) для всходов. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Рощи да леса – всему краю краса. Дружба и братство – дороже богатства. Где охота и труд, там поля цветут.

Тренинг №7. Чтение предложения на одном выдохе.
Выполняется аналогично предыдущему заданию. В случае затруднения на середине предложения можно также делать добор дыхания; в доборе воздуха участвует только диафрагма.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Пушкин.)
И песня, и стих – это бомба и знамя. (Маяковский.)
Дети разных народов, мы мечтою о мире живем. (Ошанин.)
Тренинг №8. Чтение стихотворной строки на одном выдохе.
После обычного выдоха на п – ф, паузы, короткого вдоха и задержки на “раз” читайте строку стихотворения, делайте добор дыхания и читайте следующую строку. После каждых четырех строк делайте полноценный вдох. Если после четвертой строки в легких остался излишек воздуха, сначала сбросьте его на п – ф, а потом делайте вдох межреберными мышцами и диафрагмой одновременно.
После построчного чтения прочитайте выразительно стихотворение целиком.
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые серёжки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: “С добрым утром!” (Есенин)

Тренинг №9. Чтение прозаического текста по предложениям. Выполняется аналогично предыдущему заданию, только на одном выдохе читается предложение, а после добора воздуха – следующее. После чтения всего отрывка (и удаления излишка воздуха из легких на п – ф) сделайте полноценный вдох. Самые большие предложения в тексте отрывка сначала прочитайте по частям (пауза для добора дыхания отмечена вертикальной чертой, а затем целиком.
В деревнях всюду появились большие стаи грачей. Зиму грачи провели на юге. Они очень спешили на родину / и в хорошую погоду делали перелеты по сотне километров в день. В пути их настигла сильная метель. Десятки, сотни слабых птиц выбились из сил и погибли в пути.
Первыми долетели самые сильные. Теперь они отдыхают. Они важно расхаживают по дорогам / и усердно ковыряют крепкими носами землю. (Бианки. Грачи открыли весну.)
Сначала прочитайте текст про себя, а потом вслух. Предложения, состоящие из двух частей, разделенных тире, читайте сначала по частям, а затем целиком. Прочитав по предложениям, читайте выразительно всю сказку.
Вышел старик – годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз - и полетели пернатые

три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик – годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали жать рожь.
Махнул старик – годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпались частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев; каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым – светло, махнет другой – станет темным – темно.
(Даль. Сказка – загадка “Старик – годовик”.)
Тренинг №10. Чтение двух стихотворных строк на одном выдохе. Добор воздуха делается после каждых двух строк. После каждых восьми строк – сброс излишка воздуха и обычный вдох.
Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны. И шумя и крутясь колебала река Отраженные в ней облака; И пела русалка – и звук ее слов Долетела до крутых берегов.
И пела русалка: “На дне у меня Играет мерцание дня; Там рыбок златые гуляют стада, Там хрустальные есть города; И там на подушке из ярких песков Под тенью густых тростников Спит витязь, добыча ревнивой волны, Спит витяь чужой стороны” (Лермонтов. Русалка.)

Чтение поочередно двух и трех стихотворных строк на одном выдохе.
На паузе - \ - делается добор воздуха, на более длительной паузе - // - (после каждых пяти строк) делается вдох.
Ласточки пропали, А вчера с зарей Все грачи летали / Да как сеть мелькали Вон над той горой.// С вечера все спится, На дворе темно, / Лист сухой валится,
Ночью ветер злится Да стучит в окно // Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! / Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят.// (Фет. Осень.)




Тренинг №11. Чтение возрастающего количества строк стиха на одном выдохе.
После каждой части, отделенной паузой, сбрасывайте излишек воздуха (при его наличии) и делайте вдох.
Вот дом, Который построил Джек./ А это пшеница, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек./ А это веселая птица – синица, Которая ловко ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек,/
Вот кот, Который пугает и ловит синицу, Которая ловко ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек./ (Маршак. Дом, который построил Джек.)

Тренинг №12. Чтение абзаца прозаического текста на одном выдохе.
После каждого абзаца делайте вдох. При наличии излишка воздуха предварительно сбросьте его на п – ф.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: “ Сломайте!”
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке.
Отец и говорит:
- Так – то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит.
(Л. Толстой. Отец и сыновья.)
Последовательное чтение одной, двух и т. д. стихотворных строк большого размера на одном выдохе.
При чтении стихотворения после каждой строки делайте добор воздуха, а после четырех – вдох. Затем прочитайте стихотворение, делая добор воздуха в середине (после двух строк), а
в конце – вдох. Сделав добор воздуха после первой строки, прочитайте на одном выдохе оставшиеся три, потом – вдох и прочитайте на одном выдохе все четыре строки.
Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый, Строен, легок и могуч, - тешится быстрой игрой! Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин, клянуся, Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать.
(Пушкин. На статую играющего в свайку.)
Аналогично предыдущему упражнению прочитайте первые четыре строки стихотворения (на одном выдохе – сначала по строке, потом по две строки, затем одну и три и, наконец, все четыре). После этого таким же образом прочитайте следующие четыре строки, после чего (так же) – последние четыре строки.
Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю Слугу, несущего мне утром чашку чаю, Вопросами: тепло ль Утихла ли метель Пороша есть иль нет И можно ли постель Покинуть для седла, иль лучше до обеда Возиться с старыми журналами соседа Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня, И рысью по полю при первом свете дня; Арапники в руках, собаки вслед за нами; Глядим на бледный снег прилежными глазами; Кружимся, рыскаем и поздней уж порой, Двух зайцев протравив, являемся домой.
(Пушкин. Зима. Что делать нам)














13PAGE 15


13PAGE 141715














Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915