Рабочая программа учебной практики по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»






Утверждаю
Первый заместитель директора
_____________Н.И. Минакова
«____»_______________2017 г.









ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям)»
























п.Приаргунск, 2017 г.
Программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», программ модулей ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации», ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации», ПМ. 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности», ПМ.05 «Выполнение работ по профессии Контролер сберегательного банка».


Организация – разработчик: ГПОУ «Приаргунский государственный колледж»

Разработчики:
Димова О.А. мастер производственного обучения ГПОУ «ПГК».



Рассмотрено
на заседании предметно-цикловой комиссии
торгово-кулинарного цикла
Протокол № __ от «__» ____________ 201 г.
Председатель ПЦК ___________ Скорнякова Л.М.





























СОДЕРЖАНИЕ

стр.


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
15

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
20

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

23
































паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ практики

1.1 Область применения программы
Данная программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения квалификации «Бухгалтер» и основных видов профессиональной деятельности: «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»; «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации», «Составление и использование бухгалтерской отчетности», «Выполнение работ по профессии 080110.02 Контролер сберегательного банка».

Цели и задачи учебной практики:
Формирование у обучающихся практических умений (приобретение практического опыта) в рамках освоения профессиональных модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.
Требования к результатам освоения учебной практики.
В результате прохождения учебной практики по видам профессиональной деятельности обучающийся должен уметь:

ВПД
Профессиональные компетенции
Практический опыт
Требования
к умениям

Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Документирование хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации.

принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;
принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
организовывать документооборот;
разбираться в номенклатуре дел;
заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) - учетные регистры;
передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
оформлять денежные и кассовые документы;
заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;
проводить учет основных средств;
проводить учет нематериальных активов;
проводить учет долгосрочных инвестиций;
проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
проводить учет материально-производственных запасов;
проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
проводить учет готовой продукции и ее реализации;
проводить учет текущих операций и расчетов;
проводить учет труда и заработной платы;
проводить учет финансовых результатов и использования прибыли;
проводить учет собственного капитала;
проводить учет кредитов и займов

Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

рассчитывать заработную плату сотрудников;
определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;
определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;
определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности;
проводить учет нераспределенной прибыли;
проводить учет собственного капитала;
проводить учет уставного капитала;
проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;
проводить учет кредитов и займов;
определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;
давать характеристику имущества организации;
готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
составлять инвентаризационные описи;
проводить физический подсчет имущества;
составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
составлять акт по результатам инвентаризации;
проводить выверку финансовых обязательств;
участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
проводить инвентаризацию расчетов;
определять реальное состояние расчетов;
выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98)

Составление и использование бухгалтерской отчетности
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (далее - ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
Составление бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации;
Составление налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;
Участие в счетной проверке бухгалтерской отчетности;
Анализ информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах.


Выполнение работ по профессии 080110.02 Контролер сберегательного банка


Ведение кассовых операций
ПК 1.1. Выполнять и оформлять приходные и расходные кассовые операции.
ПК 1.2. Выполнять операции с наличными деньгами при использовании программно-технических средств.
ПК 1.3. Выполнять и оформлять операции с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России и иностранных государств.
ПК 1.4. Выполнять и оформлять операции с памятными монетами и драгоценными металлами.
ПК1.5 Осуществлять контроль кассовых операций.
ПК 1.6. Выполнять и оформлять операции с наличной иностранной валютой и чеками.
проведения кассовых операций
проверять правильность оформления документов по приему и выдаче наличных денег, ценностей, бланков;
принимать наличные деньги полистным и поштучным пересчетом с использованием технических средств;
принимать сумки с наличными деньгами от инкассаторских работников и представителей организаций;
осуществлять проверку денежных знаков, выявлять сомнительные, неплатежеспособные и имеющие признаки подделки денежные знаки;
заполнять необходимые документы при выявлении сомнительных, неплатежеспособных и имеющих признаки подделки денежных знаков Банка России;
оформлять документы по результатам экспертизы;
осуществлять выдачу наличных денег, ценностей, бланков;
заполнять кассовые документы при приеме и выдаче наличных денег, ценностей, бланков (в том числе средствами автоматизированных банковских систем);
осуществлять обработку, формирование и упаковку наличных денег;
получать и оформлять подкрепление операционной кассы;
подготавливать излишки денежной наличности для сдачи в учреждение Банка России и оформлять соответствующие документы;
выполнять и оформлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;
осуществлять вложение наличных денег в сумку или индивидуальное устройство для хранения, вскрывать сумки и обрабатывать изъятые из них наличные деньги;
передавать заведующему кассой и принимать у заведующего кассой наличные деньги и сумки с денежной наличностью;
загружать в кассовые терминалы и банкоматы и изымать из них наличные деньги;
изымать из автоматического сейфа сумки с наличными деньгами;
оформлять документы на излишки и недостачи при пересчете наличных денег, изъятых из сумок;
осуществлять покупку и продажу памятных монет;
заполнять документы по операциям с памятными монетами;
осуществлять визуальный контроль, пересчет и взвешивание слитков драгоценных металлов;
сличать данные контрольного пересчета и взвешивания с данными сопроводительных документов;
принимать и выдавать драгоценные металлы в физической форме;
заполнять документы по операциям с драгоценными металлами;
вести книгу учета принятых и выданных ценностей;
оформлять и сдавать заведующему кассой кассовые документы по завершении операционного дня;
формировать дела (сшивы) с кассовыми документами;
проводить ревизию наличных денег;
осуществлять внутрибанковский последующий контроль кассовых операций;
обеспечивать работу обменного пункта в начале операционного дня;
определять эквивалентные суммы в национальной и иностранной валюте в соответствии с установленными курсами покупки-продажи иностранной валюты;
идентифицировать клиента;
осуществлять и оформлять операции по покупке и продаже наличной иностранной валюты;
осуществлять и оформлять операции по размену денежных знаков иностранных государств, замене и покупке поврежденных денежных знаков иностранных государств;
осуществлять и оформлять операции с чеками, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
принимать наличную иностранную валюту и чеки для направления на инкассо;
принимать для зачисления на счета физических лиц и выдавать со счетов физических лиц наличную валюту Российской Федерации и наличную иностранную валюту (в том числе с использованием платежных карт);
принимать наличную иностранную валюту и валюту Российской Федерации для осуществления перевода из Российской Федерации по поручению физического лица без открытия банковского счета;
выплачивать наличную иностранную валюту и валюту Российской Федерации по переводам в Российскую Федерацию без открытия банковского счета в пользу физического лица;
осуществлять заключение операционного дня по операциям с наличной валютой и чеками;
отражать в бухгалтерском учете (в том числе средствами автоматизированных банковских систем) приходные и расходные кассовые операции, операции с сомнительными неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками, операции с наличными деньгами при использовании программно-технических средств, операции с памятными монетами и с драгоценными металлами.

Ведение операций по банковским вкладам (депозитам)
ПК 2.1. Консультировать клиентов по депозитным операциям
ПК 2.2. Выполнять и оформлять депозитные операции с физическими лицами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте
ПК 2.3. Выполнять и оформлять депозитные операции с юридическими лицами
ПК 2.4. Выполнять и оформлять операции по привлечению во вклады драгоценных металлов

проведения операций по банковским вкладам (депозитам)
устанавливать контакт с клиентами;
использовать автоматизированные банковские системы при осуществлении операций по вкладам (депозитных операций);
информировать клиентов о видах и условиях депозитных операций, помогать в выборе оптимального для клиента вида депозита;
идентифицировать клиентов;
оформлять договоры банковского вклада, депозитные договоры и бухгалтерские документы;
оформлять документы по предоставлению права распоряжения вкладом на основании доверенности третьему лицу;
оформлять документы по завещательным распоряжениям вкладчиков;
открывать и закрывать лицевые счета по вкладам (депозитам);
выполнять и оформлять операции по приему дополнительных взносов во вклады и выплате части вклада;
выполнять разовые и длительные поручения вкладчиков на перечисление (перевод) денежных средств со счетов по вкладам в безналичном порядке;
зачислять суммы поступивших переводов во вклады;
осуществлять пролонгацию договора по вкладу;
исчислять и выплачивать проценты по вкладам (депозитам);
взимать плату за выполнение операций по вкладам и оказание услуг;
отражать в учете операции по вкладам (депозитам);
осуществлять внутрибанковский последующий контроль операций по вкладам;
открывать и закрывать обезличенные металлические счета в различных драгоценных металлах;
оформлять договоры обезличенного металлического счета;
оформлять документы по операциям приема и выдачи драгоценных металлов в обезличенной и физической форме по обезличенным металлическим счетам;
начислять и выплачивать проценты по обезличенным металлическим счетам;
определять размер и взыскивать комиссионные сборы и прочие вознаграждения, связанные с ведением металлических счетов;
отражать в бухгалтерском учете операции с драгоценными металлами.




1.3 Количество часов на освоение рабочей программы учебной практики:
Всего – 180 часов, в том числе:

В рамках освоения ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации - 36 часов.
В рамках освоения ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации - 36 часов.
В рамках освоения ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности – 36 часов.
В рамках освоения ПМ.05 Выполнение работ по профессии Контролер сберегательного банка – 72 часа. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

2.1 Тематический план


Код модуля
Наименование модуля
УП (часы)

1
ПМ.01
Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

36

2
ПМ.02
Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

36

3
ПМ.04
Составление и использование бухгалтерской отчетности

36

4
ПМ.05
Выполнение работ по профессии Контролер сберегательного банка

72

Итого:
180


2.2 Содержание учебной практики

Наименование
разделов
профессионального
модуля
Содержание учебного материала
учебной практики
Количество
часов


ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»


36

МДК 01.01
Практические основы бухгалтерского учета имущества организации
Содержание учебной практики



1.
Поэтапное конструирование рабочего плана счетов организации
Обработка первичных бухгалтерских документов.
Учет денежных средств в кассе.
6


2.
Проведение учета основных средств, нематериальных активов.

6


3.
Проведение учета материально-производственных запасов.
Учет финансовых вложений и ценных бумаг.
6


4.
Проведение учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
6


5.
Учет готовой продукции и ее продажи.
Учет дебиторской и кредиторской задолженности.
6


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачта
6



Всего часов
36


ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»


МДК 02.01
Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества



Содержание учебной практики

72


1.
Начисление заработной платы и определение сумм удержаний из заработной платы работников организации.

6


2.
Проведение учета уставного капитала.
Проведение учета резервного капитала и целевого финансирования.
6


3.
Проведение учета кредитов и займов.
Определение финансовых результатов деятельности организации.

6


4.
Выполнение работ по инвентаризации имущества.

6


5.
Проведение инвентаризации финансовых обязательств организации.

6


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачта
6



Всего часов
36


ПМ. 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности»


МДК 04.01
Технология составления бухгалтерской отчетности

МДК 04.02
Основы анализа бухгалтерской отчетности
Содержание учебной практики



1.
Система регулирования бухгалтерской отчетности в РФ. Определение и назначение бухгалтерской отчетности. Виды бухгалтерской отчетности. Состав отчетности и система внутренних взаимосвязей. Основные реквизиты, указываемые в формах отчетности. Состав и адреса представления бухгалтерской отчетности.
6


2.
Автоматизированные системы бухгалтерской отчетности. Ответственность за нарушение правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности. Инвентаризация всех статей баланса. Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период

6


3.
Порядок формирования данных форм №1, №2, №3, №4 и №5. Отражение условных фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности. Порядок составления налоговых деклараций. Порядок составления и представления статистической отчетности. Общий порядок составления сегментарной отчетности.
6


4.
Сущность и назначение финансовой отчетности предприятия. Анализ структуры имущества и обязательств предприятия. Анализ платежеспособности предприятия.
6


5.
Анализ финансовых результатов по данным отчетности.Факторный анализ рентабельности организации. Показатели эффективности и интенсивности использования капитала предприятия
6


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачта
6



Всего часов
36


ПМ.05 «Выполнение работ по профессии 080110.02 Контролер сберегательного банка»



ПМ.05.01 Ведение кассовых операций


МДК 05.01.01. Организация кассовой работы в банке







МДК 05.01.02. Операции с наличной иностранной валютой и чеками


Содержание учебной практики


1.
Изучение интерфейса и порядка использования специализированного программного обеспечения для совершения и оформления кассовых операций. Оформление документов на приём и выдачу наличных денег, ценностей, бланков. Проверка правильности оформления документов на приём и выдачу наличных денег, ценностей, бланков. Оформление операций по приёму /выдаче наличных денег, отражение их в бухгалтерском учёте
6


2.
Приём сумок от работников инкассации. Приём платежей от физических лиц без открытия счетов. Формирование документов по принятым платежам от физических лиц и отражение операций в бухгалтерском учёте. Формирование дела (сшива) с кассовыми документами.
6


3.
Упаковка банкнот Банка России для загрузки в программно-технические средства. Подготовка наличных денег для сдачи в учреждение Банка России. Документальное оформление получения денежной наличности в учреждении Банка России. Документальное оформление сдачи денежной наличности для зачисления на корреспондентский счет (субсчёт). Ведение книги хранилища ценностей. Открытие и закрытие хранилища ценностей.


6


4.
Изучение интерфейса и порядка использования специализированного программного обеспечения для совершения и оформления операций с наличной иностранной валютой и чеками. Приобретение навыков работы с приборами, используемыми при определении подлинности и экспертизы денежных знаков. Определение признаков подлинности денежных знаков иностранных государств, чеков, номинированных в иностранной валюте.
6


5.
Получение кассовым работником наличной иностранной валюты и бланков платежных документов в начале операционного дня. Оформление операций с наличной иностранной валютой и чеками, отражение их в бухгалтерском учёте. 6. Формирование реестров проведённых операций с наличной иностранной валютой и чеками, заполнение журнала. Отработка действий кассовых работников при получении поддельной иностранной банкноты.
6


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачта
6


Всего часов
36

ПМ.05.02 Ведение операций по банковским вкладам (депозитам)


Содержание учебной практики

МДК 05.02.01
Организация работы с банковскими вкладами (депозитами)
1.
Изучение интерфейса и порядка использования специализированного программного обеспечения для открытия банковских вкладов (депозитов).Оформление договоров банковского вклада (депозитных договоров).Оформление доверенности на распоряжение банковским вкладом, завещательного распоряжения.
6


2.
Открытие депозитного счёта физическому лицу. Документальное оформление операции по приёму денежных средств во вклад, пополнению вклада (наличными деньгами, безналичным путём). Проведение и оформление операций по начислению процентов по вкладам.
6


3.
Документальное оформление операции по переводу денежных средств со счёта по вкладу, оплате услуг по поручению клиента. Документальное оформление операции по закрытию вклада. 9. Отражение депозитных операций с физическими лицами по счетам бухгалтерского учёта.
6


4.
Документальное оформление операций по приёму в депозит денежных средств от юридического лица. Открытие депозитного счёта юридическому лицу. Документальное оформление операции по закрытию депозитного счёта юридического лица. Отражение депозитных операций юридических лиц по счетам бухгалтерского учёта.
6


5.
Открытие депозитного счёта кредитной организации. Регистрация открытых счетов в книге регистрации открытых лицевых счетов с использованием автоматизированной банковской системы. Документальное оформление операции по привлечению денежных средств на депозитные счета от кредитных организаций. Документальное оформление операции по закрытию межбанковского депозита. Отражение операций по межбанковским депозитам по счетам бухгалтерского учёта.
6


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачта
6



Всего часов
36



Всего часов ПМ.05
72

Итого
180





3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

3.1 Требования к минимальному материально техническому обеспечению
Реализация программы УП предполагает наличие лаборатории бухгалтерского учета.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
рабочие столы и стулья для обучающихся;
рабочий стол и стул для преподавателя;
доска классная;
инструктивно-методическая и нормативно-правовая документация, пакет бланкового материала для проведения практических занятий.

Технические средства обучения:
компьютеры,
мультимедиа - система дляпоказа презентаций;
калькуляторы для расчетов.

Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
Гражданский кодекс Российской Федерации, Части I и II.- М.; СПС «Консультант Плюс».
Налоговый кодекс Российской Федерации, Части I и II.- М.; СПС «Консультант Плюс».
Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (в ред. от 04.11.2014).
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998г. № 34н.
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина РФ от 24 ноября 2008 г. №106н.
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007г. № 153н.
Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 107н.
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ. 9/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999г.№ 32-н
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999г. № 3-н.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
Указание ЦБР от 27 августа 2008 г. N 2060-У «О кассовом обслуживании в учреждениях Банка России кредитных организаций и иных юридических лиц».
Богаченко В.М., Бухгалтерский учет: учебник / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. – Изд. 19-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 510 с.
Богаченко В.М., Бухгалтерский учет: практикум / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 398 с.
Кеворкова Ж.А, Сапожникова Н.Г, Савин А.А. План счетов и корреспонденция бухгалтерского учета.М.: Проспект, 2010.
Семибратова О. И. Банковское дело: учебник для образовательных учреждений НПО / О. И. Семибратова. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 219 с.
2. Каджаева М.Р.; Дубровская С.В. Банковские операции: учебник для СПО. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
Самохвалова Ю.Н. Бухгалтерский учет. Практикум: учебное пособие / Ю.Н. Самохвалова. – 5-е изд., испр. и доп. - : ФОРУМ, 2011. – 232 с.
Дополнительные источники:
Трудовой Кодекс РФ.
Журнал «Главбух».
Тавасиев А.М.; Алексеев Н.К. Банковское дело: Словарь официальных терминов с комментариями. – М.: Дашков и К, 2012. – 652 с.
Интернет ресурсы:
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация
http: // www. gks. ru
Economicus. ru экономический портал. Проект Института "Экономическая школа"
http: // economicus. ru
Бизнес_словарь
http: // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Ru
http://www.consultant.ru/ Официальный сайт компании «КонсультантПлюс»
http://e.berator.ru/ Практическая энциклопедия бухгалтера «Бератор»

Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к учебной практике является освоение умений и знаний, необходимых для получения первичных профессиональных навыков.
Проведение занятий осуществляется с применением программного обеспечения, инструктивно-методической и нормативно-правовой документация, пакета бланкового материала в учебной аудитории.
Занятия проводятся мастером производственного обучения словесно-наглядным методом в форме практических занятий (заполнение бланков документов, решение задач, выполнение заданий, разработка алгоритмов). Контрольной «точкой» освоения каждой из тем программного модуля является решение ситуационных задач. На занятиях возможно проведение мастером производственного обучения устного опроса, деловых игр.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модулей: «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации», «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации», «Составление и использование бухгалтерской отчетности» и специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), с обязательной стажировкой в профильных организациях. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Место учебной практики в структуре.
Учебная практика базируется на освоение дисциплин общепрофессионального цикла и профессиональных модулей:
Экономика организации;
Статистика;
Менеджмент;
Документационное обеспечение управления;
Правовое обеспечение профессиональной деятельности;
Финансы, денежное обращение и кредит;
Налоги и налогообложение;
Основы бухгалтерского учета;
Аудит;
Основы правового регулирования деятельности банков;
Основы бухгалтерского учёта в банках;
ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации;
ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирование имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации;
ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности;
ПМ. 05 Выполнение работ по профессии 080110.02 Контролер сберегательного банка
Изучение разделов и тем перечисленных дисциплин и модулей должно предшествовать закреплению соответствующих разделов и тем теоретического обучения на учебной практике.

Формы проведения учебной практики.
Учебная практика проводится в кабинете социально-экономических дисциплин, расположенном на территории ГПОУ «Приаргунский государственный колледж».

Место и время проведения учебной практики.
Сроки проведения практики устанавливаются образовательным учреждением в соответствии с учебным планом ОПОП СПО.







4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется руководителем практики в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися заданий, выполнения практических проверочных работ. В результате освоения  учебной практики в рамках профессиональных модулей обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме зачета/диф. зачета.

Результаты обучения (освоенные умения в рамках ВПД)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;
принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
организовывать документооборот;
разбираться в номенклатуре дел;
заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) - учетные регистры;
передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
оформлять денежные и кассовые документы;
заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;
проводить учет основных средств;
проводить учет нематериальных активов;
проводить учет долгосрочных инвестиций;
проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
проводить учет материально-производственных запасов;
проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
проводить учет готовой продукции и ее реализации;
проводить учет текущих операций и расчетов;
проводить учет труда и заработной платы;
проводить учет финансовых результатов и использования прибыли;
проводить учет собственного капитала;
проводить учет кредитов и займов;
Практическая работа под руководством наставника, оценка наставника

ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

рассчитывать заработную плату сотрудников;
определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;
определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;
определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности;
проводить учет нераспределенной прибыли;
проводить учет собственного капитала;
проводить учет уставного капитала;
проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;
проводить учет кредитов и займов;
определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;
давать характеристику имущества организации;
готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
составлять инвентаризационные описи;
проводить физический подсчет имущества;
составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
составлять акт по результатам инвентаризации;
проводить выверку финансовых обязательств;
участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
проводить инвентаризацию расчетов;
определять реальное состояние расчетов;
выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);
Практическая работа под руководством наставника, оценка наставника

ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах.
Практическая работа под руководством наставника, оценка наставника

ПМ.05 Выполнение работ по профессии 080110.02 Контролер сберегательного банка

У-1 проверять правильность оформления документов по приёму и выдаче наличных денег, ценностей и бланков;
У-2 принимать наличные деньги полисным и поштучным пересчётом с использованием технических средств;
У-3 принимать сумки с наличными деньгами от инкассаторских работников и представителей организации;
У-4 осуществлять проверку денежных знаков, выявлять сомнительные, неплатежеспособные и имеющие признаки подделки денежные знаки;
У-5 заполнять необходимые документы при выявлении сомнительных, неплатежеспособных и имеющих признаки подделки денежных знаков Банка
России;
У-6 оформлять документы по результатам экспертизы;
У-7 осуществлять выдачу наличных денег, ценностей, бланков;
У-8 заполнять кассовые документы при приёме и выдаче наличных денег, ценностей, бланков (в т.ч. средствами автоматизированных банковских систем);
У-9 осуществлять обработку, формирование и упаковку наличных денег;
У-10 получать и оформлять подкрепление операционной кассы;
У-11 подготавливать издержки денежной наличности для сдачи в учреждение Банка России и оформлять соответствующие документы;
У-12 выполнять и оформлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;
У-13 осуществлять вложение наличных денег в сумку или индивидуальное устройство для хранения, вскрывать сумки и обрабатывать изъятые из них
наличные деньги;
У-14 передавать заведующему кассой и принимать у заведующего кассой наличные деньги и сумки с денежной наличностью;
У-15 загружать в кассовые терминалы и банкоматы и изымать из них наличные деньги;
У-16 изымать из автоматического сейфа сумки с наличными деньгами;
У-17 оформлять документы на излишки недостачи при пересчёте наличных денег, изъятых из сумок;
У-18 осуществлять покупку и продажу памятных монет;
У-19 заполнять документы по операциям с памятными монетами;
У-20 осуществлять визуальный контроль, пересчёт и взвешивание слитков драгоценных металлов;
У-21 сличать данные контрольного пересчёта и с данными сопроводительных документов;
У-22 принимать и выдавать драгоценные металлы в физической форме;
У-23 заполнять документы по операциям с драгоценными металлами;
У-24 вести книгу учёта выданных и принятых ценностей;
У-25 оформлять и сдавать заведующему кассой кассовые документы по завершении операционного дня;
У-26 формировать дела (сшивы) с кассовыми документами;
У-27 проводить ревизию наличных денег;
У-28 осуществлять внутрибанковский последующий контроль кассовых операций;
У-29 обеспечивать работу обменного пункта в начале операционного дня;
У-30 определять эквивалентные суммы в национальной и иностранной валюте в соответствии с установленными курсами покупки-продажи иностранной
валюты;
У-31 идентифицировать клиента;
У-32 осуществлять и оформлять операции по покупке и продаже наличной иностранной валюты;
У-33 осуществлять и оформлять операции по размену денежных знаков иностранных государств, замене и покупке повреждённых денежных знаков
иностранных государств;
У-34 осуществлять и оформлять операции с чеками, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
У-35 принимать наличную иностранную валюту и чеки для направления на инкассо;
У-36 принимать для зачисления на счета физических лиц и выдавать со счетов физических лиц наличную валюту Российской Федерации и наличную иностранную валюту (в т.ч. с использованием платёжных карт);
У-37 принимать наличную иностранную валюту и валюту Российской Федерации для осуществления перевода из Российской Федерации по
поручению физического лица без открытия банковского счёта;
У-38 выплачивать наличную иностранную валюту и валюту Российской Федерации по переводам в Российскую Федерацию без открытия банковского
счёта в пользу физического лица;
У-39 осуществлять заключение операционного дня по операциям с наличной валютой и чеками;
У-40 отражать в бухгалтерском учёте (в т.ч. средствами автоматизированных банковских систем) приходные и расходные кассовые операции, операции с
сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками, операции с наличными деньгами при использовании
программно-технических средств, операции с памятными монетами и драгоценными металлами;
У-41 устанавливать контакт с клиентами;
У-42 использовать автоматизированные банковские системы при осуществлении операций по вкладам (депозитных операций);
У-43 информировать клиентов о видах и условиях депозитных операций, помогать в выборе оптимального для клиента вида депозита;
У-44 оформлять договоры банковского вклада, депозитные договоры и бухгалтерские документы;
У-45 оформлять документы по предоставлению права распоряжения вкладом на основании доверенности третьему лицу;
У-46 оформлять документы по завещательным распоряжениям вкладчиков;
У-47 открывать и закрывать лицевые счета по вкладам (депозитам);
У-48 выполнять и оформлять операции по приёму дополнительных взносов во вклады и выплате части вклада;
У-49 выполнять разовые и длительные поручения вкладчиков на перечисление (перевод) денежных средств со счетов по вкладам в безналичном порядке;
У-50 зачислять суммы поступивших переводов во вклады;
У-51 осуществлять пролонгацию договора по вкладу;
У-52 исчислять и выплачивать проценты по вкладам (депозитам);
У-53 взимать плату за выполнение операций по вкладам и оказание услуг;
У-54 отражать в учёте операции по вкладам (депозитам);
У-55 осуществлять внутрибанковский последующий контроль операций по вкладам;
У-56 открывать и закрывать обезличенные металлические счета в различных драгоценных металлах;
У-57 оформлять договоры обезличенного металлического счета;
У-58 оформлять документы по операциям приёма и выдачи драгоценных металлов в обезличенной и физической форме по обезличенным металлическим
счетам;
У-59 начислять и выплачивать проценты по обезличенным металлическим счетам;
У-60 определять размер и взыскивать комиссионные сборы и прочие вознаграждения, связанные с ведением металлических счетов.
Практическая работа под руководством наставника, оценка наставника


Колледж обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Итоговый контроль проводится аттестационной комиссией после обучения по программе учебной практики.
Обучение по программе учебной практики завершается промежуточной аттестацией, которую проводит мастер производственного обучения. Формы и методы текущего и итогового контроля по программе учебной практики самостоятельно определяются мастерами производственного обучения и доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев до начала проведения аттестационных работ.











13PAGE \* MERGEFORMAT141415




Заголовок 115