РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.08. ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА код профессии / специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

ГБПОУ «Сахалинский строительный техникум»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины ОП.08. ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

код профессии / специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений












Южно-Сахалинск
2015

ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
Комиссией_________________________


Протокол №___
От «___» ___________20_____г.




Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности среднего профессионального образования

22.02.06 Сварочное производство
Код, наименование профессии/специальности


Председатель предметной
(цикловой) комиссии

__________________/ _______________
Подпись ФИО
Директор ГБПОУ «СахСТ»

/ Роботень Л. М
________________/ _______________
Подпись ФИО



Составители (авторы):_______________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ
________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ


Рецензент:__________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации учебной дисциплины

13

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Техническая механика

Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области строительства при наличии среднего (полного) общего образования
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять расчеты на прочность, жесткость, устойчивость элементов сооружений;
- определять аналитическими и графическими способами усилия
опорные реакции балок, ферм, рам;
- определять усилия в стержнях ферм;
- строить эпюры нормальных напряжений, изгибающих моментов и др.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- законы механики деформируемого твердого тела, виды деформаций, основные расчеты;
- определения направлений реакций, связи;
- определение момента силы относительно точки и оси, его свойства;
- типы нагрузок и виды опорных балок, ферм, рам;
- напряжения и деформации, возникающие в строительных элементах при работе под нагрузкой;
- моменты инерции простых сечений и др.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 160 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 120 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 40 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
160

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
120

в том числе:


лабораторные работы
14

практические занятия
26




Самостоятельная работа обучающегося (всего)
40

в том числе:


Внеаудиторная самостоятельная работа для студентов представлена в виде расчетно-графических работ по В.И. Сетков. Сборник задач по технической механике. –М: Издательский центр «Академия» 2013.
40

тематика внеаудиторной самостоятельной работы
-

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Техническая механика»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

Раздел 1. Теоретическая механика




Тема 1.1. Основные понятия и аксиомы статики
Содержание учебного материала
2
2


1
2

Абсолютно твердое тело, материальная точка. Аксиомы статики.
Связи и их реакции, определения направления реакции связей, принципы освобождаемости от связей



Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил.
Содержание учебного материала
3
2


3

4
5
Система сходящихся сил. Силовой многоугольник. Геометрические и аналитические условия равновесия системы.
Методика решения задач на равновесие плоской системы
Решение задач по теме «Статика твердого тела»



Тема 1.3. Пара сил
Содержание учебного материала
2
2


6
7

Понятие пары сил. Вращающие действия пары на тело. Свойства пар.
Условия равновесия пар сил. Момент силы относительно точки и оси, его свойства.



Тема 1.4. Плоская система произвольно расположенных сил
Содержание учебного материала
2
2


8

9
Приведение системы сил к данному центру. Главный вектор или момент системы. Равновесия системы.
Типы нагрузок и виды опорных балок. Определение опорных реакций.



Тема 1.5. Центр тяжести тела
Содержание учебного материала
4
2


10

11
Центр тяжести как центр параллельных сил. Координаты центра тяжести плоской фигуры. Статический момент площади плоской фигуры.
Центры тяжести простых геометрических фигур и фигур, имеющих ось симметрии. Методика решения сложных сечений, составленных из простых геометрических фигур и сечений из стандартных профилей проката




Практические занятия
2



12
13
Определение положения центра тяжести сложных геометрических фигур, Определение положения центра тяжести сложных геометрических сечений составленных из профилей стандартного проката.



Тема 1.6. Устойчивость равновесия
Содержание учебного материала
2



14

15
Устойчивое, неустойчивое равновесие твердого тела. Условие равновесия твердого тела, имеющего неподвижную точку или ось вращения.
Условия равновесия тела, имеющего опорную плоскость. Момент опрокидывающий и момент удерживающий. Коэффициент устойчивости.

1

Тема 1.7. Основы кинематики и динамики
Содержание учебного материала
6
2


16

17

18
19
20
21
Основные положения кинематики: траектория, путь, время, скорость и ускорение.
Способы задания движения тела. Виды движения точки в зависимости от ускорения.
Динамика, основные понятия и аксиомы.
Понятие о симметрии при прямолинейном и криволинейном движении точки. Принцип Даламбера.
Работа и мощность




Практические занятия
7



22
23

24

25
26
27
28
Структурный анализ механизма
Определение параметров движения точки по заданной траектории для равномерного движения
Определение параметров движения точки по заданной траектории для равнопеременного движения
Кинематический анализ механизма
Силовой анализ механизма
Использование методов кинетостатики
Кинетостатический расчет механизмов



Самостоятельная работа

Расчетно-графическая работа по теме «Теоретическая механика. Статика»
10


Раздел 2. Сопротивление материалов




Тема 2.1 Основные положения
Содержание учебного материала
2



29
30
Упругие и пластические деформации. Нагрузки и их классификация. Основные допущения и гипотезы о свойствах материала и характере деформации. Внутренние силовые векторы. Напряжения. Метод сечений



Тема 2.2. Осевое растяжение и сжатие
Содержание учебного материала
2



31

32
Продольная сила. Гипотеза плоскостей сечения. Нормальное напряжение в поперечных сечениях. Эпюры продольных сил и нормальных напряжений. Понятие о концентрации напряжений. Принцип Сен-Венана
Продольная деформация. Закон Гука. Модули продольной упругости. Коэффициент Пуассона. Напряжение в наклонных площадях. Закон парности контактных напряжений.




Практическое занятие
6



33

34
35
36
37
38
Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений для ступенчатого вала, защемленного одним концом.
Определение абсолютного удлинения
Решение задач по теме «Растяжение , сжатие»
Решение задач по теме «Растяжение , сжатие»
Решение задач по теме «Растяжение , сжатие»
Решение задач по теме «Растяжение , сжатие»




Лабораторные работы
4



39-40
Испытание металлов на растяжение
2



41-42
Исследование свойств стали, чугуна, дерева при сжатии
2


Тема 2.3. Практические расчеты на сжатие
Содержание учебного материала
2
2


43
44
Определение, напряжение, расчетные формулы, условия расчета.
Примеры расчетов заклепочных, болтовых, сварных соединений и сопряжений на деревянных врубках по предельному состоянию.



Тема 2.4. Геометрические характеристики плоских сечений
Содержание учебного материала
2
2


45

46
Моменты инерции: осевой, полярный, центробежный. Момент инерции простейших сечений: прямоугольного, круглого, кольцевого
Зависимость между осевыми моментами инерции относительно параллельных осей. Главные центральные моменты инерции сечений. Моменты сопротивления сечений.




Практические занятия
2



47

48
Определение момента инерции сложных фигур, составленных из простейших геометрических фигур
Определение момента инерции сложных фигур, составленных из стандартных профилей проката.



Тема 2.5. Поперечный изгиб прямого бруса
Содержание учебного материала
2
1


49




50

Основные понятия и определения, дифференциальные зависимости между интенсивностью распределенной нагрузки, поперечной силой и изгибающим моментом. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Жесткость сечения. Эпюры нормальных напряжениях в поперечном сечении. Касательные напряжения. Формула Журавского.
Понятие о линейных и угловых перемещениях при прямом изгибе. Формула Мора для определения перемещения. Правило Верещагина для вычисления интеграла Мора.




Практическое занятие
3



51
52
53
Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов по длине балки
Расчет балок на прочность
Расчет балок на жесткость




Лабораторная работа
4



54-55
56-57
Определение величины нормальных напряжений,
Определение прогибов в месте приложения нагрузки



Тема 2.6. Сложное сопротивление
Содержание учебного материала
4
2


58
59
60

61
Гипотезы прочности, эквивалентные напряжения.