Методическая разработка занятия «Использование бересты в народных промыслах»


Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Детский Эколого-биологический центр
Усть-Кутского муниципального образования
Методическая разработка занятия
    «Использование бересты в народных промыслах».

Марисова Марина Петровна,
педагог дополнительного образования
г.Усть-Кут
2016г.
 Содержание:
 
Организационный момент                                                                                   
Вводная беседа, организация учащихся для изучения новой темы         
Экскурс в историю берестяных промыслов (просмотр видеофильма)   
Новый материала: заготовка бересты, инструменты и
      виды  декоративной обработки                                                                        
Инструктаж
Физкультминутка.                                                                                              
6.   Практическая работа.Выставка.                                                                                           
7.  Подведение итогов. 
8.Рефлексия.
Пояснительная записка Данное занятие проводится в соответствии с адаптированной программой «Наш соавтор –природа». Оно важно тем, что на нём обучающиеся узнают о бересте, о её свойствах и способе заготовки. Получат первоначальные умения работы с берестой, выполняя аппликацию рыбка.
 Цель: Знакомство с берестой, изготовление из бересты аппликации «Рыбка». познакомить учащихся  с художественной обработкой бересты:
с основными видами   декоративной обработки (прорезная береста,   плетение из бересты, тиснение по бересте, роспись по бересте),
формировать первоначальные умения работы с берестой:
Задачи:
развивающие:
развивать моторику рук и пальцев,
такие качества как внимание, наблюдательность, аккуратность,
развивать детскую фантазию, творческое  мышление, приемы дизайна,
воспитательные:
прививать любовь к Отчизне, родной природе, народным традициям, труду.
воспитывать чувство прекрасного,
формировать навыки самостоятельной работы.
Материально-техническое оснащение:
а) учебно-наглядные пособия:
-  набор инструментов для художественной обработки бересты;
-  фотографии готовых изделий из бересты;
-  СД-диск  «Русская береста»;
-  раздаточный материал (шаблон – орнамент чувашского узора, орнаменты    для резьбы по бересте, схема плетения из бересты, кроссворд по теме)
б) оборудование и инструменты:
-  ножницы,
линейка, карандаш,
 мультимедийный проектор;
шаблоны-рыбки, клей ПВА, салфетки, картон;
 -  заготовки из бересты.
  Ход занятия:
 I.  Организационный момент  
 II. Вводная беседа, организация учащихся для изучения новой темы
 Педагог: Ребята, мы живём в эпоху технического прогресса. Наша жизнь уже не мыслима без огромного числа механизмов, машин, технических устройств, компьютерной техники. Все это было создано и создается самим же человеком для облегчения труда и благоустройства быта.  Современная техника может многое, но не все.
Посмотрите на это изделие (на экране демонстрируется Туесок из бересты)
Что это за изделие, из какого материала сделано. Кто знает, что в старину хранили в нём наши предки? Оно вам нравится?
Бесспорно, его можно назвать произведением искусства. И это - дело рук человеческих. Ни одна машина на это не способна.
Как вы думаете, из какого материала оно выполнено,  и какая техника обработки использована? (беседа с учащимися)
Материалом для его изготовления послужила кора всем вам знакомой берёзы -береста.
А кто мне скажет, почему она белая? Верно в ней содержится вещество -бетулин.
Берестяной промысел известен на Руси издревле. Именно о нём сегодня пойдет речь у нас на занятии. Мы узнаем разные виды декоративной обработки бересты и их особенности и попробуем сами поработать с этим доступным для нас материалом.
 
III.   Экскурс в историю берестяных промыслов (просмотр видеофильма)
            Предлагаю совершить небольшую экскурсию по местам берестяного народного творчества (демонстрируется фрагмент видеофильма «Берестяные промыслы»).
IV.  Новый материал
  Педагог:
Теперь мы с вами имеем представление о берестяном промысле и его разновидностях . Думаю, что красота берестяных изделий не оставила вас равнодушными.  А ведь материал для их изготовления так прост и так доступен. Именно за свои замечательные качества и полюбили бересту народные умельцы: легкая, пластичная, гибкая, прочная, не промокаемая, устойчивая к гниению, красивая и …дешевая.
Лучшее время для заготовки бересты конец весны – начало лета. Тогда береста отделяется ровно и хорошо.Бересту нужно заготавливать со спиленных берёз, чтобы не навредить дереву.
Заготовка бересты.
На берёзе делают разрез вдоль гладкой части ствола; края разреза слегка отгибаются ножом, а затем руками вся береста снимается вокруг ствола.
   Здесь мы должны задуматься…: а не навредит ли это живому дереву?
Я сталкивалась, с разными мнениями на этот счет, но большинство берестянников уверяют, что умелые, аккуратные действия березе не навредят. Природа одарила берёзу как бы двойной корой: снимая верхний слой, другой остается невредимым и через некоторое время восстанавливает свои функции.
Но все-таки, на мой взгляд, лучше бересту собирать с деревьев, предназначенных для вырубки или уже со срубленных, тем более, что самая хорошая береста находится выше комля на некотором расстоянии от земли.
Итак, береста – вот она перед вами. Конечно,  нам не под силу создать нечто увиденное, это делали настоящие мастера своего дела. Но освоить первые приёмы работы с этим природным материалом может каждый из нас и даже сейчас на занятии.
 Береста по своим качествам бывает разная. По наблюдениям специалистов берестянников, качество ее зависит:
1)   от возраста;
2) от местности, где произрастает березка;
3) от здоровья березы.
С молодых берез (3 -4  лет) бересту не берут. На берёзах 15 – 25 лет береста тонкая, чистая и мягкая. Лучшая береста на средних берёзах, толщиной 75 – 100 см.
С берёз, растущих на слишком сырых, болотистых местах, береста получается непрочная, с шероховатостями, с множеством мелких и крупных чёрточек.
На открытых солнечных местах береста малорастяжима, непрочна.
Лучше взять бересту с умеренно влажных  и тенистых мест.

Какие технологии обработки бересты вы запомнили по фильму?
·        Тиснение бересты
·        Прорезная береста
·        Плетение из бересты
·        Роспись по бересте
 
Основными инструментами для всех видов работ с берестой являются нож-резак, ножницы, шило, тонкая деревянная лопаточка или деревянный нож.
Кроме этого для тиснения используются специальные инструменты – штампики.
А для оплетки краев пригодится инструмент – сечка, пробивающий дырки в бересте.
Для росписи набор инструментов - кисть и краски. Однако, заметим, что используется небольшое количество цветов и фон чаще всего оставляют чистым, светлым, чтобы была видна текстура бересты.
 Думаю, что настало время самим попробовать и поработать с берестой
V.  Водный инструктаж.Физкультминутка.
Техника безопасности с режущими.
 
VI. Практическая работа. Аппликация «Рыбка из бересты».
Технологическая карта.  
 Возьмите кусочек бересты, переведите на него по шаблону рыбку.
Плавнички вырежете из бересты другого цвета.
На картоне выложите будущую композицию, сделайте водоросли.
Убедившись, что композиция правильная, начинайте клеить.
Готовую работу украсьте рамкой.
VII.  Подведение итогов.ВыставкаVIII. Рефлексия.
 
Литература:
 Клыков С.С. «Работа с берестой». Архангельск, 2005 г. Федосеева В.К. «Работа с берестой». Каргополь, 2008 г. Финягин В.В.- «Изделия из бересты. Уроки ремесла». М., ACT «Астрель», 2009 г.