ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

О.Б.Гриб,
учитель русского языка и литературы МОУ лицей № 123 Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан,

ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Среди многочисленных целей обучения русскому языку в школе в разные годы на первый план выдвигались разные, однако ни одна из этих целей в полной мере не была достигнута, а русский язык по-прежнему остается одним из самых нелюбимых школьных предметов.
Вот данные, приведенные в приложении к газете «Первое сентября» - «Русский язык». Старшеклассникам нужно было назвать пять ключевых слов, с которыми у них ассоциируется русский язык как предмет изучения в школе. 79% учащихся написали слова с отрицательной оценочностью, и среди них на первом месте скука, тоска, нудно, однообразно, много правил, много исключений
Основными целями преподавания русского языка в наши дни по-прежнему являются пробуждение у учащихся осознанной любви к школьному предмету «Русский язык», воспитание культурного человека, у которого сформированы все виды компетенций: языковая, лингвистическая, коммуникативно-речевая.
Степень сформированности этих компетенций у учащихся проверяет итоговая аттестация.
Анализ результатов единого государственного экзамена по русскому языку 2010 года показал, что самой проблемной частью контрольно-измерительных материалов для экзаменуемых является часть В, она имеет самый низкий рейтинг, что, в свою очередь, позволяет сделать вывод о недостаточно сформированной лингвистической компетенции.
Под лингвистической компетенцией мы понимаем:
Знание учащихся о системе языка.
Умение применять эти знания в работе с языковым материалом.
Способность опознавать и анализировать языковые явления.
Между тем существующие УМК по русскому языку, по которым работает сегодня большинство учителей-филологов, в полной мере не соответствует заявленным целям обучения и требованиям итоговой аттестации. Дело в том, что лингвистическая компетенция учащихся на уроках формируется по схеме: изучение теории – выполнение упражнений, а ЕГЭ проверяет лингвистическую компетенцию на основе текста.
Таким образом, налицо противоречие, которое позволило сформулировать проблему: каковы пути эффективного формирования лингвистической компетенции на уроках русского языка?
Основная идея, позволяющая приблизиться к решению указанной проблемы, принадлежит Г.Г. Граник, которая утверждает, что для формирования лингвистической компетенции нужен богатый языковой материал, тексты проблемного характера и задания к ним. Автор предлагает изучать русский язык, начиная с «верхнего» уровня: так в основе курса лежит изучение синтаксиса, основанное на анализе текста. Через синтаксис предложения ученик «двигается» к морфологии, а затем к орфографии.
Цель нашей работы выявить, теоретически обосновать педагогические условия использования текста как средства эффективного формирования лингвистической компетенции школьников в процессе обучения русскому языку.
Мы считаем, что формирование лингвистической компетенции осуществляется эффективно, если в процессе обучения опирается на следующие педагогические условия: (слайд)
Обучение строится на педагогической основе;
Опирается на адекватные принципы обучения;
Используются тексты, которые конструируются в соответствии со структурными компонентами лингвистической компетенции;
Используются адекватные структуре лингвистической компетенции технологии, методы и формы обучения.
В ходе работы мы ставили перед собой следующий задачи:
Определить критерии и показатели сформированности лингвистической компетенции учащихся.
Разработать методы оценки сформированности лингвистической компетенции.
Сконструировать адекватные тексты.
На наш взгляд, содержание обучения русскому языку представляется в виде текстов, снабженных вопросами и заданиями, которые подобраны на указанных принципах:
Остановимся на некоторых из них.
- Принцип использования текста с избыточной информацией.
Лингвистический тексты, согласно этому принципу, должны быть более объемными, что обуславливается психологическими закономерностями понимания и запоминания изучаемого материала.
- Принцип проблемного построения текста.
Тексты должны быть тщательно подобраны, чтобы «зацепить» душу ученика, заставить его задуматься над морально-эстетическими проблемами. Вопросы к текстам должны позволить выявить степень восприятия содержания.
- Принцип изложения материала в образной форме предполагает «подачу» материала в эмоционально-образной форме, т.к. в этом случае он более эффективно усваивается детьми.
Так, примерами образной грамматики являются образы предложений-«гусей» и «матрешек». Эти веселые названия придуманы для сложных предложений, части которых расположены одна за другой или одна в другой.
Кроме синтаксических «гусей» и «матрешек», есть еще синтаксические «карлики» и «великаны». Введение образного понятия «опасных» и «безопасных» союзов также заинтересовывает учащихся.
- Принцип самоконтроля.
Следует разработать систему самоинструкций, которые помогут учащимся осуществить самоконтроль, т.е. «подавать» самому себе команды, устанавливать порядок действий при решении грамматических, орфографических, пунктуационных задач.


15